Файл: Билеты по Философии Билет 1 Сущность и специфика философского знания. Философия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Материя. Атрибуты. Сущность.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее. Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. (Сущностью воды является соединения водорода и кислорода). Одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т.д.) Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познаётся в мышлении. Итак, сущность – это внутренне, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.
Билет №14
-
Идея гуманизма и натурфилафилософии в эпоху возрождения
Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:
● признание человека в качестве высшей ценности
● повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума
● воспевание красоты человеческого тела
● внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека
Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:
● пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога
● идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком
● гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия
● качественная интерпретация природы
-
Материя. Атрибуты. Явление.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное св-во и т.д.
Билет №15
-
Философия Платона
Платон (427-347 до н.э.): Платон: выделяет 2 мира: мир воспринимаемый и мир идей. П. считается основателем объективного идеализма. Мир идей представляет собой истинное бытие. истинное значение дает только мышление. Мышление - независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс восприятия. Чувственное восприятие лишь мнение о вещах. П. делил людей 3 класса: 1 - правители 2 - воины 3 - торговцы. Государство должно охранять людей, осуществлять снабжение всех членов общества, необходимым и руководить деятельностью. 1 класс мудрость 2- мужество 3 - умеренность. П. считал, что частная собственность и семья подрывают условие идеального общества, он мыслит избавить общество от эгоизма. у всех должно быть одинаковым и общим в пределах сословий.
-
Проблема бытия философии. Философское понимание материи.
Категория «бытие», ее смысл и специфика
Важнейшая проблема всей, в том числе и новейшей философии, есть проблема отношения человека к миру, мышления к бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. Бытие выражает сущность и способ философствования. Ни одна философская система не может не рассмотреть или высказать в явной или неявной форме свое отношение к бытию.
Бытие (лат. esse - быть, есть, существовать) одно из центральных понятий философии. Оно было введено в философию древнегреческими мыслителями Ксенофаном (570 – около 478 до н.э.), Парменидом (540/515 – около 480 до н.э.) и Гераклитом (около 540 – 475 до н.э.).
Для Ксенофана «бог сросся со всем», «существо божье шарообразно», «все это неизменно, неподвижно». Ученик Ксенофана Парменид, вслед за своим учителем считал бытие неизменным, единым, неподвижным, шарообразным. Однако Парменид оперирует не только понятием бытия (сущего), но и понятием небытия (не-сущего). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытие не существует. Бытие плотно примыкает к бытию, а следовательно, пустота невозможна.
По Гераклиту бытие –это непрерывно становящееся, вечно текущее явление, находящееся во внутренней противоречивости.
В последствии идеи ранних древнегреческих мыслителей так или иначе находили свое отражение и развитие в работах Платона, Аристотеля, в средневековой христианской философии, в идеях эпохи Возрождения, в Новое время в работах Декарта. Лейбница, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Фейербаха, затем в работах современных философов.
Так, в философии Платона выделяется два вида бытия: истинное бытие – мир идей и не истинное бытие – мир приходящих вещей. Кроме этого у него намечается учение об абсолютном «едином» Бытии, превосходящем идеальное и материальное бытие. Сложную и противоречивую концепцию Бытия представил Аристотель. У него бытие представлено в четырех смыслах: 1) материальная вещь или ее части; 2) существенный для нее принцип; 3) совокупность частей в вещи, организованной по этому принципу; 4) форма вещи, актуально ее организующая. Согласно Аристотелю, с одной стороны, Бытие – это единство вещи и формы, а, с другой стороны – Бытие – это Перводвигатель, самосозидающий божественный ум, нематериальная форма форм. В Средние века философия различала два рода бытии; истинное бытие – Бог – творец и неистинное, сотворенное бытие («тварный» мир вещей, растений, животных, людей). Философия Нового времени рассматривает бытие с противоположных позиций. Для философов-материалистов бытие – это материальный мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от лат. substantia – сущность, основа) как ее сущность. Идеалистическая позиция четко выражена в немецкой классической философии: бытие – это обобщенной смысл существующего. Г. Гегель говорил, что бытие есть первое и чистое понятие абсолютной мысли.
Бытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок. Итак, по способу существования бытие представляет собой два вида реальности: объективную (материальную) реальность и реальность субъективную (психическую),т.е мир сознания.
Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее подробный анализ, отметим основные формы бытия:
1.Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на «первую природу»; б) на «вторую природу» - вещи произведенные человеком.
2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.
3. Бытие духовное (идеальное). Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Духовное бытие невозможно без материальных носителей. Оно существует в виде процессов и явлений индивидуального сознания, работы мозга, нервной системы, всего человеческого организма. Индивидуализированное духовное - это прежде всего самосознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Духовное бытие реализуется через формы общественного сознания, в частности через философию, мораль, политику. Отдельные фрагменты духовного бытия: идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки - способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени. Духовное бытие может выступать и в качестве бессознательного, которое имеет сложную недостаточно исследованную сущность.
