Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принято решение о присоединении к Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации дохо­дов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. Распоряжение Президента РФ от 3 декабря 2008 г. № 749-рп.

Существует и ряд важных конвенций, к которым Россия не при­соединилась:

  • Конвенция Совета Европы от 4 ноября 1999 г. о гражданско- правовой ответственности за коррупцию;

  • Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития от 21 ноября 1997 г. по борьбе с подкупом должност­ных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций. В то же время Резолюцией Генеральной Ассам­блеи ООН от 16 декабря 1996 г. с участием России принята Декла­рация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации обще­признанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмо­тренные законом, то применяются правила международного дого­вора. Конституционный суд РФ неоднократно подтверждал это положение, признавая составной частью правовой системы России положения международных договоров, таких как Всеобщая декла­рация прав человека, Международный пакт о гражданских и поли­тических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод 1950 г.

Разработка антикоррупционного закона «О противодей­ствии коррупции» имеет собственную историю, начавшуюся еще в 90-е гг. XX столетия. Необходимость противодействия корруп­ции затрагивалась различными нормативными актами в области государственной службы, борьбы с преступностью, национальной безопасности (прил. 3).

Например, в Концепции национальной безопасности Россий­ской Федерации 1997 г. говорилось, что угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе рефор­мирования социально-политического устройства и экономиче­ской деятельности, приобретает особую остроту. Признано, что серьезные просчеты были допущены на начальном этапе прове­дения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Влияние оказали ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государ­ственной политики в социальной сфере. Все это привело к сниже­нию духовно-нравственного потенциала общества, что является одним их основных факторов, способствующих росту преступно­сти, особенно ее организованных форм, а также коррупции.


Продолжая традицию, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. называет в числе главных направ­лений государственной политики в сфере обеспечения государ­ственной и общественной безопасности на долгосрочную перспек­тиву совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терро­ризмом и экстремизмом18.

В Стратегии отмечено, что обеспечению национальной безо­пасности в области повышения качества жизни российских граж­дан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании; противодействие пре­ступным формированиям в легализации собственной экономи­ческой основы; достижение социально-политической стабильно­сти и положительной динамики развития Российской Федерации; устойчивость финансово-банковской системы.

Коррупция, как следствие избыточного администрирования со стороны государства и одно из препятствий административ­ной реформы, рассматривалась в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Таким образом, общепризнаны разнообразные связи корруп­ции с другими явлениями: коррупцией и организованной преступ­ностью, коррупцией как компонентом теневой экономики. Типична такая ее форма, когда государственные служащие тесно вовлечены в деятельность коммерческих организаций с целью осуществле­ния перевода денег. Обусловленность коррупции политическими, экономическими и социальными обстоятельствами в России оче­видна. Согласно опросам многие считают причиной коррупции общепринятые традиции государственного управления.

13 июля 1992 г. Президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, Адми­нистрацию Президента РФ и Правительство РФ первый проект закона РФ «О борьбе с коррупцией». Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.



Далее в ноябре 1997 г. Закон «О борьбе с коррупцией» был принят Госдумой, а в декабре 1997 г. одобрен Советом Федера­ции и направлен на подпись президенту, который вернул его на доработку. В законе коррупция понималась как «не предусмо­тренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправ­ного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ».

В 1998 г. президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную думу другой вариант законопроекта с ана­логичным названием, но Государственная дума его отклонила.

В ноябре 2001 г. законопроект «О противодействии корруп­ции» был вновь внесен на рассмотрение Государственной думы, но был принят только в первом чтении.

В 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН против кор - рупции. При этом ст. 20 Конвенции «Незаконное обогащение» не была ратифицирована. Для подготовки предложений по реали­зации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответ­ственности за коррупцию (1999) указом президента РФ от 3 фев­раля 2007 г. была создана межведомственная рабочая группа.

25 декабря 2008 г. президент России Дмитрий Медведев подпи­сал пакет законов о противодействии коррупции. Принятие Феде­рального закона «О противодействии коррупции» стало первым шагом, организующим и унифицирующим антикоррупционные мероприятия. Это позволило связать антикоррупционные меро­приятия с проводимыми в стране реформами (административной, судебной), а также создать комплексные и эффективные схемы противодействия коррупции, вплетенные в повседневную жизнь общества и государства.

Законом «О противодействии коррупции» введена система мер противодействия коррупции, даны ключевые определения в дан­ной сфере:

  • понятию коррупции как социально-юридическому явлению;

  • понятию противодействия коррупции как особому виду государственной деятельности.

Необходимо отметить, что закон впервые
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

восполняет законо­дательный пробел, урегулировав такое направление обществен­ной жизни, как борьба с коррупцией. В целом он имеет рамочный характер. Для реализации рамочного закона всегда важно иметь целый пакет нормативных актов, принятых в его исполнение и содержащих предписывающие и дозволяющие нормы.

С этой целью был разработан и принят целый пакет законов: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера­ции в связи с принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”» от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации в связи с рати­фикацией Конвенции Организации Объединенных Наций про­тив коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции” от 21 ноя­бря 2011 г. № 329-ФЗ “О внесении изменений в отдельные зако­нодательные акты Российской Федерации в связи с совершенство­ванием государственного управления в области противодействия коррупции”». Были внесены изменения в 24 федеральных закона обо всех видах государственной и муниципальной службы.

Содержащиеся в названных законах новые нормативные пред­писания можно разделить на следующие крупные группы:

  1. Антикоррупционная коррекция правового статуса:

  • лиц, замещающих государственные должности РФ и госу­дарственные должности субъектов РФ (судей, депутатов, членов Совета Федерации);

  • лиц, занятых особой публичной деятельностью (служащих Банка России, председателя, заместителей и аудиторов Счетной палаты России, служащих государственных корпораций, государ­ственных фондов — пенсионного, социального страхования, обя­зательного медицинского страхования), членов избирательных комиссий;

  • служащих правоохранительных и иных органов (полиции, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, таможенной службы, судебных приставов, военнослужащих, сотрудников орга­нов по контролю над оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ).