Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 431

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

104
Рисунок 4.20 – Пазл JigsawPlanet
Творческий инструмент для 21-го века Wixie (https://www.wixie.com/). На этом сервисе возможно рисование, добавление изображений и многое другое.
Что дает прекрасную возможность попробовать Wixie (полная версия ориентирована на учебные заведения) и апробировать в практической деятельности. Бесплатная версия не требует регистрации и поддерживает кириллицу. Ученики имеют возможность в Wixie инструментами рисования, менять параметры текста, изображений и встраивание голосовых записей при разработке электронных публикаций и флэш-анимации. Благодаря этому сервису возможна помощи в создании основных навыков работы с информационными технологиями 21 века.
Рисунок 4.21 - Творческий инструмент Wixie
PurpozeGames (http://www.purposegames.com/) – это сервис для создания тематических игр онлайн. Чтобы начать работать на этом сервисе нужна регистрация. Сервис поддерживает кириллицу. Возможны два способа создания игр:
1.
Привязывая к точке на изображении вопроса с однозначным ответом. Возможность дать альтернативный ответ.
2.
По результатам игры ведется рейтингование.

105
Рисунок 4.22 - Онлайн сервис PurpozeGames
StudyStack (http://www.studystack.com) – бесплатный онлайн сервис, созданный в 2001 году, предназначенный для организации интерактивного самоконтроля можно выбрать любые другие форматы: кроссворд, игры, тесты и др. Сервис содержит большое количество флэш-карточек. Порядок работы с материалами: это работа с текстом (вопросы и ответы) и работа с графическими изображениями и комментариями к ним. Набрав один раз комплект вопросов и ответов, получаете несколько вариантов для генерации дидактических материалов в игровой форме. Готовые работы легко можно встроить на странички сайтов, блогов, поделиться информацией в социальных сетях. Для начала работы необходимо зарегистрироваться или воспользоваться аккаунтом от Facebook. Сервис поддерживает кириллицу.
Рисунок 4.23 - Онлайн сервис StudyStack
Многофункциональный онлайн-конструктор
Genially
(https://www.genial.ly/)
– это интуитивно понятный и бесплатный онлайнинструмент для создания интерактивного контента.

106
С помощью сервиса Genially можно создавать:
 интерактивные презентации;
 видеопрезентации;
 инфографику;
 интерактивные игры;
 интерактивные плакаты;
 викторины, квизы;
 веб-квесты.
Система предлагает сотни готовых анимированных интерактивных шаблонов слайдов на любые темы: просто выбираем подходящий шаблон и наполняем нужными объектами. Среди них: текстовые блоки; изображения; шаблоны графиков и диаграмм; инфографика; иконки; фигуры; интерактивные элементы (элементы управления слайдами и объектами на слайдах); смарт объекты (объекты для демонстрации процессов в динамике). Готовый продукт, созданный в сервисе Genial.ly, можно опубликовать на сайте, в социальных сетях или просто поделиться ссылкой на ресурс.
Рисунок 4.24 - Онлайн конструктор Genially
Для автоматического перевода данного сайта на русский язык заходите через браузер Google или зайдя на сайт щелкните правой кнопкой мышки, появится меню, выберите пункт «Перевести на русский язык». Заполняем форму для регистрации: указать адрес электронной почты, придумать пароль.
Ставим галочку напротив «I have read and accept the user agreement and privacy conditions», нажимаем «Start».
После регистрации сервис поинтересуется вашей сферой деятельности и профессией.
Для активации аккаунта Вы получите письмо на электронную почту: нужно нажать «Confirm my account».
После регистрации вы сразу попадете в онлайн-конструктор и вам будет показана небольшая инструкция по работе. Нажимайте Next или Следующий.
Онлайн - сервис Liveworksheets (https://www.liveworksheets.com) – мощный и простой инструмент для создания интерактивных заданий на рабочих листах в электронном виде. Здесь множество инструментов, необходимых учителю для создания интерактивных листов. Оценка вычисляется сразу при отправке и выполненные задания с оценками,


107 написанными на листе, накапливаются у учителя в ящике. Регистрация ученика не нужна. Ученик получает задание просто по ссылке.
Задание составляется на основе PDF-документа (любой документ в
WORD можно переформатировать в PDF) или просканированной картинки из любого задачника, учебника.
Если у Вас уже есть готовые задания, то Вам останется расставить только интерактивные элементы управления (выпадающие списки, множественный выбор, галочки да/нет, соединение линиями и т.д.). На лист также можно вставить пояснительное видео (предварительно загруженное в youtube).
Рисунок 4.25 - Онлайн сервис Liveworksheets
Wordwall (https://wordwall.net) – это многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии. Многих учителей порадует тот факт, что сервис имеет русскоязычную версию. В вашем браузере она появится автоматически.
Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Печатные версии можно распечатать и использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий.
Шаблоны включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в педагогической практике. Даже в бесплатной версии вы получаете доступ к большому арсеналу игр.
Алгоритм работы примерно такой же, как в популярном среди учителей
LearningApps. Однако качество данных шаблонов и функциональные возможности намного выше. Для создания своего учебного задания вы выбираете шаблон, а затем вводите свой контент. Вы можете использовать имеющиеся версии игры или начать её создание с нуля. В любом случае создание игры займёт не очень много времени. Большим подспорьем в игре является подключение к поисковой системе Bing, которая поможет вам быстро найти нужное изображение.
Имеется небольшой текстовой редактор, с помощью которого вы можете

108 использовать различные варианты введения шрифта (жирный, подстрочный, надстрочный), вставить символ или математическую формулу.
Вы можете подготовить игровое упражнение, внедрить его на сайт или отправить ссылкой ученикам. Задания можно персонифицировать. То есть назначить задание, где ученик указывает свою фамилию. Благодаря этому, вы можете отследить результаты работы каждого ученика.
Краткий алгоритм:
Шаг 1. Заходите на сайт https://wordwall.net/ru. Регистрируетесь, создаете учетную запись. Нажимаете вкладку «Создать учебное задание».
Шаг 2. Выбираете шаблон.
Шаг 3. Озаглавливаете. Вводите контент. Сохраняете.
Шаг 4. На экране видите интерактивный вариант задания.
Шаг 5. Нажимаете «Поделиться – Сделать открытым - Опубликовать».
Рисунок 4.26 - Онлайн сервис Wordwall
Canva (https://www.canva.com) – это онлайн-сервис, позволяющий создавать инфографики, листовки, баннеры, изображения для социальных сетей и многое другое. Предлагает использовать готовые шаблоны или создавать собственные проекты с нуля.
Готовым материалом можно «Поделиться» или «Скачать».
Для создания наглядных материалов можно использовать эти шаблоны:
1.
Шаблоны «Классный уголок» https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/klassnyj-ugolok/.
2.
Расписание уроков https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/raspisanie- urokov-25-luchshix-shablonov/.
3.
Шаблоны «Классный уголок» для редактирования https://www.canva.com/design/DAEGXi3f9ak/share/preview?token=VqFDQ9Mo87a gpyeTomgLRw& role=EDITOR&utm_content=DAEGXi3f9ak&utm_campaign=designshare&utm_me dium=link&utm_sou rce=sharebutton.
4.
Шаблоны «Рабочие листы с заданиями»


109 https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/rabochaya-tetrad/.
5.
Шаблон рабочих листов для редактирования https://www.canva.com/design/DAEGXDhGXXo/share/preview?token=nDr8gFlejo
VbvhCmf0
Krug&role=EDITOR&utm_content=DAEGXDhGXXo&utm_campaign=designshare
&utm_mediu m=link&utm_source=sharebutton.
6.
Шаблон Интерактивный план урока для редактирования https://www.canva.com/design/DAEGXZZDPYM/share/preview?token=xmCLw7Jfd kxWVrf7E1PU8g& role=EDITOR&utm_content=DAEGXZZDPYM&utm_campaign=designshare&utm
_medium=link&utm_s ource=sharebutton.
Рисунок 4.27 - Онлайн сервис Canva
Mentimer (http://mentimetr.com) – любопытный сервис, позволяющий задавать вопросы классу и получить мгновенную обратную связь через любые мобильные устройства, имеющие доступ в Интернет.
За последнее время разработчики добавили еще несколько инструментов для учителей. Последний из них – это возможность создать викторину.
Учительский конструктор представляет собой небольшую панель инструментов.
В ходе демонстрации опроса в помощь учителю имеется всплывающая панель слева.
Сервис даёт замечательную возможность показать немедленную обратную связь с классом по каждой учебной задаче. Учитель может установить время выполнения теста и или ответа на вопрос.
Ученики вставляют в поисковую строку браузера ссылку govote.at и код викторины (опроса). Или могут сканировать QR-код, который вы показываете им на экране. Дисплей на мобильном устройстве представляет собой ряд цветных вариантов ответов на поставленный вопрос. Причём, помимо альтернативного теста, учитель может предложить вариант с несколькими правильными ответами. Данный инструмент приближает сервис к

110 конструкторам Kahoot, Triventy и другим. В отличие от указанных сервисов опрос проводится анонимно. Вместо имён на экране появляются аватары.
Рисунок 4.28 - Онлайн сервис Mentimer
QR-code generator (https://ru.qr-code-generator.com) – бесплатный сервис, позволяющий получить нужный уникальный QR-код за считанные минуты.
Рисунок 4.29 – Генератор QR-кодов
Вы можете заключить в код обычный текст, ссылку, адрес электронной почты, изображение...
1. Сначала необходимо выбрать, какую функцию должен выполнять генерируемый код
2. Затем вводится шифруемая информация
3. Нажимаем «Создать код»
4. Справа появляется QR-код
5. Можно изменить цвет и форму кода (для этого нужно зарегистрироваться на платформе)
6. Нажимаем кнопку «Загрузить» и скачиваем в Загрузки
7. Если вы хотите встроить код на сайт или блог, то нажимаем на значок в верхнем левом углу и получаем ссылку для встраивания.
Считать QR-код и получить зашифрованную информацию:
1.
Произведите установку специального бесплатного приложения для сканирования на мобильный гаджет с камерой (например, QR Code Reader,
BIDI, iPhone: Quick Scan).


