Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Органы государственной власти субъектов РФ играют определяющую роль в реализации антикоррупционной политики, поэтому правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции на региональном уровне имеет значение для повышения эффективности противодействия коррупции в государстве в целом.
Анализ законодательства субъектов РФ позволяет констатировать, что органы государственной власти субъектов РФ осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. В целом антикоррупционная деятельность субъектов РФ ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции.
Большая часть субъектов РФ использует программно-целевые акты регулирования антикоррупционной деятельности на территории субъекта РФ (стратегии, планы), что способствует повышению эффективности координации органов власти и их взаимодействию с институтами гражданского общества. Специальное правовое регулирование вопросов предупреждения коррупции в системе образования в законодательстве субъектов РФ встречается редко. Как правило, принимаются нормативные правовые акты универсального действия, посвященные общим вопросам противодействия коррупции; их положения распространяются на различные общественные отношения, в том числе и на сферу образования. Одновременно с этим перечень задач и функций органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования дополняется полномочием по осуществлению мероприятий по противодействию коррупции.
Иногда в законодательстве субъектов РФ содержится упоминание образовательной сферы в актах общего характера при закреплении полномочий по организации антикоррупционного образования. Большинство из принятых нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в образовании предусматривает обучение тех или иных категорий населения, служащих, должностных лиц.
В правовом регулировании вопросов противодействия коррупции в системе образования можно выделить следующие типичные недостатки:
-
наличие избыточного количества декларативных норм; -
использование излишне общих, абстрактных положений, когда требуется детальное правовое регулирование (формулировок типа «осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий»); -
несоблюдение принципа соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам, особенно при использовании терминологии; -
неоправданное дублирование норм федерального законодательства субъектами Российской Федерации; -
отсутствие механизма реализации норм, предусмотренных в законодательстве, изначально обусловливающее их неэффективность.
Основная проблема заключается в неиспользовании субъектами РФ правотворческого потенциала в части разработки механизма предупреждения коррупционных правонарушений в системе образования. Учитывая, что образование относится к коррупцио- генной сфере, целесообразным стало принятие специальных мер, отражающих ее специфику.
Организационные основы противодействия коррупции закреплены в ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции». Нормами данной статьи устанавливается, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
-
Президент Российской Федерации:
-
определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; -
устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
-
Федеральное собрание РФ обеспечивает разработку и принятие федеральных законов в сфере противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий. -
Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции. -
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. -
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. -
Счетная палата РФ в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, образованный Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, определил задачи его деятельности:
-
подготовка предложений президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции; -
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции; -
контроль над реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции для решения возложенных на него основных задач вправе:
-
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ; -
приглашать на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений.
Члены Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции принимают участие в его работе на общественных началах. Ими были выделены факторы организационного характера, которые влияют на возникновение коррупционных правонарушений:
-
недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; -
недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т. п.); -
недостатки в подборе и расстановке кадров, изъяны в моральнопсихологическом климате (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т. п.); -
недостатки учета и контроля; -
бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); -
расширительное толкование компетенции государственных и муниципальных органов; -
недостатки в воспитательной работе; -
недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов; -
отсутствие контроля над доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей; -
отсутствие порядка информационного взаимодействия организаций образования с гражданами; -
нереагирование на факты коррупции.
Кроме данных факторов на развитие коррупционной преступности существенное влияние оказывают и другие факторы, связанные, например, с особенностями служебной среды.
Выделяя служебную среду в качестве фактора, обусловливающего коррупционную преступность, особое внимание необходимо обратить:
-
на условия трудовой деятельности; -
существующий тип управления; -
социально-психологическую обстановку в коллективе.
Исходя из перечисленных выше факторов организационного
характера, можно выделить следующие
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
организационные меры по борьбе с коррупцией:
-
разработка и внедрение ведомственных программ противодействия коррупции; -
внедрение антикоррупционных механизмов в кадровой политике образовательных организаций; -
совершенствование системы и структуры образовательных организаций, создание механизмов общественного контроля их деятельности; -
создание механизма определения и поддержания численности профессорско-преподавательского состава в зависимости от численности студентов; -
создание системы обязательного периодического мониторинга общественного мнения о состоянии законности в системе образования; -
регламентация использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; -
совершенствование организации деятельности по размещению государственного заказа на выполнение работ и оказание услуг; -
повышение ответственности должностных лиц образовательных организаций за непринятие мер по устранению причин коррупции; -
внедрение внутреннего контроля; -
выработка оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества, средств массовой информации с образовательными организациями, исключающей возможность неправомерного вмешательства в их деятельность; -
осуществление обратной связи с потребителями услуг; -
формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции; -
обеспечение доступа граждан к информации о деятельности образовательной организации.
Таким образом, в России созданы все необходимые правовые и организационные основы противодействия коррупции, в том числе и в социальной сфере.