Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 430
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
78 робота-уборщика из 3, либо посредством программы Lego
Digital Designer. обязанности. Одни проектируют и собирают робота из конструктора
Lego EV3, либо посредством программы
Lego Digital
Designer.Другие создают программу для робота в
Lego Mindstorms EV3 или
EV3 Classroom.
EV3
Компьютер
3 мин
Физминутка
Проводится в течение выполнения проектной работы через 20 мин после начала урока.
Учащися повторяют упражнения из видеоролика https://www.
youtube.com
/watch?v=ab d1NWTWfE
s
7 мин
III. Защита проектов Каждая группа представляет своего робота:
- рассказывают функции робота
- какие детали использовали для создания робота
- демонстрируют программу для робота
- если программа загружена в робота, демонстрируют работоспособность робота.
Оценивание по критериям:
- робот соответствует заданной теме
- эстетичность и надежность сборки
- рабочая программа
- использование цикла в программе
Взаимооценива ние
«Две звезды, одно пожелание»
Интерактив ная доска
2 мин
ІРефлексия.
«дерево».
Учащиеся берут стикеры и пишут на них свои впечатления о работе над проектом, что получилось, а что не получилось.
Самооценивани е
Дерево, стикеры в виде яблока
Дифференциация - Какими
способами вы больше всего
хотите оказывать поддержку?
Какие задачи вы ставите перед
одаренными учениками?
Оценка - Как вы
планируете
проверить усвоение
материала
учащимися?
Соблюдение здоровья и
техники безопасности
79
Диалог и поддержка», «Задание»,
«Классификация».
Дифференциация включает выбор заданий, ожидаемый результат конкретного ученика, индивидуальную поддержку ученика, разработку учебных материалов и ресурсов с учетом индивидуальных способностей ученика.
Метод «Похвальное слово», «Две звезды одно пожелание»
Технологии сохранения здоровья.
Использование бодрящих упражнений и активные виды работы в классе.
На этом уроке соблюдаются пункты из правил техники безопасности.
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте об уроке и об обучении)?
1:
2:
Что поможет улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об уроке)?
1:
2:
80
4 Методические рекомендации по использованию возможностей
ресурсов ИКТ при обучении предмета «Цифровая грамотность»
Развитие информационного общества, новых технологий в современном производстве, внедрение научных идей в школьную практику требуют особого внимания к проблемам государственной образовательной политики. Законом
«Об образовании в Республике Казахстан» одним из главных направлений в обучении школьников определена ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации. ГОСО начального образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, любознательного, активно и заинтересованно познающего мир, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности [21]. Формированию выделенных качеств учащихся способствует предмет «Цифровая грамотность», так как на уроках школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные решения, получать новую информацию, обрабатывать ее, делать логические выводы.
В различных исследованиях раскрыты методические и технологические аспекты обучения предмету «Цифровая грамотность» на пропедевтическом уровне, доказано влияние изучения дисциплины на развитие мышления учащихся, а также возможность эффективного усвоения младшими школьниками базовых понятий информатики. Для преподавания данного предмета в начальных классах созданы учебно-методические комплексы, направленные на развитие логического и алгоритмического мышления, мыслительных и коммуникативных навыков учеников, формирование универсальных учебных действий, базовых теоретических понятий, навыков работы на компьютере. Тем не менее, анализ результатов педагогических исследований, бесед с учителями начальных классов показывает, что младшие школьники обладают в основном фрагментными знаниями по информатике, что в первую очередь связано с невысоким уровнем познавательного интереса младших школьников к данному предмету.
Сегодня доказано, что эффективность усвоения изучаемого материала зависит от уровня сформированности познавательного интереса учеников.
Особая роль в формировании познавательного интереса учащихся отводится начальной школе. По имеющимся утверждениям, именно младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка, так как в этот период происходит становление учебной деятельности, в частности, ее познавательной мотивации и активности, которые влияют на дальнейшее обучение школьника.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что если на уроках «Цифровой грамотности» в начальной школе использовать электронные образовательные ресурсы, спроектированные с учетом комплекса педагогических условий: применение психолого-педагогических теорий усвоения знаний при использовании компьютерных средств обучения, использование интерактивной компьютерной графики, структурирование
81 учебного материала, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при обучении информатике, управление процессом обучения, усовершенствовав на основе этого методическую систему обучения информатике, то это повысит уровень сформированности познавательного интереса младших школьников, а также эффективность усвоения учащимися изучаемого материала по информатике [22].
