Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 422
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44
Но шарик, нужно надувать осторожно, чтобы он вдруг не лопнул.
Изучени е нового материа ла
Ребята, посмотрите, а на чём мы продолжим путешествие? Для того чтобы к нему пройти, нужно посмотреть на светофор, если горит зелёный, то иди, а если нет, то жди.
- На светофоре горит зелёный? Да, мы можем идти.
У нас получился разветвляющийся алгоритм.
Разветвляющийся – это алгоритм, в котором последовательность выполнения команд зависит от результата условия.
- Давайте устно составим несколько разветвляющихся алгоритмов. Например: если на улице холодно, надень шубу, если нет – куртку,
(алгоритмы учеников).
- С каким видом алгоритма мы сейчас работали?
В настоящее время существует несколько определений разветвляющегося алгоритма.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ1. Алгоритм, содержащий структуру ветвления, называется разветвляющимся
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2. Разветвляющимся называется алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий
ФИЗМИНУТКА
Давайте посмотрим на еще один алгоритм.
Он отличается от других не только содержанием и типом, но и способом записи
Высказыв ают свои предполо жения, предлага ют свои идеи.
Озвучива ют алгоритм.
Отвечают на вопрос, строят предполо жения
Записыва ют понятие в тетрадь
Выполня ют физминут ку
Слове сная оценк а учите ля
Взаим ооцен ивани е
Страт
егия«
Стик
ер»
Слов
есная
оценк
а
учите
ля
Сла йды през ента ции
45
Давайте совместно выполним это алгоритм
1.Устные задачи
Задача 1. Введено число
15.
Какое значение получится в результате выполнения алгоритма?
ОТВЕТ: 108
Задача 2. Введено число
1.
Какое значение получится в результате выполнения алгоритма?
ОТВЕТ: 40
Вы отправляетесь в кино. Подойдя к кинотеатру, вы обнаруживаете, что сегодня идут два фильма: новая серия «Гарри Поттера» и новый боевик с
Сильвестром Сталлоне. Если есть билеты на первый, то пойдете смотреть его, иначе будете смотреть боевик.
В качестве условий ветвления действий в алгоритмах могут указываться любые равенства и неравенства над величинами и математическими выражениями.
Выражения, используемые в качестве условий.
A < B A меньше B
Знакомят ся с информац ией на слайде, рассужда ют, вычисляю т значения
Рассужда ют, предлага ют свои мнения
Записыва ют в тетрадь
Форм ативн ая оценк а учите ля
Фли пчар т
46
A <= B A меньше или равно B
A = B A равно B
A > B A больше B
A >= B A больше или равно B
A<>B A не равно B
Пре зент ация на
ПК
Рефлекс ия
Дидактическая игра «Правда ли что...»
- Мы знаем пять видов алгоритма? (нет, правильный ответ)
- Один из видов алгоритма – линейный (Да)
- Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм в котором все действия повторяются? (нет, правильный ответ)
- Один из способов записи алгоритма графический, а другой письменный (нет, правильный ответ)
Учащиеся отвечают на вопросы, комменти руют ответы
Урок №3.
Раздел:
Раздел 1 – Программирование
(сквозные темы: «Живая природа», «Что такое хорошо, что такое плохо?»)
ФИО педагога Марченко Нина Николаевна
Школа
КГУ «Школа-гимназия №5» отдела образования города Шахтинска управления образования Карагандинской области
Дата:
Класс:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
Урок №3. Циклы.
Цели обучения в соответствии с учебной программой
2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления;
3.4.1.2 реализовывать циклический алгоритм
Цели урока
закрепить понятие «алгоритм»;
выполнять задания по алгоритму.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Оцени вание
Ресу рсы
Организ ационны й момент.
Приветствие учителя
Деление на группы.
Деление на группы:
Деление на «первый-второй»
Способ можно «украсить» если деление происходит на каком-нибудь языке, например казахском
Учитель записывает предлагаемые правила
Настраиваются на положительны й настрой урока.
Учащиеся активно обсуждают и
Словес ная оценка учител я
47 работы в группе на странице флипчарта
Выполнение упражнений для актуализаций знаний на тему: «Устройства ввода и вывода»
Создать постер в виде облаков на доске с центром для 1й группы - «устройства ввода», для 2й группы - «устройства вывода»
вырабатывают правила работы в группе
Учащиеся по очереди подходят к доске и вписывают устройства
Актуали зация знаний
Работа по группам:
Задание: Рассмотреть алгоритм. Расставить команды в нужном порядке. 1 группа: выполняет задание по алгоритму «ПОЛЕЙ
ЦВЕТОК»: составляют алгоритм, а также заполняют недостающие команды в построчной записи заданного алгоритма.
В карточку с пустым алгоритмом, дети вклеивают в нужном порядке заранее заготовленные команды.
Сравни вают с правил ьным образц ом
Самоо ценива ние
ПРИ
ЛО
ЖЕ
НИ
Е 1,
2).
