Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. Системный подход к управлению и его корифеи
2. Современное представление о системном подходе
2.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы
2.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению
3. Значение системного подхода в управлении
§1. Из истории возникновения системного анализа
§2. Определение понятия «системный анализ»
Правило 8. Изучение иерархичности системы и ее структуризации > следует начинать с определения систем вышестоящего уровня (кому \ подчиняется или куда входит данная система) и установления ее связей с этими системами.
Примеры проявления свойства внутрисистемной целостности показаны на рис. 2.2. Проявление свойства иерархичности системы по вертикали иллюстрирует рис. 2.3.
Рис. 2.3. Пример проявления свойства иерархичности системы по вертикали
При структуризации системы следует пользоваться методами анализа и синтеза. Сначала один человек (группа) строит структуру системы (анализирует, определяет внутрисистемную иерархичность), устраняет связи между компонентами и набор с названиями компонентов передает другому человеку (группе) для сборки системы (синтеза). Если результаты анализа и синтеза совпадут, т. е. после сборки системы не останется лишних компонентов, а система функционирует, то можно считать, что анализ и синтез выполнены правильно, структуризация системы проведена. Направления анализа и синтеза структуры системы показаны на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Направления анализа и синтеза структуры системы
Приведем еще пример структуризации системы. Допустим, первая группа аналитиков построила дерево показателей конкурентоспособности товара из трех уровней и передала второй группе следующие компоненты (показатели): интегральный показатель качества товара, его надежность, безотказность, долговечность, среднегодовая производительность, содержание вредных примесей в продуктах сгорания, уровень шума, обобщающий показатель экологичности товара, цена, себестоимость изготовления, прибыль изготовителя, затраты на транспортировку и монтаж, стоимость одного текущего ремонта, среднегодовые затраты на эксплуатацию и ремонт, качество упаковки, гарантии сохраняемости качества, интегральный показатель качества обслуживания товара, конкурентоспособность товара по сравнению с аналогом на данном рынке. Этот перечень для простоты иллюстрации неполный.
Попытаемся распределить показатели товара (например, автомобиля) по уровням иерархии (табл. 2.4). На основе этих данных легко построить дерево показателей товара, которое нужно для иллюстрации их соподчиненности. Например, методически неправомерными будут следующие логические рассуждения: следует "повышать безотказность, надежность и качество товара"; или "повышать качество и конкурентоспособность товара"; или "снижать себестоимость и цену товара", так как в структуру логической цепочки включены показатели разных уровней. Правильно говорить: "повышать конкурентоспособность товара за счет улучшения показателя нижнего уровня — повышения его качества, качества обслуживания, снижения цены или эксплуатационных затрат"; или "повышать качество товара за счет повышения его надежности, улучшения показателей экологичности и других показателей качества"; или "снижать цену товара за счет снижения его себестоимости путем использования эффекта масштаба"; или "повышать надежность товара за счет повышения его безотказности и оптимизации долговечности".
Таблица 2.4
Показатели товара по уровням иерархии (фрагмент)
Номер уровня иерархии |
Наименование показателя товара |
0 |
Показатель конкурентоспособности товара |
1 |
Интегральный показатель качества товара |
2 |
Цена товара |
3 |
Интегральный показатель качества обслуживания товара |
4 |
Среднегодовые затраты (затраты за срок службы) на эксплуатацию и ремонт товара |
1.1 |
Производительность (среднегодовая, нормативная, за срок службы) товара |
1.2 |
Надежность товара |
1.3 |
Обобщающий показатель экологичности товара |
2.1 |
Себестоимость изготовления товара |
2.2 |
Прибыль (балансовая) изготовителя на единицу товара |
3.1 |
Качество упаковки |
3.2 |
Гарантии сохраняемости качества |
4.1 |
Затраты на транспортировку и монтаж |
4.2 |
Стоимость одного текущего ремонта |
1.2.1 |
Безотказность товара |
1.2.2 |
Долговечность товара |
1.3.1 |
Содержание вредных примесей в продуктах сгорания |
1.3.2 |
Уровень шума при эксплуатации товара |
Правило 9. В силу сложности и множественности описания системы не следует пытаться познать все ее свойства и параметры. Всему должен быть разумный предел, оптимальная граница.