4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. Здесь переплетены материальное и идеальное, первая и вторая природа.
5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой искусственную, синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации.
Билет №16
-
Философские школы эллинско-римского периода
Эпикур (342-270 до н.э.): цель изучения философии – изгнание «болезней души» и обретение счастья. Изучать философию следует всю жизнь. 3 вида страха мешают людям обрести счастье – перед природой, смертью, богами. Природа: ничего не возникает из ничего и не превращается в ничто. Вселенная всегда была, есть и будет такой, какая она есть, поэтому не надо бояться природы, т.к. она всегда одна и та же. Смерть: не надо бояться смерти, т.к. она – распад тела на атомы и ничего более. Боги: не надо бояться богов, которые хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь.
Стоицизм:
Основатель – Зенон из Китиона (336-264 до н.э.). Стоицизм — это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо. Человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы понимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить всё возможное и мудрость – отличать одно от другого.
Скептицизм:
Основатель – Пиррон из Элиды (365-275 до н.э.). О вещах нельзя сказать ничего определённого: ни того, что они прекрасны; ни того, что безобразны, ни того, ни другого одновременно. Поэтому следует воздержаться от любых категорических суждений о вещах. Воздержание от суждений – лучший способ обрести спокойствие души.
Киники:
Основатель – Антисфен Афинский (450-360 вв. до н.э.). Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях.
-
Проблемы истины философии. Критерии истины.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении.
Критерии:
1) Объективная истина — конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).
2) Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
3) Относительная истина — выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.
Билет №17
-
Философия Средних веков.
Фома Аквинский (13 век) не отрицал ценности разума все-таки сохраняет приметы веры. Выводит 5 аргументов:
1. Доказательство через движение;
2. Доказательство через производящую причину;
3. Доказательство через необходимость;
4. Доказательство от степеней бытия;
5. Доказательство через целевую причину.
-
Философский аспект глобальных проблем современности
Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:
1. они затрагивают интересы всего населения нашей планеты;
2. решение их не под силу какой-либо одной стране и возможно только при условии международного сотрудничества и объединения человечества во всемирном масштабе.
Специалисты насчитывают более двух десятков глобальных проблем. К ним, в частности, относятся:
загрязнение природной среды обитания людей;
истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;
необходимость устранить угрозу атомной войны и ядерной катастрофы;
задача предупреждения и предотвращения вооруженных конфликтов, особенно с применением оружия массового уничтожения;
борьба с международным терроризмом;
опасности, связанные с генной инженерией и созданием генетически измененных видов растений и животных;
проблемы сохранения здоровья населения, доступности медицинской помощи, борьбы с эпидемиологическими болезнями (СПИД и др.);
задача сокращения разрыва между процветающими и бедствующими регионами.
Материя. Атрибуты. Сущность.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее. Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. (Сущностью воды является соединения водорода и кислорода). Одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т.д.) Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познаётся в мышлении. Итак, сущность – это внутренне, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.
Билет №14
-
Идея гуманизма и натурфилафилософии в эпоху возрождения
Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:
● признание человека в качестве высшей ценности
● повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума
● воспевание красоты человеческого тела
● внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека
Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:
● пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога
● идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком
● гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия
● качественная интерпретация природы
-
Материя. Атрибуты. Явление.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное св-во и т.д.
Билет №15
-
Философия Платона
Платон (427-347 до н.э.): Платон: выделяет 2 мира: мир воспринимаемый и мир идей. П. считается основателем объективного идеализма. Мир идей представляет собой истинное бытие. истинное значение дает только мышление. Мышление - независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс восприятия. Чувственное восприятие лишь мнение о вещах. П. делил людей 3 класса: 1 - правители 2 - воины 3 - торговцы. Государство должно охранять людей, осуществлять снабжение всех членов общества, необходимым и руководить деятельностью. 1 класс мудрость 2- мужество 3 - умеренность. П. считал, что частная собственность и семья подрывают условие идеального общества, он мыслит избавить общество от эгоизма. у всех должно быть одинаковым и общим в пределах сословий.
-
Проблема бытия философии. Философское понимание материи.
Категория «бытие», ее смысл и специфика
Важнейшая проблема всей, в том числе и новейшей философии, есть проблема отношения человека к миру, мышления к бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. Бытие выражает сущность и способ философствования. Ни одна философская система не может не рассмотреть или высказать в явной или неявной форме свое отношение к бытию.