Начало
Конец
Возьми лейку
Налей воду в лейку
Полей землю
Поставь лейку на место
Земля сухая
Лейка пустая
Начало
Конец
Возьми лейку
Налей воду в лейку
Полей землю
Поставь лейку на место
Земля сухая
Лейка пустая
2 группа:
«ПОГУЛЯЙ С ДРУГОМ».
Начало
Конец
Чертят стрелки
(необходимое ветвление), вставляют
48
Учитель направляет работу в группе, подводит итог работы
Позвони другу
Дрг дома
Предложи погулять
Друг согласился
Оденься
Выйди из дома
Начало
Конец
Позвони другу
Друг дома
Предложи погулять
Друг согласился
Оденься
Выйди из дома слова – ДА и
НЕТ.
Представители от групп заполняют алгоритмы на интерактивной доске, представляют получившиеся алгоритмы.
Изучени е нового материа ла
Наверное, каждый из вас помогает своим родителям по дому. А бабушке ягоды собрать вы тоже помогаете?
Вот Машу бабушка попросила помочь собрать вишню. И она согласилась. Взяла
Маша корзину и подошла к дереву. Она срывала ягоду и опускала её в корзину. Так
Маша делала до тех пор, пока на дереве не осталось ни одной ягоды. Затем с этими ягодами бабушка испекла пирожков.
А давайте оформим действия Маши в виде блок-схемы. И разберем, какой же алгоритм используется в задаче.
Циклический алгоритм
Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом.
Учащиеся обсуждают задание.
Представители от групп заполняют алгоритмы на интерактивной доске, представляют получившиеся алгоритмы.
Записывают в тетради тему урока и делают записи под руководством учителя
49
Элементы блок схемы мы уже использовали.
Блок Начало.
Далее: взять корзину
Подойти к дереву
Посмотреть: на кусте есть ягода?
Если есть: сорвать ягоду, положить ягоду в корзину. И опять вернуться к условию и посмотреть, на дереве есть ягоды, если есть опять сорвать ягоду, положить ягоду в корзину и так до тех пор, пока ягод на дереве не останется.
А после того, как ягоды все собраны бабушка испекла пирожки, и вся семья была сыта и довольна.
Самостоятельно:
Страте гия
«Верно
- не верно»
Словес ная оценка учител я.
Взаимо оценив ание
Страте гия
«Стике р»
Итог урока.
50
Подведе ние итогов урока (5 мин)
Домашнее задание.
Дифференциация по уровню сложности
Ученики выбирают уровень А, если не справились с заданием уровня А в течение урока.
Ученики выбирают уровень
В, если справились с уровнем А в течение урока.
Ученики выбирают уровень
С, если справились с уровнем В течение урока.
Рефлексия «Дерево Блоба»
Ученики определяют свое место на дереве по оценке своих ощущений в конце урока.
Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники
Реф лекс ивн ый лист
, стик еры
Урок №4.
Раздел:
Раздел 1 – Программирование
(сквозные темы: «Живая природа», «Что такое хорошо, что такое плохо?»)
ФИО педагога Марченко Нина Николаевна
Школа
КГУ «Школа-гимназия №5» отдела образования города Шахтинска управления образования Карагандинской области
Дата:
Класс:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
Урок №4. Циклы
Цели обучения в соответствии с учебной программой
2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления;
3.4.1.2 реализовывать циклический алгоритм
Цели урока дать начальное представление о цикле в алгоритме, о способе записи условия окончания цикла; закрепить умение выполнять и составлять алгоритм; закрепить представление о ветвлении в алгоритме, умение формулировать условие ветвления и выполнять алгоритмы.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Оцени вание
Ресур сы
51
Организ ационны й момент.
Приветствие учителя
Алгоритмы и алгостихи
Настраиваются на положительны й настрой урока.
Учащиеся активно обсуждают и определяют тип алгоритма
Словес ная оценка учител я
Слай ды презе нтаци и
52
Выполнение упражнений для актуализаций знаний на тему: «Типы алгоритмов»
На флипчарте таблица из трёх столбцов
Заполнить названия столбцов, которые соответствуют типам алгоритмов
В таблицу записать примеры алгоритмов
Заполняют таблицу
Делают записи в тетради
Актуали зация знаний
Работа в парах:
Выполняют графический диктант
Обсуждают как можно упростить или сократить блок-схем у
Обсуждают в парах
Работают в тетрадях
Сравни вают получе нное изобра жение с правил ьным образц ом
Сравни вают с правил ьным образц ом
Самоо ценива
ПРИ
ЛОЖ
ЕНИ
Е 1,
2).
53
Учитель направляет работу в группе, подводит итог работы ние
Изучени е нового материа ла
Учащимся предлагается просмотреть видео
Учитель демонстрирует среду программирования
Scratch
Под руководством учителя выполняют действия, указанные в видеоресурсе:
Смотрят видео
Выполняют действия, о которых говорилось в видеоресурсе https:/
/youtu
.be/_y rnt3uk
PN0
Подведе ние итогов урока
Стратегия «Микрофон».
Рефлексия учеников в конце урока:
- что узнал, чему научился;
- что еще не ясно;
- в каком направлении необходимо работать.
Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Урок №5-6
Раздел:
Раздел 1 – Программирование
(сквозные темы: «Живая природа», «Что такое хорошо, что такое плохо?»)
ФИО педагога Марченко Нина Николаевна
Школа
КГУ «Школа-гимназия №5» отдела образования города Шахтинска управления образования Карагандинской области
Дата:
Класс:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
Урок №5-6. Движение персонажа.
54
Цели обучения в соответствии с учебной программой
1.4.2.1. создавать, сохранять и открывать проект в игровой среде программирования (Scratch(скретч));
2.1.2.1 объяснять понятия файла и папки;
3.4.2.4 реализовать циклический алгоритм при создании игры в игровой среде программирования
Цели урока
Познакомиться с понятием файла и папки;
Научиться: Различать файлы и папки; определять способы создания движущихся изображений; создавать движущиеся изображения с помощью компьютерных программ.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Оцени вание
Ресур сы
Организ ационны й момент.
Оргмомент: приветствие, проверка отсутствующих.
Для повышения мотивации учащихся.
Активти: Игра "Слова в программировании".
Учащиеся становятся в круг и передают друг другу мяч, при этом называют одно слово, связанное с программированием или с прошлой темой урока. Выбывает с игры, если не смогли назвать вовремя слово.
Повторять слова нельзя.
1. Стартер «Отгадай-ка?».
1. Что это? (Устройства компьютера)
2. Что за объекты выделены? (Самые главные устройства)
3. Какие группы устройств мы знаем?
(Устройства ввода и вывода)
4. Для чего нужны устройства ввода, вывода?
5. Как найти на компьютере информацию об этих устройствах?
Сообщение темы и целей урока
Приветствие
«Круг радости»
Учащиеся становятся в круг и задают друг другу вопросы
Словес ная оценка учител я
Слай ды презе нтаци и
Актуали зация знаний
Запускаем программу Scratch? Как это делалось на прошлом уроке?
Учитель привлекает внимание на кнопки, данной вкладки
Предлагает учащимся подумать, почему так много кнопок и в чем будут отличаться действия при нажатии этих кнопок
Вспоминают алгоритм запуска программы
Рассматриваем вкладку Идеи
Рассуждают, объясняют свои https:/
/scratc h.mit.
edu/
55 предположения
Изучени е нового материа ла
Учитель предлагает просмотреть видеоурок
Вопросы по видеоуроку
Как по-другому называют папки?
Что такое файл?
Для чего нужны папки?
По какому принципу файлы собирают в папке?
Может ли в папке находиться другая папка?
Можно ли в одной папке создавать файлы с одинаковыми названиями?
Для записи в тетради:
Отвечают на вопросы, делают записи в тетради
Виде оресу рс
56
Закрепл ение изученн ого материа ла
57
Выполняем задание в среде программирования Scratch
Просмотр видео «С чего начать»
Выполняют задание в среде программирова ния Scratch
Просматриваю т видеофайл
Создаем новый файл
Сохраняем его в папке вашего класса
Под руководством учителя
Создают новый файл и сохраняют его в нужной папке
Взаимо оценив ание
Оживляем персонаж
Выполняют первую работу
Взаимо оценив ание
58
Проводят взаимооценку и продолжают добавлять и изменять команды
Подведе ние итогов урока (5 мин)
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: «Радуга»
Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Рефле ксивн ый лист, стике ры
Урок №8.
Раздел:
Раздел 1 – Программирование
(сквозные темы: «Живая природа», «Что такое хорошо, что такое плохо?»)
ФИО педагога Марченко Нина Николаевна
Школа
КГУ «Школа-гимназия №5» отдела образования города Шахтинска управления образования Карагандинской области
Дата:
Класс:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
Урок №8. Общение в сети. ПР №1
59
Цели обучения в соответствии с учебной программой
2.2.1.1 набирать текст в клавиатурном тренажере;
3.1.1.1 использовать клавиши для смены регистра символов, раскладки клавиатуры, управления курсором;
3.2.1.2 соблюдать правила набора текста;
3.2.1.3 редактировать текст
Цели урока
Изучить группы клавиш на клавиатуре; отработать правила набора и редактирования текста;
Ход урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Оцени
вание
Ресу
рсы
Органи зацион ный этап
Организационный момент.
Создание коллаборативной среды. Бодрячок
«У жирафа пятна…».
Объявление темы и целей урока.
Мотивация к уроку.
Стратегия «Дерево предсказаний».
«Что такое виртуальное общение?»
ФО «Кулак - ладонь»
• раскрытая ладонь - учащийся активно работал
• кулак – учащийся сделал незначительные успехи или не участвовал.
Деление на группы. Раздать карточки
Настраиваются на позитивное общение
Делятся на группы
Вид еофа йл
Сла йд през ента ции
Актуал изация знаний
Обсуждение в группах памятки
Спикер от группы рассказывает, какие правила нарушали одноклассники
Изучен ие нового матери ала
Практическая работа 1 «Знакомство с клавиатурой»
Учитель: Основным устройством ввода информации, является клавиатура. С помощью клавиатуры мы вводим текст в компьютер.
Слушают объяснение учителя
Просматривают видео