Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • исходя из анализа ситуации, связанной с различными про­явлениями коррупции в Российской Федерации;

  • на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

  • с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных

Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответствен­ности за коррупцию и другими международными правовыми доку­ментами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

Меры по реализации Национальной стратегии противодей­ствия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Феде­рации, в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов испол­нительной власти, иных государственных органов, субъектов Рос­сийской Федерации и муниципальных образований по противо­действию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеоб­щей декларации прав человека и в Международном пакте об эко­номических, социальных и культурных правах.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции стало искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Для достижения цели Национальной стра­тегии противодействия коррупции последовательно решаются сле­дующие задачи:

  1. формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия кор­рупции;

  2. организация исполнения законодательных актов и управлен­ческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

  3. обеспечение выполнения членами общества норм антикор­рупционного поведения, включая применение в необходимых слу­чаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.


Основные принципы Национальной стратегии противодей­ствия коррупции:

признание коррупции одной из системных угроз безопасно­сти Российской Федерации;

  • использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уго­ловному преследованию лиц, совершивших коррупционные пре­ступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

  • стабильность основных элементов системы мер по про­тиводействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

  • конкретизация антикоррупционных положений федераль­ных законов, Национальной стратегии противодействия корруп­ции, Национального плана противодействия коррупции на соот­ветствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и в муниципальных право­вых актах.

Национальная стратегия противодействия коррупции реализу­ется по следующим основным направлениям:

  • обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

  • повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию корруп­ции;

  • внедрение в деятельность федеральных органов государ­ственной власти, иных государственных органов, органов госу­дарственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправ­ления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муници­пальных правовых актов и управленческих решений, а также обе­спечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организа­циями в рамках оказания государственных услуг;

  • совершенствование системы учета государственного иму­щества и оценки эффективности его использования;

  • устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

  • совершенствование условий, процедур и механизмов госу­дарственных и муниципальных закупок, в том числе путем расши­рения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложен­ным в них параметрам и утвержденным показателям соответству­ющего бюджета;

  • расширение системы правового просвещения населения;

  • модернизация гражданского законодательства;

  • дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

  • повышение значимости комиссий по соблюдению требова­ний к служебному поведению государственных служащих Россий­ской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

  • совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государ­ственных органов по профилактике коррупционных и других пра­вонарушений;

  • периодическое исследование состояния коррупции и эффек­тивности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

  • совершенствование правоприменительной практики право­охранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

  • повышение эффективности исполнения судебных решений;

  • разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов прези­дента Российской Федерации, Правительства Российской Федера­ции, федеральных органов исполнительной власти, иных государ­ственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации реше­ний Конституционного суда Российской Федерации;

  • совершенствование организационных основ антикоррупци­онной экспертизы нормативных правовых актов и проектов норма­тивных правовых актов и повышение ее результативности;

  • повышение денежного содержания и пенсионного обеспе­чения государственных и муниципальных служащих;

  • распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих госу­дарственные должности Российской Федерации, включая выс­ших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности;

  • повышение качества профессиональной подготовки специ­алистов в сфере организации противодействия и непосредствен­ного противодействия коррупции;

  • совершенствование системы финансового учета и отчетно­сти в соответствии с требованиями международных стандартов;

  • повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального анти­коррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании при­чин и последствий коррупции.


Национальная стратегия противодействия коррупции реали­зуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

  1. при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

  2. путем решения кадровых вопросов;

  3. в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Рос­сийской Федерации и муниципальных правовых актов;

  4. путем оперативного приведения:

  • правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных зако­нов по вопросам противодействия коррупции;

  • правовых актов органов государственной власти субъектов РФ в соответствие с требованиями федеральных законов и норма­тивных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

  • муниципальных правовых актов в соответствие с требова­ниями федеральных законов, нормативных правовых актов феде­ральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ по вопросам проти­водействия коррупции;

  1. в ходе контроля над исполнением законодательства Рос­сийской Федерации и выполнением мероприятий, предусмо­тренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъ­ектов РФ и муниципальных образований по противодействию коррупции;

  2. путем обеспечения неотвратимости ответственности за кор - рупционные правонарушения и объективного применения законо­дательства Российской Федерации;

  3. путем оказания содействия средствам массовой информа­ции в широком и объективном освещении положения дел в обла­сти противодействия коррупции;

  4. путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.


С принятием антикоррупционного пакета законов и подза­конных актов появились все возможности перейти к реальной борьбе с коррупцией. Но случится ли этот переход, ведь он зави­сит от многих факторов: политической воли, разумности исполни­телей, активности общества?

К настоящему времени нормативных правовых актов по проти­водействию коррупции много и их целесообразно систематизиро­вать следующим образом:

  • нормативные правовые акты специализированного харак­тера, посвященные противодействию коррупции; федеральный закон и законы субъектов РФ о противодействии коррупции, что свидетельствует о том, что законодательство о противодействии коррупции является двухуровневым;

  • нормативные правовые акты, посвященные правовому регулированию и организации государственной и муниципальной службы;

  • иное российское отраслевое законодательство, содержа­щее меры по противодействию коррупции, например, закон о кон - трактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд.

Например, ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается:

  1. совмещение функций федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установлен­ных федеральными законами, указами президента РФ, постанов­лениями Правительства РФ;

  2. наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Это же значение имеет и ст. 1015 Гражданского кодекса РФ, согласно которой имущество не подлежит передаче в доверитель­ное управление государственному органу или органу местного самоуправления.

К специальным мерам противодействия коррупции в граждан­ском законодательстве следует отнести ст. 575 Гражданского кодекса РФ «Запрещение дарения». Антикоррупционные меры превентив­ного характера содержит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В данном законе профилак­тическая задача недопущения коррупционных отношений выпол­няется путем регламентации контрольной деятельности органов власти. Нормы закона устанавливают периодичность плановых проверок, ограничения при проведении проверки, недопустимость взимания платы с юридических лиц, индивидуальных предприни­мателей за проведение мероприятий по контролю, а также условия недействительности результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований закона; предупреждают коррупционные нарушения и выводят их в сферу действия уголовного законода­тельства. Законодательство, устанавливающее юридическую ответ­ственность за коррупционные правонарушения, — это прежде всего Уголовный кодекс РФ и Кодекс Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях. Необходимо упомянуть и Федераль­ный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».


Повышению открытости образовательной сферы как одного из основных способов борьбы с коррупцией способствовало также принятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденной Рас­поряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р. В данной государственной программе преду­смотрены принципиальные изменения в системе оценки каче­ства образования и прозрачности системы образования, которые должны оказать существенное влияние на предупреждение кор­рупционных правонарушений. Среди них можно выделить следу­ющие направления таких изменений:

  • формирование современной и сбалансированной обще­российской системы оценки качества образования, включающей не только национальные экзамены, но прежде всего мониторин­говые обследования обучения и социализации, процедуры оценки результатов обучения на уровне школы;

  • введение инструментов оценки и учета разнообразных индивидуальных образовательных достижений школьников и студентов, направленных на поддержку и повышение результа­тов обучения конкретных обучаемых;

  • введение на уровне образовательных организаций прозрач­ных процедур внутренней оценки (самооценки) для управления качеством образования;

  • внедрение механизмов внешней независимой системы оценки качества работы образовательных организаций с участием общественности и работодателей;

  • развитие кадрового потенциала в области педагогических измерений и оценки качества образования на федеральном и реги­ональном уровнях;

  • создание системы сбора и анализа информации об индиви­дуальных образовательных достижениях, о результатах деятельно­сти образовательных организаций и систем;

  • создание информационной системы, обеспечивающей сбор данных с уровня организации и возможности ее использо­вания для подготовки аналитики и информирования обществен­ности.

Далее Минобрнауки России в рамках своей компетенции при­няло ряд приказов, направленных на предупреждение коррупции:

  • Приказ от 7 октября 2009 г. № 375 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных право­вых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»;

  • Приказ от 29 июля 2009 г. № 275 «О порядке проведения проверок правовых актов, изданных федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации»;

  • Приказ от 29 марта 2012 г. № 239 «Об утверждении феде­ральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню про­фессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» и др.