Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 428
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
87
Рисунок 4.5 - Сервис Kahoot
Применение обучающей платформы LearningApps в образовательном процессе.
Новые подходы к образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в обучении детей.
Активное применение дистанционных технологий повышает эффективность занятия, позволяет сделать процесс обучения эмоционально насыщенней, а также дает возможность охватить максимально возможное количество учащихся, в том числе не посещающих образовательные учреждения по ряду причин. Сейчас, особую дидактическую значимость приобретают средства и сервисы ИКТ. Примером такой технологии, служит ресурс LearningApps.org, являющийся приложением сервиса Web 2.0.
Что же из себя представляет этот сервис Learning Apps? Это комплекс модулей, которые учитель может создавать самостоятельно или воспользоваться базой модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно интерактивность.
Использование данного сервиса в сети Интернет на уроке позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным. Разнообразие способов представления информации (графические изображения, схемы, иллюстрационный материал, рисунки и др.) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы младшего школьника, а также способствует повышению мотивации ребенка к деятельности. Возможность пополнить педагогический процесс ресурсами удаленного доступа позволяет закрепить материал занятий в игровой форме, а также привлечь родителей в образовательную среду, которые, в свою очередь, становятся участниками образовательных отношений.
LearningApps.org позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании способствует тому, что любой педагог, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс –
88 небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов.
Методическое назначение упражнений различно:
- обучающие;
- информационно-поисковые;
- демонстрационные;
- контролирующие;
- учебно-игровые и т. п.
Сервис Learning Apps и его электронные варианты заданий особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Learning Apps позволяет учитывать уровни я подготовки учащихся, что является основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.
Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке.
Применение ресурса Learning Apps в процессе обучения способствует:
- Повышению учебной мотивации, поскольку задания яркие, интересные, в игровой и занимательной форме. Возможно включение игровых упражнений.
Эти занятия вызывают у детей эмоциональный подъем. Некоторые упражнения включают элемент соревнования.
- Созданию ситуации успеха, потому что система не даст завершить задание с неправильным ответом. Ребенок обязательно выполнит задание правильно, используя подсказки, что вселяет уверенность в своих силах.
Ребенок не боится ошибиться. Количество попыток не ограничено.
- Повышению качества знаний за счет интенсификации самостоятельной работы учащихся, увеличения объема выполненных заданий на уроке и дома.
- Интеллектуальному творческому развитию детей за счет простота использования, что позволяет детям самостоятельно создавать игровые упражнения.
- Восполнению дефицита источников учебного материала.
- Развитию навыков и умения информационно-поисковой деятельности.
- Объективной оценки знания и умения в более короткие сроки и оперативной обратной связи «ученик-учитель-ученик».
- Применение на уроке Сервера LearningApps.org. - упражнений с выбором ответа позволит учителю за короткое время получать объективный результат уровня усвоения материала и своевременно его скорректировать.
Рассмотренные положительные стороны мотивируют к работе с данным сервисом, но необходимо учесть, что полноценная работа с Learning Apps возможна при наличии хорошего интернета и достаточного количества оборудования. При подготовке к уроку нужно учесть возможные проблемы с соединением через интернет и предусмотреть запасные варианты работы [24].
89
Рисунок 4.6 - Сервис Learning Apps
Применение сервиса Quizizz в образовательном процессе.
Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности решает не только проблему мотивации учащихся, но и является эффективным методом закрепления знаний. Один из примеров использования новых информационных технологии – веб – сервис Quizizz, применение которогопомогает использовать электронные ресурсы для поддержания интереса к процессу обучения, проводить игры и викторины, организовывать соревнования, проводить тесты, домашнюю работу, отслеживать результаты каждого учащегося. Данная платформа предоставляет автоматическую обратную связь каждому ученику. Использование приложения Quizizz на уроках побуждает к развитию внутренней мотивации учащихся. Школьников побуждает заниматься сама деятельность, им нравится узнавать новое, у них появляется интерес к обучению и обеспечены условия для достижения определенных успехов.
Платформа Quizizz дает возможность бесплатно создавать онлайн викторины, тесты и опросы. Учащиеся могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетов, ноутбуков, смартфонов, с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Учитель регистрируется на сайте https://quizizz.com
, создает свой аккаунт, а также может воспользоваться готовыми тестами по разным темам. Обучающиеся открывают сайт https://quizizz.com на своих смартфонах, планшетах, ПК или ноутбуках и вводят игровой код (PIN-код), который представляет учитель со своего компьютера.