Бытие (лат. esse - быть, есть, существовать) одно из центральных понятий философии. Оно было введено в философию древнегреческими мыслителями Ксенофаном (570 – около 478 до н.э.), Парменидом (540/515 – около 480 до н.э.) и Гераклитом (около 540 – 475 до н.э.).
Для Ксенофана «бог сросся со всем», «существо божье шарообразно», «все это неизменно, неподвижно». Ученик Ксенофана Парменид, вслед за своим учителем считал бытие неизменным, единым, неподвижным, шарообразным. Однако Парменид оперирует не только понятием бытия (сущего), но и понятием небытия (не-сущего). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытие не существует. Бытие плотно примыкает к бытию, а следовательно, пустота невозможна.
По Гераклиту бытие –это непрерывно становящееся, вечно текущее явление, находящееся во внутренней противоречивости.
В последствии идеи ранних древнегреческих мыслителей так или иначе находили свое отражение и развитие в работах Платона, Аристотеля, в средневековой христианской философии, в идеях эпохи Возрождения, в Новое время в работах Декарта. Лейбница, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Фейербаха, затем в работах современных философов.
Так, в философии Платона выделяется два вида бытия: истинное бытие – мир идей и не истинное бытие – мир приходящих вещей. Кроме этого у него намечается учение об абсолютном «едином» Бытии, превосходящем идеальное и материальное бытие. Сложную и противоречивую концепцию Бытия представил Аристотель. У него бытие представлено в четырех смыслах: 1) материальная вещь или ее части; 2) существенный для нее принцип; 3) совокупность частей в вещи, организованной по этому принципу; 4) форма вещи, актуально ее организующая. Согласно Аристотелю, с одной стороны, Бытие – это единство вещи и формы, а, с другой стороны – Бытие – это Перводвигатель, самосозидающий божественный ум, нематериальная форма форм. В Средние века философия различала два рода бытии; истинное бытие – Бог – творец и неистинное, сотворенное бытие («тварный» мир вещей, растений, животных, людей). Философия Нового времени рассматривает бытие с противоположных позиций. Для философов-материалистов бытие – это материальный мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от лат. substantia – сущность, основа) как ее сущность. Идеалистическая позиция четко выражена в немецкой классической философии: бытие – это обобщенной смысл существующего. Г. Гегель говорил, что бытие есть первое и чистое понятие абсолютной мысли.
Бытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок. Итак, по способу существования бытие представляет собой два вида реальности: объективную (материальную) реальность и реальность субъективную (психическую),т.е мир сознания.
Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее подробный анализ, отметим основные формы бытия:
1.Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на «первую природу»; б) на «вторую природу» - вещи произведенные человеком.
2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.
3. Бытие духовное (идеальное). Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Духовное бытие невозможно без материальных носителей. Оно существует в виде процессов и явлений индивидуального сознания, работы мозга, нервной системы, всего человеческого организма. Индивидуализированное духовное - это прежде всего самосознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Духовное бытие реализуется через формы общественного сознания, в частности через философию, мораль, политику. Отдельные фрагменты духовного бытия: идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки - способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени. Духовное бытие может выступать и в качестве бессознательного, которое имеет сложную недостаточно исследованную сущность.
4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. Здесь переплетены материальное и идеальное, первая и вторая природа.
5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой искусственную, синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации.
Билет №16
-
Философские школы эллинско-римского периода
Эпикур (342-270 до н.э.): цель изучения философии – изгнание «болезней души» и обретение счастья. Изучать философию следует всю жизнь. 3 вида страха мешают людям обрести счастье – перед природой, смертью, богами. Природа: ничего не возникает из ничего и не превращается в ничто. Вселенная всегда была, есть и будет такой, какая она есть, поэтому не надо бояться природы, т.к. она всегда одна и та же. Смерть: не надо бояться смерти, т.к. она – распад тела на атомы и ничего более. Боги: не надо бояться богов, которые хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь.
Стоицизм:
Основатель – Зенон из Китиона (336-264 до н.э.). Стоицизм — это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо. Человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы понимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить всё возможное и мудрость – отличать одно от другого.
Скептицизм:
Основатель – Пиррон из Элиды (365-275 до н.э.). О вещах нельзя сказать ничего определённого: ни того, что они прекрасны; ни того, что безобразны, ни того, ни другого одновременно. Поэтому следует воздержаться от любых категорических суждений о вещах. Воздержание от суждений – лучший способ обрести спокойствие души.
Киники:
Основатель – Антисфен Афинский (450-360 вв. до н.э.). Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях.
-
Проблемы истины философии. Критерии истины.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении.
Критерии:
1) Объективная истина — конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).
2) Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
3) Относительная истина — выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.
Билет №17
-
Философия Средних веков.
Фома Аквинский (13 век) не отрицал ценности разума все-таки сохраняет приметы веры. Выводит 5 аргументов:
1. Доказательство через движение;
2. Доказательство через производящую причину;
3. Доказательство через необходимость;
4. Доказательство от степеней бытия;
5. Доказательство через целевую причину.
-
Философский аспект глобальных проблем современности
Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:
1. они затрагивают интересы всего населения нашей планеты;
2. решение их не под силу какой-либо одной стране и возможно только при условии международного сотрудничества и объединения человечества во всемирном масштабе.
Специалисты насчитывают более двух десятков глобальных проблем. К ним, в частности, относятся:
загрязнение природной среды обитания людей;
истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;
необходимость устранить угрозу атомной войны и ядерной катастрофы;
задача предупреждения и предотвращения вооруженных конфликтов, особенно с применением оружия массового уничтожения;
борьба с международным терроризмом;
опасности, связанные с генной инженерией и созданием генетически измененных видов растений и животных;
Материя. Атрибуты. Сущность.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее. Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. (Сущностью воды является соединения водорода и кислорода). Одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т.д.) Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познаётся в мышлении. Итак, сущность – это внутренне, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.
Билет №14
-
Идея гуманизма и натурфилафилософии в эпоху возрождения
Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:
● признание человека в качестве высшей ценности
● повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума
● воспевание красоты человеческого тела
● внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека
Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:
● пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога
● идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком
● гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия
● качественная интерпретация природы
-
Материя. Атрибуты. Явление.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное св-во и т.д.
Билет №15
-
Философия Платона
Платон (427-347 до н.э.): Платон: выделяет 2 мира: мир воспринимаемый и мир идей. П. считается основателем объективного идеализма. Мир идей представляет собой истинное бытие. истинное значение дает только мышление. Мышление - независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс восприятия. Чувственное восприятие лишь мнение о вещах. П. делил людей 3 класса: 1 - правители 2 - воины 3 - торговцы. Государство должно охранять людей, осуществлять снабжение всех членов общества, необходимым и руководить деятельностью. 1 класс мудрость 2- мужество 3 - умеренность. П. считал, что частная собственность и семья подрывают условие идеального общества, он мыслит избавить общество от эгоизма. у всех должно быть одинаковым и общим в пределах сословий.
-
Проблема бытия философии. Философское понимание материи.
Категория «бытие», ее смысл и специфика
Важнейшая проблема всей, в том числе и новейшей философии, есть проблема отношения человека к миру, мышления к бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. Бытие выражает сущность и способ философствования. Ни одна философская система не может не рассмотреть или высказать в явной или неявной форме свое отношение к бытию.
Бытие (лат. esse - быть, есть, существовать) одно из центральных понятий философии. Оно было введено в философию древнегреческими мыслителями Ксенофаном (570 – около 478 до н.э.), Парменидом (540/515 – около 480 до н.э.) и Гераклитом (около 540 – 475 до н.э.).
Для Ксенофана «бог сросся со всем», «существо божье шарообразно», «все это неизменно, неподвижно». Ученик Ксенофана Парменид, вслед за своим учителем считал бытие неизменным, единым, неподвижным, шарообразным. Однако Парменид оперирует не только понятием бытия (сущего), но и понятием небытия (не-сущего). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытие не существует. Бытие плотно примыкает к бытию, а следовательно, пустота невозможна.
По Гераклиту бытие –это непрерывно становящееся, вечно текущее явление, находящееся во внутренней противоречивости.
В последствии идеи ранних древнегреческих мыслителей так или иначе находили свое отражение и развитие в работах Платона, Аристотеля, в средневековой христианской философии, в идеях эпохи Возрождения, в Новое время в работах Декарта. Лейбница, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Фейербаха, затем в работах современных философов.
Так, в философии Платона выделяется два вида бытия: истинное бытие – мир идей и не истинное бытие – мир приходящих вещей. Кроме этого у него намечается учение об абсолютном «едином» Бытии, превосходящем идеальное и материальное бытие. Сложную и противоречивую концепцию Бытия представил Аристотель. У него бытие представлено в четырех смыслах: 1) материальная вещь или ее части; 2) существенный для нее принцип; 3) совокупность частей в вещи, организованной по этому принципу; 4) форма вещи, актуально ее организующая. Согласно Аристотелю, с одной стороны, Бытие – это единство вещи и формы, а, с другой стороны – Бытие – это Перводвигатель, самосозидающий божественный ум, нематериальная форма форм. В Средние века философия различала два рода бытии; истинное бытие – Бог – творец и неистинное, сотворенное бытие («тварный» мир вещей, растений, животных, людей). Философия Нового времени рассматривает бытие с противоположных позиций. Для философов-материалистов бытие – это материальный мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от лат. substantia – сущность, основа) как ее сущность. Идеалистическая позиция четко выражена в немецкой классической философии: бытие – это обобщенной смысл существующего. Г. Гегель говорил, что бытие есть первое и чистое понятие абсолютной мысли.
Бытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок. Итак, по способу существования бытие представляет собой два вида реальности: объективную (материальную) реальность и реальность субъективную (психическую),т.е мир сознания.
Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее подробный анализ, отметим основные формы бытия:
1.Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на «первую природу»; б) на «вторую природу» - вещи произведенные человеком.
2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.
3. Бытие духовное (идеальное). Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Духовное бытие невозможно без материальных носителей. Оно существует в виде процессов и явлений индивидуального сознания, работы мозга, нервной системы, всего человеческого организма. Индивидуализированное духовное - это прежде всего самосознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Духовное бытие реализуется через формы общественного сознания, в частности через философию, мораль, политику. Отдельные фрагменты духовного бытия: идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки - способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени. Духовное бытие может выступать и в качестве бессознательного, которое имеет сложную недостаточно исследованную сущность.
4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. Здесь переплетены материальное и идеальное, первая и вторая природа.
5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой искусственную, синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации.
Билет №16
-
Философские школы эллинско-римского периода
Эпикур (342-270 до н.э.): цель изучения философии – изгнание «болезней души» и обретение счастья. Изучать философию следует всю жизнь. 3 вида страха мешают людям обрести счастье – перед природой, смертью, богами. Природа: ничего не возникает из ничего и не превращается в ничто. Вселенная всегда была, есть и будет такой, какая она есть, поэтому не надо бояться природы, т.к. она всегда одна и та же. Смерть: не надо бояться смерти, т.к. она – распад тела на атомы и ничего более. Боги: не надо бояться богов, которые хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь.
Стоицизм:
Основатель – Зенон из Китиона (336-264 до н.э.). Стоицизм — это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо. Человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы понимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить всё возможное и мудрость – отличать одно от другого.
Скептицизм:
Основатель – Пиррон из Элиды (365-275 до н.э.). О вещах нельзя сказать ничего определённого: ни того, что они прекрасны; ни того, что безобразны, ни того, ни другого одновременно. Поэтому следует воздержаться от любых категорических суждений о вещах. Воздержание от суждений – лучший способ обрести спокойствие души.
Киники:
Основатель – Антисфен Афинский (450-360 вв. до н.э.). Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях.
-
Проблемы истины философии. Критерии истины.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении.
Критерии:
1) Объективная истина — конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).
2) Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
3) Относительная истина — выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.
Билет №17
-
Философия Средних веков.
Фома Аквинский (13 век) не отрицал ценности разума все-таки сохраняет приметы веры. Выводит 5 аргументов:
1. Доказательство через движение;
2. Доказательство через производящую причину;
3. Доказательство через необходимость;
4. Доказательство от степеней бытия;
5. Доказательство через целевую причину.
-
Философский аспект глобальных проблем современности
Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:
1. они затрагивают интересы всего населения нашей планеты;
2. решение их не под силу какой-либо одной стране и возможно только при условии международного сотрудничества и объединения человечества во всемирном масштабе.
Специалисты насчитывают более двух десятков глобальных проблем. К ним, в частности, относятся:
загрязнение природной среды обитания людей;
истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;
необходимость устранить угрозу атомной войны и ядерной катастрофы;
задача предупреждения и предотвращения вооруженных конфликтов, особенно с применением оружия массового уничтожения;
Материя. Атрибуты. Сущность.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее. Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. (Сущностью воды является соединения водорода и кислорода). Одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т.д.) Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познаётся в мышлении. Итак, сущность – это внутренне, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.
Билет №14
-
Идея гуманизма и натурфилафилософии в эпоху возрождения
Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:
● признание человека в качестве высшей ценности
● повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума
● воспевание красоты человеческого тела
● внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека
Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:
● пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога
● идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком
● гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия
● качественная интерпретация природы
-
Материя. Атрибуты. Явление.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное св-во и т.д.
Билет №15
-
Философия Платона
Платон (427-347 до н.э.): Платон: выделяет 2 мира: мир воспринимаемый и мир идей. П. считается основателем объективного идеализма. Мир идей представляет собой истинное бытие. истинное значение дает только мышление. Мышление - независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс восприятия. Чувственное восприятие лишь мнение о вещах. П. делил людей 3 класса: 1 - правители 2 - воины 3 - торговцы. Государство должно охранять людей, осуществлять снабжение всех членов общества, необходимым и руководить деятельностью. 1 класс мудрость 2- мужество 3 - умеренность. П. считал, что частная собственность и семья подрывают условие идеального общества, он мыслит избавить общество от эгоизма. у всех должно быть одинаковым и общим в пределах сословий.
