Файл: Мозговая организация процессов восприятия и понимания речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С проблемой алалии тесно связана проблема задержек психического развития (ЗПР), задержек речевого развития (ЗРР), общего недоразвития речи (ОНР). Особенности мозговой деятельности у детей с ЗПР сводятся к тому, что при разных формах нарушения речевого развития могут страдать: ·глубинные структуры мозга, оказывающие тормозное восходящее влияние на его кору и замедляющие ее развитие; ·вторичные поля коры, препятствующие своевременному становлению функций речевого слухового гнозиса и артикуляционного праксиса; ·проводящие пути между отдельными участками коры мозга, обеспечивающие образование необходимых ассоциативных связей. Основной особенностью таких повреждений является их парциальность (неполнота, избирательность), в отличие от олигофрении, при которой патологический процесс охватывает практически весь мозг. Наличие «здоровых» участков мозга у детей с «задержками» позволяет усвоить объем знаний, достаточный для включения в работу (хотя бы частичное) третичных полей коры мозга. Это объясняет то, что детям с ЗПР доступны определенные мыслительные операции символического характера.

Дислалия, т.е. нарушение звукопроизношения, является самым распространенным дефектом речи у детей, при котором страдает речевой слух. Место его локализации - вторичные поля височной коры левого полушария. Дискоординаторное нарушение следует понимать как несогласованность в работе различных отделов речевого аппарата. Системный речедвигательный невроз отражает, во-первых, заинтересованность всей речедвигательной сферы, а во-вторых, невротический характер сбоев в речевых движениях.

Термин «нейромоторный» означает неполноценность в управлении этими движениями (или, иначе, речевой моторикой) со стороны соответствующих нервных структур.

В. М. Шкловский считает, что одни виды заикания имеют место при нервно-психических заболеваниях, другие - при органических поражениях головного мозга, т.е. имеют органическую «почву», проявляющуюся в наличии у заикающегося неврологической симптоматики. Наряду с термином органическая «почва» он употребляет термин «патопластический фон», применимый к тем случаям, когда имеется не повреждение зон мозга, а отсутствует необходимая связь между отдельными его участками т.е. нарушена пластика нервных процессов.

Традиционно заикание делят на органическое и функциональное. Органическое предполагает гибель определенных структур мозга или патологические условия их функционирования, проявляющиеся в наличии неврологической и нейропсихологической симптоматики (патологических рефлексов, изменений тонуса артикуляционных мышц, симптомов агнозии и апраксии). Наиболее распространенным из знаков органического поражения мозга - повышенное внутричерепное давление, вплоть до судорожной готовности. Как правило, они появляются вследствие внутриутробных, родовых и ранних послеродовых заболеваний и травм ЦНС. Функциональное заикание возникает на основе слабости нервной деятельности, без «поломки», гибели самих клеток мозга.


Афазия — это системное нарушение речи, состоящее в полной потере или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга. Излишне убеждать в том, что раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие, и напротив, опоздание может стать роковым.

Среди речевых расстройств есть и безнадежные, при которых даже самые бдительные родители и самые умелые специалисты не в силах спасти положение. Тяжелые расстройства речи, как правило, не выступают изолированно. Они являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением центральной нервной системы. Наиболее частое из них (хотя далеко не единственное) - синдром детского церебрального паралича (ДЦП).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


При правильной ранней диагностике некоторые нарушения развития речи у ребенка могут быть предотвращены, другие требуют сложного, длительного комплекса лечебно-психолого-педагогических мероприятий, третьи не поддаются лечению, и тогда на первый план выступает работа по адаптации ребенка к жизни.

Таким образом, мозговая организация речи- системная организация структур мозга, участвующих в реализации речевой деятельности. Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции. Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и ее воспроизводства (Брока).

В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Только совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, однако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы мозга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.; М., 2020. - 672 с.

  2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов М.: ACT: Астрель, 2016

  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2018. – 384с. – (Высшая школа).

  4. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей / М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2017. – 222с. – (Библиотека логопеда).

  5. Горошко Е. Языковое сознание. М., 2020.

  6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. 2018

  7. Загородний Е.С, Принцип работы мозга. - М.: КомКнига, 2018

  8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 2020. - 287 с.

  9. Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов И.И. и др. Восприятие речи. Вопросы функциональной ассиметрии мозга. Л.: Наука, 2020

  10. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 2015

  11. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 2021. - 352 с.

  12. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребёнка. М.: Педагогика, 2020

  13. Чистович, Л. А.; Венцов, А. В.; Гранстрем, М.П. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - Л., 2021. - 388 с.

  14. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 2017. - 428 с.

  15. Шахнарович А. М. Проблемы психолингвистики. М., 2015