111 2.
Откройте приложение и наведите камеру смартфона на QR-код
(черно-белый квадратик), чтоб он полностью оказался в кадре.
3.
Отсканированная информация через несколько секунд будет выведена на экран.
Способы использования QR-кодов:
 создать QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы;
 на карте компактно поместить информацию о культуре, истории, ссылки на статьи в соответствии с изучаемой темой;
 разместить в библиотеке ссылки на электронные версии текстов, на дополнительную информацию;
 зашифровать вопросы, и предложить учащимся ответить на них;
 зашифровать ответы на задачи, предложив ученикам проверить себя, считав код.
Завершая краткий обзор основных цифровых инструментов и сервисов для организации урочной деятельности в начальной школе, отметим, что выбор инструмента, разработка цифрового контента потребует от учителя определенных знаний и умений. Готовность педагога к применению новых решений – очень важный фактор успеха качества преподавания и повышения мотивации к изучению предмета «Цифровая грамотность». Но не стоит забывать и про педагогическую целесообразность использования тех или иных средств информационно-коммуникационных технологий, цифровых ресурсов и сервисов Интернета на конкретном этапе урока в соответствии с возрастными особенностями [31].
Исходя из анализа основных программных продуктов, предназначенных для разработки интерактивных заданий можно выделить следующие этапы проведения интерактивных заданий [32]:
1.
Разминка.
2.
Объединение в группы.
3.
Организация учебной деятельности учащихся в группе.
4.
Подведение итогов.
5.
Презентация групповых решений.
6.
Рефлексия.
Следует иметь в виду и гигиенические ограничения времени использовании младшими школьниками средств информационно- коммуникационных технологий.
Приведем ряд методических рекомендаций по использованию интерактивных заданий для организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках «Цифровая грамотность».
Самостоятельная работа с заданиями может быть организована как в классе на уроке в процессе реализации практического этапа, так и в домашних условиях (по желанию и возможностям учащихся). Для организации самостоятельной работы в классе необходимо обеспечить каждому учащемуся индивидуальное рабочее место за компьютером, заранее загрузить приложение.

112
При использовании интерактивных заданий для организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках «Цифровая грамотность» учителю необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций:
Рекомендация № 1. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы.
Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения.
Рекомендация № 2. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их.
Рекомендация № 3. Учитель должен быть уверен, что применение ИКТ на уроке будет способствовать усвоению учебного материала, а не отвлекать учащихся от него.
Рекомендация № 4. Для занятий допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.
Рекомендация № 5. Важно обеспечить соответствие приёмов использования ИКТ содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. При использовании на уроке информационных технологий структура урока принципиально не меняется. Кроме того, учитель должен помнить, что разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
 ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
 лучше работать за компьютером в первой половине дня;
 комната должна быть хорошо освещена;
 мебель соответствовать росту ребенка;
 расстояние от глаз ребенка до монитора – 60 см;
 периодически делать зарядку для глаз;
 непосредственное сидение за компьютером перемежать физическими упражнениями.
Рассмотрим использование возможностей некоторых вышеперечисленных сервисов на уроках «Цифровая грамотность» в 1 классе при изучении темы «Моя первая программа. Линейный алгоритм».


113
Пример 1.
КГУ «ОШ № 4» ОО г. Балхаш УО Карагандинской области
(наименование организации образования)
Краткосрочный план урока
Раздел:
Раздел II. Программирование. Сквозная тема: «Традиции и фольклор»
ФИО педагога
Харламова Светлана Александровна
Дата:
Класс: 1
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
Моя первая программа. Линейный алгоритм
Цели обучения в соответствии с учебной программой
1. 4. 1. 1. реализовывать линейный алгоритм
Цели урока
Все ученики:
- знают понятия «алгоритм», «команда», умеют определять правильный порядок выполнения шагов
Большинство учеников:
- знают понятия «алгоритм», «команда», умеют определять правильный порядок выполнения шагов, умеют выделять этапы действия
Некоторые ученики:
- знают понятия «алгоритм», «команда», умеют определять правильный порядок выполнения шагов, умеют выделять этапы действия, умеют рассуждать по данной теме
Ход урока
Этап урока/
Время
Действия педагога
Действия ученика
Оценивание
Ресурсы
Начало урока
10 минут
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11