Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы государственной власти субъектов РФ играют опреде­ляющую роль в реализации антикоррупционной политики, поэ­тому правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции на региональном уровне имеет значение для повыше­ния эффективности противодействия коррупции в государстве в целом.

Анализ законодательства субъектов РФ позволяет констатиро­вать, что органы государственной власти субъектов РФ осущест­вляют значительную работу по формированию правовых, орга­низационных и информационных механизмов противодействия коррупции. В целом антикоррупционная деятельность субъектов РФ ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции.

Большая часть субъектов РФ использует программно-целевые акты регулирования антикоррупционной деятельности на террито­рии субъекта РФ (стратегии, планы), что способствует повышению эффективности координации органов власти и их взаимодействию с институтами гражданского общества. Специальное правовое регулирование вопросов предупреждения коррупции в системе образования в законодательстве субъектов РФ встречается редко. Как правило, принимаются нормативные правовые акты универ­сального действия, посвященные общим вопросам противодей­ствия коррупции; их положения распространяются на различные общественные отношения, в том числе и на сферу образования. Одновременно с этим перечень задач и функций органа исполни­тельной власти субъекта РФ в сфере образования дополняется пол­номочием по осуществлению мероприятий по противодействию коррупции.

Иногда в законодательстве субъектов РФ содержится упомина­ние образовательной сферы в актах общего характера при закре­плении полномочий по организации антикоррупционного обра­зования. Большинство из принятых нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в образовании предусма­тривает обучение тех или иных категорий населения, служащих, должностных лиц.

В правовом регулировании вопросов противодействия корруп­ции в системе образования можно выделить следующие типичные недостатки:

  • наличие избыточного количества декларативных норм;

  • использование излишне общих, абстрактных положений, когда требуется детальное правовое регулирование (формулиро­вок типа «осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий»);

  • несоблюдение принципа соответствия нормативных пра­вовых актов субъектов РФ федеральным законам, особенно при использовании терминологии;

  • неоправданное дублирование норм федерального законода­тельства субъектами Российской Федерации;

  • отсутствие механизма реализации норм, предусмотренных в законодательстве, изначально обусловливающее их неэффектив­ность.


Основная проблема заключается в неиспользовании субъек­тами РФ правотворческого потенциала в части разработки меха­низма предупреждения коррупционных правонарушений в системе образования. Учитывая, что образование относится к коррупцио- генной сфере, целесообразным стало принятие специальных мер, отражающих ее специфику.

Организационные основы противодействия коррупции закре­плены в ст. 5 Федерального закона «О противодействии корруп­ции». Нормами данной статьи устанавливается, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

  1. Президент Российской Федерации:

  • определяет основные направления государственной поли­тики в области противодействия коррупции;

  • устанавливает компетенцию федеральных органов испол­нительной власти, руководство деятельностью которых он осу­ществляет, в области противодействия коррупции.

  1. Федеральное собрание РФ обеспечивает разработку и при­нятие федеральных законов в сфере противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной вла­сти в пределах своих полномочий.

  2. Правительство РФ распределяет функции между феде­ральными органами исполнительной власти, руководство дея­тельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

  3. Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправле­ния осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

  4. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность орга­нов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федера­ции и других правоохранительных органов по борьбе с корруп­цией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

  5. Счетная палата РФ в пределах своих полномочий обеспечи­вает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Россий­ской Федерации».


В целях создания системы противодействия коррупции в Рос­сийской Федерации и устранения причин, ее порождающих, обра­зованный Совет при Президенте РФ по противодействию корруп­ции, определил задачи его деятельности:

  • подготовка предложений президенту Российской Федера­ции, касающихся выработки и реализации государственной поли­тики в области противодействия коррупции;

  • координация деятельности федеральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодей­ствия коррупции;

  • контроль над реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Совет при Президенте Российской Федерации по противодей­ствию коррупции для решения возложенных на него основных задач вправе:

  • запрашивать и получать в установленном порядке необхо­димые материалы от федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов РФ;

  • приглашать на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений.

Члены Совета при Президенте Российской Федерации по про­тиводействию коррупции принимают участие в его работе на общественных началах. Ими были выделены факторы органи­зационного характера, которые влияют на возникновение корруп­ционных правонарушений:

  1. недостатки планирования, нарушение договорной дисци­плины;

  2. недостатки в организации служебной деятельности (распре­деление обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т. п.);

  3. недостатки в подборе и расстановке кадров, изъяны в морально­психологическом климате (прием на работу дилетантов, лиц с сомни­тельной репутацией, по признаку семейственности и т. п.);

  4. недостатки учета и контроля;

  5. бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов);

  6. расширительное толкование компетенции государственных и муниципальных органов;

  7. недостатки в воспитательной работе;

  8. недостатки в работе контролирующих и правоохранитель­ных органов;

  9. отсутствие контроля над доходами и расходами должност­ных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обя­занностей;

  10. отсутствие порядка информационного взаимодействия организаций образования с гражданами;

  11. нереагирование на факты коррупции.


Кроме данных факторов на развитие коррупционной преступ­ности существенное влияние оказывают и другие факторы, связан­ные, например, с особенностями служебной среды.

Выделяя служебную среду в качестве фактора, обусловливаю­щего коррупционную преступность, особое внимание необходимо обратить:

  • на условия трудовой деятельности;

  • существующий тип управления;

  • социально-психологическую обстановку в коллективе.

Исходя из перечисленных выше факторов организационного

характера, можно выделить следующие
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

организационные меры по борьбе с коррупцией:

  1. разработка и внедрение ведомственных программ противо­действия коррупции;

  2. внедрение антикоррупционных механизмов в кадровой политике образовательных организаций;

  3. совершенствование системы и структуры образовательных организаций, создание механизмов общественного контроля их деятельности;

  4. создание механизма определения и поддержания числен­ности профессорско-преподавательского состава в зависимости от численности студентов;

  5. создание системы обязательного периодического монито­ринга общественного мнения о состоянии законности в системе образования;

  6. регламентация использования государственного и муници­пального имущества, государственных и муниципальных ресур­сов, передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

  7. совершенствование организации деятельности по размеще­нию государственного заказа на выполнение работ и оказание услуг;

  8. повышение ответственности должностных лиц образова­тельных организаций за непринятие мер по устранению причин коррупции;

  9. внедрение внутреннего контроля;

  10. выработка оптимальной системы взаимодействия институ­тов гражданского общества, средств массовой информации с обра­зовательными организациями, исключающей возможность непра­вомерного вмешательства в их деятельность;

  11. осуществление обратной связи с потребителями услуг;

  12. формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции;

  13. обеспечение доступа граждан к информации о деятельно­сти образовательной организации.

Таким образом, в России созданы все необходимые правовые и организационные основы противодействия коррупции, в том числе и в социальной сфере.