Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 280

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Антикоррупционным условием в сфере образования является четкое определение объема и содержания бесплатных образова­тельных услуг, гарантируемых государством. Иными словами, гражданин должен ясно представлять, какое образование обеспечи­вается за счет бюджетных средств, а какие образовательные услуги могут оказываться по желанию детей и их родителей за плату.

В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании в Рос­сийской Федерации» обучающиеся всех образовательных органи­заций имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, что, в свою очередь, способ­ствует удовлетворению возрастающих потребностей граждан в образовании в наибольшей степени.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образо­вательных услуг» платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной дея­тельности, то есть в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области обра­зования, в рамках образовательных стандартов и требований,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

финан­сируемых за счет средств соответствующего бюджета.

Действенным механизмом, призванным снизить уровень кор­рупции в образовании, стало введение с 1 декабря 2009 г. адми­нистративной ответственности за нарушение законодательства об образовании. Отсутствие специальных санкций за нарушение и невыполнение требований законодательства затрудняло предот­вращение и устранение нарушений законодательства об образова­нии, препятствовало эффективному осуществлению государствен­ных функций по контролю и надзору в сфере образования, без которых нельзя говорить о реальном обеспечении конституцион­ного права на образование.

Противодействие коррупции должно осуществляться при непо­средственном участии граждан и представителей общественности.

Выработке «антикоррупционного иммунитета» способствуют раз­витие институтов общественного участия в образовательной дея­тельности и повышение открытости государственного управления сферы образования.

Согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании в Российской Феде­рации» государственно-общественный характер управления обра­зованием провозглашен одним из принципов государственной политики в области образования.

На уровне образовательной организации открытость управ­ления обеспечивают управляющие, попечительские, наблюда­тельные советы. При этом в компетенцию подобных органов целесообразно включать как стратегические вопросы (определе­ние основных направлений развития общеобразовательной орга­низации), так и вопросы прикладного характера (распределение по представлению руководителя образовательной организации стимулирующих выплат педагогическому персоналу).

Самостоятельный механизм государственно-общественного управления в сфере образования — публичная отчетность.

В целях повышения антикоррупционной безопасности сферы образования целесообразно расширить участие общества в выра­ботке, принятии и реализации правовых и управленческих решений. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей норма­тивно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии системы образования. Серьезной правовой проблемой при проведении антикоррупционной политики является несовершенство норм уголовного права — ограниченные возможности привлечения к ответственности преподавателей.



Коррупция в образовании на высшем уровне — это коррупция, в основном возникающая на стадиях аккредитации, лицензирова­ния учебных заведений.

К антикоррупционным механизмам управления образованием относятся:

  • создание эффективной системы управления отраслью;

  • контрольно-надзорная деятельность за соблюдением лицензи­онных нормативов и уровня реализации образовательных программ;

  • создание территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в субъектах РФ или в феде­ральных округах;

  • делегирование полномочий по лицензированию и надзору за деятельностью вузов субъектам РФ с необходимым финансо­вым обеспечением;

  • четкое определение объема и содержания бесплатных обра­зовательных услуг, гарантируемых государством;

  • административная ответственность за нарушение законода­тельства об образовании;

  • публичная отчетность;

  • участие общества в выработке, принятии и реализации пра­вовых и управленческих решений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите блоки и элементы антикоррупционных стратегий противодействия развитию коррупции.

  2. В чем заключается государственно-общественный характер управления образованием?

  3. Каковы антикоррупционные механизмы управления образова­нием?

  4. Что показывает сравнительно-правовой анализ международ­ных актов по борьбе с коррупцией и Федерального закона «О проти­водействии коррупции»?

  5. Дайте свое обоснованное толкование коррупции. Почему вы остановились на этом определении?

  6. Дайте определение системы противодействия коррупции. Какие элементы входят в эту систему?

  7. В чем заключается общественный характер противодействия коррупции?

  8. Что понимается под бытовой коррупцией в социальной сфере?

  9. Как можно сформулировать аргументы противостояния кор­рупции?


Глава 4

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Система противодействия коррупции в Российской Федера­ции — это комплекс мер по созданию нормативной правовой базы, материально-технических средств, специальных и обозначен­ных для взаимодействия сил и средств, которые, опираясь на под­держку законопослушных граждан и их объединений, предназна­чены для противодействия коррупции всеми законными способами и средствами.

Правовую основу деятельности системы противодействия кор­рупции в Российской Федерации составляют Конституция Россий­ской Федерации, общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права, международные договоры Российской Федерации и другие федеральные законы, нормативные правовые акты прези­дента Российской Федерации, нормативные правовые акты Прави­тельства Российской Федерации и принятые на их основе норма­тивные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Международные правовые акты противодействия коррупции, входящие в систему законодательства России:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против кор - рупции. Принята 31 октября 2003 г., ратифицирована Россией Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ с заявлениями. Является комплексным универсальным международным догово­ром, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности. В Конвенции представлены согласованное мировым сообществом понимание коррупции, ее природа, а также меры противодействия коррупции. В Конвенции ООН против коррупции признается, что коррупция подрывает раз­витие, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступ­ностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности.

Конвенция ООН против коррупции имеет целью развивать анти­коррупционное сотрудничество на международном уровне.

Россия ратифицировала Конвенцию, за исключением ключе­вой ст. 20 (незаконное обогащение), предусматривающей возмож­ность принятия государством таких «законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение акти­вов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».


Мировое сообщество признает полезность признания незакон­ного обогащения «в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно», потому что существенно легче обо­сновать расхождение декларируемых доходов и реальных расхо­дов коррупционеров, чем совершение ими конкретных коррупци­онных действий.

  1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Принята 15 ноября 2000 г., ратифицирована Рос­сией Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ, вступила в силу в России 25 июня 2004 г. Конвенция рассматривает корруп­цию как преступление, имеющее транснациональное значение.

  2. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173, Страсбург, 27 января 1999 г.). Рати­фицирована Россией Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответствен­ности за коррупцию», вступила в силу в России 1 февраля 2007 г. Важным аспектом данной конвенции является регламентация наказания и выдачи преступников. Лица, совершившие корруп­ционные преступления, уже не смогут использовать территорию европейских стран, подписавших указанную конвенцию, для того, чтобы избежать уголовного преследования. Устанавливает обязан­ность государств закрепить в своем уголовном законодательстве составы таких преступлений, как:

  • подкуп государственных должностных лиц;

  • подкуп в частном секторе;

  • злоупотребления в распределении социальных благ.

Отмечены вредные финансовые последствия коррупции для

частных лиц, компаний и государств, а также международных институтов. Указана важность вклада гражданского права в борьбу с коррупцией, в частности, в сфере обеспечения возможности лицам, понесшим ущерб, получить справедливую компенсацию.

  1. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответ­ственности за коррупцию. Принята 4 ноября 1999 г. (ЕТ8 № 174). В данной Конвенции сделан акцент на возмещение ущерба, преду­смотрено право лиц, пострадавших от коррупционных действий, инициировать действия в целях получения полного возмещения за причиненный ущерб.

  2. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. Ратифицирована с оговорками и заявлениями Федеральным законом от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ, вступила в силу в России 1 декабря 2001 г. В ней рассматриваются как уголовно­правовые, так и гражданско-правовые аспекты международного сотрудничества по борьбе с данным видом преступлений.

  3. Международная конвенция о борьбе с финансированием тер­роризма. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1999 г., ратифицирована Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ с заявлениями, вступила в силу в России 27 декабря 2002 г.