Файл: Методика организации ситуационноролевой игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Сбор на игру (1-2мин.)и организация играющих:

- сделать разметку на игровой площадке, подготовить пособия и оборудование;

Для сбора на игру можно использовать:

- для старшего возраста загадки, зазывалочки, музыкальный инструмент или поручить кому- то из детей собрать остальных.

- для младшего возраста песни, стихи или показ яркой игрушки.

3. Объяснение правил игры должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.

В младшей группе педагог берет на себя исполнение главной роли, а потом когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

Объяснение делается в ходе самой игры. Педагог размещает детей по кругу,

размещает и перемещает их.

В старшей группе дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия. Если игра знакомая – дети могут сами объяснить правила. Если игра сложная, можно сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении игры, правила уточняются.

4. Распределение ролей.

Распределить роли можно при помощи считалок, юлы или же по желанию детей, а если в группе именинник, то по его желанию.

5. Раздача инвентаря или атрибутов и сигнал на начало игры;

6. Проведение игры.

Всей игровой деятельностью руководит педагог: дает команды, сигнал к началу и окончанию игры, указания в ходе игры, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение, подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелательной форме, регулирует физическую нагрузку. Игры большой подвижности повторяются 2 - 4раза, более спокойные 3-5раз. Общая продолжительность игры в младшей группе-5-7мин., в старшей группе - до 15мин.

7. Анализ игры.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать у детей желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. Дети младшей группы могут перейти к более спокойным видам деятельности. В старшей же группе воспитатель вместе с детьми отмечают тех, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей или же, наоборот, тех, кто нарушал правила. Анализируя своих поступков, дети более сознательно относятся к выполнению правил игры и движений. Когда педагог хорошо знает схему организации и методику проведения подвижных игр, соблюдает ее, использует интересный речевой материал, то тогда у детей появляется интерес к подвижным играм, потребность в них. Формируются навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.


При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете, т.е проводится предварительная работа ( беседы, наблюдения, иллюстрации, видеопоказы и т. д). Главное правило подвижных игр: движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование физического развития, личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею.

Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель заранее подбирает игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия. Кроме того подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

Подвижная игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов, которые педагог изготавливает вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста). Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально . В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков.
Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.


Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования.Объединяя играющих вгруппы или команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми иактивными.

Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Гуси-лебеди», «Филин и пташки». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек» и др. Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.). Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными. Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям


Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей.

В первой младшей группе ставиться цель развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями; приучать их к совместным играм небольшими группами; способствовать развитию уме­ния детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные дви­жения (ходьба, бег, бросание, катание); учить выразительности движений, умению передавать простейшие дей­ствия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зерныш­ки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

Во второй младшей группе целью проведения подвижных игр является развитие активности и творчества детей в процессе двигательной дея­тельности. Воспитатель организовывает уже игры с правилами, поощряет самостоятельные игры с автомобилями, велосипедами, мячами, шара­ми. Вводятся различные игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

В средней группе воспитатель продолжает развивать двигательную активность детей в играх с мяча­ми, скакалками, обручами и т. д.; развивать психофизические качества, пространственную ориентировку; воспитывать самостоятельность и инициативность в организации зна­комых игр с небольшой группой сверстников; приучать к выполнению правил без напоминания воспитателя; развивать творческие способности детей в играх (придумывание вари­антов игр, комбинирование движений).

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. У детей воспитывается стремление участвовать в играх с элементами со­ревнования, играх-эстафетах.

Движения детей старшей группы отличаются большей точностью и координированностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве
, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения, что рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.

Вывод

Работа педагогов современного дошкольного образовательного учреждения направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, на формирование у воспитанников знаний о здоровье и здоровом образе жизни, совершенствование практических навыков здорового образа жизни. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-образовательного процесса. 

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радости эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижные игры не только оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, но и являются незаменимым средством пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.