Файл: Растения в домашней аптечке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Ишимбай

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по ФГОС

Предмет: окружающий мир

по программе «Перспектива» класс: 2

Тема: «Растения в домашней аптечке».

Автор - составитель: Галина Мавлида Мухаметовна

2022 – 2023 уч. г.
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 «А» классе

учитель – Галина Мавлида Мухаметовна
Тема урока: «Растения в домашней аптечке».

Тип урока: урок открытия новых знаний .


Тема:

«Растения в домашней аптечке».

Цель урока:

(для учителя)

Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.


Цель урока:

(для обучающихся)

Познакомиться с лекарственными растениями и их применением.

Задачи урока:

(для обучающихся)

1. Познакомиться с лекарственными растениями .

2.Узнать , где можно применить эти растения.

3. Обобщить правила сбора лекарственных растений.

Задачи урока:

(для учителя)

1.Дать представление о разнообразии и предназначении лекарственных растений.

2. Познакомить обучающихся с правилами их сбора, хранения и использования.

3. Показать, что природа – основной источник здоровья и благополучия людей.

4. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Ресурсы:

-основные
- дополнительные

Оборудование урока:

Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, автор Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. компьютер с программой Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, образцы лекарственных растений и гербарий, карточки для парной работы.

Организация пространства

Информационно-коммуникативная, групповая, технологии развивающего обучения (проблемного обучения), здоровьесберегающая.

Образовательные технологии:

Индивидуальная, работа в парах, работа с классом.

Методы и приемы обучения:

словесный (беседа), наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.





Планируемые образовательные результаты



Предметные



Метапредметные



Личностные


  • сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком, познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, применяемых для лечения некоторых заболеваний, выяснить правила сбора лекарственных растений, продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, учебное действие в соответствии с планом.

Выполнять самопроверку учебного задания.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в учебниках, иллюстрациях и др. о целебных свойствах лекарственных растений и их частей. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Строить понятное для партнёра речевое высказывание.

осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям.




Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)



Учебная

литература


Методические ресурсы (методическая литература,

стратегическая технология и тактические технологии)


Оборудование

Ресурсы сети интернет.

Учебник «Окружающий мир », 2 класс, часть 2, автор Плешаков А.А, Новицкая М.Ю.

Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 2 класс.-2-е изд.-М.: ВАКО,2017.

Компьютер с программой Microsoft PowerPoint, словарь С.И.Ожегова , мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку;

Карточки-цветы для рефлексии, сигнальные карточки для проверки задания, карточки для работы в парах, картинки, гербарий и образцы лекарственных трав,

Основные понятия

Лекарственные травы, части лекарственных растений, лечебные свойства лекарственных растений, правила сбора лекарственных трав.

Форма проведения урока

Урок путешествие в прошлое и настоящее.



Ход урока (40 минут)


Этапы урока

(с указанием отведенного времени)

Формируемые УУД

Деятельность

Учителя

Обучающихся

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, овладеет умением прогнозировать.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мавлида Мухаметовна. Я очень рада встрече с вами.

- Давайте улыбнемся друг другу.

- Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.

- Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий и новых открытий.

-Настроились на работу? Готовы к очередному путешествию в окружающий мир?

Тогда начнём!



Выполняют действия.

2.Актуализация знаний. Введение в тему урока

(3 мин)


Постановка учебной проблемы.

( 5 мин)

3.Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний.

(5 мин)


4.Физминутка

( 2 мин)



Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию учебника; регулятивные УУД: овладевать умением прогнозировать, определять и формулировать цель деятельности на уроке, определять последовательность действий.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации.

- Ребята ! А какое сейчас время года? (Зима)

- Какие зимние месяцы, вы знаете?(Декабрь, январь, февраль)

- Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым?

- Как раньше на Руси называли декабрь? (Студень, студёный, хмурый). Как вы думаете , почему?

( На улице морозы, а дни хмурые. Студёно).

- Какой месяц следует за декабрём?

- Кто скажет как называли раньше январь? (Месяц январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины, а ещё лютый, лютовей. В январе ударяют сильные морозы).

- А как называется последний, завершающий месяц зимы?