Современное образовательное пространство охватывает в себя как технические, программные так и методические средства, позволяющие учителю организовывать необычные уроки.
Единое информационно-образовательное пространство позволяет реализовывать поддержку образовательного процесса, обеспечивает повышение качества образования и строится на основе развития ИКТ компетенций учителей и учащихся.
Сегодня учитель знает доступные источники информации и уметь ими пользоваться, ориентируется и сознательно использует различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах, обладает методами анализа и синтеза, применяет их для решения конкретных практических задач. Учитель использует в своей профессиональной деятельности новые информационные технологии как один из ключевых инструментов.
Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами как общего, так и учебного назначения, может определить место ИКТ в методической системе преподавания предмета. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет учителю эффективно организовать учебный процесс:
- представить обучающие материалы в текстовой форме (карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы и др.);
- представить обучающие материалы в мультимедийной форме, что разнообразит формы проведения уроков, вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу;
- автоматизировать систему контроля, коррекции знаний учащихся;
- автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учётом интерактивности многих электронных учебных пособий.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет учителю осуществить уровневую и профильную дифференциацию; индивидуализировать обучение; увеличить объем полученной информации; формировать информационную культуру учащихся, что является одним из важнейших умений в современном мире.
Использовать ИКТ для:
- объяснение нового материала или инструктирование класса.
- выполнение упражнений для закрепления нового материала.
- контроль знаний, тестирование.
82
- проверка домашнего задания.
- занятия с отстающими учениками
- проведение проектных работ.
Программные средства.
Программы для управления классом.
Программы Netop Vision, Veyon, ITALC, Netcontrol, включают в себя все средства, необходимые для организации учебного процесса в компьютерном классе. Эти средства позволяют преподавателю, не отходя от своего компьютера, эффективно обучать и помогать ученикам усваивать учебные материалы.
Вы можете:
- демонстрировать возможность транслировать картинку с экрана компьютера преподавателя (или любого ученика) одновременно на все компьютеры класса; запускать заранее заготовленные программы или открывать документы на компьютерах учеников;
- контролировать возможность вести мониторинг работы учеников, контролировать весь класс одновременно или отдельно каждого ученика; возможность блокировать экран, клавиатуру и мышку одной командой, а также перенимать управление компьютером ученика;
- управлять возможность отслеживать все действия ученика, разрешать или запрещать доступ к определенным программам или web- адресам; с помощью одной команды заканчивать сеанс работы, выключать или перезагружать все компьютеры класса или отдельные компьютеры;
- распределять возможность одной командой раздать учебный материал одновременно всем ученикам в классе или отдельным ученикам, а также собирать выполненные учениками задания;
- тестировать возможность быстрой, простой и точной оценки знаний учеников;
- общаться возможность преподавателю и ученикам обмениваться сообщениями в чате или через акустическую систему компьютера.
NetOp School позволяет транслировать экран преподавательского (или любого студенческого) компьютера одновременно на все компьютеры класса.
Это означает, что каждый из студентов получает "место в первом ряду". С помощью NetOp School можно организовать виртуальные классы, в которых преподаватель и студенты находятся в разных помещениях, но их компьютеры подключены к сети.
83
Рисунок 4.1 - NetOp School
Veyon (Virtual Eye On Networks) — программа для учителей, работающих в компьютеризированных классах. Она позволяет различными способами контролировать компьютеры учащихся входящих в состав сети. Veyon поддерживает Linux и Windows.
Рисунок 4.2 - Veyon iTALC — Intelligent Teaching And Learning with Computers — свободная программа для преподавателей, работающих в компьютеризированных классах.
Она позволяет различными способами контролировать входящие в состав сети компьютеры учащихся. iTALC поддерживает Linux и Windows 2000/XP/Vista/7, а также может использоваться в гетерогенных сетях.
Все основные элементы управления отображены на верхней панели. Они достаточно русифицированы и не нуждаются в особых комментариях.
Действия можно производить как над всем классом (верхняя панель), так и над отдельными ПК через их контекстное меню. Тут уже лучше «один раз
84 увидеть».
Отдельно можно отметить кнопку «ВКЛЮЧИТЬ» - если ваш ПК был выключен, то заставить его запуститься обычно можно только физическим нажатием кнопки на системном блоке, но зато выключаются все ПК в классе исправно.
Рисунок 4.3 – iTALC
Система управления классомNetcontrol.
Программа для организации работы в классе, взаимодействия между преподавателем и учениками, контроль в ходе урока, трансляция экрана преподавателя, совместной работы с виртуальной доской, организации опросов и тестирования.
