Файл: Основы социального государства сущность и функции государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждое государство, независимо от форм своего устройства и правления, имеет определённый круг обязанностей, играет особую роль в общественной жизни, то есть выполняет свои функции.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Главной функцией государства является обеспечение комфортного проживания в нём своих граждан. Для этого должен соблюдаться принцип – «государство для человека, а не человек для государства».
Принято выделять внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции государства
Правовая функция – принятие правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан; обеспечение правопорядка, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция – обеспечение политической стабильности, определение программно-стратегических целей и задач развития общества и их осуществление на основе экономического потенциала и всей системы ресурсов государственной власти.
Организаторская функция – упорядочивание структуры властной деятельности; разработка, принятие, контроль и корреляция решений, исполнение законов, координация деятельности институтов политической системы общества.
Экономическая функция – организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, долгосрочного планирования, программирования, регулирования влияния естественных монополий, создания стимулов для экономической активности, применение санкций.
Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества его социальных слоёв, реализации принципа социальной справедливости, защиты интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно поддерживать достойный уровень жизни (инвалиды, престарелые, матери-одиночки); страхование жизни и здоровья; развитие медицины, образования, системы общественного транспорта; удовлетворение потребности людей в работе и жилье.
Экологическая функция – гарантирование человеку и обществу здоровой среды обитания, установление и соблюдение режима природопользования.
Образовательная функция – деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качеству, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения духовных потребностей людей, формирования высокой нравственности и гражданственности, обеспечение доступности информационных ресурсов, поддержка и сотрудничество с учреждениями культуры и народного творчества.
Внешние функции государства
Функция обеспечения национальной безопасности – поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
Функция поддержания мирового порядка – участие в развитии системы международных отношений по предотвращению терроризма и локальных войн, сокращению вооружений, уничтожению химического и бактериологического оружия, в решении глобальных проблем человечества – борьбе с голодом, болезнями, нищетой, загрязнением окружающей среды.
Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и иных областях деятельности с другими государствами.
Содержание, объём и проявление функций государства обусловлены социальной структурой общества, его типом, волей правящей элиты. Практика убеждает в том, что чрезмерное вмешательство государства в процессы, присущие гражданскому обществу, стремление регулировать практически все общественные инициативы и дела отрицательно сказываются на его развитии, порождают потребительство, снижают ответственность регионов и местных властей. Роль государства, его функции должны гармонично сочетаться с гражданскими инициативами. В этом случае будет достигнута диалектическая взаимосвязь правового государства и гражданского общества с полноценной социальной ответственностью государственной власти.
ТИПЫ ГОСУДАРСТВ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Государство – явление многогранное, обладающее разнообразными чертами и признаками, что предопределяет вариативность его типологии.
Один из таких вариантов заключён в типологии государств по аналогии с типами обществ: формационный подход по К. Марксу и цивилизационный подход по А. Тойнби.
В соответствии с марксистским положением – общественно-экономическая формация представляет особую ступень развития общества и охватывает все стороны общественной жизни. В основе каждой формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, представляют сущность конкретной общественно-экономической формации с присущим ей экономическим базисом, над которым выстраивается соответствующая политико-юридическая и идеологическая надстройка. Эту надстройку и представляет государство. Экономическая структура общества каждой исторической эпохи образует ту основу, которой объясняется вся надстройка политических, правовых и иных учреждений. Отсюда производный характер государства от общественно-экономического
строя.
Согласно марксистскому подходу выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. В соответствии с этим подходом выстраивалась типология государств, минуя первобытнообщинный. Однако формационный подход не мог объяснить, почему разные народы, начав с первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказывались на разных стадиях развития и пошли разными путями в государствообразовании.
Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространённых и признанных научным сообществом типологическим обоснованием является цивилизационный подход английского историка А. Тойнби (1889-1975 гг.). Он развил и конкретизировал понятие цивилизации (лат. civilis – гражданский, государственный).
Цивилизационный подход трактовал цивилизацию как замкнутое состояние общества, отличающееся общностью культурных, географических, религиозных, экономических и иных факторов. Культурный элемент представляет сущность цивилизации, в сравнении с ним экономический и, тем более, политический отходят на второй план. А. Тойнби остановился на 21 цивилизации, хотя первоначально выделял больше ста, и разделил их на первичные и вторичные.
Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Государства в первичных цивилизациях являются частью базиса, а не только надстройки, что объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы жизни общества. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнегреческую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую и другие. Государства вторичной цивилизации не представляют базисный элемент и не входят в культурно-религиозный комплекс. В среду вторичных цивилизаций входят западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и другие. А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации можно выстроить соответствующие типы государств, однако саму типологию он не теоретизировал. Его заслугой является представление научному сообществу цивилизационного подхода как методологического инструмента познания общественного развития.
Типология государств по политическому режиму
Осуществление государственного управления требует определённого механизма властвования. Механизмом государственного властвования является политический режим в стране. Мировая история знает три формы политического режима – демократическую, авторитарную и тоталитарную. В ряде теоретических источников употребляются понятия демократических и недемократических политических режимов и их разновидности.
В соответствии с политическим режимом выделяются следующие типы государств:
Демократический политический режим: тип государства: | Недемократический политический режим: тип государства: |
Социал-демократический Либерально-демократический Парламентский | Анархический Аристократический Олигархический Авторитарный Деспотический Монархический Тиранический Тоталитарный |
Западноевропейская и американская наука выделяют два типа государственности – демократию и автократию.
Демократия (греч. demos – народ, krator – власть, мироуправство) – форма государственного правления, устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные признаки демократии: власть большинства, равноправие граждан, защищённость их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства и представительных органов. Различают демократию непосредственную – основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов (Швейцария) и представительную – решения принимаются выборными органами: Россия, Франция, Италия, Греция, Болгария, США, Аргентина и многие другие государства.
Автократия (греч. autokrator – самовластный, имеющий неограниченное право) – форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного или нескольких лиц: деспотии Древнего Востока, абсолютные монархии, империи.
Американский социолог Р. Макайвер (1882-1970 гг.) делил все государства на два типа:
династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения;
демократические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.
В первую группу Макайвер включал «классово контролируемые государства» (империи), а также псевдодемократические государства, в которых правительство образуется привилегированной частью общества. Ко второй группе он относил те современные государства, в которых отношения между властью и гражданами строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где государство обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание.
ИТАК, тип государства отражает суть его деятельности, суть властвования.
В соответствии с типом государства осуществляется его предметная направленность на решение социальных проблем общества: имеет ли оно закреплённую законом социальную обязанность и в какой мере несёт за неё ответственность перед населением.