- Как раньше называли февраль? ( Февраль называли снеговей, бокогрей. Потому что в феврале вьюжит, выпадает много снега, часто бывают метели).
- С наступлением зимы дети, к сожалению, начинают гораздо чаще болеть .

- Ребята, а какие правила нужно соблюдать, чтобы не болеть?

1. Закаляться.

2. Делать зарядку и заниматься спортом.

3. Физическая активность на свежем отдыхе.

4. Правильно питаться.

5. Соблюдать правила гигиены: мыть руки и др.

6. Крепкий сон — основа здоровья.

7. Одеваться по погоде.

.- Молодцы! Все мы знаем и понимаем, как важно хорошо себя чувствовать, иметь крепкое здоровье. Но, к сожалению, практически с каждым из нас случаются такие неприятности как болезни. Когда человек болеет ему ничего не интересно, ничего не хочется, а хочется только быстрее вылечиться.

-А что делает ваша мама, когда вы болеете? (Идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача).

-Где берет мама лекарства?( В аптеке)

-Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать?

( У взрослых, из толкового словаря, из интернета )

-Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изготавливаются лекарства, лечебные средства).
- Как ещё вас лечит дома мама ? Как лечит больное горло, кашель, простуду? ( Она дает чай с лимоном и медом, с малиновым вареньем, заваривает чай с лекарственными травами)
- Оказывается ребята болезни можно лечить не только с помощью лекарств из аптеки, но и с помощью природных средств.

- Как называются эти природные средства? (Лекарственные Растения)

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить и какая тема нашего урока?

- Тема - Растения в домашней аптеке.

- Что вы хотите узнать на уроке и чему научиться?

Задачи:

Мы сегодня узнаем названия нескольких лекарственных растений в домашней аптечке;

узнаем, от каких заболеваний применяется та или иная трава;

узнаем о правилах сбора и хранения;

Научимся определять, какие части их используют для лечения;

Повторим правила бережного отношения к природе;

  • познакомимся с тем, как появились лекарственные растения;

  • какие бывают лекарственные растения;

  • узнаем все ли части растений будут лекарственными;

  • узнаем как собирают лекарственные растения;


III. Решение учебной задачи.

Заглянем не надолго в прошлое.

Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. Лес и луг стали для человека первой аптекой. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди рассказывали о таких растениях из поколения в поколение.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи, Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное.

- Известно около 600 видов лекарственных растений, которые растут по всей России.

- Ребята, а какие лекарственные растения встречаются в нашей республике Башкортостан?
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цвету.


Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

Дети отвечают на вопрос учителя про ЗОЖ.

Дети выводят цель и задачи урока.

Узнать....

Вспомнить....

Повторить....

Познакомиться с историей возникновения лекарственных растений.
Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных.

Дети выполняют движения.



5.Самостоятельная работа по учебнику

(5 мин)

6.Закрепление изученного материала. Работа с презентацией.

(5мин)
Работа в парах

( 3 мин)



Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии.

Регулятивные УУД: соотносить свои действия с действиями другого ученика.

Личностные УУД:

применять в учебном процессе способы снятия напряжения.

Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии.

Регулятивные УУД: -ориентироваться на партнёра во взаимодействии;

Выполнять действия по алгоритму;

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание;



- А сейчас узнаем, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник. Откройте учебник на стр.28-29.

- Прочитает нам вслух ученик(читает), остальные следят пальчиком.

- Где хранились в древности сухие целебные травы?

( В куклах- целительницах) СЛАЙД

- Эту куклу набивали лекарственными травами, чтобы она берегла здоровье. Часто её подвешивали у колыбельки младенца, детям постарше давали играть с ними. Считалось, чем больше будет играть ребенок с куклой - оберегом, тем крепче будет его здоровье.

- Что очень долго оставалось единственным лекарством в старину? ( Лекарственные растения )

- Рассмотрите рисунки в учебнике. Кто-нибудь узнал эти растения?

- Найдите среди них дерево. (Липа)

– Что вы знаете о липе? (Высушенные цветки если заварить, то получится ароматный, вкусный чай от простуды. А липовый мед очень вкусный. Растет вдоль дорог, в широколиственных лесах.)

- Найдите кустарник. (Шиповник)

– Что знаете о шиповнике? (Его называют «Дикой розой». Это витаминное средство для поддержания иммунитета. Растет везде.)

