Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Изменения в Гражданский кодекс РФ касательно запрета даре­ния в связи с должностным положением и права регресса к возмеще­нию ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному обра­зованию, причиненного судьей при осуществлении им правосудия.

  2. Изменения в Уголовный кодекс РФ, связанные с усилением мер наказания за ряд коррупционных правонарушений в рамках существующих уголовно-правовых составов.

  3. Изменения в ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ, облегчающие возбуждение уголовных дел в отношении ряда выс­ших должностных лиц.

  4. Изменения в Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, вводящие новые составы администра­тивных правонарушений, связанных с коррупцией.

  5. Изменения в Трудовой кодекс РФ касательно поступления на работу бывших государственных и муниципальных служащих.

  6. Приведение в соответствие с Федеральным законом «О про­тиводействии коррупции» законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе.

Механизмы противодействия коррупции заложены и в Феде­ральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это положения, конкретизирующие требования информационной открытости и прозрачности дея­тельности образовательных организаций. Впервые более детально урегулированы правовой статус образовательных организаций, а также правовой статус педагогических работников, самих обуча­ющихся и их родителей (законных представителей).

Родителям предоставлена возможность более активно участво­вать в организации учебного процесса, что делает его более откры­тым и соответственно снижает коррупционные риски:

  • выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы обучения, организации, осуществля­ющей образовательную деятельность, язык образования, факуль­тативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляю­щей образовательную деятельность;

  • присутствовать при обследовании детей психолого-медико- педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследо­вания и вынесении заключения;

  • высказывать свое мнение относительно предлагаемых усло­вий для организации обучения и воспитания детей (формы учета высказанного мнения при этом федеральным законом не оговари­ваются).


В законе закреплен базовый принцип, согласно которому роди­тели (законные представители) обучающихся имеют преимуще­ственное право на обучение и воспитание детей перед всеми дру­гими лицами, органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают им помощь. При этом установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанно­стей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут уста­новленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных федеральных законах ответственность.

Следует отметить, что на данный момент специальной ответ­ственности родителей в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено. Поэтому будут действовать общие нормы: нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — ст. 5.25, устанавливаю­щая ответственность за неисполнение родителями и иными закон­ными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а также нормы Семейного кодекса — ст. 76, предусматривающая ответственность родителей за уклонение от выполнения обязанностей в виде лише­ния родительских прав.

В числе новелл, снижающих коррупционные риски, можно упомянуть, в частности, запрет в отношении педагогических работников организации, осуществляющей образовательную дея­тельность, в том числе в качестве индивидуального предпринима­теля, оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

В настоящее время Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции стали основными норматив­ными правовыми актами, обеспечивающими деятельность в сфере противодействия коррупции. В период президентства Д. А. Мед­ведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Кроме того, через две недели после инау­гурации, 19 мая 2008 г., Д. А. Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ и рас­порядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план, подписал он его 31 июля 2008 г.

Первый раздел плана мероприятий по противодействию кор­рупции был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Предусматривалась профилактика коррупции, в частности через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Так, планом предусматривалась такая антикор­рупционная мера, как «возложение на государственных и муници­пальных служащих обязанности уведомлять о ставших им извест­ными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений».



Второй раздел плана мероприятий по противодействию кор - рупции был посвящен мерам по совершенствованию государ­ственного управления в целях предупреждения коррупции, то есть акцент сделан на профилактических мероприятиях.

Третий раздел плана мероприятий по противодействию корруп­ции содержал задачи повышения профессионального уровня юри­дических кадров и правового просвещения граждан, что должно отразиться на правовой культуре граждан.

В последнем разделе плана мероприятий по противодействию коррупции был отражен перечень первоочередных указаний орга­нам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

В плане мероприятий по противодействию коррупции отмеча­лось, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, явля­ясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему:

  • серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов;

  • препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики;

  • вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недо­верие к государственным институтам;

  • создает негативный имидж России на международной арене;

  • правомерно рассматривается как одна из угроз безопасно­сти Российской Федерации.

