Файл: 21. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ребенку срочно требуется психологическая(а не педагогическая) и логопедическая помощь. Эта помощь должна быть направлена как на снятие этих психологических барьеров, вызванных неудачами в чтении, так и непосредственно на формирование навыка чтения, - но только иным путем, тренировок.
Ученику, испытывающему трудности в чтении, предлагается на время отвлечься от этого «нудного» занятия и вместо него заняться забавными упражнениями с картинным и словесным материалом; выполнение этих упражнений приводит к формированию у учащегося целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии читает гораздо лучше и чувствует себя успешным.
Учителя же, в свою очередь, на уроках обучения грамоте могут проводить работу по пропедевтике возникновения данных нарушений чтения. И делать это, конечно, нужно в добукварный и букварный периоды обучения грамоте
29.Методика работы над художественным произведением в начальных классах школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Младшие школьники – наивные реалисты. Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения. Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа).
1) Подготовительная работа - формирование интереса к автору произведения и предстоящей работе над ним, уточнение и обогащение понятий и представлений учащихся о предметах, явлениях и событиях, описанных в произведении, уточнение и объяснение незнакомых слов и выражений.
2) Чтение рассказа учителем – обеспечение целостного понимания произведения, оказание эмоционального воздействия произведения на учащихся, создание интереса и основы для дальнейшего анализа художественного текста, предъявление образца выразительного чтения.
3) Ориентировочная беседа – определение первоначальных впечатлений, полученных от произведения. Для этого предлагаются такие вопросы: Понравилось вам произведение? Что вам больше всего понравилось (не понравилось)? Что вам запомнилось? Первоначальное впечатление умственно отсталых школьников о произведении определяет дальнейшую работу над ним, создает особый настрой для последующего анализа текста.
4) Повторное чтение рассказа учащимися – упражнения учащихся в чтении, подготовка к анализу текста.
5) Анализ прочитанного рассказа – определение композиции художественного произведения, выяснение сюжета и конкретного содержания, проведение специальной работы над языковыми особенностями стихотворного произведения.
6) Словарная работа – определение значения и художественной роли лексики произведения, изобразительно-выразительных средств текста, введение их в активную речь детей.
7) различные виды пересказов (краткий, полный, выборочный, сжатый, с изменением лица рассказчика), планы (картинный, словесный, простой, сложный, цитатный), разная доля самостоятельности (пересказ по частям, затем полностью).
Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе.
Внеклассное чтение – вид самостоятельного чтения учащихся, который осуществляется под руководством учителя на основе рекомендованных списков произведений, предложенных программой по литературе.
Формы внеурочной работы могут быть самыми разнообразными:
• читательские конференции,
• диспуты,
• утренники и вечера,
• посещение музеев, театров, кино,
• литературно-художественные гостиные,
• организация литературных выставок и фотомонтажей,
• работа школьного радио,
• литературное краеведение,
• кружки (литературный, выразительного чтения, драматический и т.д.)
• клубы по интересам.
Методы изучения взаимоотношений школьников с книгой:
• фронтальная, групповая или индивидуальная беседа (позволит выявить читательскую ситуацию в классе, направленность интересов, уровень восприятия произведений, установить контакт с учащимися);
• анализ письменных работ школьников (письменных ответов на вопросы учителя, отзывов о прочитанных книгах, сочинения на тему ''Моя любимая книга'', '' Мой любимый писатель'', '' Мой любимый герой'', ''Моя домашняя библиотека'', ''Что бы я хотел изменить в своем чтении'', '' Последняя книга, прочитанная мною'' и т.д.);
• знакомство с читательскими биографиями школьников (учить школьников вести учет прочитанных книг, а затем анализировать эти материалы);
• знакомство с читательским дневником ученика (дает возможность наблюдать читательское развитие школьника);
• изучение библиотечных формуляров;
• анкетирование учащихся (выяснение интересующих учителя вопросов, пожеланий учащихся, их интересов);
• тестирование (помогает выявить уровень литературной эрудиции, начитанности на разных этапах работы с читателем-школьником).
Отслеживание результатов и эффективности обучения литературе в школе.
Контроль обучения в начальной школе проводится по двум основным направлениям:
1. Контроль процесса обучения (в течение учебного года).
2. Контроль результатов обучения (в конце четверти, года)
Контроль процесса обучения включает следующие формы работы:
• поэлементный анализ знаний (на основе срезовых работ);
• учёт индивидуальных достижений учащихся по литературе;
• посещение уроков администрацией и корректировка на этой основе деятельности учителя.
Контроль результатов обучения предполагает:
• анализ отчётов по успеваемости (по литературе);
• аналитическую беседу с учителями по выработке мер по устранению падения результативности обучения;
• сравнительную характеристику успеваемости учащихся
Взаимосвязь методики преподавания литературы с психологией. Проблема литературного развития. Восприятие литературного произведения. Взаимосвязь восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения.
Взаимосвязь методики преподавания литературы с психологией. Связь методики и психологии имеет два аспекта. Один из них — психология художественного творчества, художественного восприятия учащимися разных возрастов художественного текста. Другой аспект — психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания. Необходимо использовать закономерности психологии при решении ряда чисто методических проблем: о доступности учащимся того или иного материала, об объеме его, об эффективности методов обучения. Не менее важно дать психологическое обоснование школьного анализа художественного произведения.
Учителю необходимо обратиться к выводам психологии, усматривающей в развитии детей, обучающихся в средней школе, три основных этапа: младший возраст (10-11 лет), средний возраст (12-15 лет) и старший возраст (15-18 лет). Каждый из этих этапов характеризуется особенностями в отношении интересов, эмоций, внимания, мышления, памяти, характера детей.
Психологическая наука необходима словеснику не только для того, чтобы правильно организовать систематическое изучение школьников. Она нужна ему ещё и потому, что в разборе литературных произведений, в работе над характерами героев словесник является психологом, он постоянно пользуется психологической терминологией и делает выводы психологического порядка. Он должен делать это научно, опираясь на знание научной психологии.
Проблема литературного развития. Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Читательская культура лежит в основе социального, познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического и в целом – духовного развития ребёнка. Не случайно, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой должно быть «направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг». Для реализации цели предполагается решение следующих задач: «формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса»
Вместе с тем, на сегодняшний день существуют ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно-исторического опыта и утратой его ценности, как в культуре детей, так и в читательской культуре взрослых.
В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (работы О. И. Никифоровой, А. М. Левидова, А. А. Леонтьева, З. Я. Рез, Л. Г. Жабицкой, Л. Н. Рожиной, П. М. Якобсона, М. М. Варшавской, Н. А. Демидовой, М. Г. Качурина, Е. В. Карсаловой, В. Г. Маранцмана, Т. Д. Полозовой и др.). Именно последний аспект — взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа — представляется нам особенно актуальным. В этом вопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного, а следовательно, велико поле деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой проблемой. Тем более что вариативные программы по литературе ориентируют преподавателя-словесника на совершенствование содержания уроков, на развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их духовного мира, формирование нравственных идеалов.
Взаимосвязь восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения. Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. В акте восприятия диалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда же речь идет о восприятии произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей действительности. Кроме того, познавая заключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа авторского.