Например, при единичном типе организации машиностроительного производства система технологической документации строится на основе укрупненных маршрутных технологий, а в массовом производстве — на основе пооперационных (подетальных) технологий. Для единичного индивидуального производства невыгодно разрабатывать пооперационные технологии, так как значительные расходы на разработку этих технологий распределяются на одну-две детали. Аналогично этому примеру невыгодно для обоснования разового управленческого решения применять современные методы исследования операций. Множественность, или глубина описания системы определяется уровнем ее стандартизации, повторяемости (масштаба). Чем выше повторяемость системы, тем больше должно быть охвачено уровней иерархии для анализа и синтеза, повышения качества управленческих решений (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Зависимость между числом уровней иерархии для анализа и повторяемостью системы
Приведенная на рис. 2.5 зависимость примерная, построена для иллюстрации важности углубления анализа и синтеза многократно повторяющихся систем и решений. На практике могут быть различные ситуации, и возможно потребуется сделать анализ до глубины 5-го уровня однократно повторяющейся системы. Все определяется актуальностью ситуации. И наоборот, для простых малых систем, состоящих из двух уровней иерархии (нулевой и первый), повторяющихся миллионы раз, достаточно будет ограничиться первым уровнем.
Только следует помнить, что по статистике рубль, сэкономленный на качестве стратегического управленческого решения, на последующих стадиях принесет убытки в пропорции, например, 1:10: 100 : 1000. В этой пропорции "1" — рубль, сэкономленный на стадии принятия стратегического решения за счет упрощения анализа и синтеза, игнорирования научных подходов и методов исследования операций, "10" — убытки на стадии НИОКР, "100" —убытки на стадии материализации решения (стадии производства), «1000» - убытки на стадии потребления результатов решения (стадии эксплуатации). Убытки растут в геометрической прогрессии, так как однажды принятое стратегическое решение на последующих стадиях жизненного цикла повторяются многократно.
Правило 10. При установлении взаимосвязей и взаимодействия системы с внешней средой следует строить «черный ящик» и формулировать сначала параметры «выхода», затем определять воздействие факторов макро- и микросреды, требования к «входу», каналы обратной связи и в последнюю очередь проектировать параметры процесса в системе
Для графической иллюстрации этого правила построим систему как «черный ящик» и ее внешнее окружение (рис. 2.6), проставим цифрами очередность анализа.
Рис. 2.6 Очередность анализа внешнего окружения системы и ее внутренней структуры
Почему следует соблюдать представленную на рисунке очередность анализа элементов системы? Для экономии средств и времени. Разъясним, за счет чего. На практике (особенно в условиях отсутствия конкуренции) при определении стратегии функционирования и развития, например, фирмы исходят из своих текущих возможностей, т.е. определяют научно-производственный потенциал, изучают уровни квалификации персонала. Затем принимаются меры по повышению эффективности деятельности фирмы. К чему приводит такой подход? К тому, что, затратив огромные средства на обновление технологий и оборудования, совершенствование организации производства и труда, фирма обнаруживает через несколько лет (период обновления производства), что та продукция, на которую были направлены ее средства и усилия, уже никому не нужна.
Например, перед Вами, начальником отдела, поставлена задача разработать стратегический план мероприятий (на 3 года) по совершенствованию структуры отдела. Работу вам следует начинать не с анализа способностей своих сотрудников, качества обеспечения отдела, а с анализа стратегических функций отдела. Нужно четко сформулировать требования вашего потребителя. Высокое качество системы достижимо только в том случае, если каждый ее элемент будет ориентирован на потребителя и на своем выходе будет обеспечивать высокое качество. И только после этого вы определяете стратегические требования к остальным элементам системы (компоненты 2-5 на рис. 2.6). Функции отдела должны быть ориентированы на обеспечение высокого качества «выхода», а не нахождение работы для уважаемых коллег Иванова, Петрова, Сидорова. Сначала работа - потом люди. Не людям надо искать работу, а подбирать профессионалов для качественного выполнения конкретной работы.
