Файл: История экономического развития России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
смог заплатить за нее дороже, то есть те, кто на своей продукции зарабатывает больше, и значит «невидимая рука рынка» рационально передаст ресурс (валюту) в руки тех, кто лучше ведет бизнес (раз уж зарабатывает большую прибыль).

Все это так.

Но вот в чем дело — Российская Федерация обладает огромным большим преимуществом перед многими другими странами. Есть такой экономический показатель, сальдо внешнеторгового баланса - он представляет собой разницу между стоимостями экспортируемой и импортируемой продукции и услуг за год. Если государство продает больше, чем покупает - сальдо внешнеторгового баланса положительное, и в распоряжении страны остается валюта. В противном случае сальдо становится отрицательным и для осуществления внешнеторговых операций необходимо либо использовать ранее сделанные «заначки», либо же привлекать валютные займы.

Так вот в новейшей истории России, как минимум с 2000-го года, сальдо внешнеторгового баланса положительно. Всегда. Иными словами, приток долларов, евро и прочих там фунтов стерлингов в нашу страну куда больше, чем их отток - это было и в относительно успешные периоды (например, 2010-2013 гг., когда страна более-менее выбралась из кризиса 2008 г, но еще не ухнула в яму 2014 г), так и в сами кризисы. В период высоких цен на нефть - и в период низких. И это, в общем-то, говорит об одном: текущие уровни нашего потребления импортных товаров с большим запасом обеспечиваются поступлениями валюты от реализации - в первую очередь, конечно, нефти и газа, составляющих львиную долю нашего экспорта. То есть, если мы сейчас возьмем и зафиксируем курс рубля по отношению к доллару или евро на текущей отметке, то никакого дефицита валюты у нас не состоится.

Когда у государства сальдо внешнеторгового баланса стремится к нулю, то есть количество продаж за рубеж сопоставимо с количеством покупок, то фиксированный курс действительно может повлечь за собой дефицит валюты. А вот в РФ такого не произойдет. Точнее, конечно, произойти-то может все, что угодно, но для этого должно случиться либо колоссальное падение доходов (что нереально, так как тот же Запад совершенно не готов отказываться от наших углеводородов), либо же существенный рост импорта - но его нам пока не следует опасаться тоже.

Дело в том, что при существующем уровне зарплат и доходов предприятий существует предел импортных товаров, которые мы (предприятия и частные лица) можем приобрести - сверх этого мы не приобретем ничего. Поясним это на примере.


Допустим, при сегодняшнем уровне доходов население некоего города нашей страны покупает 1 000 импортных телевизоров в год по средней цене 1 000 долл. Так вот, в условиях фиксированного курса рубля к доллару ни количество, ни средняя стоимость покупаемых телевизоров увеличиться не может до тех пор, пока не вырастут доходы населения - и только когда они вырастут, люди захотят или покупать телевизоры чаще (что увеличит количество продаж), или же перейдут на более дорогие и качественные модели (что повысит их среднюю стоимость), а может и то и другое сразу.

Но факт в том, что до тех пор, пока не вырастут заработные платы и иные формы доходов (в рублях!), дополнительной потребности в телевизорах не возникнет - у людей не будет денег на то, чтобы покупать большее количество телевизоров или же более дорогие модели, и курс рубля тут совершенно ни при чем. То же верно и для предприятий - при имеющихся объемах производства сбыта и прибыли, они способны покупать импортную продукцию (сырье, станки, транспорт и т.д.) в определенных пределах и ничего, сверх того. Для того, чтобы купить больше, предприятиям нужно начать зарабатывать больше, то есть работать лучше и эффективнее, чем сейчас - а это не может произойти сразу после введения фиксированного курса рубля.

Иными словами, если мы сегодня зафиксируем курс рубля по отношению к доллару или евро на текущем уровне, то никакого ажиотажного спроса на валюту или же роста импорта мы не увидим - просто потому, что тех рублей, которые мы прямо сейчас зарабатываем, больше не станет, так что платить за дополнительные телевизор, холодильник, «мерседес» или прокатный стан нам все равно пока нечем. Дополнительная потребность в импорте может возникнуть лишь тогда, когда у предприятий и людей появятся дополнительные доходы, а до этого пока еще далеко.

Но если фиксация рубля нам полезна и ничем не грозит - но почем бы тогда нам не вернуть рубль к золотому стандарту?

О каких колебаниях можно говорить, если отечественный рубль и сегодня, и завтра, и всегда будет стоить некий установленный государством золотой эквивалент — ну, к примеру, две с половиной тысячных грамма золота (сегодняшний курс - приблизительно 2 600 руб. за грамм)?



Кто-то, опять же, скажет, что это невозможно - мол, устанавливая золотой стандарт, мы должны располагать золотым запасом, который обеспечивал бы наши деньги в обращении, а поскольку такового нет, то получится полная ерунда - денег будет не столько, сколько нужно экономике, а столько, сколько у нас есть золота. Это приведет нас к краху. Но на самом деле, устанавливая золотой стандарт, нам вовсе не нужно столько золота, чтобы обеспечить им каждый рубль в обороте. Самое смешное, что по большому счету для введения золотого стандарта вообще не нужно золота! По сути дела, золотой стандарт, это заявление на государственном уровне: «отныне и навечно, если кто-то хочет купить 1 рубль, он должен заплатить стоимость 0,0025 граммов золота за него - в любой валюте!»

Никто не хочет покупать рубли за такую цену? А нам-то с этого что за печаль? Все внешнеторговые контракты мы заключаем в долларах или евро, но никак не в рублях. То есть цены на нефть и газ сегодня вообще никак не привязаны к курсу рубля - они устанавливаются в долларах и евро в зависимости от рыночных мировых цен, и плату мы получаем за них также в долларах и евро. Затем компания-экспортер продает значительную часть своей валютной выручки, меняя ее на рубли - и чем плохо, если вместо постоянной неопределенности, связанной с галопирующими курсами, компания-экспортер будет менять выручку от своей нефти по «золотому» курсу, а компания-импортер - по тому же курсу покупать проданные экспортером доллары?

Тут выпускники ВШЭ могут вспомнить и другое - когда страна переходит к золотому стандарту, используя при этом бумажные и безналичные деньги, она по сути дела обязуется в любой момент обменять деньги любого желающего на это самое золото по установленному курсу. И вот тут-то как раз и заключается второе возражение против золотого стандарта: «А ну как все кинутся менять деньги на золото, что станет с нашими золотыми запасами?»

На самом деле такая постановка вопроса совершенно не имеет смысла. У нас множество предприятий, которым нужны оборотные средства — деньги для обеспечения своей текущей деятельности. То есть им нужно обеспечивать поставки сырья и материалов, нужно платить заработную плату рабочим и служащим, перечислять налоги и сборы и т.д. и т.п. - предприятиям нужны именно деньги, а отнюдь не золотые слитки в подполе.

Многим ли из граждан нужно золото вместо денег? Для нас деньги - такое же средство обмена, то есть нам нужны продукты питания, одежда и прочие вещи, в которых мы нуждаемся, а если у нас есть излишки денег, то лучше уж мы отнесем их в банк - пусть на них какой-никакой процент по вкладам капает. В общем, таких людей, которые бы свои кровные предпочитали бы хранить не на карте или в банке, а в форме золотого слитка под подушкой будет очень и очень немного.


Соответственно, вопрос «А что будет, если вдруг все владельцы рублей потребуют у государства отдать им золото?» сродни «А что будет, если все вдруг банки потребуют вернуть им кредиты и ничего не дадут взамен?». Экономика, конечно, рухнет, вот только ситуация, в которой все банки потребуют немедленно вернуть кредиты назад без их возобновления, совершенно невозможна, а значит нечего об этом и говорить.

Итак, мы видим множество выгод от золотого стандарта, но… все-таки для нашей страны он неприемлем. А почему? Все дело в том, что нам нужна стабильность относительно иностранной валюты, а не относительно золота, и увы, золотой стандарт такой стабильности дать нам не может. Просто потому, что золото - это всего лишь товар, который также то растет, то теряет в цене, и вместо стабильности мы получим все то же галопирование курсов валют относительно рубля - конечно, не такое «чудесное», как есть у нас сейчас, но тоже очень и очень значительное.

Вот, к примеру, динамика стоимости тройской унции золота на мировом рынке.



Так, например, в сентябре 2012 г эта унция стоила 1 745 долл., а в июле 2013 г всего лишь 1 286 долл., иными словами, стоимость золота в этот период упала почти в 1,36 раз - именно настолько подорожал бы доллар к рублю за указанные 9 месяцев, если бы в тот период мы установили для рублей золотой стандарт!

Следует понимать, что введение золотого стандарта обеспечит нам несколько менее галопирующие курсы, чем мы имеем это сейчас. Но наша-то задача не в том, чтобы обменять шило на немного более функциональное в нашей ситуации мыло, а в том, чтобы стабилизировать курсы валют по-настоящему! Здесь кто-то, конечно, может вспомнить и опыт Витте, и опыт СССР, но в те годы, когда российский (советский) рубль приравнивали к золоту, многие другие страны также использовали золотой стандарт, чем и достигались стабильные курсы валют относительно друг друга. Сейчас же этого нет - большинство стран наоборот отказались от золотого стандарта в пользу свободной конвертации, и наш единоличный переход к золотому стандарту с такими валютами рубль не уравняет.

Поэтому нам не нужен золотой стандарт - нам необходима фиксация валютного курса относительно выбранной валюты.


Здесь нужно отметить еще вот какой момент. Выпускники ВШЭ хорошо и много рассуждают о невидимой руке рынка, которая все расставляет по своим местам, что свободное ценообразование валюты наилучшим образом обеспечивает ее распределение между желающими оную валюту приобрести. Но вот незадача… Дело в том, что в валютных торгах участвуют не только те, кому эта валюта нужна для осуществления производственной деятельности или для ввоза в страну импортных товаров с целью их перепродажи. В валютных торгах участвует масса тех, кто ничего не производит и никакого товара на территорию страны не ввозит: назовите их валютными трейдерами, а я назову спекулянтами, потому что результатом их работы является… ничто - они зарабатывают на разницах курсов валют, не производя никакого товара и услуги.

Вот возьмем, к примеру, фирму-посредника, занимающуюся продажей какого-то оборудования - она вроде бы тоже ничего не производит, но так ли это? Она рекламирует товар, ищет покупателя, она же обычно улаживает с ним разные вопросы по сделке, а также осуществляет доставку оборудования и проч.: то есть она продает свои услуги тем, кто в них нуждается. Валютный трейдер ничего такого не делает - купил, пока курс был пониже, продал, когда тот стал повыше - кроме него самого это никому не надо. Речь разумеется, ведется исключительно о спекулятивных сделках - ситуации, когда трейдер (дилер) работает в интересах клиента, доверяющего ему приобретение валюты для производства или торговли - это совсем другое.

Так вот все бы ничего с этими спекуляциями, пока их объем был относительно невелик, но в какой-то момент телега оказалась далеко впереди лошади. Курсы валют стали определяться не только (и похоже, не столько) реальным спросом и предложением, а результатами таких вот спекуляций. Но зачем это нам? Потому что «так делает весь просвещенный мир»? Так он очень много всего такого делает, с чем мы не согласны и чего мы у себя никогда вводить не будем.

Чем хорош фиксированный курс валют, так это тем, что он если и не совсем убивает, то кардинально снижает финансовые спекуляции. Как играть на изменении курса валюты, если курс по сути неизменен? В общем, как мы видим, у фиксированного курса рубля имеются одни плюсы, но не надо думать, что его введение - дело простое.