ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата : 09.03.23 Предмет : музыка Класс: 5 Учитель Кариева А.Т.
Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».
Тип урока: Открытие нового знания.
Форма урока: Урок-путешествие.
Оборудование к уроку: тесты.
Цель: сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Людмила».
Задачи: 1.Предметные:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;
- выражать своё отношение к искусству;
- оценивать художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- создавать эскиз – иллюстрацию к произведению.
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
2. Метапредметные: - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;
-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Личностные:
-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Прогнозируемые результаты:
-
У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
а) личностные: ученик формирует целостный взгляд на мир, отношения к Добру и Злу; формирует этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;развивает образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
б) регулятивные: анализирует и оценивает свою деятельность; осознает качество и уровень усвоения;выделяет и осознает то, что уже усвоено; осознает качество и уровень усвоения. проводит интонационно-образный
анализ музыкальных произведений, обобщает, формулирует выводы.
в) коммуникативные: проявляет сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности; умеет выражать своё отношение, учитывать разные мнения.
г)познавательные умеет выявлять взаимосвязь музыки и литературы в опере; закрепляет понятия: опера, ария, солист, увертюра;
- умеет структурировать знания, умения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
Характеристика учебной деятельности: понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; находить параллели между музыкой и литературой, участвовать в коллективной исполнительской деятельности;обогащать словарь эмоций.
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, изобразительное искусство, театр.
Методы:Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный, наглядный.Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Ход урока
I Организационная часть урока Приветствие Проверка готовности к уроку
II Актуализация опорных знаний и умений
III Постановка учебной проблемы
IV Формулирование учебной проблемы; планирование действий
V Открытие нового знания
VI Первичная проверка понимания
VII Применение новых знаний
VIII Рефлексия учебной деятельности
Технологическая карта
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания | |
действия учителя | действия учеников | | |
I Организационная часть урока | Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас хорошее, все готовы к уроку. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Песни, звуки инструментов – всё для Вас! Пожелаем всем удачи, за работу! В добрый час! | -Проверяют готовность к уроку. | Личностные: Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. |
IIАктуализация опорных знаний и умений | Вокально – хоровая работа. Проверка домашнего задания: исполнение песни наизусть. 3.III этап работы над песней - выразительное исполнение индивидуально и по группам. 4. Осмысление связей между литературой, театром, музыкой: - Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный. Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки (загадывает загадки о композиторе, дуэте, дирижере, балете, опере). - Что такое музыкальный театр? | - Распеваются. Исполняют песню индивидуально и по группам. - Дети вступают в диалог с учителем. - - Мотивируются на активную деятельность, заинтерисовываются.- - Отгадывают загадки. - Выполняют задания мотивационной работы (составляют понятие и представление о музыкальном театре) - Отвечают на вопросы учителя | Личностные: развитие творческих способностей. Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости. |
III Постановка учебной проблемы | Формирует умение целеполагания, способность учащихся определять цели и задачи урока: - Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о театре музыкальном и тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера». Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой? - Итак, я приглашаю вас в театр | - Записывают тему урока в тетради. - Отвечают на вопросы для формирования целеполагания: - «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока», - «Какие вопросы касаются темы оперной музыки и могут войти в план урока?» - «Какие виды искусства объединяет опера?» | Регулятивные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. |
IV Формулирование учебной проблемы, планирование действий | - «Все ли вы знаете о жанре опера?» - Рассказ-беседа учителя об истории возникновения оперного жанра (на экране презентация). - «А на какой спектакль мы сегодня отправимся, узнаем, прослушав фрагменты исполнения главных героев оперы!». - звучат фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». - «Мы сегодня в гостях у М. И. Глинки на опере «Руслан и Людмила». - Итак, перед вами лежит книжечка с кратким содержанием сюжета оперы, как называется эта книжечка? (либретто) - Просмотрите ее. Что вы можете узнать из нее об опере? | - Слушают и отвечают на вопросы в ходе рассказа учителя. - слушают музыкальные фрагменты; отвечают на вопросы учителя; - -участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы; - сравнивают варианты ответов, делают выводы; -анализируют музыкальные фрагменты; - отвечают на вопрос учителя, анализируют предложенный им материал, делают выводы о том: из чего состоит опера и как она создается первоначально. | Регулятивные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. |
V Открытие нового знания | Организует работу с понятиями( либретто, опера, ария, речитатив, ансамбль, действие, картина, сцена, оркестр): - На примере прослушивания музыкальных фрагментов из оперы, дают музыкальную характеристику героям оперы, музыкальными средствами выразительности, создают представление о новых средствах муз. выразительности. - Работа с таблицей | - выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в заданной таблице; | Личностные: формирование уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности. Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. |
VI Первичная проверка понимания | - А сейчас давайте себя проверим, как мы ориентируемся в опере. | - Работают в малых группах над таблицей; - проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. - Выполняют тест на подготовленных листах
| Личностные: развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки. Коммуникативные: выражать своё отношение, учитывать разные мнения. |
VII Применение новых знаний | - Проверяем тест. Сами ставим себе отметку в задании с музыкальными понятиями теста. | Делают вывод. Проверяют тест. Оценивают свои знания. | Личностные: получают удовлетворённость, эмоциональный отклик .Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости, выражать своё отношение, учитывать разные мнения. |
VIII Рефлексия учебной деятельности | - Делаем вывод. Удалось ли нам сегодня на уроке достичь цели? - Что еще вы бы хотели узнать об этом жанре? Формирование и обсуждение домашнего задания. -Сможем ли мы выполнить очень творческое домашнее здание по теме урока? Создать собственное либретто к опере на выбранный вами литературный сюжет. | - Оценка, самооценка своих знаний, эмоций и чувств, определяют область непознанного. - Уточняют и обсуждают выполнение домашнего задания. | Личностные: Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки. Познавательные: понимание особенностей музыкального театра; степень сформированности представлении об особенностях построения оперы. |