Файл: Представителей науки и практиков. Однако вопросы проведе ния аудита затрат на производство продукции (работ, услуг).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

В себестоимость продукции включаются:

затраты на подготовку и освоение производства,

расходы, связанные с изобретательством и рационализацией, изготовлением и испытанием моделей и образцов, организацией выставок и конкурсов, выплатой авторских вознаграждений и др.,

расходы, связанные с обслуживанием производственного процесса,

затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники

безопасности,

расходы, связанные с управлением производством,

отчисления Фонды социального страхования и обеспечения, включаемые в себестоимость продукции, а также в фонд занятости,

платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов и отдельных категорий работников,

износ по нематериальным активам [17,с.123].

В соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению различают следующие виды производств [7]:

основное производство;

вспомогательное производство;

обслуживающее производство.

Основная производственная деятельность - это деятельность, которая является целью создания предприятия.

Вспомогательное производство - это производство, являющееся подсобным для основного производства организации. В частности, это может быть:

обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.);

транспортное обслуживание;

ремонт основных средств;

изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей, конструкций или обогащение строительных материалов (в основном в строительных организациях);

возведение временных (нетитульных) сооружений;

засолка, сушка и консервирование сельскохозяйственных продуктов.

холодильные установки,

ремонтно-механические цехи и мастерские,

транспорт (железнодорожный, автомобильный),

тарное и полиграфическое производства и другие.

Основными задачами бухгалтерского учета затрат вспомогательных производств являются [15,с.103]:

своевременное, полное, и достоверное отражение фактических затрат вспомогательных производств;

исчисление (калькулирование) фактической себестоимости отдельных видов продукции вспомогательных производств;

контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.



Типичными ошибками, которые выявляются в ходе аудита себестоимости, являются:

– несвоевременное включение в себестоимость отдельных видов затрат;

– несоответствие применяемого метода учета затрат методу, указанному в учетной политике организации;

– неправильная оценка остатков незавершенного производства;

– необоснованное (без документального оформления) включение расходов в состав себестоимости.

Рассмотрим программу аудита себестоимости продукции в ООО «Коннект 48» (табл. 3.5).
Таблица 3.5. Программа аудита себестоимости в ООО «Коннект 48»

N

Перечень проверяемых вопросов

Ссылка на аудиторские процедуры

Рабочие документы аудитора

1

Правовая оценка договоров с поставщиками и покупателями




Контрольный лист

1.1

Экспертиза договоров с покупателями

Проверка договоров, соглашений, контрактов




1.2

Экспертиза договоров с поставщиками




2

Аудит организации первичного учета




Контрольный лист

2.1

Проверка достоверности полноты и точности фактов поступления и реализации ТМЦ, продажи товаров

Проверка первичных документов (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки),




2.2

Проверка оперативности регистрации фактов продажи товаров




2.3

Проверка законности первичной учетной документации

Проверка договоров, данных складского учета, книги покупок и книги продаж




2.4

Проверка соблюдения графика документооборота




2.5

Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах




3.

Аудит состояния кредиторской и дебиторской задолженности







3.1

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности

Проверка распечаток по счетам 60,62, 76, актов сверок

Контрольный лист

4.

Проверка соответствия данных аналитического учета материально-производственных запасов данным сводного (синтетического) учета




Лист контроля

4.1

Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

Проверка распечаток по счетам 10, 20, 25 и 26 регистрам аналитического учета

Проверочный лист

4.2

Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по операциям с материально-производственными запасами

5

Проверка положений учетной политики, касающихся материально-производственных запасов

Проверка учетной политики




6

Проверка формирования налогооблагаемой базы по НДС

Проверка регистров налогового и бухгалтерского учета, налоговых деклараций, счет фактур, книг покупок и книг продаж






Таким образом, при проведении аудита себестоимости продукции (работ, услуг) в ООО «Коннект 48» было выявлено следующее:

– нарушений в учетной политике не выявлено;

– недостатков в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при учете себестоимости продукции (работ, услуг) не выявлено;

– отсутствие некоторых реквизитов в первичных документах предприятия.

Таким образом, аудит себестоимости продукции (работ, услуг) в ООО «Коннект 48» показал и подтвердил правильность учета материально-производственных запасов.

Выбор аналитических процедур произведем на основе Федерального правила (стандарта) №20 «Аналитические процедуры» [4]. Согласно данному Стандарту аналитические процедуры включают рассмотрение:

финансовой и другой информации о клиенте в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды, с ожидаемыми результатами деятельности клиента сметами или прогнозами, а также предположениями аудитора, с информацией об организациях, ведущих аналогичную деятельность;

взаимосвязей между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу исходя из опыта работы клиента;

соотношений между финансовой информацией и другой информацией, имеющейся в распоряжении аудитора.

При этом используются:

запросы, направляемые представителям руководства, персоналу, выполняющему руководящие и контролирующие функции, и другим сотрудникам на разных уровнях организационной структуры аудируемого лица, а также пособия по процедурам внутреннего контроля, описания служебных обязанностей и т.п.;

документы и записи, ведущиеся в рамках систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

наблюдение за деятельностью и операциями аудируемого лица, в том числе за организацией компьютерных операций.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат информацию, требующую оценивать систему бухгалтерского учета с применением аналитических процедур, которые рассматриваются как один из инструментов исследования этих систем. Приведем положения некоторых стандартов в этой связи.

Правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита» определено, что при разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание: особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. В качестве конкретных направлений исследования этих систем названы учетная политика, принятая аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. Все перечисленные направления реализуются с помощью аналитических процедур.



Правилом (стандартом) №4 «Существенность в аудите» установлено понятие существенной информации. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор оценивает то, что по его профессиональному суждению может считаться существенным. Примерами искажений является недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием. Это искажение может быть обнаружено только в результате применения аналитических процедур для исследования системы бухгалтерского учета.

На этапе планирования в целях ознакомления с данными системами и вынесения предварительного суждения о степени их надежности применяются аналитические процедуры преимущественно качественного характера, позволяющие оценивать:

соответствие систем контроля специфике и масштабам деятельности;

адекватность организационной структуры с учетом размера и степени сложности бизнеса клиента;

состояние кадровой политики;

уровень организационной структуры бухгалтерской службы;

правомерность применения той или иной системы налогообложения;

технические и методические аспекты ведения бухгалтерского учета и порядка составления бухгалтерской отчетности.

В ходе сбора аудиторских доказательств в отношении конкретных предпосылок подготовки бухгалтерской отчетности аналитические процедуры используются наряду с детальными проверками операций и остатков по счетам бухгалтерского учета. На данном этапе использованы следующие аналитические процедуры, позволяющие выполнить анализ:

соответствия реально применяемых способов ведения бухгалтерского учета, закрепленных в учетной политике;

нетипичных бухгалтерских записей и нехарактерных сальдо отдельных счетов;

взаимосвязей между оборотами сопряженных счетов;

соотношений между статьями различных форм отчетности;

соответствия между данными учетных синтетических регистров и различных форм отчетности [10, c. 19].

На этапе завершения аудита аналитические процедуры применяются для окончательной проверки наличия в отчетности существенных искажений, подтверждения первичной оценки надежности систем внутреннего контроля, бухгалтерского учета, соблюдения в отношении клиента принципа непрерывности деятельности. От результатов их применения зависят форма аудиторского заключения и мнение пользователей отчетности.


3.2 Проведение аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и калькуляции себестоимости
Первоначально следует ознакомиться с учетной политикой организации в части:

Метода учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости прибыли;

Метода распределения по видам выпускаемой продукции затрат вспомогательного производства;

Метода распределения по видам выпускаемой продукции общепроизводственных расходов;

Метода распределения по видам выпускаемой продукции коммерческих расходов;

Порядка оценки незавершенного производства и готовой продукции;

Способа ведения бухгалтерского учета готовой продукции;

Списания счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

Признания выручки от продажи продукции для целей налогообложения.

При проведении аудиторской проверки данного раздела учета по составленному плану (таблица 16) в ООО «Коннект 48» было выявлено следующее:

1. Проверка правильности организации учета продажи готовой продукции, списания себестоимости проданной продукции, поступления выручки от продажи показала:

Учет готовой продукции в данной организации ведется на счете 43 «Готовая продукция», без использования счета 40 «Выпуск продукции».

Согласно п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н, готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической себестоимости.

При проверке правильности исчисления себестоимости было выявлено следующее:

Прямые затраты списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов 10, 60, 68, 70 и т.д. На счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» собираются косвенные затраты.

Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Правильность и обоснованность списания и распределения затрат. В этой части учета нарушений не выявлено. Все документы представлены в приложениях.

При проверке организации складского учета готовой продукции выявлено следующее: Готовая продукция хранится на охраняемых специализированных складах и открытых площадках. С материально ответственным лицом заключен договор. Первичные документы по оприходованию и движению готовой продукции оформлены верно и в полном объёме. Хотя отсутствуют документы о результатах инвентаризации готовой продукции.


2. Проверка организации синтетического и аналитического учета реализации готовой продукции. Ввиду большого объёма проделанной работы в данной работе представлены результаты выборочной проверки по учету готовой продукции за октябрь 2009 г