Среди прочих достоинств — подробный отчет об итогах тестах. Учитель не только видит процент правильных ответов, но легко может отследить те вопросы, на которые дети потратили больше всего времени или чаще всего ошибались. Еще один плюс — это возможность делиться своими викторинами с коллегами по всему миру, и соответственно использовать чужой опыт учителей нашей страны, которые активно добавляют викторины в этот сервис.
Не забываем и о сэкономленном времени.
Использование новых компьютерных технологий на уроках, в частности приложение, Quizizz, позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся, а также способствуют усилению мотивации и интереса учащихся к изучаемому предмету [25].
90
Рисунок 4.7 - Сервис Quizizz
Применение сервиса Plickers в образовательном процессе.
В настоящее время активно внедряются и распространяются средства автоматического контроля знаний, которые позволяют оперативно обрабатывать ответы учащихся, а также анализировать и выдавать статистику в удобном для учителя виде. Одним из таких средств для автоматической обработки ответов учащихся, является интернет-сервис Plickers, оно синхронизируется при помощи приложения на телефоне, которое позволяет сразу же дать оценку на ответы всего класса с помощью зашифрованных вариантов ответов (QR-коды).
Сервис Plickers позволяет реализовать быструю обратную связь от класса
(аудитории родителей, слушателей), мобильные голосования и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденному или текущему материалу, мгновенный учет посещаемости занятия. Работа с мобильным приложением отнимает не более нескольких минут. Получение результатов опроса происходит на занятии без длительной проверки. Наличие смартфонов или компьютеров обучающимся не требуется.
Мобильное приложение Plickers можно использовать для проведения тестирования. Контролирование учебных достижений учащихся по ИКТ осуществляется в условиях активного взаимодействия всех участников учебного процесса. Основная идея приложения заключается в сканировании и считывании QR-кодов с целью дальнейшей их обработки и вывода статистики по тестированию. Преимуществом сервиса является то, что все операции совершаются мгновенно, в реальном времени.
Для интерактивного тестирования понадобится компьютер, на котором составляются вопросы теста, мобильный телефон с выходом в интернет – для сканирования QR-кодов (ответов учащихся), а также комплект многоразовых
QR-карточек для опрашиваемых – для каждого ученика своя индивидуальная карточка с вопросами теста.
Сама карточка квадратная. Каждой из четырех сторон соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), указанный на карточке.
Педагог озвучивает вопрос либо учащиеся читают его на экране. Далее ученики выбирают правильный вариант ответа и демонстрируют карточку, развернув ее QR-кодом к педагогу и подняв сторону, соответствующую правильному ответу, вверх. Карточки можно выдавать в случайном порядке.
91
Чтобы сделать опрос персонифицированным, педагогу нужно выдать карточку с определенным номером конкретному учащемуся. Учитель наводит камеру мобильного устройства на класс (аудиторию), нажимает кнопку «Scan» внизу экрана либо на значок фотоаппарата в правой верхней части приложения и сканирует ответы обучающихся в режиме реального времени, держа мобильное устройство вертикально. Приложение автоматически распознает QR-коды всех учащихся одновременно и покажет имя учащегося, ответившего на вопрос, число ответивших учащихся, правильность ответов на вопрос.
Тестирование с помощью мобильного устройства сильнее привлекает внимание учащихся, чем традиционный тест, их привлекает игровой, как бы неформальный характер контроля. Ожидается, что данные технологические новшества должны повысить интерес к предмету и качество контроля знаний по нему. При этом сервис Plickers позволяет учителю гибко управлять учебным процессом, реализуя непрерывный мониторинг образовательных результатов учащихся.
Варианты применения:
1. Фронтальный опрос в конце урока. Цель — понять, что учащиеся усвоили за урок, а что нет.
2. Фронтальный опрос в начале урока по предыдущему занятию и/или занятиям. Цель — понять, что усвоилось, а что нужно повторить.
3. A/B-тестирование подачи материала. Цель — выяснить, как лучше рассказывать обучающимся тот или иной материал. Берём два класса (или две группы). Рассказываем им один и тот же материал, но по-разному. В конце занятия проводим фронтальный опрос и сравниваем результаты.
4. Проведение тестов / проверочных работ.
