Файл: Технологии проблемного обучения на уроках английского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пример:

Я задаю вопрос: В каких типах предложений мы используем some/any? Далее записываю примеры на доске.

There are some cushions on the sofa.

There isn't any books in the room.

Is there any chairs in the room?

Обучающиеся выводят правило:

We use some in affirmative.

We use any in negative and questions

При работе с лексикой я использую прием "ментальные карта". На доске пишу ключевое слово по теме или саму тему урока и от этого слова рисую стрелки, под которыми оформляю ячейки для записи слов по теме. Суть проблемного задания в том, чтобы обучающиеся записали слова, которые они помнят по данной теме. Данное задание активизирует раннее изученные слова и готовит к предстоящему восприятию новой информации. Также такое графическое представление слов потом будет мотивировать обучающихся выучить новые слова.

К заданиям проблемного обучения относятся следующие задания: на поиск синонимов, антонимов, на продолжение фразы, на составление предложений. После прочтения диалога или текста, обучающимся предлагается найти синонимы к данным слова: big, intelligent, to look around, quick. Таким образом, процесс запоминания происходит не через повторение слов, а через активную мыслительную деятельность.

Например, после прочтения текста предлагается закончить предложения:

a) The men hide ...

b) Alex and professor saw ...

c) Professor found ...

Чтение

При выполнении заданий по поисковому чтению, обучающимся предлагается прочитать диалог и выбрать одну из двух фотографий, соответствующих описанию. В этой проблемной ситуации обучающиеся тренируют умение находить нужную информацию, сопоставлять ее с заданием и делать выводы для выбора правильного ответа.

Говорение

На уроках я использую метод дискуссий. Обучающиеся делятся на группы, В каждой группе распределяются роли между участниками, дается тема для обсуждения, затем нужно обсудить и записать свои аргументы "за и против". Далее проходит выступление каждой группы и представление своих аргументов.

Игра "Find a person"

Обучающиеся переписывают таблицу в тетрадь и в процессе работы с одногруппниками должны ее заполнить. Они задают вопросы друг другу и выясняют где был каждый в определенный момент в прошлом. Они пишут имя соответствующего студента или студентов напротив вопроса. Данное игровое упражнение позволяет потренировать коммуникативные навыки, вспомнить построения вопросов с глаголом was/ were в прошедшем времени и создать ситуацию взаимодействия в группе. После записи я прошу обучающихся составить утверждения об одногруппниках. Проверка правильности решения проблемы (правильно сформулированные вопросы и ответы) оцениваются преподавателем в процессе и после окончания задания.


Find a person

Name

who was in the park yesterday.




... was at the cafe two days ago.




... was at the cinema yesterday.




... was at the concert last weekend.




... was at the swimming pool yesterday.




.. wasn't at school yesterday.






Проблемное обучение на уроках английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между преподавателем и студентом, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.
Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль какпреподавателя. Оно вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.
В конечном итоге проблемное обучение стимулирует личностную активность обучающихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость обучающихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.
Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и обучающимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят студентов к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.


Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Хотелось бы использовать информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Аутентичные материалы, найденные обучающимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования.

Таким образом, проблемное обучение учит добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь». Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит студента в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда.
Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение студентов. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют обучающихся мыслить, искать совместно с преподавателем ответы на сложные жизненные вопросы.