Файл: Тема Планирование и проведение индивидуальной работы со школьниками.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Руководство проектной деятельностью младших школьников
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьн ика. За четыре года ему надо не только освоить программный материал пред метных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным уче ником».
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо- педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.
2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.
3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется
«осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если
большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:
-в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
-каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
- проектированию можно научиться. Для этого необходим! Желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу
Виды проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются
методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в
Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть
сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся
«делают что-то не то»;
мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор
учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует во- просы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.
II. Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности.
При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем- консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки
(реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки.
Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось
(непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый,
«проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать
возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком
(может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.
Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями
в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т. п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково – творческой деятельности. Научить его мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо
учитывать возрастные и психолого – физические особенности младших школьников.
Начиная работу с первоклассниками в 2012 – 2013 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а так же выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Чтобы устранить все эти проблемы, начиная с первого класса, вовлекала учащихся в пректную деятельность.
В моём классе проводились такие проектные работы, как:
«Сказочные цифры». Цель: - запоминание цифр учащимися;
«Родословная моей семьи». Цель: - узнать родословную своей семьи.
«Города Кубани». Цель: - познакомить учащихся с городами
Краснодарского края.
«Города России». Цель: - познакомить учащихся с городами России.
«Страны мира». Цель: - познакомить учеников со странами мира.
«Материки». Цель: - познакомить с материками.
«Олимпиада. Сочи 2014». Цель: познакомить учеников с понятием олимпиада.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
Развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка;
Привить навыки сотрудничества с другими людьми;
Активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
Привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для проекта.
Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
1 2 3 4
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо- педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.
2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.
3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется
«осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если
1.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:
-в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
-каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
- проектированию можно научиться. Для этого необходим! Желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу
Виды проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в
Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся
«делают что-то не то»;
мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор
наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.
II. Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности.
При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем- консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки
(реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки.
Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось
(непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый,
«проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком
(может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.
Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т. п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково – творческой деятельности. Научить его мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо
Начиная работу с первоклассниками в 2012 – 2013 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а так же выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Чтобы устранить все эти проблемы, начиная с первого класса, вовлекала учащихся в пректную деятельность.
В моём классе проводились такие проектные работы, как:
«Сказочные цифры». Цель: - запоминание цифр учащимися;
«Родословная моей семьи». Цель: - узнать родословную своей семьи.
«Города Кубани». Цель: - познакомить учащихся с городами
Краснодарского края.
«Города России». Цель: - познакомить учащихся с городами России.
«Страны мира». Цель: - познакомить учеников со странами мира.
«Материки». Цель: - познакомить с материками.
«Олимпиада. Сочи 2014». Цель: познакомить учеников с понятием олимпиада.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
Развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка;
Привить навыки сотрудничества с другими людьми;
Активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
Привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для проекта.
Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
1 2 3 4
Тема 4. Работа с родителями обучающихся.
Каждому учителю, а особенно классному руководителю, необходимо понимать, что родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника.
Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Зачастую семьи оказываются в сложных ситуациях: социальных, финансовых и др. В такие моменты семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. в качестве которого я здесь выступаю. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта- специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Я считаю, что главная задача классного руководителя сделать родителей своими единомышленниками.
Что я делаю как классный руководитель:
1) Знакомлю родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса школы;
2) Занимаюсь психолого-педагогическим просвещением родителей;
3) Вовлекаю родителей в совместную с детьми деятельность;
4) Помогаю скорректировать родителям воспитание в особых случаях;
5) Налаживаю взаимодействие с общественными организациями
Как происходит взаимодействие с родителями:
Организую родительские конференции, собрания, индивидуальные встречи родителей и учителей;
осуществляю работу телефонной линии, по которой родители могут связаться со мной или другими учителями нашей школы и получить консультацию по интересующему их вопросу;
использую средства телекоммуникации и электронной почты;
разрабатываю домашние задания, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
провожу неформальные встречи родителей, детей, и учителей( праздники, конкурсы, фестивали и т.д.)
проявляю уважение при общении с родителями с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности .
Я считаю, что от согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Как мне удаётся достичь положительных результатов в работе с родителями?
Формы работы с родителями
Индивидуальные
посещение на дому;
приглашение в школу;
индивидуальные консультации педагога;
переписка.
Групповые
родительский лекторий;
тематические консультации;
классные детские мероприятия;
родительские вечера.
Коллективные
классные родительские собрания;
общешкольные родительские собрания;
дни открытых дверей;
концерты;
выставки учебных работ;
творческие отчеты.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
1.
Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается родительский комитет.
Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.
Каждое родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания я знакомлю родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным
образом включить в структуру других составляющих. Другими словами – это тематическое сообщение.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители задают вопросы, оценивают значимость собрания, актуальность, полезность.
Высказывают своё мнение.
6. Личные индивидуальные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, я придерживаюсь следующих принципов родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями.
Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
1. Уважайте!
2. Помогайте!
3. Объясняйте!
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители задают вопросы, оценивают значимость собрания, актуальность, полезность.
Высказывают своё мнение.
6. Личные индивидуальные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, я придерживаюсь следующих принципов родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями.
Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
1. Уважайте!
2. Помогайте!
3. Объясняйте!
4. Доверяйте!
5. Учитесь!
6. Спрашивайте!
7. Благодарите!
Важно!