-
Проблема бытия философии. Философское понимание материи.
Категория «бытие», ее смысл и специфика
Важнейшая проблема всей, в том числе и новейшей философии, есть проблема отношения человека к миру, мышления к бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. Бытие выражает сущность и способ философствования. Ни одна философская система не может не рассмотреть или высказать в явной или неявной форме свое отношение к бытию.
Бытие (лат. esse - быть, есть, существовать) одно из центральных понятий философии. Оно было введено в философию древнегреческими мыслителями Ксенофаном (570 – около 478 до н.э.), Парменидом (540/515 – около 480 до н.э.) и Гераклитом (около 540 – 475 до н.э.).
Для Ксенофана «бог сросся со всем», «существо божье шарообразно», «все это неизменно, неподвижно». Ученик Ксенофана Парменид, вслед за своим учителем считал бытие неизменным, единым, неподвижным, шарообразным. Однако Парменид оперирует не только понятием бытия (сущего), но и понятием небытия (не-сущего). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытие не существует. Бытие плотно примыкает к бытию, а следовательно, пустота невозможна.
По Гераклиту бытие –это непрерывно становящееся, вечно текущее явление, находящееся во внутренней противоречивости.
В последствии идеи ранних древнегреческих мыслителей так или иначе находили свое отражение и развитие в работах Платона, Аристотеля, в средневековой христианской философии, в идеях эпохи Возрождения, в Новое время в работах Декарта. Лейбница, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Фейербаха, затем в работах современных философов.
Так, в философии Платона выделяется два вида бытия: истинное бытие – мир идей и не истинное бытие – мир приходящих вещей. Кроме этого у него намечается учение об абсолютном «едином» Бытии, превосходящем идеальное и материальное бытие. Сложную и противоречивую концепцию Бытия представил Аристотель. У него бытие представлено в четырех смыслах: 1) материальная вещь или ее части; 2) существенный для нее принцип; 3) совокупность частей в вещи, организованной по этому принципу; 4) форма вещи, актуально ее организующая. Согласно Аристотелю, с одной стороны, Бытие – это единство вещи и формы, а, с другой стороны – Бытие – это Перводвигатель, самосозидающий божественный ум, нематериальная форма форм. В Средние века философия различала два рода бытии; истинное бытие – Бог – творец и неистинное, сотворенное бытие («тварный» мир вещей, растений, животных, людей). Философия Нового времени рассматривает бытие с противоположных позиций. Для философов-материалистов бытие – это материальный мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от лат. substantia – сущность, основа) как ее сущность. Идеалистическая позиция четко выражена в немецкой классической философии: бытие – это обобщенной смысл существующего. Г. Гегель говорил, что бытие есть первое и чистое понятие абсолютной мысли.
Бытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок. Итак, по способу существования бытие представляет собой два вида реальности: объективную (материальную) реальность и реальность субъективную (психическую),т.е мир сознания.
Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее подробный анализ, отметим основные формы бытия:
1.Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на «первую природу»; б) на «вторую природу» - вещи произведенные человеком.
2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.
3. Бытие духовное (идеальное). Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Духовное бытие невозможно без материальных носителей. Оно существует в виде процессов и явлений индивидуального сознания, работы мозга, нервной системы, всего человеческого организма. Индивидуализированное духовное - это прежде всего самосознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Духовное бытие реализуется через формы общественного сознания, в частности через философию, мораль, политику. Отдельные фрагменты духовного бытия: идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки - способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени. Духовное бытие может выступать и в качестве бессознательного, которое имеет сложную недостаточно исследованную сущность.
4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. Здесь переплетены материальное и идеальное, первая и вторая природа.
5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой искусственную, синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации.
Билет №16
-
Философские школы эллинско-римского периода
Эпикур (342-270 до н.э.): цель изучения философии – изгнание «болезней души» и обретение счастья. Изучать философию следует всю жизнь. 3 вида страха мешают людям обрести счастье – перед природой, смертью, богами. Природа: ничего не возникает из ничего и не превращается в ничто. Вселенная всегда была, есть и будет такой, какая она есть, поэтому не надо бояться природы, т.к. она всегда одна и та же. Смерть: не надо бояться смерти, т.к. она – распад тела на атомы и ничего более. Боги: не надо бояться богов, которые хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь.
Стоицизм:
Основатель – Зенон из Китиона (336-264 до н.э.). Стоицизм — это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо. Человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы понимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить всё возможное и мудрость – отличать одно от другого.
