Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принято решение о присоединении к Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. Распоряжение Президента РФ от 3 декабря 2008 г. № 749-рп.
Существует и ряд важных конвенций, к которым Россия не присоединилась:
-
Конвенция Совета Европы от 4 ноября 1999 г. о гражданско- правовой ответственности за коррупцию; -
Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития от 21 ноября 1997 г. по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций. В то же время Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. с участием России принята Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституционный суд РФ неоднократно подтверждал это положение, признавая составной частью правовой системы России положения международных договоров, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Разработка антикоррупционного закона «О противодействии коррупции» имеет собственную историю, начавшуюся еще в 90-е гг. XX столетия. Необходимость противодействия коррупции затрагивалась различными нормативными актами в области государственной службы, борьбы с преступностью, национальной безопасности (прил. 3).
Например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1997 г. говорилось, что угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Признано, что серьезные просчеты были допущены на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Влияние оказали ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере. Все это привело к снижению духовно-нравственного потенциала общества, что является одним их основных факторов, способствующих росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Продолжая традицию, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. называет в числе главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом18.
В Стратегии отмечено, что обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании; противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы; достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации; устойчивость финансово-банковской системы.
Коррупция, как следствие избыточного администрирования со стороны государства и одно из препятствий административной реформы, рассматривалась в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
Таким образом, общепризнаны разнообразные связи коррупции с другими явлениями: коррупцией и организованной преступностью, коррупцией как компонентом теневой экономики. Типична такая ее форма, когда государственные служащие тесно вовлечены в деятельность коммерческих организаций с целью осуществления перевода денег. Обусловленность коррупции политическими, экономическими и социальными обстоятельствами в России очевидна. Согласно опросам многие считают причиной коррупции общепринятые традиции государственного управления.
13 июля 1992 г. Президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ первый проект закона РФ «О борьбе с коррупцией». Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.
Далее в ноябре 1997 г. Закон «О борьбе с коррупцией» был принят Госдумой, а в декабре 1997 г. одобрен Советом Федерации и направлен на подпись президенту, который вернул его на доработку. В законе коррупция понималась как «не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ».
В 1998 г. президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную думу другой вариант законопроекта с аналогичным названием, но Государственная дума его отклонила.
В ноябре 2001 г. законопроект «О противодействии коррупции» был вновь внесен на рассмотрение Государственной думы, но был принят только в первом чтении.
В 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН против кор - рупции. При этом ст. 20 Конвенции «Незаконное обогащение» не была ратифицирована. Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) указом президента РФ от 3 февраля 2007 г. была создана межведомственная рабочая группа.
25 декабря 2008 г. президент России Дмитрий Медведев подписал пакет законов о противодействии коррупции. Принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» стало первым шагом, организующим и унифицирующим антикоррупционные мероприятия. Это позволило связать антикоррупционные мероприятия с проводимыми в стране реформами (административной, судебной), а также создать комплексные и эффективные схемы противодействия коррупции, вплетенные в повседневную жизнь общества и государства.
Законом «О противодействии коррупции» введена система мер противодействия коррупции, даны ключевые определения в данной сфере:
-
понятию коррупции как социально-юридическому явлению; -
понятию противодействия коррупции как особому виду государственной деятельности.
Необходимо отметить, что закон впервые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
восполняет законодательный пробел, урегулировав такое направление общественной жизни, как борьба с коррупцией. В целом он имеет рамочный характер. Для реализации рамочного закона всегда важно иметь целый пакет нормативных актов, принятых в его исполнение и содержащих предписывающие и дозволяющие нормы.
С этой целью был разработан и принят целый пакет законов: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”» от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции” от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции”». Были внесены изменения в 24 федеральных закона обо всех видах государственной и муниципальной службы.
Содержащиеся в названных законах новые нормативные предписания можно разделить на следующие крупные группы:
-
Антикоррупционная коррекция правового статуса:
-
лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ (судей, депутатов, членов Совета Федерации); -
лиц, занятых особой публичной деятельностью (служащих Банка России, председателя, заместителей и аудиторов Счетной палаты России, служащих государственных корпораций, государственных фондов — пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования), членов избирательных комиссий; -
служащих правоохранительных и иных органов (полиции, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, таможенной службы, судебных приставов, военнослужащих, сотрудников органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ).