Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации; -
на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции; -
с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных
Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.
Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Целью Национальной стратегии противодействия коррупции стало искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:
-
формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; -
организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции; -
обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции:
— признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;
-
использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции; -
стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; -
конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и в муниципальных правовых актах.
Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:
-
обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; -
повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции; -
внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг; -
совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования; -
устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций; -
совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета; -
расширение системы правового просвещения населения; -
модернизация гражданского законодательства; -
дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции; -
повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов; -
совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений; -
периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах; -
совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией; -
повышение эффективности исполнения судебных решений; -
разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного суда Российской Федерации; -
совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности; -
повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих; -
распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности; -
повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции; -
совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов; -
повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.
Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:
-
при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; -
путем решения кадровых вопросов; -
в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; -
путем оперативного приведения:
-
правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции; -
правовых актов органов государственной власти субъектов РФ в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции; -
муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ по вопросам противодействия коррупции;
-
в ходе контроля над исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов РФ и муниципальных образований по противодействию коррупции; -
путем обеспечения неотвратимости ответственности за кор - рупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации; -
путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции; -
путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.
С принятием антикоррупционного пакета законов и подзаконных актов появились все возможности перейти к реальной борьбе с коррупцией. Но случится ли этот переход, ведь он зависит от многих факторов: политической воли, разумности исполнителей, активности общества?
К настоящему времени нормативных правовых актов по противодействию коррупции много и их целесообразно систематизировать следующим образом:
-
нормативные правовые акты специализированного характера, посвященные противодействию коррупции; федеральный закон и законы субъектов РФ о противодействии коррупции, что свидетельствует о том, что законодательство о противодействии коррупции является двухуровневым; -
нормативные правовые акты, посвященные правовому регулированию и организации государственной и муниципальной службы; -
иное российское отраслевое законодательство, содержащее меры по противодействию коррупции, например, закон о кон - трактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд.
Например, ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается:
-
совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ; -
наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Это же значение имеет и ст. 1015 Гражданского кодекса РФ, согласно которой имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.
К специальным мерам противодействия коррупции в гражданском законодательстве следует отнести ст. 575 Гражданского кодекса РФ «Запрещение дарения». Антикоррупционные меры превентивного характера содержит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В данном законе профилактическая задача недопущения коррупционных отношений выполняется путем регламентации контрольной деятельности органов власти. Нормы закона устанавливают периодичность плановых проверок, ограничения при проведении проверки, недопустимость взимания платы с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, а также условия недействительности результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований закона; предупреждают коррупционные нарушения и выводят их в сферу действия уголовного законодательства. Законодательство, устанавливающее юридическую ответственность за коррупционные правонарушения, — это прежде всего Уголовный кодекс РФ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимо упомянуть и Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
Повышению открытости образовательной сферы как одного из основных способов борьбы с коррупцией способствовало также принятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р. В данной государственной программе предусмотрены принципиальные изменения в системе оценки качества образования и прозрачности системы образования, которые должны оказать существенное влияние на предупреждение коррупционных правонарушений. Среди них можно выделить следующие направления таких изменений:
-
формирование современной и сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования, включающей не только национальные экзамены, но прежде всего мониторинговые обследования обучения и социализации, процедуры оценки результатов обучения на уровне школы; -
введение инструментов оценки и учета разнообразных индивидуальных образовательных достижений школьников и студентов, направленных на поддержку и повышение результатов обучения конкретных обучаемых; -
введение на уровне образовательных организаций прозрачных процедур внутренней оценки (самооценки) для управления качеством образования; -
внедрение механизмов внешней независимой системы оценки качества работы образовательных организаций с участием общественности и работодателей; -
развитие кадрового потенциала в области педагогических измерений и оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях; -
создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, о результатах деятельности образовательных организаций и систем; -
создание информационной системы, обеспечивающей сбор данных с уровня организации и возможности ее использования для подготовки аналитики и информирования общественности.
Далее Минобрнауки России в рамках своей компетенции приняло ряд приказов, направленных на предупреждение коррупции:
-
Приказ от 7 октября 2009 г. № 375 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»; -
Приказ от 29 июля 2009 г. № 275 «О порядке проведения проверок правовых актов, изданных федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации»; -
Приказ от 29 марта 2012 г. № 239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» и др.