Рисунок 4.4 – Netcontrol
85
Применение обучающей платформы KAHOOT в образовательном процессе.
Современный образовательный процесс невозможно представить без использования инновационных технологий.
Информационно- коммуникационные технологии, позволяют повысить мотивацию и эффективность обучения, интеллектуальный уровень обучаемых, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса, совершенствовать методики проведения занятий, таким образом открывая новые возможности в преподавании.
Kahoot – это современная обучающая игровая платформа с красочным дизайном для образовательных проектов, которая позволяет легко создавать, публиковать и играть в обучающие игры, викторины, проходить различные интерактивные тесты и опросы для проверки знаний, что делает учебный процесс увлекательным и динамичным. Для работы с Kahoot можно использовать персональный компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с обязательным подключением к Интернету. Данная платформа позволяет составлять свои задания по любому предмету и на любом языке либо выбирать готовый тематический тест или опрос в библиотеке, в которой расположены миллионы заданий, ранее созданных другими пользователями приложения.
Kahoot отлично подходит как для промежуточной проверки знаний и закрепления материала, так и для знакомства с новой темой и инициирования дискуссий.
Kahoot – это инструмент коллективного дистанционного обучения, поэтому для того, чтобы его использовать максимально эффективно, необходима команда участников. Создание викторины занимает всего несколько минут, а сам процесс достаточно прост и не вызывает каких-либо затруднений. Как только викторина готова, преподаватель размещает игру и открывает обучающимся доступ к ней. Участники собираются перед единым экраном (при онлайн-обучении доступ к экрану осуществляется с помощью программы Zoom и ее аналогов) и заходят в игру со своих устройств, воспользовавшись кодом игры. Правильность ответов на вопросы и скорость реакции переводятся в баллы, которые выводятся на экран. После каждого вопроса на экране отображаются имена тех, кто набрал больше всего баллов.
Преподаватель в любой момент может сделать паузу и прокомментировать вопрос, если при ответе на него у студентов возникли трудности.
Данная игровая платформа ставит своей целью сделать обучение интересным и доступным для огромного числа пользователей во всем мире.
Данное приложение имеет множество преимуществ:
- удобный интерфейс;
- доступность сервиса – является бесплатным, охватывает большое количество участников (до 50 человек);
- совместимость – возможность использования на любых устройствах;
- возможность создавать различные типы тестов, в том числе и в игровом формате;
86
- большой выбор уже готовых тестов;
- интерактивный режим, ситуация, при которой в режиме реального времени участники видят, как проходит игра и кто побеждает;
- возможности для быстрого создания тестов, опросов, дискуссий;
- широкий функционал бесплатной версии сервиса.
Для начала работы с платформойKahoot необходимо зарегистрироваться и указать кто вы: преподаватель или студент. Сразу после регистрации вы попадаете на страницу с популярными и новыми тестами и играми, которые уже находятся в библиотеке приложения. Для того чтобы создать свой тест, следует перейти в соответствующий раздел. Вам будет предложено выбрать, какой тип теста или игры вы хотите создать. В бесплатной версии для учебных заведений существует четыре варианта – викторина, игра с перемешанными ответами, обсуждение и опрос. При создании викторины есть возможность задавать вопросы с множественным выбором ответов. В играх с перемешанными ответами необходимо в правильном порядке составить слово из предложенных букв, предложение из предоставленных слов и т. д. В данном варианте теста ответы должны быть не длиннее 60 символов. При его составлении необходимо в обязательном порядке предложить четыре варианта ответа. Можно добавить фото к каждой карточке с вопросами. При обсуждении и опросе ответы не оцениваются баллами, здесь только можно задать вопрос и узнать мнение участников. Все типы тестов дают возможность подключить любое количество обучаемых. По окончании создания игры, опроса или теста необходимо сохранить ваш тест для его дальнейшего запуска.
Следует отметить, что платформа Kahoot – это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Она является эффективным дополнительным инструментом онлайн-образования, который можно использовать для проверки знаний и повышения мотивации к обучению.
Использование данного приложения дает возможность обучающимся участвовать в образовательном процессе не только в качестве потребителей контента, но и как его активных создателей.
Применение новых информационно-коммуникационных технологий, которые обладают целым рядом преимуществ в преподавании, позволяет по- новому организовать процесс обучения, является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, повышает его практическую направленность, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся. Их использование также помогает формировать познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные навыки, расширять информационную среду для образовательной деятельности [23].