Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 282
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Изменения в Гражданский кодекс РФ касательно запрета дарения в связи с должностным положением и права регресса к возмещению ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, причиненного судьей при осуществлении им правосудия. -
Изменения в Уголовный кодекс РФ, связанные с усилением мер наказания за ряд коррупционных правонарушений в рамках существующих уголовно-правовых составов. -
Изменения в ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ, облегчающие возбуждение уголовных дел в отношении ряда высших должностных лиц. -
Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вводящие новые составы административных правонарушений, связанных с коррупцией. -
Изменения в Трудовой кодекс РФ касательно поступления на работу бывших государственных и муниципальных служащих. -
Приведение в соответствие с Федеральным законом «О противодействии коррупции» законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе.
Механизмы противодействия коррупции заложены и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это положения, конкретизирующие требования информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций. Впервые более детально урегулированы правовой статус образовательных организаций, а также правовой статус педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Родителям предоставлена возможность более активно участвовать в организации учебного процесса, что делает его более открытым и соответственно снижает коррупционные риски:
-
выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, язык образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; -
присутствовать при обследовании детей психолого-медико- педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения; -
высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (формы учета высказанного мнения при этом федеральным законом не оговариваются).
В законе закреплен базовый принцип, согласно которому родители (законные представители) обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают им помощь. При этом установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут установленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных федеральных законах ответственность.
Следует отметить, что на данный момент специальной ответственности родителей в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено. Поэтому будут действовать общие нормы: нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — ст. 5.25, устанавливающая ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а также нормы Семейного кодекса — ст. 76, предусматривающая ответственность родителей за уклонение от выполнения обязанностей в виде лишения родительских прав.
В числе новелл, снижающих коррупционные риски, можно упомянуть, в частности, запрет в отношении педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
В настоящее время Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции стали основными нормативными правовыми актами, обеспечивающими деятельность в сфере противодействия коррупции. В период президентства Д. А. Медведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Кроме того, через две недели после инаугурации, 19 мая 2008 г., Д. А. Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план, подписал он его 31 июля 2008 г.
Первый раздел плана мероприятий по противодействию коррупции был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Предусматривалась профилактика коррупции, в частности через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Так, планом предусматривалась такая антикоррупционная мера, как «возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений».
Второй раздел плана мероприятий по противодействию кор - рупции был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, то есть акцент сделан на профилактических мероприятиях.
Третий раздел плана мероприятий по противодействию коррупции содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан, что должно отразиться на правовой культуре граждан.
В последнем разделе плана мероприятий по противодействию коррупции был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.
В плане мероприятий по противодействию коррупции отмечалось, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему:
-
серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов; -
препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики; -
вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам; -
создает негативный имидж России на международной арене; -
правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Позднее, 11 апреля 2014 г., президент России В. В. Путин утвердил новый Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг., который был направлен на обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции; совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ; активизацию антикоррупционного просвещения граждан. Так, были даны поручения конкретным органам исполнительной власти. Правительству РФ, в частности, было поручено:
-
проанализировать коррупционные риски в сфере ЖКХ, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов и обеспечить внедрение комплекса мер по снижению в них уровня коррупции; -
рассмотреть вопросы о наделении органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля правом выносить предписания о приостановке госзакупок до устранения выявленных нарушений, а также о наделении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов обязанностью информировать правоохранительные и иные госорганы о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений, о признаках таких случаев либо о риске их возникновения; -
разработать проект нормативного правового акта о совершенствовании юридического и организационного обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия которых обжалуются.
Руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъектов РФ было предписано:
-
активизировать работу по формированию у служащих и работников отрицательного отношения к коррупции, каждый установленный факт коррупции предавать гласности; -
проводить мероприятия по формированию у служащих и работников негативного отношения к дарению этим служащим и работникам подарков в связи с их должностным положением; -
разработать и осуществить комплекс мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприниматься как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано внести до 1 августа 2014 г. в планы по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов, а также организацию контроля над выполнением мероприятий, предусмотренных планами.
Генеральной прокуратуре РФ были даны поручения:
-
совместно с заинтересованными ведомствами принять практические меры по совершенствованию механизма защиты имущественных прав граждан, организаций и государства в случае нарушения указанных прав в результате совершения коррупционных правонарушений; -
совместно со Следственным комитетом РФ и другими правоохранительными органами принять меры по активизации работы по выявлению и пресечению фактов дачи незаконных вознаграждений от имени юридических лиц (ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях); -
совместно со Следственным комитетом РФ, Министерством внутренних дел РФ во взаимодействии с заинтересованными ведомствами на основе криминологической характеристики разработать систему мер по предупреждению и пресечению «откатов» и внедрить эту систему в практику.
Министерству внутренних дел РФ было предписано:
-
реализовать комплекс оперативно-разыскных мероприятий в целях обеспечения защиты бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов; -
совместно со Следственным комитетом РФ и другими заинтересованными ведомствами разработать меры по совершенствованию взаимодействия в сфере борьбы с налоговыми преступлениями.
Министерству юстиции РФ поручено обеспечить принятие Федеральной службой судебных приставов дополнительных мер по повышению эффективности работы по исполнению приговоров и постановлений судов о назначении наказания в виде штрафа по делам о коррупционных преступлениях и административных правонарушениях.
Верховному суду РФ рекомендовано создать подразделение, координирующее реализацию мероприятий по противодействию коррупционным нарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов.
В плане противодействия коррупции отдельно прописаны меры по противодействию коррупции в сфере высшего и профессионального образования.
В 2014 г. было запланировано проведение в учреждениях профессионального и высшего образования разъяснения законодательства за взяточничество и посредничество при взяточничестве. Генеральной прокуратуре РФ дано указание о проведении проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере образования. Следственному комитету РФ и Министерству внутренних дел РФ поручено провести комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и пресечению взяточничества и посредничества при взяточничестве в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Национальная стратегия противодействия коррупции19 разработана во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. (№ Пр-1568). Она представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающую федеративное устройство Российской Федерации, охватывающую федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
Национальная стратегия противодействия коррупции была разработана: