|
|
| автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования Центросоюза Российской Федерации
«Сибирский университет потребительской кооперации»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
______ Чистякова О.А. 27.05.2020 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
|
|
|
|
|
| Направленность (профиль): Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Программа академического бакалавриата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа практики Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2015 № 1327.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чистякова О.А, канд. экон. наук, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карпутова И.Г., канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
|
|
на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, протокол от 27.05.2020 г. № 9.
|
|
1. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМА (ФОРМЫ) ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
Вид практики – производственная
Тип – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Способ проведения практики – стационарная, выездная.
Форма (формы) - форма проведения практики – дискретно: по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида практики.
|
|
|
|
|
|
|
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
|
|
|
Цель - приобретение практических и профессиональных навыков самостоятельной работы по различным направлениям деятельности в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, сбор и систематизация материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.
Задачи практики:
в области аналитической, научно-исследовательской деятельности:
- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплинам, формирующим профиль бакалавра экономики;
- приобретение практических навыков по методике и технике экономического анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности производственных предприятий, организаций торговли, общественного питания, организаций других сфер деятельности в реальных условиях профессиональной деятельности;
- сбор фактического материала, проведение аналитического исследования в соответствии с заданием по теме выпускной квалификационной работы (ВКР);
- построение теоретических и экономических моделей для проведения исследования;
- анализ и интерпретация экономических показателей объекта наблюдения выпускной квалификационной работы;
- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования, мониторинга;
- подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов.
в области учетной деятельности:
- документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;
- ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
-проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- составление и использование бухгалтерской отчетности;
- осуществление налогового учета и налогового планирования в организации.
|
|
|
|
|
|
|
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
| Результаты освоения ООП: код и формулировка компетенции (в соответствии с учебным планом) или ее части
| Планируемые результаты обучения: знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы
| П-4-способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
| Знания (З): методов сбора и анализа исходной информации для построения стандартных теоретических и эконометрических моделей
| Умения (У): устанавливать причинно-следственные связи внутри изучаемых экономических процессов и явлений
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): построения стандартных моделей описания экономических процессов и явлений и интерпретации полученных результатов
| ПК-5- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
| Знания (З): методов анализа, получения и сбора необходимой финансовой, бухгалтерской и иной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных форм собственности
| Умения (У): использовать полученную информацию для принятия управленческих решений с целью повышения эффективности деятельности предприятий и организаций
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации с целью принятия управленческих решений
| ПК-6- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономиче
| ких показателей
Знания (З): методов анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики
| Умения (У): проводить анализ финансовой отчетности данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): владения методами оценки и планирования деятельности предприятии, выявления тенденций изменения их социально-экономических показателей
| ПК-7 - способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
| Знания (З): источников отечественной и зарубежной информации
| Умения (У): подготавливать на основе полученной информации аналитический отчет
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): поиска и анализа необходимой информации
| ПК-8 - способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современны
| технические средства и информационные технологии
Знания (З): современных технических средств и информационных технологий для решения аналитических и исследовательских задач
| Умения (У): использовать полученные результаты в целях обоснования планов и управленческих решений с применением современных технических средств и информационных технологий
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): владения методами обоснования управленческих решений и организации их выполнения с применением современных технических средств и информационных технологий
| ПК-14 - способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки
| Знания (З): порядка составления и заполнения первичной учетной документации по оформлению хозяйственных операций и порядок формирован
| Умения (У): разрабатывать и заполнять формы первичной и сводной учетной документации организации, вести синтетический и аналитический учет хозяйственных операций на основе разработанного рабочего плана счетов
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): осуществления сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации
| ПК-15 - способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации
| Знания (З): порядка формирования бухгалтерских проводок по учету источников формирования имущества организации и результатам инвентаризации
| Умения (У): разрабатывать и заполнять формы первичной и свободной учетной документации, формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества, финансовых обязательств и результатов инвентаризации
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): сбора, регистрации и обобщения информации об источниках имущества, финансовых обязательствах организации и результатах инвентаризации
| ПК-16 - способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные ф
| нды
Знания (З): порядка начисления и перечисления налогов и сборов в бюджет и страховых взносов во внебюджетные фонды
| Умения (У): оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов, сборов и страховых взносов
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): учета начисления налогов, сборов и страховых взносов организации, а также их перечисления
| ПК-17 - способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации
| Знания (З): порядка формирования и учета результатов хозяйственной деятельности за отчетный период, технику составления бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности
| Умения (У): отражать результаты хозяйственной деятельности, формировать бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): бухгалтерского учета финансовых результатов за отчетный период и применения методики составления форм бухгалтерской и статистической отчетности, а также налоговых деклараций
| ПК-18 - способностью организовывать и осуществлять налоговый уче
| и налоговое планирование организации
Знания (З): порядка налогового учета и планирования доходов, расходов и хозяйственных операций при применении различных систем налогообложения
| Умения (У): отражать в налоговом учете доходы и расходы субъектов предпринимательства, рассчитывать суммы налога, подлежащие уплате при применении различных систем налогообложения
| Навыки / опыт деятельности (Н/О): организации налогового учета и налогового планирования
|
|
|
|
|
|
|
4. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
|
|
|
|
|
|
Обучающиеся очной формы выходят на практику в 4 семестре, обучающиеся заочной формы – на 2 курсе.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплин: История, Иностранный язык, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура и спорт, Культура речи и деловое общение, Социология, Психология, Информационные технологии, Математический анализ, Линейная алгебра, История экономики, Микроэкономика, Общая физическая подготовка, История и теоретические основы кооперации, Основы государственного устройства, Проблемы защиты прав потребителей, Теория вероятностей и математическая статистика, Макроэкономика, Маркетинг, Менеджмент, Статистика, Эконометрика, Бухгалтерский учет и анализ на предприятии, Основы финансового анализа и планирования деятельности организаций, Теоретические основы финансового анализа и менеджмента на предприятии, Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, Аудит, а также в процессе прохождения практик: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Практика предшествует изучению дисциплин базовой/вариативной части ООП, а именно: Информационные системы в экономике, Экономика труда, Мировая экономика и международные экономические отношения, Институциональная экономика, Деньги, кредит, банки, Финансы государства, учреждений и предприятий, Бухгалтерские информационные системы, Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, Аудит, Бухгалтерский финансовый учет и отчетность, Бухгалтерское дело, Математические методы в экономике, Методы оптимальных решений в экономике Налоги и налогообложение, Анализ финансовой отчетности, Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету, Бюджетный учет, Анализ и прогнозирование банкротства, Управленческий анализ в отраслях, Особенности учета в торговле и общественном питании, Учет затрат, калькулирование, бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы, Международные стандарты финансовой отчетности, Учет внешнеэкономической деятельности, История бухгалтерского учета, Бухгалтерский учет в потребительской кооперации, Учет на предприятиях малого (среднего) бизнеса а также Научно-исследовательская работа, Преддипломная практика.
|
|
|
|
|
|
|
5. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В НЕДЕЛЯХ ЛИБО В АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСАХ
|
|
|
|
|
|
|
Продолжительность практики недель - 2 (дней - 12). Общая трудоемкость практики составляет 3 з. е., 108 час.
|
|
|
|
|
|
|
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ График (план) прохождения практики
№
| Наименование
разделов (этапов) практики
| Виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся
| Кол-во дней
| Форма текущего/ промежуточного
контроля
| 1
| Организационно - подготовительный
| Знакомство с предприятием, инструктаж по технике безопасности;
Четкое обоснование актуальности практики;
Грамотная формулировка цели и задач практики;
Составление плана практики;
Описание основных источников информации об организации, условиях ее функционирования или источников информации по исследуемой проблеме;
Сбор статистической и бухгалтерской информации (отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс и т.д.), необходимой для подготовки ВКР
| 2
| Проверка дневника, отчета. Собеседование
| 2
| Учетно-аналитический
| Изучение объектов бухгалтерского учета:
- учет имущества;
- учет денежных средств;
- учет обязательств и расчетов;
- учет расчетов с персоналом по оплате труда;
- учет расходов и доходов;
- учет капитала и финансовых результатов;
- бухгалтерская финансовая отчетность.
Изучение соответствующего участка учета, сбор первичных учетных документов и учетных регистров, обобщение и описание собранной информации.
Анализ основных показателей деятельности предприятия по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием положительных и отрицательных сторон деятельности предприятия
| 8
| Проверка дневника, отчета. Собеседование
| 3
| Отчетный
| Выработка на основе проведенного исследования выводов и предложений;
Подготовка отчетной документации по итогам практики;
Оформление отчета по практике,
Проставление подписей и печатей в дневнике и отзыве
Сдача отчета на кафедру;
Защита отчета
| 2
| Проверка отчёта, отзыв руководителя от организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
|
|
|
|
|
|
|
Практика проводится, в организациях - базах практик, деятельность которых отражает специфику подготовки обучающихся в области профессиональной деятельности.
В качестве баз практики могут выступать крупные предприятия торговли и общественного питания, производственные предприятия, страховые организации, налоговые инспекции, агентства недвижимости, банки, деятельность которых организована на высоком уровне, в соответствии с современными тенденциями в данной сфере бизнеса.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
Во время прохождения практики обучающемуся обеспечивается свободный доступ к материально-технической базе и информационной системе предприятия.
12. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
|
|
|
|
|
|
|
Организация и руководство практикой осуществляется на основе «Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в Сибирском университете потребительской кооперации» от 26 июня 2017 г.
Методическое руководство и контроль прохождения практики осуществляет кафедра экономики.
Распределение обучающихся по предприятиям - базам практики выполняет отдел практической подготовки и содействия трудоустройству.
Руководство практикой от университета осуществляют преподаватели выпускающей кафедры, руководство от базы практики осуществляют ведущие специалисты предприятия.
Руководители практикой от кафедры и руководители от баз практики составляют совместный рабочий график (план) проведения практики (Приложение 4).
До начала практики отдел практической подготовки и содействия трудоустройству при участии руководителя от кафедры проводит организационный инструктаж. В процессе инструктажа обучающимся выдаются дневники, договоры или направления для практики, отзыв руководителя практики от организации; проверяется допуск обучающихся к практике; доводится информация о программе практики, разъясняются цели и задачи практики, порядок ее прохождения; требования к отчетности, порядок защиты отчета; критерии оценивания результатов прохождения практики. Руководитель практики от кафедры выдает обучающемуся индивидуальное задание (Приложение 2).
Отзыв руководителя практики от организации обозначен в приложении 3. Направление обучающихся на практику проводится на основании приказа ректора университета с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики. Обучающийся имеет право на закрепление в качестве базы практики предприятия, на котором он работает, если выполняемые им трудовые функции соответствуют содержанию практики.
Условиями допуска обучающегося к преддипломной практике служат: - освоение предшествующей части основной образовательной программы; - договор о сотрудничестве с профильной организацией по практике обучающихся / письмо-направление на практику.
|
|
|
|
|
|
|
13. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИКИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Выполнение заданий практики обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся, рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программе реабилитации, относительно рекомендованных условий и видов труда.
При направлении обучающегося с ОВЗ в профильную организацию для прохождения предусмотренной учебным планом практики, университет согласовывает с организацией (Совместный рабочий график (план)) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы. При необходимости для прохождения практики могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости, для обучающихся с ОВЗ могут быть созданы условия для прохождения практики по месту обучения – в профильном структурном подразделении университета: центре, отделе, управлении и др.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|