Скептицизм:
Основатель – Пиррон из Элиды (365-275 до н.э.). О вещах нельзя сказать ничего определённого: ни того, что они прекрасны; ни того, что безобразны, ни того, ни другого одновременно. Поэтому следует воздержаться от любых категорических суждений о вещах. Воздержание от суждений – лучший способ обрести спокойствие души.
Киники:
Основатель – Антисфен Афинский (450-360 вв. до н.э.). Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях.
-
Проблемы истины философии. Критерии истины.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении.
Критерии:
1) Объективная истина — конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).
2) Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
3) Относительная истина — выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.
Билет №17
-
Философия Средних веков.
Фома Аквинский (13 век) не отрицал ценности разума все-таки сохраняет приметы веры. Выводит 5 аргументов:
1. Доказательство через движение;
2. Доказательство через производящую причину;
3. Доказательство через необходимость;
4. Доказательство от степеней бытия;
5. Доказательство через целевую причину.
-
Философский аспект глобальных проблем современности
Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:
1. они затрагивают интересы всего населения нашей планеты;
2. решение их не под силу какой-либо одной стране и возможно только при условии международного сотрудничества и объединения человечества во всемирном масштабе.
Специалисты насчитывают более двух десятков глобальных проблем. К ним, в частности, относятся:
загрязнение природной среды обитания людей;
истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;Материя. Атрибуты. Сущность.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее. Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. (Сущностью воды является соединения водорода и кислорода). Одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т.д.) Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познаётся в мышлении. Итак, сущность – это внутренне, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.
Билет №14
-
Идея гуманизма и натурфилафилософии в эпоху возрождения
Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:
● признание человека в качестве высшей ценности
● повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума
● воспевание красоты человеческого тела
● внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека
Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:
● пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога
● идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком
● гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия
● качественная интерпретация природы
-
Материя. Атрибуты. Явление.
Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д.
Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное св-во и т.д.
Билет №15
-
Философия Платона
Платон (427-347 до н.э.): Платон: выделяет 2 мира: мир воспринимаемый и мир идей. П. считается основателем объективного идеализма. Мир идей представляет собой истинное бытие. истинное значение дает только мышление. Мышление - независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс восприятия. Чувственное восприятие лишь мнение о вещах. П. делил людей 3 класса: 1 - правители 2 - воины 3 - торговцы. Государство должно охранять людей, осуществлять снабжение всех членов общества, необходимым и руководить деятельностью. 1 класс мудрость 2- мужество 3 - умеренность. П. считал, что частная собственность и семья подрывают условие идеального общества, он мыслит избавить общество от эгоизма. у всех должно быть одинаковым и общим в пределах сословий.
-
Проблема бытия философии. Философское понимание материи.
Категория «бытие», ее смысл и специфика
Важнейшая проблема всей, в том числе и новейшей философии, есть проблема отношения человека к миру, мышления к бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. Бытие выражает сущность и способ философствования. Ни одна философская система не может не рассмотреть или высказать в явной или неявной форме свое отношение к бытию.
Бытие (лат. esse - быть, есть, существовать) одно из центральных понятий философии. Оно было введено в философию древнегреческими мыслителями Ксенофаном (570 – около 478 до н.э.), Парменидом (540/515 – около 480 до н.э.) и Гераклитом (около 540 – 475 до н.э.).
Для Ксенофана «бог сросся со всем», «существо божье шарообразно», «все это неизменно, неподвижно». Ученик Ксенофана Парменид, вслед за своим учителем считал бытие неизменным, единым, неподвижным, шарообразным. Однако Парменид оперирует не только понятием бытия (сущего), но и понятием небытия (не-сущего). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытие не существует. Бытие плотно примыкает к бытию, а следовательно, пустота невозможна.
По Гераклиту бытие –это непрерывно становящееся, вечно текущее явление, находящееся во внутренней противоречивости.
В последствии идеи ранних древнегреческих мыслителей так или иначе находили свое отражение и развитие в работах Платона, Аристотеля, в средневековой христианской философии, в идеях эпохи Возрождения, в Новое время в работах Декарта. Лейбница, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Фейербаха, затем в работах современных философов.
Так, в философии Платона выделяется два вида бытия: истинное бытие – мир идей и не истинное бытие – мир приходящих вещей. Кроме этого у него намечается учение об абсолютном «едином» Бытии, превосходящем идеальное и материальное бытие. Сложную и противоречивую концепцию Бытия представил Аристотель. У него бытие представлено в четырех смыслах: 1) материальная вещь или ее части; 2) существенный для нее принцип; 3) совокупность частей в вещи, организованной по этому принципу; 4) форма вещи, актуально ее организующая. Согласно Аристотелю, с одной стороны, Бытие – это единство вещи и формы, а, с другой стороны – Бытие – это Перводвигатель, самосозидающий божественный ум, нематериальная форма форм. В Средние века философия различала два рода бытии; истинное бытие – Бог – творец и неистинное, сотворенное бытие («тварный» мир вещей, растений, животных, людей). Философия Нового времени рассматривает бытие с противоположных позиций. Для философов-материалистов бытие – это материальный мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от лат. substantia – сущность, основа) как ее сущность. Идеалистическая позиция четко выражена в немецкой классической философии: бытие – это обобщенной смысл существующего. Г. Гегель говорил, что бытие есть первое и чистое понятие абсолютной мысли.
Бытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок. Итак, по способу существования бытие представляет собой два вида реальности: объективную (материальную) реальность и реальность субъективную (психическую),т.е мир сознания.
Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее подробный анализ, отметим основные формы бытия:
1.Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на «первую природу»; б) на «вторую природу» - вещи произведенные человеком.
2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.
3. Бытие духовное (идеальное). Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Духовное бытие невозможно без материальных носителей. Оно существует в виде процессов и явлений индивидуального сознания, работы мозга, нервной системы, всего человеческого организма. Индивидуализированное духовное - это прежде всего самосознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Духовное бытие реализуется через формы общественного сознания, в частности через философию, мораль, политику. Отдельные фрагменты духовного бытия: идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки - способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени. Духовное бытие может выступать и в качестве бессознательного, которое имеет сложную недостаточно исследованную сущность.
4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. Здесь переплетены материальное и идеальное, первая и вторая природа.
5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой искусственную, синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации.
Билет №16
-
Философские школы эллинско-римского периода
Эпикур (342-270 до н.э.): цель изучения философии – изгнание «болезней души» и обретение счастья. Изучать философию следует всю жизнь. 3 вида страха мешают людям обрести счастье – перед природой, смертью, богами. Природа: ничего не возникает из ничего и не превращается в ничто. Вселенная всегда была, есть и будет такой, какая она есть, поэтому не надо бояться природы, т.к. она всегда одна и та же. Смерть: не надо бояться смерти, т.к. она – распад тела на атомы и ничего более. Боги: не надо бояться богов, которые хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь.
Стоицизм:
Основатель – Зенон из Китиона (336-264 до н.э.). Стоицизм — это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо. Человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы понимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить всё возможное и мудрость – отличать одно от другого.
Скептицизм:
Основатель – Пиррон из Элиды (365-275 до н.э.). О вещах нельзя сказать ничего определённого: ни того, что они прекрасны; ни того, что безобразны, ни того, ни другого одновременно. Поэтому следует воздержаться от любых категорических суждений о вещах. Воздержание от суждений – лучший способ обрести спокойствие души.
Киники:
Основатель – Антисфен Афинский (450-360 вв. до н.э.). Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях.
-
Проблемы истины философии. Критерии истины.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении.
Критерии:
1) Объективная истина — конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).
2) Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
3) Относительная истина — выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.
Билет №17
-
Философия Средних веков.
Фома Аквинский (13 век) не отрицал ценности разума все-таки сохраняет приметы веры. Выводит 5 аргументов:
1. Доказательство через движение;
2. Доказательство через производящую причину;
3. Доказательство через необходимость;
4. Доказательство от степеней бытия;
5. Доказательство через целевую причину.
-
Философский аспект глобальных проблем современности
Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:
1. они затрагивают интересы всего населения нашей планеты;
2. решение их не под силу какой-либо одной стране и возможно только при условии международного сотрудничества и объединения человечества во всемирном масштабе.
Специалисты насчитывают более двух десятков глобальных проблем. К ним, в частности, относятся:
Глобальные проблемы взаимосвязаны. Обострение одной из них осложняет решение других.
Билет №18
-
Русская философия
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ – в широком смысле совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Существуют более узкие трактовки русской философии: как выраженной сугубо вербальными способами и связываемой преимущественно с литературной традицией; как функции религиозной мысли; как продукта профессиональной деятельности; как отражения развитой западной философии, потому несамостоятельной и сложившейся не ранее 18 в.; как самобытного почвеннического явления, связанного с деятельностью славянофилов, Вл.Соловьева и их последователей; как части европейской философии, ставшей равноправным партнером западной мысли на рубеже 19–20 вв., и т.д. Определений русской философии может быть столь много, сколько существует дефиниций философии вообще. Каждое из них выделяет определенный аспект феномена, именуемого русской философией, поэтому целесообразно рассмотреть ее с позиций наиболее широкой трактовки, которая имплицитно включает и подразумевает все остальные.
-
Проблемы истины философии. Критерии истины.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении.
Критерии:
1) Объективная истина — конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).
2) Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
3) Относительная истина — выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.