Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 429

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Miro.
Онлайн-доска, которой пользуются по всему миру. Miro — не просто белое поле, а целый набор шаблонов, из которых можно выбрать удобный для конкретного направления работы: генерация идей, планирование, прототипирование, выработка стратегии.
Работу с доской можно начать с белого поля, но основная ее фишка все- таки — шаблоны для организации информации. Здесь можно проводить онлайн-уроки, создавать план работы или закреплять задачи, которые нужно выполнить. Есть функция рисования.
На доску можно «клеить» стикеры — добавлять важные идеи на поле, участники могут комментировать их.
Интерфейс доски интуитивно понятен, управлять ей просто — передвигать нужные шаблоны и другие элементы мышкой. Доской можно

96 пользоваться и с компьютера, и со смартфона — это удобно.
Размер доски можно менять, готовые проекты можно сохранять на Гугл
Диске, в формате jpg, pdf.
Рисунок 4.14 – Miro
AWWApp.
С этой доской можно работать прямо в браузере. Чтобы начать работать, нужно просто открыть сайт, зарегистрироваться и пригласить других участников. Все приглашенные могут использовать полный функционал доски.
Готовую доску можно сохранить. Есть бесплатная доска — ее возможностей хватит для обучения, платная версия подойдет для постоянного использования на больших рабочих проектах. У доски белый фон, есть точечная сетка — удобно рисовать и писать текст. Есть кнопки для удаления ошибок и полной очистки доски.
Пользоваться AWWApp можно как с компьютера, так и со смартфона.
Если приходится использовать сервис с телефона, искажений в изображениях не будет — они передаются точно так же, как и в компьютерной версии.
Рисунок 4.15 – AWWApp
Autodraw.
Autodraw — умная бесплатная доска от Google. Интересный инструмент

97
— умное перо (кстати, в Miro такая функция тоже есть). Когда кто-то что изображает, сайт пытается угадать, что это, и предлагает варианты. Так рисовать получается намного быстрее и аккуратнее — программа распознает самые сложные каракули.
Рисунок 4.16 – Autodraw
[28]
Применение видео контента в образовательном процессе.
Наглядность способствует лучшему усвоению образовательных материалов, а также пониманию связи теоретических знаний с практической стороной жизни.
Современные технологии позволяют сделать учебный процесс приятным и захватывающим – это может быть качественные видео лекции или видео уроки. Такими технологиями и пользуется наш университет уже несколько последних лет, внедряя все более усовершенствующие информационные мультимедийные технологии в образовательный процесс.
Майер объясняет, что просмотр, хотя и может показаться пассивным, может включать в себя высокую когнитивную активность, необходимую для активного обучения: «хорошо продуманные мультимедийные обучающие сообщения могут способствовать активной когнитивной обработке, даже когда ученики кажутся поведенчески неактивными». Содержание и контекст просмотра являются важными элементами для привлечения. Контент должен соответствовать возрасту и навыкам, поскольку «контент, который вы смотрите, может быть более точным фактором, определяющим будущий академический успех, чем количество времени, которое вы проводите за просмотром телевидения»). Другими аспектами видео, которые были продемонстрированы для привлечения учащихся к активному обучению, являются его обращение к различным формам интеллекта, его использование нескольких режимов доставки контента и его эмоциональная привлекательность для зрителей.
Список мультфильмов для детей по информатике и ИКТ.
«Фиксики».
Интернет - https://www.youtube.com/watch?v=kt6Hnr61Gm0
ДимДимыч и компьютер - https://www.youtube.com/watch?v=8EGelxh4ZlY
Компакт диск - https://www.youtube.com/watch?v=SrWYMz26ZOU&t=292s


98
Клавиатура - https://www.youtube.com/watch?v=F2HE4rPy9JI&t=1s
«Смешарики».
Азбука цифровой грамотности - https://www.youtube.com/watch?v=_4cV2AFTb1E
Серия мультфильмов «Почемучки» 15 серий. https://www.youtube.com/user/volciti
Технические средства.
Использование в учебном процессе интерактивных и мультимедийных досок.
Задачи, наметившиеся в развитии современного образования, требуют от каждого учителя профессионального мастерства и самоотдачи. Новый стандарт предъявляет и новые требования к учителю. В соответствии с требованиями стандарта профессиональное мастерство учителя заключается в умении проектировать учебный процесс, использовать технологии развивающего обучения, осуществлять оценочную деятельность на основе проецирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств информатики для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Поэтому компьютер является центральной фигурой в данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести обучение на новый уровень. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной и интерактивной техники, такой, например, как мультимедийные проекторы и интерактивные доски.
Появилась возможность использовать мультимедийную и интерактивную технику на уроках информатики и ИКТ.
Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку.
Внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебный процесс, позволяет повысить эффективность и уровень обучения информатике и ИКТ, в условиях ее правильной реализации.
Основные способы использования интерактивных досок:
- возможность делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений


99
- демонстрация веб - сайтов через интерактивную доску всем слушателям
- использование групповых форм работы
- совместная работа над документами, таблицами или изображениями
- использование конференц - связи
- управление компьютером без использования самого компьютера
(управление через интерактивную доску)
- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.
- изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски
- изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок
- сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет
- сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради
- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса
- демонстрация учебных видеороликов
- создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши
- создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке
- при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика.
Рассмотрим 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:
-
Презентации, демонстрация и моделирование. Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.
-
Повышение активности учеников на уроке. Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.
-
Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.
Во-первых, интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.
Во-вторых – это повышение активности учеников на уроке.
В-третьих, увеличение темпа урока. Все записи на интерактивной доске