Правило 11. Число связей системы с внешней средой должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Чрезмерный рост числа связей усложняет управляемость системы, а их недостаточность снижает качество управления. При этом должна быть обеспечена необходимая самостоятельность компонентов системы. Для обеспечения мобильности и адаптивности системы она должна иметь возможность быстрого изменения своей структуры.
Правило 12. В условиях развития глобальной конкуренции и международной интеграции следует стремиться к росту степени открытости системы при условии обеспечения ее экономической, технической, информационной, правовой безопасности.
Правило 13. Для построения, функционирования и развития системы в условиях расширения международной интеграции и кооперирования следует достигать ее совместимости с другими системами по правовому, информационному, научно-методическому и ресурсному обеспечению на основе страновой и международной стандартизации. В настоящее время введены в действие международные стандарты по системе мер и измерений, системам качества, сертификации, аудиту, финансовой отчетности и статистике и др.
Правило 14. Для определения стратегии функционирования и развития системы следует строить дерево целей.
Например, показателем нулевого уровня дерева целей системы – критерием функционирования – может быть максимизация вновь созданной стоимости. Целями первого уровня могут быть повышение качества конкретных товаров, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товаров, повышение качества обслуживания товаров, организационно-техническое развитие производства, охрана природной среды. На втором и третьем уровнях иерархии целей показатели вышестоящего уровня подразделяются на более частные показатели.
Правило 15. Для повышения обоснованности инвестиций в инновационные и другие проекты следует изучать доминантные (преобладающие) и рецессивные признаки системы и вкладывать средства в развитие первых, наиболее эффективных.
Правило 16. Из всех целей первого уровня, перечисленных в правиле 14, приоритет следует отдавать качеству любых объектов управления как основе удовлетворения требований рынка, экономии ресурсов в глобальном масштабе, обеспечения безопасности, повышения качества жизни населения.
Правило 17. При формировании миссии и целей системы следует отдавать приоритет интересам системы более высокого уровня как гарантии решения глобальных проблем.
Правило 18. Из всех показателей качества систем приоритет следует отдавать их надежности как совокупности проявляющихся свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Правило 19. Эффективность и перспективность системы достигается оптимизацией ее целей, структуры, системы менеджмента и других параметров. Поэтому стратегию функционирования и развития системы следует формировать на основе оптимизационных моделей.
Правило 20. При формулировании целей системы следует учитывать неопределенность информационного обеспечения. Вероятностный характер ситуаций и информации на стадии прогнозирования целей снижает реальную эффективность инноваций.
Например, прогнозный экономический эффект инноваций, выполненный на стадии стратегического маркетинга, смело можно уменьшить на коэффициент, равный 0,2-0,5, на стадии НИОКР — 0,5-0,7, производства — 0,6-0,8, эксплуатации — 0,8-0,9. Чем меньше промежуток времени между годом расчета и годом инновации, тем больше значение понижающего коэффициента, меньше разрыв между расчетным и фактическим эффектом.
Правило 21. При построении дерева целей и формулировании стратегии системы следует помнить, что цели системы и ее компонентов в смысловом и количественном значениях, как правило, не совпадают. Однако все компоненты должны выполнять конкретную задачу по достижению цели системы. Если без какого-либо компонента можно достичь цели системы, значит этот компонент лишний, надуманный или это результат некачественной структуризации системы. Это проявление свойства эмерджентности системы.
Правило 22. При построении дерева целей системы и оптимизации ее функционирования следует изучать проявление свойства ее мультипликативности. Например, безотказность системы определяется не сложением, а умножением коэффициентов безотказности ее компонентов.