Файл: Задача Познакомить с творчеством Ю. М. Нагибина. Через меня, как через каждого человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

Цель: Пропаганда лучших произведений художественной литературы. Привлечение к чтению.

Задача: Познакомить с творчеством Ю.М. Нагибина.



Через меня, как через каждого человека,

 отваживающегося жить, а не тлеть,

 говорить, а не молчать в тряпочку,

 отражается время, эпоха…
Юрий Нагибин

Юрий Маркович Нагибин- известный русский писатель-прозаик, журналист, сценарист. Тонкий стилист и признанный мастер психологической прозы, он рано определился как автор «своей» темы, «своего» героя, и затем на протяжении всей творческой жизни не уставал размышлять о странном переплетении событий и судеб. Его героев объединяют чувства некровного родства и трепетной памяти, стремление осмыслить связи человека с окружающим миром. В эпоху Просвещения таких людей, как Юрий Нагибин, называли энциклопедистами: ведь он был не только писателем, но и прекрасным художником, поэтом, публицистом. Он относится к тем мастерам слова, которые постоянно ищут все новые и новые сферы применения своих творческих возможностей.

Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 г. в Москве в интеллигентной семье. Еще накануне его появления на свет отец, Кирилл Александрович, был расстрелян как участник белогвардейского восстания в Курской губернии. Он успел «завещать» беременную жену Ксению Алексеевну другу Марку Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы тот узнал, кто его настоящий отец. Марк Левенталь вскоре был тоже репрессирован. Вторым отчимом стал писатель Яков Рыкачев, оказавшийся первым литературным учителем Юрия, сумевшим пробудить его интерес к словесному творчеству. Позже, уже в начале пятидесятых годов, Нагибин рассказал о судьбе отца в повести «Встань и иди». Он написал ее по зову сердца и, как это принято говорить в писательской среде, «в стол», не надеясь на публикацию. Но в 1987 г. Нагибин все-таки сумел напечатать эту повесть-исповедь сына перед памятью отца. На духовное формирование будущего писателя значительное воздействие оказала мать, привив «умение ощутить драгоценность каждой минуты, любовь к людям, природе и животным». 

Биография Нагибина – это и биография его поколения, которое воспринимало мир как данность, не всегда задумываясь об истинных причинах вещей. Нагибин не сразу нашел себя, свое призвание. В
юности увлекался футболом, ему даже предсказывали большое будущее на этом поприще. Отчим посоветовал ему писать рассказы, обратив внимание на его талант передавать свои впечатления об увиденном и услышанном легко и с юмором. Однажды будущий писатель сделал попытку написать рассказ, который оказался неудачным, но сам процесс писания захватил юношу.

В 1938 г. Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Московский медицинский институт. Интереса к врачебному делу у него не возникает, и он переходит учиться на сценарный факультет ВГИКа. Учеба дается ему легко, времени для писания рассказов, очерков, рецензий, статей – сколько угодно. Закончить ВГИК не удалось – началась война.

Нагибин был призван в армию и осенью 1941 г. отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления, а в 1942 г. – в должности «инструктора-литератора» на Воронежский фронт. На фронте ему пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы. «Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах, и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом», – позже писал Нагибин в автобиографии. Действительно, события этого времени станут содержанием многих произведений писателя – «Ранней весной», «Павлик», «Гибель пилота», «Дело капитана Соловьева» и др.

Его первый рассказ «Двойная ошибка» появился в 1940 г. в журнале «Огонек», но профессиональным писателем Нагибин стал после окончания войны. В послевоенные годы он несколько лет работал в журналистике, много ездил по стране, в основном по сельской местности. Послевоенная деревня жила трудно и бедно, не зная достатка, не говоря уж о богатстве. Трудная судьба сельчан станет сюжетом горьких и предельно достоверных фильмов, снятых по его сценариям, – «Председатель», где в главной роли снимался М. Ульянов, и «Бабье царство». Нагибин был профессиональным киносценаристом.

На основе своих произведений он написал около сорока сценариев. Среди них не только остросоциальные картины, но и биографические фильмы – «Чайковский», «Ярослав Домбровский», «Дерсу Узала», сценарий которого он написал совместно с японским режиссером А. Куросавой. Множество картин, которые были сняты по сценариям Нагибина, получали призы международных кинофестивалей, хотя советская критика практически не писала об этом. Причин было несколько.



В 1966 г. Нагибин поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, что вызвало недовольство властей и руководства Союза писателей СССР. Поэтому его произведения подвергались резкой критике, а некоторые просто не доходили до читателей. Была и другая причина, почему Нагибин не входил в число видных и преуспевающих советских писателей. Он в основном писал о природе, а эта тема интересовала немногих, хотя его рассказы поднимали важные жизненные проблемы.

Нагибин любил природу не абстрактной любовью. Он часто выезжал в леса, был страстным охотником. Свои впечатления он описывал в рассказах, вошедших в сборники «Зимний дуб», «Скалистый порог», «Ранней весной», «Остров любви», «Берендеев лес» и многих других. В его огромном творческом наследии, по мнению критиков, все-таки главными остаются рассказы о природе. Причем и здесь он шел своим путем, не повторяя достижений своих именитых предшественников – К. Паустовского и М. Пришвина. Хотя, как и Паустовский, Нагибин чаще всего рассказывал о красотах Мещерского края, который стал для него символом среднерусской природы.

Особое место в творчестве Нагибина занимали произведения о детстве и юности: «Чистые пруды», «Переулки моего детства», «Лето» и «Школа». Последние три цикла составили «Книгу детства». В этих «городских» автобиографических произведениях писатель обращается к истокам формирования духовного облика своего лирического героя Сережи Ракитина и его поколения. Не только фоном, но и своеобразным «героем» цикла становится образ самой Москвы с ее городским бытом и нравами, города, где писатель прожил практически всю свою жизнь и который считал своей единственной привязанностью, хотя объездил почти весь мир. Тема Москвы развивалась в многочисленных последующих публицистических статьях, собранных в книге «Москва… как много в этом звуке». Родному городу посвящена и его последняя книга «Всполоный звон».

Широкую известность у читателей приобрели произведения цикла историко-биографической прозы Нагибина, посвященной преимущественно деятелям русской культуры и литературы. Среди них – протопоп Аввакум, Тредиаковсковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Аполлон Григорьев, Иннокентий Анненский, Бунин, Рахманинов. Эти произведения вошли в книгу «Царскосельское утро». Работа в мемуарном жанре требовала от писателя хорошего знания отечественной и мировой истории. Нагибин часто использовал исторические сюжеты и факты в своих произведениях. Правда, перед нами скорее психологическое видение истории. Исторические факты служат для писателя основой для художественной фантазии, где преобладает личностное отношение к событиям прошлого. Нагибина больше интересуют не исторические явления, а его участники.


Посмертно опубликованный «Дневник» (1995) – автобиография писателя, носящая глубоко исповедальный характер. Со страниц прощального произведения Нагибина предстает образ одинокого и в жизни, и в литературе человека. Как писал прозаик и издатель «Дневника» Ю. Кувалдин, «Дневник» Юрия Нагибина – «это лучшая, главная его книга».

Работал Юрий Михайлович Нагибин до конца своих дней, он постоянно подчеркивал, что его книги – это его жизнь. В них он радовался, переживал и любил. Вот эту полноту жизни он и стремился передать своему читателю.

Умер писатель 17 апреля 1994 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вопросы к обсуждению

рассказа Ю.Нагибина «Ваганов»:

  1. «Как Гладких будешь, как я будешь, если, конечно, поработаешь над собой хорошенько. Мы люди простые. Вагановым родиться надо.» - что имел в виду старшина Гришин, когда поучал сына эскадрона Куриленкова?


  2. «Слух стал правдой эскадрона, правдой бригады, другой правды знать не хотели...» - о каком слухе говорится в этой цитате?


  3. Почему генерала Башилова все уважали, но никто не любил?

  4. «вот два достойных партнера, или, вернее, противника. Это слово точнее определяет характер отношений пары в русской пляске, где вызов ярче соединения». Кто стал достойным соперником Ваганову в пляске?

  1. «Я проснулся рано, еще только светало, и подумал, что постыдно упускаю превосходный материал, сам давшийся мне в руки» - как вы думаете, что имел в виду корреспондент?

  2. «над задком очередной повозки, покачиваясь из стороны в сторону, возвышалась над сенными тюками какая-то лошадиная не лошадиная, баранья не баранья, а черт знает какая морда с круглыми ушами и рыжим кудлатым коком» - из какого произведения цитата и чья голова?


  3. Как генерал Рокоссовский назвал животное?


  4. Каким аргументом возница сумел убедить генерала, чтобы их с верблюдом пропустили на переправу?


  5. «Ни жив ни мертв» - каким художественным средством является?


  6. «дочерна загорелый» и «добела выцветшая пилотка» - что это?

  7. Вставьте пропущенные слова:


М-да... Ну вот что, капитан. — Командующий похлопал______________ по мягкой шее. — Нечего нам перед ____________ стыдиться. Кроме этого ___________ вон у нас еще какая ___________ — мостов не хватает.

  1. Опиши свои впечатления после прочтения этих двух рассказов, какой из них тебе больше понравился, почему? Определи его тему, идею.

Домашнее задание: чтение рассказа Е.И. Носова «Переправа».