100 могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни, а также учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.
Преимущества интерактивной доски:
- помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом;
- помогают расширить использование электронных средств обучения, передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств;
- позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов;
- позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке;
- позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее;
- позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными;
- позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем;
- позволяют проводить проверку знаний, обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь «ученик- учитель»;
- при полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и 29 демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени;
- возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя;
- стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске;
- развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала [29].
Использование в учебном процессе проектора.
Введение новых технологий во всех отраслях человеческой деятельности позволяет облегчить работу, обеспечивает быстрое и хорошее восприятие всех процессов в науке и жизни человека. Эффективным оборудованием для подачи и восприятия материала в общеобразовательных учреждениях являются проекторы. Незаменимые проекторы в школах. Они все чаще вытесняют


101 традиционные классные доски. Использование проекторов экономит много времени. Одна за другой меняются первоклассные картинки, объемный звук погружает учащихся в глубину событий на экране.
Проекторы повышают эффективность работы преподавателей и учащихся. Видео проекторы выводят с файлов на экраны учебные материалы и иллюстрации к ним. Наслаждаясь широкоэкранными проекциями, учащиеся быстрее и лучше воспринимают материал, не тратится время на изготовление карт, таблиц, схем на бумажных плакатах, нет проблем с их местом хранения, повышается уровень запоминания и восприятия учебных материалов, выведенных на экран, концентрируется внимание. Проекторы играют важную роль в проведении интерактивных уроков, семинаров и научных конференций.
Материально-техническая база обучения включает следующие составляющие:
1.
Каналы связи;
2.
Компьютерное оборудование;
3.
Периферийное оборудование;
4.
Программное обеспечение.
Требования к материальной базе обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи.
При использовании компьютерного оборудования необходимо учитывать, что не допускается использование на занятиях более двух различных электронных средств обучения (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) и личных мобильных средств связи, например, смартфонов для образовательных целей.
Для того чтобы сделать урок познавательным, увлекательным и полезным учителю необходимо использовать для проектирования урока различные инструменты IT-технологий, в частности Web 2.0. В образовании Web 2.0 – это прежде всего доступ к обучающим инструментам через браузер, иначе сервисы для интерактивных заданий и упражнений.
Интерактивные задания – это задания, предполагающие какую-либо деятельность «на заданную тему» непосредственно с объектами на экране – перетаскивание, кликание, расстановка и т.д., по заданным параметрам задания.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо
(человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, каждого ученика с любым другим учеником, например, посредством выполнения интерактивных заданий на интерактивной доске. Встраивание интерактивных заданий в сценарий урока делает его более интересным и динамичным, повышает учебно-познавательную активность учащихся и развивается самостоятельность.
Чтобы хорошо закрепить новые знания, учащемся нужно выполнить некоторое количество заданий, но подача таких заданий, с одним и тем же


102 материалом, должна представляться в разных формах. Используя интерактивные задания, педагог имеет возможность отслеживать решения каждого ученика. Также во многих заданиях необходимо организовывать обратную связь, то есть, когда ученик выполняет задания, он может увидеть правильно или неправильно он выполнил это задание, иногда просто увидеть решение своего задания, а также можно сбросить результат и заново начать выполнять это задание.
Задания по степени их увлекательности, красочности и жесткости постановки задачи можно представить в виде линейки, где «передвижение» от заданий и интерактивных заданий к заданию конструктору, а затем к тренажеру и интерактивной дидактической игре приводит к возрастанию увлекательности и привлекательности, и смягчению постановки задачи [30].
Интерактивные задания-тренажёры для самостоятельной работы младшего школьника должны иметь интуитивно понятный интерфейс, поддерживать возможность многократного выполнения, поддерживать консультирующую обратную связь и т.д.
Создание интерактивных учебно-методических заданий по «Цифровой грамотности» можно разработать на различных платформах. Проведем обзор основных онлайн-сервисов, предназначенных для создания и публикации дидактических материалов:
FlashcardMachine – это онлайн сервис (http://www.flashcardmachine.com), созданный для подготовки дидактических материалов в игровой форме в виде наборов карточек. Материалы, представленные на карточках в виде текста, картинок, звука, ссылок. Вопросы готового набора карточек при запуске тасуются случайным образом. Сервис поддерживает кириллицу. Так же можно выступать в роли преподавателя, ученика и организовать групповую работу с карточками. Имеется большая коллекция готовых карточек, разложенная по темам, возрастам.
Рисунок 4.17 - Онлайн сервис FlashcardMachine
Онлайн сервис JeopardyLabs (http://www.jeopardylabs.com) создан для генерации тематических викторин. Чтобы работать на сервисе не нужно регистрироваться. Только ввести пароль для редактирования. Сервис

103 поддерживает кириллицу. После заполнения данными сервис предложит ссылку для работы с викториной.
Рисунок 4.18 - Онлайн сервис JeopardyLabs
JigsawPlanet (http://www.jigsawplanet.com/) – это онлайн сервис для генерации пазлов из исходных графических изображений (фотографий). Чтобы работать на этом сервисе, для начала нужно зарегистрироваться. После этого пользователь создает альбом(ы) и загружает тематические изображения, из которых сервис предлагает создать различные по сложности и форме пазлов игры. Созданные работы можно сохранять на страничках сайтов в виде альбомов и как отдельные работы. Можно поделиться работами в социальных сервисах и посредством электронной почты. Работы можно создавать с общим доступом (публичные) - для тех, кто имеет ссылку, и приватные.
Рисунок 4.19 - Онлайн сервис JigsawPlanet