Чем отличается дерево от кустарника? ( У дерева есть ствол, а у кустарника их несколько.)

Назовите травянистое растение. ( Валериана, календула, тысячелистник, подорожник)

Что о них можно сказать? (Подорожник замечательное лекарственное растение. Люди использовали его с давних пор. Если у вас появилась рана, то для ее заживления используют подорожник )

Календула помогает нам лечиться при: ангине, аллергии, болезни сердца.)

Тысячелистник - травянистое растения. Собирают верхнюю часть – соцветия. Он нужен для улучшения аппетита. ранозаживляющее средство, помогает при простуде, нормализует давление.

- С какими лекарственными растениями вы познакомились на страницах нашего учебника?

ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ»

- На парте лежат листы, в них написаны лекарственные травы. Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова. У каждого ряда свои 5 трав.

П __Д__Р__ЖН__К КР__П__В__ Л__П__Х

Р__М__ШК__ __Д_В_НЧ_К В__Л__РЬ__Н__

ЗВ__Р__Б_Й Д__Ш__Ц__ М__Л__Н__

Р__Б__Н__ Л__П__ Б__Р__З__

Ш__П__ВН__К

Проверка работы в парах.

- Давайте проверим, какие лекарственные растения у вас получились. Начнём с первого ряда и по цепочке называем лекарственные травы.

Учитель показывает презентацию о лекарственных травах

(Слайды №11-20)



Обучающиеся отвечают на вопросы.

Дети работают в парах , отгадывают лекарственные растения. Один ученик читает правильный ответ.
Обучающиеся смотрят презентацию и запоминают, какую часть растения используют в данной лекарственной траве.

Один ученик выступает перед обучающимися, показывает свой гербарий и рассказывает о лекарственных травах и о их применении.



Обобщение нового материала. ( 5 мин)

Обобщение нового материала (3мин)
Если останется время

Познавательные УУД: осознанно и произвольно

строить речевое высказывание;
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


- Кто-нибудь из вас собирал лекарственные растения?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают? (Знающие)

- Где собирали?

- Почему вдоль дорог нельзя собирать растения?

– Туда ложится пыль, и растение покрывается ядом. Растение теряет свои свойства.

– А где можно собирать лекарственные растения?

– На какой вопрос мы получили ответ? (Почему лекарственные растения можно собирать не везде?)

- Как нужно относится к лекарственным растениям? (Бережно)

- Что нужно сделать для того, чтобы сберечь их?

- В какую книгу занесены редкие лекарственные растения?

-Из каких источников можно узнать о лекарственных растениях? Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники.

-Я хочу, чтобы вы еще раз обратили внимание на последнее предложение вывода из учебника:

«Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых».
Отгадай загадки и найди отгадку.



Обучающиеся обобщают правила сбора лекарственных трав.

Обучающиеся отгадывают загадки, а 2 ученика находят картинку этого лекарственного растения и подпись, вывешивают на доске.

Итог урока, рефлексия(3 мин)
Познавательная рефлексия

Регулятивные УУД:

Осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы; соотносить свои действия с действиями одноклассников.


- Вот наш урок подошел к концу.

-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Что было для вас интересным, что удивило?

- Возникли ли у вас трудности?

- Ребята, перед вами лежат цветы зелёного, жёлтого и красного цвета.

- Кому было не сложно и всё понятно на уроке, возьмите зелёный цветок;

- Кто затруднялся, но всё понятно на уроке, возьмите жёлтый цветок;

- Кто на уроке ничего не понял, возьмите красный цветок;
- Сегодня на уроке моими помощниками были…….

(Учитель оценивает работу учащихся)


Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, продолжают предложения.

Я узнал......

Я научился....

Я смогу......


Психологическая рефлексия

Ребята, за окном зима, а у нас сегодня такая теплая, „летняя“ тема, что так и хочется немного побыть среди летнего разнотравья.


А закончить наш урок я хочу вот такими словами :

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.



Выходят к доске и приклеивают на картинку летнего луга свой цветок(оценочный лист) с отметкой в середине цветка.

Информация о домашнем задании

(1 мин.)

Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Ребята, дома вы можете выполнить любое из этих заданий, которое вам нравится.

1.Учебник с.28 - 31 – читать, отвечать на вопросы "Проверь себя".

2.Подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы ещё не знаете, о котором не говорили и нарисовать рисунок;
3.Составить «Правила сбора лекарственных растений»

-Спасибо вам за урок!

Дети записывают домашнее задание в дневники.


Составим правила сбора лекарственных растений.

Соедините начало предложения и конец.

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН




КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

3.ПРИ СБОРЕ

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

4.ПРИ СБОРЕ НАДО ВЗЯТЬ РАСТЕНИЙ СТОЛЬКО,

ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ,

СКОЛЬКО НУЖНО

6.НЕ НУЖНО СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.


Для проверки поиграем в игру «Эхо» - я начинаю предложение, а вы дружно заканчиваете… Молодцы! Вот какую замечательную памятку мы с вами составили! Она будет полезна не только вам, но и вашим родителям. Поделитесь с ними вашими знаниями. Памятки на столе у учителя.

Ход урока (40 минут)


Этапы урока

(с указанием отведенного времени)

Формируемые УУД

Деятельность

Учителя

Обучающихся

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

( 2 мин)
Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, овладеет умением прогнозировать.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Меня зовут Мавлида Мухаметовна.

- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки все на меня.

- Проверяем готовность к уроку. Всё ли у вас готово к уроку.

Садитесь.

- Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидают интересные задания и новые открытия.

-Настроились на работу? Готовы к очередному путешествию в окружающий мир?

Тогда начнём!



Выполняют действия.

2.Актуализация знаний. Введение в тему урока

(3 мин)

Постановка учебной проблемы.

( 5 мин)

3.Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний.

(5 мин)

4.Физминутка

( 2 мин)

5. Знакомство со справочными материалами


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию учебника; регулятивные УУД: овладевать умением прогнозировать, определять и формулировать цель деятельности на уроке, определять последовательность действий.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации.

- Ребята ! А какое сейчас время года? (Зима)

- Назовите по порядку зимние месяцы ?

- Как в старину назывались эти месяцы? Декабрь? Январь ? Февраль?

- С наступлением зимы дети, к сожалению, начинают гораздо чаще болеть.

- Ребята, а какие правила нужно соблюдать, чтобы не болеть и быть всегда здоровыми?

1. Закаляться.

2. Делать зарядку и заниматься спортом.

3. Гулять на свежем отдыхе.

4. Правильно питаться.

5. Соблюдать правила гигиены: мыть руки и др.

6. Крепкий сон — основа здоровья.

7. Одеваться по погоде.

.- Молодцы! Все мы знаем и понимаем, как важно хорошо себя чувствовать, иметь крепкое здоровье. Но, к сожалению, практически с каждым из нас случаются такие неприятности как болезни. Когда человек болеет ему ничего не интересно, ничего не хочется, а хочется только быстрее вылечиться.

-А что делает ваша мама, когда вы болеете? (Идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача).

-Где берет мама лекарства?( В аптеке)

-Что такое аптека?

-Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изготавливаются лекарства, лечебные средства).

А где хранятся лекарства? ( В аптеке)

- Как ещё вас лечит дома мама ? Она дает чай с лимоном и медом, с малиновым вареньем, заваривает чай с лекарственными травами)


- Оказывается ребята болезни можно лечить не только с помощью лекарств из аптеки, но и с помощью природных лекарств.

- Как называются эти природные лекарства? (Лекарственные растения).

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить и какая тема нашего урока?

- Тема – Лекарственные растения в домашней аптечке.

- Что вы хотите узнать на уроке и чему научиться?

Задачи:

Мы сегодня узнаем названия некоторых лекарственных растений в домашней аптечке;

узнаем, от каких заболеваний применяется та или иная трава;

узнаем как собирают лекарственные растения;

Научимся определять, какие части их используют для лечения;

Повторим правила бережного отношения к природе;
Решение учебной задачи.

Заглянем с вами не надолго в прошлое.

Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. Лес и луг стали для человека первой аптекой. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди рассказывали о таких растениях из поколения в поколение.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи, Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное.

- Известно около 600 видов лекарственных растений, которые растут по всей России.

- Ребята, а какие лекарственные растения встречаются в нашей республике Башкортостан?

-Посмотрите, что у меня в руках? ( Гербарий)

Что такое гербарий?

