Файл: Отчет о прохождении учебной практики технологическая (проектнотехнологическая) практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагог-психолог имеет право: знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности; носить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями; запрашивать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач. Педагог-психолог несет ответственность: За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации; За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения; За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Далее я изучала должностную инструкцию воспитателя в ДОУ. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске. Воспитатель должен быть знаком с Законами РФ в части трудового и гражданского права; приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом; правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.); основами детской психологии и педагогическими подходами; правами детей; правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой; предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами; Различными развивающими методиками; Правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов: Воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями; проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами, обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории; заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости; обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой, проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей; правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп; рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях.


Начало обучения детей в школе – интересный, но трудный период, как для первоклассников, так и их родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка, возрастают требования к нему, появляются новые обязанности. От того, насколько успешно прошла адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость и даже здоровье.

Адаптация ребёнка к школе – это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности. При поступлении в школу ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Появляется новая социальная группа сверстников – класс, в которой нужно научиться общаться и взаимодействовать. Теперь необходимо выполнять множество новых правил и задач: на уроках – спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут подряд, на переменах – соблюдать дисциплину, а приходя из школы – делать домашние задания. Данный период совпадает еще и с кризисом 7 лет, поэтому ребенку требуются дополнительные силы, чтобы привыкнуть к изменениям, происходящим в его жизни. Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной жизни. Это может проявляться в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях, частых перепадах настроения, появлении агрессии и нежелания ходить в школу.

Можно выделить три вида адаптации: психологическую, социальную и физиологическую. Психологическая адаптация связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния.

Социальная адаптация связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями. Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане: новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе. В этой статье мы дадим несколько советов родителям, которые, надеемся, облегчат процесс адаптации ребенка к школе.

Для того, чтобы помочь ребенку привыкнуть к школе в будущем, нужно:

Выработать правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.



Постараться организовать прогулки не менее двух часов в день.

Оборудовать первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.

Следить за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.

Исключить занятия, истощающие нервную систему (компьютерные игры и телевизор).

Заранее прививать малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:

Нужно помочь ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводить в пример других детей, а акцентировать внимание на его собственных достижениях. Создать психологически благоприятную атмосферу в семье, избегая конфликтов, дополнительных стрессов.

Только спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно.

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

Положительная адаптация наблюдается, тогда, когда у ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом: он правильно реагирует на требования, выполняет их; успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи; ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен; отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в группе.

Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к ДОУ. Хорошо справляется с материалом, когда воспитатель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с воспитателем и многими ребятами. Адаптация занимает около 6 месяцев учебное полугодие.

Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к Садику. Ребенок постоянно отвлекается, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одногруппниками, нет друзей в классном коллективе.


Для того, чтобы период адаптации к дошкольному учреждению проходил более плавно, можно использовать различные игровые сценарии.

Например, рассмотрим пошаговый план адаптации в ДОУ.

Целью данного плана является создание психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию путем взаимодействия детского сада и семьи.

Соответственно, задачи:

- помочь детям дошкольного возраста преодолеть стрессовое состояние в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению;

- сформировать у детей дошкольного возраста навыки эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми и сверстниками;

- познакомить семьи воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием дошкольной образовательной организации;

- оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям в вопросах воспитания, развития и адаптации детей дошкольного возраста;

- оказать помощь воспитателям в структурировании своих знаний по облегчению адаптационного периода у детей к условиям дошкольной образовательной организации.

Рассмотрим конкретные действия, направленные на достижение поставленной цели (см. таблицу 1).

Период

С детьми

С педагогами

С родителями

Первый месяц

1.Первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. 2.Оформление листов адаптации. 3.Занятия по адаптации с детским коллективом

1.Консультация для воспитателей: «Первые дни ребенка в детском саду». 2.Индивидуальные беседы и консультации с педагогами (по запросу). 3.Групповая консультация для воспитателей: «Особенности адаптации детей к ДОУ».

Оформление памяток для родителей: - «Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад»; - «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома».

Консультация «Ребёнок идёт в д/с. Проблемы адаптации детей к д /с»

Индивидуальные консультации и беседы с родителями (по запросу).

Второй месяц

Контрольная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Консультация для воспитателей: «Игры с детьми в адаптационный период».

Индивидуальные беседы и консультации с педагогами (по запросу).

Педагогические беседы: «Как помочь ребёнку легко адаптироваться к детскому саду».

Выставка поделок и природного материала «Осенняя мозаика» Книжка - передвижка: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

Третий месяц

Подготовка заключения по адаптации детей к ДОУ

Выступление на педсовете «Анализ адаптации детей к условиям ДОУ»

Беседа: «Агрессивное поведение детей» Родительское собрание:«Детский сад не заменит семью» Праздник, посвященный дню матери (изготовление подарков мамам)


Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей пришедших в детский сад. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего и дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Следующий важный момент – анализ конкретных сценариев работы с детьми.

Например, сценарий «Лисичка со скалочкой», предусматривающий влияние на формирование положительной я-концепции, уверенности в себе, открытости к конструктивному общению со сверстниками и взрослыми; базовые параметры нейропсихологической готовности и зрелости (сформированность произвольной регуляции психических функций, слухового и зрительного восприятия, пространственных и зрительно-пространственных представлений); эмоционально-личностные параметры готовности, проявляющиеся в преобладании позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам, жизнедеятельности.

Ход проведения занятия делится на несколько этапов: вводный, основную часть и заключительную часть.

Вводная часть направлена на объединение, сплочение детей группы.
Основная часть связана с использованием мультимедийного оборудования. На данном этапе воспитатель показывает картинки, а дети стараются отгадать, кто на них изображен. Затем воспитатель уже самостоятельно загадывает загадки детям, при этом использует подсказки (игрушки). Затем предлагается игра "Перепутанные сказки" (Детям предлагается выбрать из многообразия персонажей нужных для составления сказки (если детям тяжело, они могут обратиться к иллюстрации- подсказке). Определить последовательность, прикрутить крышечки на места и рассказать сказку).

Игровая форма в большей степени позволяет привлечь внимание детей, заинтересовать их.

Заключительная часть – это подведение итогов с детьми, опрос об отношении к игровому мероприятию.

Рассмотрим второй сценарий для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Ходит осень по дорожкам…». Он выбран неслучайно, поскольку развитие речи является непременным условием развития личности.