1. Говорить о проблеме, а не о персоналиях.
2. Отмечать успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалить, то всех – за что – нибудь.
3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Я считаю, что работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Поддержка со стороны родителей очень важна для любого учителя, а не только для классного руководителя.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение семьи имеет большое значение в воспитании личности учащихся. Первым и решающим условием положительного взаимодействия я считаю доверительные отношения между мной и родителями. Мне очень важно,
чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Тема 5. . Взаимодействие с сотрудниками образовательного учреждения
(беседа с психологом, социальным педагогом).
Социально-педагогическая деятельность разнообразна. Основным действующим лицом в ней является социальный педагог, однако принимают участие, тесно связан с ней практически весь педагогический коллектив. Это обусловлено тем, что для достижения результата необходимо усилие многих субъектов педагогической деятельности, решение ряда педагогических задач невозможно только в рамках одной профессиональной позиции.
На наш взгляд, социальному педагогу необходимо в первую очередь сотрудничество с психологом школы, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них во многом схож.
Перечислю основные направления совместной деятельности:
- организация работы с «трудными детьми», профилактика девиантного поведения;
- оказание помощи неблагополучной семье;
- социально-психологическое сопровождение учебно - воспитательного процесса;
- организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития;
- социально-психологическое сопровождение одарённых детей;
- оказание социально-психологической помощи приёмной семье;
- оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом развитии личности.
Формы организации совместной деятельности могут быть разнообразными.
Согласно Л.И.Уманской, выделяют следующие формы: совместно-
Тема 5. . Взаимодействие с сотрудниками образовательного учреждения
(беседа с психологом, социальным педагогом).
Социально-педагогическая деятельность разнообразна. Основным действующим лицом в ней является социальный педагог, однако принимают участие, тесно связан с ней практически весь педагогический коллектив. Это обусловлено тем, что для достижения результата необходимо усилие многих субъектов педагогической деятельности, решение ряда педагогических задач невозможно только в рамках одной профессиональной позиции.
На наш взгляд, социальному педагогу необходимо в первую очередь сотрудничество с психологом школы, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них во многом схож.
Перечислю основные направления совместной деятельности:
- организация работы с «трудными детьми», профилактика девиантного поведения;
- оказание помощи неблагополучной семье;
- социально-психологическое сопровождение учебно - воспитательного процесса;
- организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития;
- социально-психологическое сопровождение одарённых детей;
- оказание социально-психологической помощи приёмной семье;
- оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом развитии личности.
Формы организации совместной деятельности могут быть разнообразными.
Согласно Л.И.Уманской, выделяют следующие формы: совместно-
индивидуальная, совместно-последовательная, совместно взаимодействующая.
Совместная деятельность предполагает наличие общего плана действий, распределение операций между участниками деятельности и их координацию. Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что согласование действий происходит на начальном этапе при планировании деятельности. Большую часть времени участники действуют параллельно друг другу. В данном случае совместность деятельности проявляется в разработке стратегического плана действий, который способствует тому, что деятельность одного участника не противоречит деятельности другого, более того, взаимно дополняет и взаимно усиливает её. При этом каждый участник в основном действует индивидуально. По окончании деятельности подводятся итоги, проводится анализ: какой вклад внёс каждый участник в совместную деятельность, какой результат был достигнут и что этому способствовало.
Примером совместно-индивидуальной деятельности может быть разработка и реализация комплексно-целевых программ. Например, программа
«Трудный подросток». В разработке принимают участие заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, педагоги-воспитатели. Определяется стратегический план действий, основные направления работы, участие каждого в данной программе.
Совместно-последовательная форма совместной деятельности характеризуется последовательным согласованием действий её участниками.
Эта форма совместной деятельности характеризуется более высокой степенью интеграции индивидуальных деятельностей. Совместная деятельность разбивается на определённые этапы (операции), согласование происходит перед или после выполнения определённого этапа. Например, в программе «Трудный подросток» выделяется следующая последовательность этапов: диагностический, консультационный, психолого-педагогическое просвещение, работа с семьёй «трудного подростка», коррекционная работа с
Совместная деятельность предполагает наличие общего плана действий, распределение операций между участниками деятельности и их координацию. Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что согласование действий происходит на начальном этапе при планировании деятельности. Большую часть времени участники действуют параллельно друг другу. В данном случае совместность деятельности проявляется в разработке стратегического плана действий, который способствует тому, что деятельность одного участника не противоречит деятельности другого, более того, взаимно дополняет и взаимно усиливает её. При этом каждый участник в основном действует индивидуально. По окончании деятельности подводятся итоги, проводится анализ: какой вклад внёс каждый участник в совместную деятельность, какой результат был достигнут и что этому способствовало.
Примером совместно-индивидуальной деятельности может быть разработка и реализация комплексно-целевых программ. Например, программа
«Трудный подросток». В разработке принимают участие заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, педагоги-воспитатели. Определяется стратегический план действий, основные направления работы, участие каждого в данной программе.
Совместно-последовательная форма совместной деятельности характеризуется последовательным согласованием действий её участниками.
Эта форма совместной деятельности характеризуется более высокой степенью интеграции индивидуальных деятельностей. Совместная деятельность разбивается на определённые этапы (операции), согласование происходит перед или после выполнения определённого этапа. Например, в программе «Трудный подросток» выделяется следующая последовательность этапов: диагностический, консультационный, психолого-педагогическое просвещение, работа с семьёй «трудного подростка», коррекционная работа с