Позднее, 11 апреля 2014 г., президент России В. В. Путин утвердил новый Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг., который был направлен на обеспечение исполне­ния законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции; совершенствование организацион­ных основ противодействия коррупции в субъектах РФ; активиза­цию антикоррупционного просвещения граждан. Так, были даны поручения конкретным органам исполнительной власти. Прави­тельству РФ, в частности, было поручено:

  • проанализировать коррупционные риски в сфере ЖКХ, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов и обеспечить внедрение комплекса мер по снижению в них уровня коррупции;

  • рассмотреть вопросы о наделении органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля пра­вом выносить предписания о приостановке госзакупок до устра­нения выявленных нарушений, а также о наделении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов обязанностью инфор­мировать правоохранительные и иные госорганы о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений, о призна­ках таких случаев либо о риске их возникновения;

  • разработать проект нормативного правового акта о совер­шенствовании юридического и организационного обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должност­ных лиц, действия которых обжалуются.


Руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъектов РФ было предписано:

  • активизировать работу по формированию у служащих и работников отрицательного отношения к коррупции, каждый установленный факт коррупции предавать гласности;

  • проводить мероприятия по формированию у служащих и работников негативного отношения к дарению этим служащим и работникам подарков в связи с их должностным положением;

  • разработать и осуществить комплекс мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприни­маться как обещание или предложение дачи взятки либо как согла­сие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам мест­ного самоуправления было рекомендовано внести до 1 августа 2014 г. в планы по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов, а также организацию кон­троля над выполнением мероприятий, предусмотренных планами.

Генеральной прокуратуре РФ были даны поручения:

  • совместно с заинтересованными ведомствами принять практические меры по совершенствованию механизма защиты имущественных прав граждан, организаций и государства в слу­чае нарушения указанных прав в результате совершения корруп­ционных правонарушений;

  • совместно со Следственным комитетом РФ и другими пра­воохранительными органами принять меры по активизации работы по выявлению и пресечению фактов дачи незаконных вознаграж­дений от имени юридических лиц (ст. 19.28 Кодекса РФ об адми­нистративных правонарушениях);

  • совместно со Следственным комитетом РФ, Министерством внутренних дел РФ во взаимодействии с заинтересованными ведомствами на основе криминологической характеристики разра­ботать систему мер по предупреждению и пресечению «откатов» и внедрить эту систему в практику.

Министерству внутренних дел РФ было предписано:

  • реализовать комплекс оперативно-разыскных мероприятий в целях обеспечения защиты бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов;

  • совместно со Следственным комитетом РФ и другими заин­тересованными ведомствами разработать меры по совершенство­ванию взаимодействия в сфере борьбы с налоговыми преступле­ниями.


Министерству юстиции РФ поручено обеспечить принятие Федеральной службой судебных приставов дополнительных мер по повышению эффективности работы по исполнению приговоров и постановлений судов о назначении наказания в виде штрафа по делам о коррупционных преступлениях и административных пра­вонарушениях.

Верховному суду РФ рекомендовано создать подразделение, координирующее реализацию мероприятий по противодействию коррупционным нарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов.

В плане противодействия коррупции отдельно прописаны меры по противодействию коррупции в сфере высшего и профес­сионального образования.

В 2014 г. было запланировано проведение в учреждениях про­фессионального и высшего образования разъяснения законода­тельства за взяточничество и посредничество при взяточничестве. Генеральной прокуратуре РФ дано указание о проведении прове­рок исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере образования. Следственному комитету РФ и Министерству внутренних дел РФ поручено провести комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и пресечению взяточничества и посредничества при взяточниче­стве в профессиональных образовательных организациях и обра­зовательных организациях высшего образования.

Национальная стратегия противодействия коррупции19 раз­работана во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. (№ Пр-1568). Она представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономиче­ского, правового, информационного и кадрового характера, учи­тывающую федеративное устройство Российской Федерации, охватывающую федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую федеральными орга­нами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления, институтами граждан­ского общества, организациями и физическими лицами.

Национальная стратегия противодействия коррупции была разработана: