Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Разработка учебнометодического обеспечения учебного процесса учителем начальных классов Практическое занятие 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 390
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Разработка учебно-методического обеспечения учебного процесса учителем начальных классов
Практическое занятие №2
Выполнил:
Обучающийся Лопатина Таисия Игоревна
Преподаватель:
Ершова Наталья Николаевна
Задания по теме 2.4 Моделирование предметно-развивающей среды в начальной школе
Цель занятия: закрепление знаний о требованиях к моделированию предметно-развивающей среды в начальной школе, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 1. Составьте графическую схему модели предметно-развивающей среды класса, с учетом зонирования пространства.
Задание 2. Разработайте презентацию по теме: «Моделирование предметно-развивающей среды класса».
План:
1.Определить нужное количество зон класса.
2.Подобрать фото каждой зоны, которая по мнению автора оформлена правильно.
3.Из выбранных фото составить презентацию.
4.Требования к презентации:
- Первый - Титульный слайд должен содержать тему и Ф.И. автора.
- На одном слайде должно быть 1 фото.
- Каждая иллюстрация должна быть подписана.
- Вся презентация должна включать не менее 10 слайдов.
- Последний слайд должен повторить первый титульный слайд.
Презентациию прилагаю.
Задания по теме 3.1 Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования
Цель: закрепление знаний об основах организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 3. Проанализируйте компоненты исследовательской деятельности младших школьников, определите собственную готовность к ее организации и сделайте вывод.
Материал для анализа:
Компоненты исследовательской деятельности младших школьников
Исследовательские умения и навыки | Предпосылки развития данных умений и навыков | Основные методы формирования |
Видеть проблему | способность смотреть на мир чужими глазами. | составление описаний, повествований от имени разных персонажей; придумывание различных окончаний одной и той же истории; дополнение сюжета событиями и т.п. |
Выдвигать гипотезы | погружение в поисковую деятельность. | использование тренировочных заданий по выдвижению гипотез, провокационных идей, обсуждению проблем. |
Задавать вопросы | организация учебного диалога. | создание воображаемых ситуаций, анализ проведенных диалогов; упражнения «Зададим друг другу вопросы». |
Классифицировать по различным признакам | различение признаков по типу: существенный (главный) – несущественный (случайный, внешний). | упражнения на разбиение объектов на группы, выделение главных признаков; сравнение объектов по различным признакам; дидактические игры на классификацию |
Обсуждать парадоксальные проблемы | поисковая и коммуникативная деятельность. | учебный диалог; упражнения на выдвижение необычных гипотез; сравнение истинных и ложных высказываний. |
Структурировать материал | предъявление материала, который необходимо структурировать по указанному принципу. | упражнения, требующие анализа предложенного материала; коллективное (индивидуальное) построение алгоритмов решения учебных задач; разбиение объектов на структурно оправданные группы. |
Доказывать верность своих идей | предоставление права на ошибку, возможности отстаивать свое мнение. | упражнения на построение различных вариантов ответов (догадок); проверку интуиции; задания по определению на глаз свойств предметов; анализ допущенных ошибок и путей их устранения. |
Вывод:___________________________________________________________________
Задание 4. Разработайте план организации опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе (начальная ступень)
Предмет исследования: возможности развития субъектов образовательного процесса в общеобразовательной школе (начальная ступень)
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, способствующие развитию исследовательских умений как компонента формирования субъектной позиции у учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: формирование субъектной позиции у учащихся младшего школьного возраста будет проходить успешно, если ребёнок включён в активную исследовательскую деятельность через систему содержания и форм проведения учебных занятий.
Задачи:
1. изучить состояние проблемы в передовом психолого-педагогическом опыте;
2. определить содержание, формы, методы развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста;
3. определить критерии оценки уровня сформированности исследовательских умений и ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста;
4. собрать коррекционные и развивающие упражнения по теме;
5. разработать методические рекомендации по формированию исследовательских умений у учащихся.
Методы исследования:
Эмпирические методы:
-
изучение литературы по теме эксперимента; -
изучение нормативных и инструктивно-методических документов; -
анализ документации; -
педагогическое наблюдение; -
опросы; -
тестирование; -
изучение и обобщение опытапо теме.
Теоретические методы:
-
моделирование; -
сравнение; -
обобщение; -
абстрагирование; -
классификация; -
синтез; -
статистические методы анализа информации; -
рефлексия; -
коррекция.
Технологии
- Метод исследовательского обучения младших школьников (Савенков А.И.)
- Метод проектов
- Технология сотрудничества (Н.П. Пирогов, Давыдов В.В.)
- Игровые технологии (Д.Б. Эльконин, П.П.Блонский)
- Личностно-ориентированные технологии (И.С.Якиманская, В.В.Сериков)
- Здоровьесберегающие технологии (Степанова О.А., Стрельникова)
- Технология накопительной оценки «Портфолио»
Этапы и содержание ОЭР:
I этап – Поисковый
Изучение и анализ научно – педагогической литературы по проблеме.
Ознакомление с состоянием практики решения данной задачи.
Выявление основных проблем темы.
Отбор, разработка диагностического инструментария.
Изучение стартового уровня исследовательских умений учащихся.
II этап – Экспериментальный
Определение психолого-педагогических и методических условий формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста.
Внедрение в УВП достижений педагогической науки и практики.
Проведение контрольных срезов посредством диагностики достигнутого уровня развития исследовательских умений учащихся.
Моделирование учебно-дидактических ситуаций на уроках с целью определения эффективных форм и приёмов работы по развитию исследовательских умений у учащихся.
Мобилизация потенциала внеклассной работы в развитии исследовательских умений учащихся.
III этап – Заключительный
Проведение контрольного среза.
Оценка продуктивности различных подходов к развитию исследовательских умений у учащихся. Обобщение, анализ полученных данных.
Выдвижение практических рекомендаций.
Оформление результатов исследований, подведение итогов работы.
Выступление на научно-практических конференциях, опубликование полученного результата.
Творческий отчет.
Ожидаемый результат:
-
система содержания и форм проведения учебных занятий, направленных на развитие исследовательских умений; -
методические рекомендации по реализации данной системы; -
дидактический материал по проблемной теме; -
сборник творческих исследовательских и проектных работ учащихся; -
доклады и публикации по проблемной теме; -
компьютерная презентация по теме.
Критерии эффективности эксперимента:
-
результаты обученности; -
результаты сформированности ключевых компетентностей; -
состояние здоровья учащихся; -
удовлетворённость субъектов образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители).
Задания по теме 3.2 Методы педагогических исследований
Цель: закрепление знаний о методах педагогических исследований, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 5. Составьте сводную таблицу классификации теоретических и эмпирических методов педагогических исследований.
Методы (по В.И. Загвязинскому) | Эмпирические методы
| Теоретические методы
|
применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа; эксперимент. |
| |
Методы – познавательные действия |
обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта.
прогнозирование. |
|
Методы операции |
и результатов деятельности
|
|