ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Ишимбай
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по ФГОС
Предмет: окружающий мир
по программе «Перспектива» класс: 2
Тема: «Растения в домашней аптечке».
Автор - составитель: Галина Мавлида Мухаметовна
2022 – 2023 уч. г.
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 «А» классе
учитель – Галина Мавлида Мухаметовна
Тема урока: «Растения в домашней аптечке».
Тип урока: урок открытия новых знаний .
Тема: | «Растения в домашней аптечке». |
Цель урока: (для учителя) | Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком. |
Цель урока: (для обучающихся) | Познакомиться с лекарственными растениями и их применением. |
Задачи урока: (для обучающихся) | 1. Познакомиться с лекарственными растениями . 2.Узнать , где можно применить эти растения. 3. Обобщить правила сбора лекарственных растений. |
Задачи урока: (для учителя) | 1.Дать представление о разнообразии и предназначении лекарственных растений. 2. Познакомить обучающихся с правилами их сбора, хранения и использования. 3. Показать, что природа – основной источник здоровья и благополучия людей. 4. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе. |
Ресурсы: -основные - дополнительные | Оборудование урока: Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, автор Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. компьютер с программой Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, образцы лекарственных растений и гербарий, карточки для парной работы. |
Организация пространства | Информационно-коммуникативная, групповая, технологии развивающего обучения (проблемного обучения), здоровьесберегающая. |
Образовательные технологии: | Индивидуальная, работа в парах, работа с классом. |
Методы и приемы обучения: | словесный (беседа), наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый. |
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
| Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Выполнять учебное задание в соответствии с целью, учебное действие в соответствии с планом. Выполнять самопроверку учебного задания. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в учебниках, иллюстрациях и др. о целебных свойствах лекарственных растений и их частей. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Строить понятное для партнёра речевое высказывание. | осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям. | ||
Условия реализации урока | ||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование | |
Ресурсы сети интернет. | Учебник «Окружающий мир », 2 класс, часть 2, автор Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. | Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 2 класс.-2-е изд.-М.: ВАКО,2017. | Компьютер с программой Microsoft PowerPoint, словарь С.И.Ожегова , мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; Карточки-цветы для рефлексии, сигнальные карточки для проверки задания, карточки для работы в парах, картинки, гербарий и образцы лекарственных трав, | |
Основные понятия | Лекарственные травы, части лекарственных растений, лечебные свойства лекарственных растений, правила сбора лекарственных трав. | |||
Форма проведения урока | Урок путешествие в прошлое и настоящее. |
Ход урока (40 минут)
Этапы урока (с указанием отведенного времени) | Формируемые УУД | Деятельность | |
Учителя | Обучающихся | ||
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, овладеет умением прогнозировать. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мавлида Мухаметовна. Я очень рада встрече с вами. - Давайте улыбнемся друг другу. - Повернитесь и поздоровайтесь с гостями. - Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий и новых открытий. -Настроились на работу? Готовы к очередному путешествию в окружающий мир? Тогда начнём! | Выполняют действия. |
2.Актуализация знаний. Введение в тему урока (3 мин) Постановка учебной проблемы. ( 5 мин) 3.Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин) 4.Физминутка ( 2 мин) | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию учебника; регулятивные УУД: овладевать умением прогнозировать, определять и формулировать цель деятельности на уроке, определять последовательность действий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации. | - Ребята ! А какое сейчас время года? (Зима) - Какие зимние месяцы, вы знаете?(Декабрь, январь, февраль) - Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым? - Как раньше на Руси называли декабрь? (Студень, студёный, хмурый). Как вы думаете , почему? ( На улице морозы, а дни хмурые. Студёно). - Какой месяц следует за декабрём? - Кто скажет как называли раньше январь? (Месяц январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины, а ещё лютый, лютовей. В январе ударяют сильные морозы). - А как называется последний, завершающий месяц зимы? - Как раньше называли февраль? ( Февраль называли снеговей, бокогрей. Потому что в феврале вьюжит, выпадает много снега, часто бывают метели). - С наступлением зимы дети, к сожалению, начинают гораздо чаще болеть . - Ребята, а какие правила нужно соблюдать, чтобы не болеть? 1. Закаляться. 2. Делать зарядку и заниматься спортом. 3. Физическая активность на свежем отдыхе. 4. Правильно питаться. 5. Соблюдать правила гигиены: мыть руки и др. 6. Крепкий сон — основа здоровья. 7. Одеваться по погоде. .- Молодцы! Все мы знаем и понимаем, как важно хорошо себя чувствовать, иметь крепкое здоровье. Но, к сожалению, практически с каждым из нас случаются такие неприятности как болезни. Когда человек болеет ему ничего не интересно, ничего не хочется, а хочется только быстрее вылечиться. -А что делает ваша мама, когда вы болеете? (Идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача). -Где берет мама лекарства?( В аптеке) -Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? ( У взрослых, из толкового словаря, из интернета ) -Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изготавливаются лекарства, лечебные средства). - Как ещё вас лечит дома мама ? Как лечит больное горло, кашель, простуду? ( Она дает чай с лимоном и медом, с малиновым вареньем, заваривает чай с лекарственными травами) - Оказывается ребята болезни можно лечить не только с помощью лекарств из аптеки, но и с помощью природных средств. - Как называются эти природные средства? (Лекарственные Растения) - Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить и какая тема нашего урока? - Тема - Растения в домашней аптеке. - Что вы хотите узнать на уроке и чему научиться? Задачи: Мы сегодня узнаем названия нескольких лекарственных растений в домашней аптечке; узнаем, от каких заболеваний применяется та или иная трава; узнаем о правилах сбора и хранения; Научимся определять, какие части их используют для лечения; Повторим правила бережного отношения к природе;
III. Решение учебной задачи. Заглянем не надолго в прошлое. Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. Лес и луг стали для человека первой аптекой. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди рассказывали о таких растениях из поколения в поколение. - Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи, Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. - Известно около 600 видов лекарственных растений, которые растут по всей России. - Ребята, а какие лекарственные растения встречаются в нашей республике Башкортостан? На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.) А потом опять встают И по-прежнему цвету. | Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Дети отвечают на вопрос учителя про ЗОЖ. Дети выводят цель и задачи урока. Узнать.... Вспомнить.... Повторить.... Познакомиться с историей возникновения лекарственных растений. Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных. Дети выполняют движения. |
5.Самостоятельная работа по учебнику (5 мин) 6.Закрепление изученного материала. Работа с презентацией. (5мин) Работа в парах ( 3 мин) | Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии. Регулятивные УУД: соотносить свои действия с действиями другого ученика. Личностные УУД: применять в учебном процессе способы снятия напряжения. Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии. Регулятивные УУД: -ориентироваться на партнёра во взаимодействии; Выполнять действия по алгоритму; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; | - А сейчас узнаем, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник. Откройте учебник на стр.28-29. - Прочитает нам вслух ученик(читает), остальные следят пальчиком. - Где хранились в древности сухие целебные травы? ( В куклах- целительницах) СЛАЙД - Эту куклу набивали лекарственными травами, чтобы она берегла здоровье. Часто её подвешивали у колыбельки младенца, детям постарше давали играть с ними. Считалось, чем больше будет играть ребенок с куклой - оберегом, тем крепче будет его здоровье. - Что очень долго оставалось единственным лекарством в старину? ( Лекарственные растения ) - Рассмотрите рисунки в учебнике. Кто-нибудь узнал эти растения? - Найдите среди них дерево. (Липа) – Что вы знаете о липе? (Высушенные цветки если заварить, то получится ароматный, вкусный чай от простуды. А липовый мед очень вкусный. Растет вдоль дорог, в широколиственных лесах.) - Найдите кустарник. (Шиповник) – Что знаете о шиповнике? (Его называют «Дикой розой». Это витаминное средство для поддержания иммунитета. Растет везде.) – Чем отличается дерево от кустарника? ( У дерева есть ствол, а у кустарника их несколько.) – Назовите травянистое растение. ( Валериана, календула, тысячелистник, подорожник) – Что о них можно сказать? (Подорожник замечательное лекарственное растение. Люди использовали его с давних пор. Если у вас появилась рана, то для ее заживления используют подорожник ) Календула помогает нам лечиться при: ангине, аллергии, болезни сердца.) Тысячелистник - травянистое растения. Собирают верхнюю часть – соцветия. Он нужен для улучшения аппетита. ранозаживляющее средство, помогает при простуде, нормализует давление. - С какими лекарственными растениями вы познакомились на страницах нашего учебника? ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ» - На парте лежат листы, в них написаны лекарственные травы. Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова. У каждого ряда свои 5 трав. П __Д__Р__ЖН__К КР__П__В__ Л__П__Х Р__М__ШК__ __Д_В_НЧ_К В__Л__РЬ__Н__ ЗВ__Р__Б_Й Д__Ш__Ц__ М__Л__Н__ Р__Б__Н__ Л__П__ Б__Р__З__ Ш__П__ВН__К Проверка работы в парах. - Давайте проверим, какие лекарственные растения у вас получились. Начнём с первого ряда и по цепочке называем лекарственные травы. Учитель показывает презентацию о лекарственных травах (Слайды №11-20) | Обучающиеся отвечают на вопросы. Дети работают в парах , отгадывают лекарственные растения. Один ученик читает правильный ответ. Обучающиеся смотрят презентацию и запоминают, какую часть растения используют в данной лекарственной траве. Один ученик выступает перед обучающимися, показывает свой гербарий и рассказывает о лекарственных травах и о их применении. |
Обобщение нового материала. ( 5 мин) Обобщение нового материала (3мин) Если останется время | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | - Кто-нибудь из вас собирал лекарственные растения? -А кто их собирает? -Какие люди их собирают? (Знающие) - Где собирали? - Почему вдоль дорог нельзя собирать растения? – Туда ложится пыль, и растение покрывается ядом. Растение теряет свои свойства. – А где можно собирать лекарственные растения? – На какой вопрос мы получили ответ? (Почему лекарственные растения можно собирать не везде?) - Как нужно относится к лекарственным растениям? (Бережно) - Что нужно сделать для того, чтобы сберечь их? - В какую книгу занесены редкие лекарственные растения? -Из каких источников можно узнать о лекарственных растениях? Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. -Я хочу, чтобы вы еще раз обратили внимание на последнее предложение вывода из учебника: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых». Отгадай загадки и найди отгадку. | Обучающиеся обобщают правила сбора лекарственных трав. Обучающиеся отгадывают загадки, а 2 ученика находят картинку этого лекарственного растения и подпись, вывешивают на доске. |
Итог урока, рефлексия(3 мин) Познавательная рефлексия | Регулятивные УУД: Осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы; соотносить свои действия с действиями одноклассников. | - Вот наш урок подошел к концу. -Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке? - Что нового вы узнали? - Что было для вас интересным, что удивило? - Возникли ли у вас трудности? - Ребята, перед вами лежат цветы зелёного, жёлтого и красного цвета. - Кому было не сложно и всё понятно на уроке, возьмите зелёный цветок; - Кто затруднялся, но всё понятно на уроке, возьмите жёлтый цветок; - Кто на уроке ничего не понял, возьмите красный цветок; - Сегодня на уроке моими помощниками были……. (Учитель оценивает работу учащихся) | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, продолжают предложения. Я узнал...... Я научился.... Я смогу...... |
Психологическая рефлексия | Ребята, за окном зима, а у нас сегодня такая теплая, „летняя“ тема, что так и хочется немного побыть среди летнего разнотравья. А закончить наш урок я хочу вот такими словами : Много трав растет полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. | Выходят к доске и приклеивают на картинку летнего луга свой цветок(оценочный лист) с отметкой в середине цветка. | |
Информация о домашнем задании (1 мин.) | Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Ребята, дома вы можете выполнить любое из этих заданий, которое вам нравится. 1.Учебник с.28 - 31 – читать, отвечать на вопросы "Проверь себя". 2.Подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы ещё не знаете, о котором не говорили и нарисовать рисунок; 3.Составить «Правила сбора лекарственных растений» -Спасибо вам за урок! | Дети записывают домашнее задание в дневники. |
Составим правила сбора лекарственных растений.
Соедините начало предложения и конец.
1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН | | КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ |
2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ | ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ | |
3.ПРИ СБОРЕ | ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ. | |
4.ПРИ СБОРЕ НАДО ВЗЯТЬ РАСТЕНИЙ СТОЛЬКО, | ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ. | |
5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ, | СКОЛЬКО НУЖНО | |
6.НЕ НУЖНО СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ | СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ. |
Для проверки поиграем в игру «Эхо» - я начинаю предложение, а вы дружно заканчиваете… Молодцы! Вот какую замечательную памятку мы с вами составили! Она будет полезна не только вам, но и вашим родителям. Поделитесь с ними вашими знаниями. Памятки на столе у учителя.
Ход урока (40 минут)
Этапы урока (с указанием отведенного времени) | Формируемые УУД | Деятельность | |
Учителя | Обучающихся | ||
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. ( 2 мин) Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, овладеет умением прогнозировать. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Меня зовут Мавлида Мухаметовна. - Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки все на меня. - Проверяем готовность к уроку. Всё ли у вас готово к уроку. Садитесь. - Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидают интересные задания и новые открытия. -Настроились на работу? Готовы к очередному путешествию в окружающий мир? Тогда начнём! | Выполняют действия. |
2.Актуализация знаний. Введение в тему урока (3 мин) Постановка учебной проблемы. ( 5 мин) 3.Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин) 4.Физминутка ( 2 мин) 5. Знакомство со справочными материалами | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию учебника; регулятивные УУД: овладевать умением прогнозировать, определять и формулировать цель деятельности на уроке, определять последовательность действий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации. | - Ребята ! А какое сейчас время года? (Зима) - Назовите по порядку зимние месяцы ? - Как в старину назывались эти месяцы? Декабрь? Январь ? Февраль? - С наступлением зимы дети, к сожалению, начинают гораздо чаще болеть. - Ребята, а какие правила нужно соблюдать, чтобы не болеть и быть всегда здоровыми? 1. Закаляться. 2. Делать зарядку и заниматься спортом. 3. Гулять на свежем отдыхе. 4. Правильно питаться. 5. Соблюдать правила гигиены: мыть руки и др. 6. Крепкий сон — основа здоровья. 7. Одеваться по погоде. .- Молодцы! Все мы знаем и понимаем, как важно хорошо себя чувствовать, иметь крепкое здоровье. Но, к сожалению, практически с каждым из нас случаются такие неприятности как болезни. Когда человек болеет ему ничего не интересно, ничего не хочется, а хочется только быстрее вылечиться. -А что делает ваша мама, когда вы болеете? (Идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача). -Где берет мама лекарства?( В аптеке) -Что такое аптека? -Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изготавливаются лекарства, лечебные средства). А где хранятся лекарства? ( В аптеке) - Как ещё вас лечит дома мама ? Она дает чай с лимоном и медом, с малиновым вареньем, заваривает чай с лекарственными травами)- Оказывается ребята болезни можно лечить не только с помощью лекарств из аптеки, но и с помощью природных лекарств. - Как называются эти природные лекарства? (Лекарственные растения). - Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить и какая тема нашего урока? - Тема – Лекарственные растения в домашней аптечке. - Что вы хотите узнать на уроке и чему научиться? Задачи: Мы сегодня узнаем названия некоторых лекарственных растений в домашней аптечке; узнаем, от каких заболеваний применяется та или иная трава; узнаем как собирают лекарственные растения; Научимся определять, какие части их используют для лечения; Повторим правила бережного отношения к природе; Решение учебной задачи. Заглянем с вами не надолго в прошлое. Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. Лес и луг стали для человека первой аптекой. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди рассказывали о таких растениях из поколения в поколение. - Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи, Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. - Известно около 600 видов лекарственных растений, которые растут по всей России. - Ребята, а какие лекарственные растения встречаются в нашей республике Башкортостан? -Посмотрите, что у меня в руках? ( Гербарий) Что такое гербарий? Гербарий – это коллекция засушенных растений. На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.) А потом опять встают И по-прежнему цвету. - Где можно узнать о лекарственных растениях? (Из интернета, справочника). Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. ( Демонстрация справочников) | Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Дети отвечают на вопрос учителя про ЗОЖ. Дети выводят цель и задачи урока. Узнать.... Вспомнить.... Повторить.... Познакомиться с историей возникновения лекарственных растений. Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных. Познакомиться с гербарием растений Дети выполняют движения. Познакомиться со справочниками |
6. Работа по учебнику (5 мин) 6.Закрепление изученного материала. Работа с презентацией. (5мин) Работа в парах ( 3 мин) | Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии. Регулятивные УУД: соотносить свои действия с действиями другого ученика. Личностные УУД: применять в учебном процессе способы снятия напряжения. Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии. Регулятивные УУД: -ориентироваться на партнёра во взаимодействии; Выполнять действия по алгоритму; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; | - Вот и учебник даёт нам возможность познакомиться с некоторыми лекарственными растениями. Откройте учебник на стр.28-29. - Прочитает нам вслух ученик(читает), остальные следят пальчиком. - Когда зародилось лечение с помощью растений? ( В древности) - Где хранились в древности сухие целебные травы? ( В куклах- целительницах) СЛАЙД - Эту куклу набивали лекарственными травами, чтобы она берегла здоровье. Часто её подвешивали у колыбельки младенца, детям постарше давали играть с ними. Считалось, чем больше будет играть ребенок с куклой - оберегом, тем крепче будет его здоровье. -Как понимаете выражение из поколения в поколение? - Рассмотрите рисунки в учебнике. Кто-нибудь узнал эти растения? - Найдите среди них дерево. (Липа) – Что вы знаете о липе? (Высушенные цветки если заварить, то получится ароматный, вкусный чай от простуды. А липовый мед очень вкусный. Растет вдоль дорог, в широколиственных лесах.) - Найдите кустарник. (Шиповник) – Что знаете о шиповнике? (Его называют «Дикой розой». Это витаминное средство для поддержания иммунитета. Растет везде.) – Чем отличается дерево от кустарника? ( У дерева есть ствол, а у кустарника их несколько.) – Назовите травянистое растение. ( Валериана, календула, тысячелистник, подорожник) – Что о них можно сказать? (Подорожник замечательное лекарственное растение. Люди использовали его с давних пор. Если у вас появилась рана, то для ее заживления используют подорожник ) Календула помогает нам лечиться при: ангине, аллергии, болезни сердца.) Тысячелистник - травянистое растения. Собирают верхнюю часть – соцветия. Он нужен для улучшения аппетита. ранозаживляющее средство, помогает при простуде, нормализует давление. -Сейчас мы с вами поработаем в парах и поиграем в игру «Отгадай растение» - - На парте лежат листы, в них написаны лекарственные травы. Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова. У каждого ряда свои 5 трав. П __Д__Р__ЖН__К КР__П__В__ Л__П__Х Р__М__ШК__ __Д_В_НЧ_К В__Л__РЬ__Н__ ЗВ__Р__Б_Й Д__Ш__Ц__ М__Л__Н__ Р__Б__Н__ Л__П__ Б__Р__З__ Ш__П__ВН__К Проверка работы в парах. - Давайте проверим, какие лекарственные растения у вас получились. Начнём с первого ряда и один из вас по цепочке называет лекарственные травы. Учитель показывает презентацию о лекарственных травах (Слайды №11-20) | Обучающиеся отвечают на вопросы. Дети работают в парах , отгадывают лекарственные растения. Один ученик читает правильный ответ. Обучающиеся смотрят презентацию и запоминают, какую часть растения используют в данной лекарственной траве. |
Обобщение нового материала. ( 5 мин) Обобщение нового материала (3мин) Если останется время | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | - Кто-нибудь из вас собирал лекарственные растения? -А кто их собирает? -Какие люди их собирают? (Знающие) - Где собирали? - Почему вдоль дорог нельзя собирать растения? – Туда ложится пыль, и растение покрывается ядом. Растение теряет свои свойства. – А где можно собирать лекарственные растения? – На какой вопрос мы получили ответ? (Почему лекарственные растения можно собирать не везде?) - Как нужно относится к лекарственным растениям? (Бережно) - Что нужно сделать для того, чтобы сберечь их? - В какую книгу занесены редкие лекарственные растения? - Прочитаем вывод на с. 31 учебника. Я хочу, чтобы вы обратили особое внимание на последнее предложение вывода в учебнике: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых». | Обучающиеся обобщают правила сбора лекарственных трав. Обучающиеся отгадывают загадки, а 2 ученика находят картинку этого лекарственного растения и подпись, вывешивают на доске. |
Итог урока, рефлексия(3 мин) Познавательная рефлексия | Регулятивные УУД: Осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы; соотносить свои действия с действиями одноклассников. | - Вот и подошел к концу урок, посвященный лекарственным растениям. Что самое главное вы узнали? - Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало? - Возникли ли у вас трудности? - Ребята, перед вами лежат цветы зелёного, жёлтого и красного цвета. - Кому было не сложно и всё понятно на уроке, возьмите зелёный цветок; - Кто затруднялся, но всё понятно на уроке, возьмите жёлтый цветок; - Кто на уроке ничего не понял, возьмите красный цветок; (Учитель оценивает работу учащихся) | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, продолжают предложения. Я узнал...... Я научился.... Я смогу...... |
Психологическая рефлексия | Ребята, за окном зима, а у нас сегодня такая теплая, „летняя“ тема, что так и хочется немного побыть среди летнего разнотравья. А закончить наш урок я хочу вот такими словами : «Лекарственные растения наши верные друзья – так будем же и мы им друзьями!» И в заключении нашего урока все могут попробовать фиточай | Выходят к доске и приклеивают на картинку летнего луга свойцветок(оценочный лист) с отметкой в середине цветка. | |
Информация о домашнем задании (1 мин.) | Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Ребята, дома вы можете выполнить любое из этих заданий, которое вам нравится. 1.Учебник с.28 - 31 – читать, ответить на вопросы в рубрике "Проверь себя". 2.Подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы ещё не знаете, о котором не говорили и нарисовать рисунок; -Спасибо вам за урок! | Дети записывают домашнее задание в дневники. |
- А теперь ребята, поработаем в парах. Каждой паре нужно поработать с правилами сбора лекарственных трав, на каждый вопрос нужно найти правильный ответ и отметить его кружочком.
Правила сбора и сушки лекарственных растений.
1. Работа в парах по карточкам
1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
-
Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много. -
Собирай растения около автомобильных дорог.
2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
-
Собирай растения в дождливую погоду. -
Собирай растения в сухую погоду.
3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
-
Собери травы с пятнами. -
Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.
4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
-
Собирай лекарственные растения все до единого. -
Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.
5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.
-
Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай. -
Избегай прямого попадания солнечного света. -
Суши растения в сырой комнате.
6. «Нужно ли собирать травы, которые занесены в Красную книгу? »
-
Да
нет
П __Д__Р__ЖН__К Р__М__ШК__ ЗВ__Р__Б_Й Р__Б__Н__ Ш__П__В__Н__К | М__Л__Н__ __Д__В__НЧ__К М__Т__ Л__П__ Д__Ш__Ц__ | Л__П__Х В__Л__РЬ__Н__ Б__Р__З__ К__Л__НД__Л__ П__Л__НЬ |
П __Д__Р__ЖН__К Р__М__ШК__ ЗВ__Р__Б_Й Р__Б__Н__ Ш__П__В__Н__К | М__Л__Н__ __Д__В__НЧ__К М__Т__ Л__П__ Д__Ш__Ц__ | Л__П__Х В__Л__РЬ__Н__ Б__Р__З__ К__Л__НД__Л__ П__Л__НЬ |
П __Д__Р__ЖН__К Р__М__ШК__ ЗВ__Р__Б_Й Р__Б__Н__ Ш__П__В__Н__К | М__Л__Н__ __Д__В__НЧ__К М__Т__ Л__П__ Д__Ш__Ц__ | Л__П__Х В__Л__РЬ__Н__ Б__Р__З__ К__Л__НД__Л__ П__Л__НЬ |