Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий».

В Сингапуре был предпринят ряд мер: регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, строгий над­зор за соблюдением высоких этических стандартов. В реализации антикоррупционного законодательства весьма велика роль специ­ального агентства, к основным функциям которого относятся:

  • получение и расследование жалоб, содержащих обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;

  • расследование случаев халатности и небрежности, допу­щенных государственными служащими;

  • проверка деятельности и операций, проводимых госу­дарственными служащими, с целью минимизации возможности совершения коррумпированных действий.

Одновременно было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и приви­легированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных рассле­дованиях, повышены зарплаты чиновников.

Шведская стратегия борьбы с коррупцией выглядит несколько иначе. До середины XIX в. в Швеции коррупция процветала. После мер, ориентированных на устранение меркантилизма, государ­ственное регулирование было основано более на стимулировании (через налоги, льготы и субсидии), а не на запретах. Одновременно парламент и правительство установили высокие этические стан­дарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12-15 раз, однако со временем эта разница снизилась в два раза. Сейчас в Швеции один из самых низких уровней кор­рупции в мире.

Борьба с коррупцией в Китае носит более суровый характер. В течение последних десятилетий в стране длительное время использовалось понятие «неверный стиль». По мере количествен­ного роста должностных преступлений стали употреблять поня­тие «коррупция». Уголовный кодекс КНР предусматривает суровое наказание за казнокрадство и взяточничество, а за особо серьезные преступления и преступления, в ходе которых были присвоены особо крупные суммы, предусмотрена смертная казнь.

Именно с приходом председателя КНР Ху Цзиньтао антикор­рупционная кампания приобрела неслыханный размах. Китайское руководство видит причины роста коррупции в капитализации социалистической экономики, во внедрении рыночных механизмов, а также во влиянии западного образа жизни на менталитет китай­цев. Это позволяет сместить акценты на внешние причины, превра­щая человека не в виновника, а в жертву коррупции. Считается, что таким образом освобождается психика китайского народа от груза неизбежности неудач в борьбе с коррупцией и создаются «необ­ходимые условия для исправления». За несколько месяцев 2007 г. высокопоставленным чиновникам в Китае были вынесены весьма суровые приговоры: главному прокурору г. Тяньцзинь Ли Баоц- зиню, члену политбюро, секретарю горкома партии г. Шанхая Чэнь Лянюю, вице-мэру Пекина Лю Чжихуа, вице-губернатору провин­ции Аньхой Хэ Миньсю, мэру г. Циндао Ду Шаньдуну, министру КНР по продовольствию и лекарствам Чжэнь Сяоюю. Коррумпи­рованные чиновники сурово наказываются независимо от занимае­мого положения и должности (высшая мера наказания применяется для госслужащих при хищениях на сумму от 125 тыс. долл.).

Ярким примером жесткой борьбы с коррупцией стал судебный процесс над министром Чжэнь Сяоюем. Непосредственно перед исполнением приговора было опубликовано его последнее обра­щение к согражданам — «Письмо раскаяния». В нем министр утверждает, что из корыстных побуждений лучше не стремиться к большой власти. Потому что это не тот случай, когда «чем больше, тем лучше». Он советует любому чиновнику не гнаться за высокими постами либо воспитывать в себе чувство ответствен­ности. Ныне Китай стал одной из немногих стран, которым доста­лась «похвала» Transparency International (TI). С приходом к власти в Китае новых политиков меры борьбы с коррупцией не сворачи­ваются, а совершенствуются. Однако многие считают, что меры, которые предпринимает Китай для борьбы с коррупцией, слишком радикальные, слишком жестокие.

Россия не может пойти по столь радикальному пути, как Китай. Система наказания у нас не такая жесткая, но наказания за админи­стративные правонарушения, уголовные преступления для прови­нившихся должны стать неотвратимыми, иначе произойдет транс­формация нравственного сознания населения. Вследствие этого нарастает недоверие к институтам власти, происходит разложение морали и нравственности в обществе.

Можно отметить, что в России довольно высокий уровень кор­рупции, в том числе в сфере образования. При этом коррупцию условно разделяют на два уровня — низовой и высший. На низо­вом уровне коррупция проявляется непосредственно в процессе обучения (прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и пр.).

На высшем уровне коррупция связана с системой аккреди­тации, лицензирования учебных заведений и главным образом с системой распределения бюджетных средств на финансирова­ние системы образования (в частности, бюджетных средств, выде­ляемых на издание учебной литературы). При этом, несмотря на довольно значительное количество мероприятий, проводимых в последнее время государством по снижению уровня коррум­пированности в разных сферах, российская антикоррупционная система еще далека от совершенства.

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 дека­бря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Частью 1 ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность организаций разраба­тывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в образовательных организациях, содержатся в ч. 2 указанной статьи и приводятся ниже.

  1. Ответственность юридических лиц. Общие нормы

Общие нормы, устанавливающие ответственность юриди­ческих лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Федерального закона № 273-ФЗ. В соответствии с дан­ной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупци­онных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, то к юридиче­скому лицу могут быть применены меры ответственности согласно законодательству РФ. Применение мер ответственности за корруп­ционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распро­страняются и на иностранные юридические лица.

  1. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обе­щание от имени или в интересах юридического лица должност­ному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в ком­мерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной органи­зации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации дей­ствия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на юридическое лицо администра­тивного штрафа).

  1. Ответственность физических лиц за коррупционные право­нарушения

Установлена ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ. Граж­дане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации. Соответствующие выдержки из нормативных правовых актов приведены ниже.

Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисципли­нарной ответственности в связи с совершением им коррупцион­ного правонарушения в интересах или от имени организации. Тем не менее в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности.

Так, согласно ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника по основаниям, предусмотрен­ными п. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336, а также п. 7 или

  1. ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудо­вой договор в этом случае может быть расторгнут работодателем, в том числе:

  1. при однократном грубом нарушении работником трудовых обязанностей, выразившемся в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей извест­ной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе в разглашении персональных данных другого работ­ника (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

  2. совершении виновных действий работником, непосред­ственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со сто­роны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

  3. принятии необоснованного решения руководителем органи­зации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности иму­щества, неправомерное его использование или иной ущерб иму­ществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);


  1. однократном грубом нарушении руководителем организа­ции (филиала, представительства), его заместителями своих тру­довых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. На что указывает индекс восприятия коррупции?

  2. Назовите основные причины высокого уровня коррупции в странах с переходной экономикой.

  3. Каковы предпосылки распространения коррупции в России и перспективы эффективности антикоррупционной политики в соци­альной сфере?

  4. В чем заключается нравственный аспект развития коррупции в обществе в эпоху перемен?

  5. Какие антикоррупционные стратегии применяются в зару­бежных странах?

  6. Какие виды ответственности физических лиц за коррупци­онные правонарушения устанавливает ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ?

  7. Каковы цель и задачи Национальной стратегии противодей­ствия коррупции?

  8. По каким основным направлениям идет реализация Нацио­нальной стратегии противодействия коррупции в России?

  9. Раскройте механизм реализации Национальной стратегии про­тиводействия коррупции. Как он функционирует?

  10. Каковы цель и задачи Национального плана по противодей­ствию коррупции на 2014-2015 гг.? Сравните с целями современной государственной политики в этой сфере.

  11. Что включает в себя система противодействия коррупции в образовании? Дайте характеристику ее компонентов.

  12. По каким направлениям идет развитие системы противодей­ствия коррупции в системе образования?

  13. Что включает в себя деятельность государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции?

  14. Какие проблемы возникают в ходе реализации Национальной стратегии противодействия коррупции?

  15. Что следует понимать под социальной негативностью?

Глава 3

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕ

НИЯ

Противодействие коррупции в управлении осуществляется посредством организационно-правовых мер общего характера. Примерные блоки элементов антикоррупционных стратегий про­тиводействия развитию коррупции представлены на рис. 2-4.

Нормативно-правовая база


Институционная структура




Изменение условий труда государственных служащих







Урегулирование конфликтов




Кодекс о профессиональной этике







Декларация об имуществе




Развитие инструментов предупреждения



Рис. 2. Примерная схема блока элементов «Нормативно-правовая база» антикоррупционной стратегии

Обучение/пропаганда


Научное изучение коррупции Специальный анализ и обучение




Диалог с западными и россий­скими кругами об инвертировании







Разнообразные программы для персонала




Работа в школах и университетах







Пропагандистские фильмы и пере­дачи

Оценка опасностей коррупции







Рис. 3. Примерная схема блока элементов «Обучение/пропаганда» антикоррупционной стратегии


Меры исполнительной власти

Выявить риски коррупции




Изменение условий труда госслужащих







Предложение программ обучения










Проведение правительственных мер на уровне РФ




Разработка планов мер для обла­стей с указанием ресурсов и схем международного взаимодействия




Анализ антикоррупционных индикаторов

Рис. 4. Примерная схема блока элементов «Меры исполнительной власти» антикоррупционной стратегии




Специфика социальной сферы обусловливает необходимость разработки и реализации дополнительных механизмов противо­действия коррупции, учитывающих отраслевые особенности.

Необходимым элементом политики противодействия корруп­ции в образовании является создание эффективной системы управ­ления отраслью. На это направлено совершенствование разграни­чения полномочий в данной сфере между органами публичной власти (прил. 2).

В соответствии со ст. 28 Закона РФ «Об образовании в Рос­сийской Федерации» к компетенции федеральных органов госу­дарственной власти в сфере образования относятся надзор над исполнением законодательства в области образования, контроль качества подготовки, лицензирование и государственная аккреди­тация в отношении высших учебных заведений и научных орга­низаций. Органом исполнительной власти, на который возложены данные функции, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.


Правила осуществления контроля и надзора в сфере образова­ния, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 фев­раля 2007 г. № 116, предусматривают проведение выездных (инспекционных) проверок по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации. Кроме того, являясь лицензирующим органом в сфере образования и науки, Рособрнадзор должен обеспечить проведение постоян­ного контроля над соблюдением вузами установленных лицензи­онных требований и нормативов.

Единственным механизмом обеспечения соответствия вузов­ской подготовки обучающихся нормативно установленным требова­ниям является интенсивная контрольно-надзорная деятельность над соблюдением лицензионных нормативов и уровня реализации обра­зовательных программ со стороны Рособрнадзора. Однако о низкой эффективности контроля над соблюдением вузами федерального законодательства свидетельствуют многочисленные нарушения, выявляемые в ходе проверок правоохранительными органами.

Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ предусматривается право федеральных органов исполнительной власти создавать свои тер­риториальные органы и назначать соответствующих должност­ных лиц. Однако именно Рособрнадзор едва ли не единственная в системе федеральных органов исполнительной власти служба, которая не имеет территориальных подразделений ни в федераль­ных округах, ни в субъектах Федерации.

Таким образом, действующий порядок разграничения полно­мочий в образовательной сфере с учетом имеющейся федераль­ной структуры не в состоянии обеспечить должный надзор над деятельностью вузов, а соответственно и противостоять распро­странению коррупции. Для решения обозначенной проблемы воз­можно применение одного из двух способов:

  • создание территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в субъектах РФ или в феде­ральных округах;

  • делегирование в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов РФ» полномочий по лицензированию и надзору за деятельностью вузов субъектам РФ с необходимым финансовым обеспечением.