Файл: Мировая экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В современных условиях наука - это целая отрасль для «выработки» знаний и исследований, которые могут приносить огромные выгоды и прибыль. Поэтому в настоящее время чрезвычайно развит коммерческий обмен научными открытиями и изобретениями. Они занимают значительную долю международного рынка.

Необходимо отметить, что научными центрами преимущественно являются богатые развитые страны, которые могут материально обеспечить свою заинтересованность в научных разработках и достижениях. Крупнейшие научные центры - США, Россия (и некоторые страны бывшего СССР), страны Западной Европы.

Государство, не заинтересованное в чисто научных исследованиях, фундаментального, а не прикладного характера, может отстать и многое потерять в недалеком или отдаленном будущем.

8. Отраслевая структура мирового хозяйства
Выделяют четыре главных промышленных региона мира: ведущее место среди них по масштабам производства занимает Северная Америка - 30%, которая выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетнокосмической техники и др. видов вооружений. Регион Западной, Центральной, и Восточной Европы дает около 30% продукции мирового машиностроения. 3-й регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, производит около 25% продукции мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах. 4-й регион образуют Россия и др. бывшие советские республики. СНГ относятся к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. В этих странах большое развитие получили отрасли ВПК, сравнительно несложное производство (сельхозтехника и станки), в то же время по наукоемким отраслям, кроме авиационной и ракетно-космической промышленности и бытовой электроники у них отмечается серьезное отставание.

В развитии топливно-энергетической промышленности выделяют 3 главных этапа: угольный, нефтегазовый и современный. В конце XIX - начале XX века в промышленной энергетике и международной торговле топливом господствовал уголь. Еще в 1948 г. доля угля в общем потреблении составляла 60%. Но в 50-60 гг. прошлого столетия структура потребления существенно изменилась. На первое место вышла нефть - 51% от всего баланса. Такого рода изменения в структуре потребления энергоресурсов были обусловлены широким освоением новых крупных источников нефти и природного газа, рядом преимуществ этих видов сырья перед твердым топливом. Однако, начиная с 80-х годов в качестве приоритетного выдвигается направление, предусматривающие переход от использования преимущественно исчерпываемых ресурсов к использованию неисчерпаемых, нетрадиционных источников энергии (энергия ветра, солнца, приливов, отливов, ядерной энергии, геотермические источники, и т.д.).


Ведущую роль в мировой добыче нефти играет организация стран-экспортеров нефть - ОПЕК (43% всей добычи). В нее входят: Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия и Венесуэла. Весьма велика в мировом производстве нефти роль России, Азербайджана, Туркмении, Казахстана. Десятку крупнейших производителей нефти образуют: Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Норвегия, Китай, Венесуэла, Мексика, ОАЭ и Великобритания (около 100 млн. тонн в год).

По размерам добычи природного газа резко выделяются Россия, США, Канада. На их долю - более половины добычи. Крупнейшие производители одновременно и являются большими потребителями природного газа, поэтому в сравнении с нефтью доля поставок природного газа на экспорт сравнительно невелика. Крупнейшие экспортеры - Россия (30%), Нидерланды, Канада, Норвегия, Алжир. США, будучи одним из крупнейших потребителей, использует не только свой, но и газ других стран. Импортирует газ Япония и большая часть стран Европы.

Среди главных угледобывающих стран - представители всех регионов мира. Больше всего добывают угля Китай, США, ФРГ, Россия, Индия, Австралия, Польша, ЮАР, Казахстан, Украина. Примерно десятая часть мировой добычи угля, преимущественно коксующегося, поступает на экспорт.

АПК развивается экстенсивным и интенсивным путем.

Экстенсивное сельское хозяйство (в отличие от интенсивного) - система ведения сельского хозяйства, основанная на относительно небольших капиталовложениях на единицу земельной площади; характеризуется слабым применением техники, плохой обработкой земли, низкими урожаями. Примером высокоинтенсивного сельского хозяйства могут служить развитые страны, такие как США, Канада.

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осуществляется в двух направлениях:

1) Перевозка товарных грузов.

2) Перевозка пассажиров.

За последние 20-25 лет наметилась тенденция к сокращению объемов перевозимых грузов. Этот факт свидетельствует не о падении темпов международной торговли, а о качественных переменах в структуре товарообмена, где сократилась доля топливно-сырьевой продукции как наиболее «транспортоемкой». Среди всех видов транспорта самым распространенной в международной торговле является морской транспорт. Этот вид транспорта обеспечивает примерно 65% объема перевозок. Основной ассортимент перевозок составляют наливные и навалочные грузы, т.е. все те же топливно-сырьевые товары, составляют около 40% объема морских перевозок. Остальные 60% приходятся на генеральные грузы (готовая промышленная продукция, потребительские товары, продовольствие). На железнодорожный транспорт приходится примерно 15-17% объема международных перевозок. Он используется для внутриконтинентальных перевозок. Серьезным конкурентом морскому транспорту за последние 30-40 лет стал воздушный транспорт. Учитывая преимущества последнего в скорости перемещения, он стал лидером в международных пассажирских перевозках. С внедрением скоростных и широкофюзеляжных самолетов провозная способность резко увеличилась. Но этот транспорт относительно дорогостоящий. Наименьшее значение в транспортном обслуживании и внешнеэкономических связей занимают автомобильный и речной транспорт. На них в целом приходится около 5% объема внешнеторговых грузовых перевозок. Эти виды транспорта более локальны. Автомобильные и речные пути обеспечивают движение грузов, как правило, между государствами-соседями. Немалая роль принадлежит трубопроводному транспорту. Его назначение связано с систематической и бесперебойной доставкой нефти, нефтепродуктов, природного газа.


12. Классификация стран по уровню социально-экономического развития

По уровню развития выделяют:

а) Высокоразвитые страны.

Для этих стран характерно:

1. Высокие показатели экономического развития, как относительные, так и абсолютные.

2. Все они находятся на постиндустриальной стадии развития.

3. Универсальная экономическая структура, в которой представлены все важнейшие отрасли промышленности, сельскохозяйственной и непроизводственной сферы, независимо от наличия или отсутствия природных ресурсов.

В самой группе развитых стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Франция, Великобритания, Канада, Германия, Италия). На эти страны приходится больше 44% мирового ВВП.

б) Развивающиеся страны:

Новые индустриальные страны (НИС). НИС - Республика Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина, Тайвань. В Азии наблюдаются самые высокие в мире темпы экономического роста, повышается уровень экономического развития, растет уровень дохода на душу населения, снижается уровень нищеты и улучшаются другие социальные показатели.

Развивающиеся страны со средним уровнем развития.

Наименее развитые страны.

в) страны с переходной экономикой - страны Восточной Европы и бывшего сссР.

9. Россия в мировой экономике
Россия по форме правления - президентская республика, федеративное государство (т.е. состоит из субъектов федерации, каждый из которых обладает определенным атрибутами, которые свойственны независимому государству, например, имеет свою Конституцию, герб, законодательные и исполнительные органы власти). Россия - складывающаяся федерация, например, область не такая самостоятельная единица, как штат в США.

По стадии развития РФ можно отнести к индустриальным странам, т.к. характерно развитие промышленности, а доля занятых в сельском хозяйстве небольшая. По уровню экономического развития находится на одном из последних мест среди индустриальных стран, особенно по среднедушевому объему ВВП. В то же время Россия соответствует критериям промышленно развитой страны по таким показателям как урбанизация (число городского населения), и грамотность населения, отраслевая структура ВВП и занятости. РФ - ядерная держава, ее допускают в число высокоразвитых стран. Поэтому РФ относят к странам с переходной экономикой. В 90-х годах экономика страны находилась в состоянии кризиса, но в последние годы наметился устойчивый рост экономики и благосостояния населения. Россия занимает важное место в мировом хозяйстве по запасам природных ресурсов, особенно минерального сырья и топлива, земельных, водных и лесных ресурсов.



10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.
2. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: Экономика, 2004.
3. Дэниэлс Д.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Пер. с англ. - М.: Дело Лтд, 2006.
4. Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии. 2006. - М.: Весь мир; Всемирный банк, 2001.
5. Кеннеди П. Вступая в XXI век / Пер с англ. - М.: Весь мир, 2003.