Гербарий – это коллекция засушенных растений.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цвету.


- Где можно узнать о лекарственных растениях? (Из интернета, справочника). Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. ( Демонстрация справочников)


Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

Дети отвечают на вопрос учителя про ЗОЖ.

Дети выводят цель и задачи урока.

Узнать....

Вспомнить....

Повторить....

Познакомиться с историей возникновения лекарственных растений.
Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных.

Познакомиться с гербарием растений

Дети выполняют движения.

Познакомиться со справочниками

6. Работа по учебнику

(5 мин)

6.Закрепление изученного материала. Работа с презентацией.

(5мин)
Работа в парах

( 3 мин)



Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии.

Регулятивные УУД: соотносить свои действия с действиями другого ученика.

Личностные УУД:

применять в учебном процессе способы снятия напряжения.

Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии.

Регулятивные УУД: -ориентироваться на партнёра во взаимодействии;

Выполнять действия по алгоритму;

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание;


- Вот и учебник даёт нам возможность познакомиться с некоторыми лекарственными растениями. Откройте учебник на стр.28-29.

- Прочитает нам вслух ученик(читает), остальные следят пальчиком.

- Когда зародилось лечение с помощью растений? ( В древности)

- Где хранились в древности сухие целебные травы?

( В куклах- целительницах) СЛАЙД

- Эту куклу набивали лекарственными травами, чтобы она берегла здоровье. Часто её подвешивали у колыбельки младенца, детям постарше давали играть с ними. Считалось, чем больше будет играть ребенок с куклой - оберегом, тем крепче будет его здоровье.

-Как понимаете выражение из поколения в поколение?

- Рассмотрите рисунки в учебнике. Кто-нибудь узнал эти растения?

- Найдите среди них дерево. (Липа)

– Что вы знаете о липе? (Высушенные цветки если заварить, то получится ароматный, вкусный чай от простуды. А липовый мед очень вкусный. Растет вдоль дорог, в широколиственных лесах.)

- Найдите кустарник. (Шиповник)

– Что знаете о шиповнике? (Его называют «Дикой розой». Это витаминное средство для поддержания иммунитета. Растет везде.)

Чем отличается дерево от кустарника? ( У дерева есть ствол, а у кустарника их несколько.)

Назовите травянистое растение. ( Валериана, календула, тысячелистник, подорожник)

Что о них можно сказать? (Подорожник замечательное лекарственное растение. Люди использовали его с давних пор. Если у вас появилась рана, то для ее заживления используют подорожник )

Календула помогает нам лечиться при: ангине, аллергии, болезни сердца.)

Тысячелистник - травянистое растения. Собирают верхнюю часть – соцветия. Он нужен для улучшения аппетита. ранозаживляющее средство, помогает при простуде, нормализует давление.
-Сейчас мы с вами поработаем в парах и поиграем в игру «Отгадай растение» - - На парте лежат листы, в них написаны лекарственные травы. Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова. У каждого ряда свои 5 трав.

П __Д__Р__ЖН__К КР__П__В__ Л__П__Х

Р__М__ШК__ __Д_В_НЧ_К В__Л__РЬ__Н__

ЗВ__Р__Б_Й Д__Ш__Ц__ М__Л__Н__

Р__Б__Н__ Л__П__ Б__Р__З__

Ш__П__ВН__К

Проверка работы в парах.

- Давайте проверим, какие лекарственные растения у вас получились. Начнём с первого ряда и один из вас по цепочке называет лекарственные травы.

Учитель показывает презентацию о лекарственных травах

(Слайды №11-20)




Обучающиеся отвечают на вопросы.

Дети работают в парах , отгадывают лекарственные растения. Один ученик читает правильный ответ.
Обучающиеся смотрят презентацию и запоминают, какую часть растения используют в данной лекарственной траве.


Обобщение нового материала. ( 5 мин)

Обобщение нового материала (3мин)
Если останется время

Познавательные УУД: осознанно и произвольно

строить речевое высказывание;
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


- Кто-нибудь из вас собирал лекарственные растения?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают? (Знающие)

- Где собирали?

- Почему вдоль дорог нельзя собирать растения?

– Туда ложится пыль, и растение покрывается ядом. Растение теряет свои свойства.

– А где можно собирать лекарственные растения?

– На какой вопрос мы получили ответ? (Почему лекарственные растения можно собирать не везде?)

- Как нужно относится к лекарственным растениям? (Бережно)

- Что нужно сделать для того, чтобы сберечь их?

- В какую книгу занесены редкие лекарственные растения?

- Прочитаем вывод на с. 31 учебника.

Я хочу, чтобы вы обратили особое внимание на последнее предложение вывода в учебнике: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых».


Обучающиеся обобщают правила сбора лекарственных трав.

Обучающиеся отгадывают загадки, а 2 ученика находят картинку этого лекарственного растения и подпись, вывешивают на доске.

Итог урока, рефлексия(3 мин)
Познавательная рефлексия

Регулятивные УУД:

Осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы; соотносить свои действия с действиями одноклассников.


- Вот и подошел к концу урок, посвященный лекарственным растениям. Что самое главное вы узнали?

- Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало?

- Возникли ли у вас трудности?

- Ребята, перед вами лежат цветы зелёного, жёлтого и красного цвета.

- Кому было не сложно и всё понятно на уроке, возьмите зелёный цветок;

- Кто затруднялся, но всё понятно на уроке, возьмите жёлтый цветок;

- Кто на уроке ничего не понял, возьмите красный цветок;
(Учитель оценивает работу учащихся)



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, продолжают предложения.

Я узнал......

Я научился....

Я смогу......


Психологическая рефлексия

Ребята, за окном зима, а у нас сегодня такая теплая, „летняя“ тема, что так и хочется немного побыть среди летнего разнотравья.

А закончить наш урок я хочу вот такими словами :

«Лекарственные растения наши верные друзья – так будем же и мы им друзьями!»

И в заключении нашего урока все могут попробовать фиточай



Выходят к доске и приклеивают на картинку летнего луга свойцветок(оценочный лист) с отметкой в середине цветка.

Информация о домашнем задании

(1 мин.)

Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Ребята, дома вы можете выполнить любое из этих заданий, которое вам нравится.

1.Учебник с.28 - 31 – читать, ответить на вопросы в рубрике "Проверь себя".

2.Подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы ещё не знаете, о котором не говорили и нарисовать рисунок;

-Спасибо вам за урок!

Дети записывают домашнее задание в дневники.


- А теперь ребята, поработаем в парах. Каждой паре нужно поработать с правилами сбора лекарственных трав, на каждый вопрос нужно найти правильный ответ и отметить его кружочком.

Правила сбора и сушки лекарственных растений.
1. Работа в парах по карточкам
1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.

  • Собирай растения около автомобильных дорог.


2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай растения в дождливую погоду.

  • Собирай растения в сухую погоду.


3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собери травы с пятнами.

  • Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.


4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные растения все до единого.

  • Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.


5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.

  • Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.

  • Избегай прямого попадания солнечного света.

  • Суши растения в сырой комнате.


6. «Нужно ли собирать травы, которые занесены в Красную книгу? »

  • Да

нет

П __Д__Р__ЖН__К

Р__М__ШК__

ЗВ__Р__Б_Й

Р__Б__Н__

Ш__П__В__Н__К


М__Л__Н__

__Д__В__НЧ__К

М__Т__

Л__П__

Д__Ш__Ц__



Л__П__Х
В__Л__РЬ__Н__
Б__Р__З__
К__Л__НД__Л__
П__Л__НЬ


П __Д__Р__ЖН__К

Р__М__ШК__

ЗВ__Р__Б_Й

Р__Б__Н__

Ш__П__В__Н__К



М__Л__Н__

__Д__В__НЧ__К

М__Т__

Л__П__

Д__Ш__Ц__


Л__П__Х
В__Л__РЬ__Н__
Б__Р__З__
К__Л__НД__Л__
П__Л__НЬ

П __Д__Р__ЖН__К

Р__М__ШК__

ЗВ__Р__Б_Й

Р__Б__Н__

Ш__П__В__Н__К


М__Л__Н__

__Д__В__НЧ__К

М__Т__

Л__П__

Д__Ш__Ц__



Л__П__Х
В__Л__РЬ__Н__
Б__Р__З__
К__Л__НД__Л__
П__Л__НЬ