5. Анализ работы преподавателя в динамике [26].
Рисунок 4.8 - Сервис Plickers
Среда программирования Scratch.
Изучение программирования – это получение второй грамотности в современном цифровом мире, так как оно открывает множество новых возможностей для обучения.
92
Среда программирования Scratch – визуально-блочная событийно- ориентированная среда программирования, специально созданная для детей и подростков, которая позволяет им создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другое [27].
При работе на уроке или выполнения домашнего задания можно порекомендовать использовать Scratchonline – официальный сайт сообщества
Scratch (https://scratch.mit.edu/ ).
Рисунок 4.9 - Scratchon-line
Мобильная версия
ScratchJr.
Также можно использовать мобильную версию
ScratchJr — предназначен для ознакомления детей в возрасте 5–7 лет, он доступен в виде бесплатного приложения для iOS, Android и Chromebook.
Рисунок 4.10 - ScratchJr
93
Применение симуляторов и программ по роботехнике.
При рассмотрении тем по робототехнике можно использовать работу с on-line и устанавливаемыми симуляторами EV-3, VEX IQ. Для создания и для проведения занятий по робототехнике не только с реальными конструкторами, но и с использованием разных симуляторов и других инструментов проверки программ.
Даже если есть возможность использовать реальные конструкторы, использование симуляторов и других инструментов компьютерного моделирования дает существенное развитие ребенку, открывает новые возможности.
-
В виртуальных средах можно заниматься даже без оборудования, только имея компьютер и доступ в интернет.
-
Владение инструментами САПР (система автоматизированного
проектирования) дает возможности для дальнейшего совершенствования моделей.
-
Работа в виртуальных программных оболочках позволяет быстрее отлаживать различные программные алгоритмы, которые потом гораздо проще тестировать на реальных роботах (при наличии определенного опыта).
-
Увлеченные дети могут дома в любое свободное время заниматься созданием конструкций, написанием кода, которые позже тестируют на занятиях в классе. При таком подходе усвоение материала проходит гораздо быстрее.
-
В виртуальных средах можно проводить соревнования.
-
Работа в симуляторах, САПР способствует развитию различных навыков, умений, компетенций. И способствует развитию кругозора.
Используя симуляторы, можно отрабатывать как простые, так и сложные действия. В основном, все симуляторы, обладающие расширенным функционалом (возможностью создавать физическую среду, загружать собственные полигоны и модели роботов), можно назвать «условно бесплатными», т.е. у них есть или бесплатный период использования, или бесплатный период предоставляется сейчас.
На данном сайте рассказывается,
как подключить модуль EV3, написать первую программу и управлять большим мотором, датчиком касания и датчиком цвета. https://digirobo.weebly.com/10591095108010891100-
1076108610841072-ev3.html
94
Рисунок 4.11 - Сайт on-line программирования для EV-3
Сайт для скачивания и установки бесплатного программного обеспечения
Mindstorms EV3 1.3.1
Ссылка: https://besplatnye-programmy.com/raznoe-dlya-razrabotchikov/1392- programmirovanie-robota-lego-mindstorms-ev3.html
Рисунок 4.12 - Сайт для скачивания Mindstorms EV3 1.3.1
Благодаря бесплатному приложению LEGO Digital Designer можно построить абсолютно все из виртуальных кирпичиков LEGO прямо на компьютере. Научиться пользоваться программой не сложно.
Ссылка на бесплатное скачивание: https://lego-digital- designer.ru.uptodown.com/windows
95
Рисунок 4.13 - Программа для создания моделей LEGO
Онлайн-доски в образовательном процессе.
Использование онлайн-доски решает задачи обеспечения наглядности, интерактивности, наличия быстрой обратной связи, а также организации работы в едином веб-пространстве.
Онлайн-доска является многофункциональным средством обучения.
Прежде всего, ресурс предоставляет визуальный контакт для всех членов группы. Онлайн-доску можно рассматривать как эффективный инструмент для совместной учебной и проектной деятельности учеников благодаря функциям обмена файлами разного типа (мультимедиа объектами) и опции совместного редактирования материалов. Наличие онлайн-доски существенно облегчает процедуру проведения этапов контроля, а также взаимной проверки. Использование ресурса способствует развитию творческих способностей учеников, формированию универсальных и профессиональных компетенций на практическом занятии по иностранному языку в условиях электронного обучения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11