Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Литература

Практическое задание 5.


Выполнил:

Обучающийся Сергунов Владимир Петрович

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Практическое задание 5.

«РПЗ. ПД.01 Литература СОО 2 семестр»
Практическое занятие №5 (2 часа)
Тема: Литература 19-20-х вв.

Цель занятия: закрепление знаний о русской литературе 19-20-х вв., совершенствование навыков ее практического применения.
Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)).
Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,(инверсия)

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои (синтаксический параллелизм)

Лазурно-глубокие,(инверсия)

Душа им навстречу

Из груди просится,
И как-то весело,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Тебе я кинулся.(многосоюзие, анафора)
Ответ: Это стихотворение посвящено певице Прасковье Бартеневой, которая была обладательницей прекрасного и хорошо звучащего голоса. Лирический герой стихотворения – сам Михаил Юрьевич. Онговорит о своих чувствах к любимой женщине, которые отличаются своей простотой и глубиной. Поэт выражает неподдельные, правдивые чувства, поэтому хочет избежать искусственности и добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

Художественные средства для выражения авторских переживаний:

  1. В произведении три строфы-четверостишья не имеют рифмы в строках. Сбивчивый ритм,а также сравнение «как птичка в клетке, сердце прыгает»,свидетельствуют о том, что автор сильно взволнован и влюблён, его голос как бы дрожит.

  2. По настроению и структуре стихотворение напоминает молитву ангелу. Образы, употребленные в нем, тоже говорят о божественном начале:


-душа, которая рвётся из груди;

- глазалазоревого цвета, использующегося в литературе для характеристики духовных феноменов;

- образ птички- символ божественное проявления.

  1. Аллитерация: [с]-[з] напоминает шепот автора, просящий, умоляющий.

  2. Незамысловатый характер образов, а так же разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею бы… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие поэтической лексики создает впечатление простоты и искренности автора.

  3. Синтаксический параллелизм первых двух четверостиший, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») – средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве.

  4. Инверсия, многосоюзиеи анафора в тексте подчёркивают нервное напряжение автора, подтверждают, что перед нами взволнованный, влюблённый и робкий романтик.


Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.



Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Ответ:

1. История создания.

И. С. Тургеневначал писать стихотворения в прозе только в последние годы своей жизни. Этокак бы подведение итогов о проделанной работе в течение жизни, работа над ошибками и обращение к потомкам. «Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений писателя. Публикация состоялась в журнале «Вестник Европы»только в 1882-м, незадолго до смерти Тургенева.

2. Тема, идея, проблематика.

В «Воробье» Тургенев затрагивает сразу несколько тем, главная из которых – самозабвенная любовь родителей к своим детям, способная на жертвы.

Понятие ответственности –вторая, не менее важная тема. Обязанность сохранять безопасность своего чада, ограждать его от различных жизненных проблем. Даже животным присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям.

Бережное отношения к окружающей природе – третья тема. Автор показываетна собственном примере, что человеку нужно быть экономным и очень скромным хозяином на планете. Подло убивать лёгкую добычу – птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны.

Проблематика: авторподнимает проблему жертвенной родительской любви. Любовь – то чувство, которое способно преодолеть любые преграды.Даже самом маленьком божьем создании заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Стихотворение учит, как нужно любить матери, будь это орел или маленький воробей.

Идея – в мире нет ничего сильнее любви. Именно это чувство способно толкнуть живое существо на высокий, порой героический поступок. Любовь сильнее страха смерти и самой смерти.

3. Направление и жанр.

Стих «Воробей» Тургенева написан в форме лирической миниатюры, направление – реализм. Жанр – стихотворение в прозе, маленький рассказ. Произведение состоит из 10 абзацев, имитирующих строфы.Стихотворный размер – белый стих. Это особая форма передачи размышлений и ощущений лирического героя.Текст написан в прозе, но и без рифмы складное изложение настолько эмоционально, что помогает читателю глубже прочувствовать смысл произведения, понять идею, заложенную автором при написании.


4. Композиция.

Трехчастная композиция:

  1. Зачин – охотник и его собака возвращаются домой.

  2. Кульминация действия стремительна – встреча пса с птенцом воробья, выпавшим из гнезда. Собака уже собиралась схватить легкую добычу, как вдруг появился взрослый воробей. Отважное поведение маленькой птицы застало охотничьего пса врасплох, поэтому он отступает.

  3. В заключительной части охотник, наблюдавший за происходящим, восхищается самоотверженным поступком воробья. В финале звучит мысль о спасительной силе любви.

5. Главные герои и их характеристики

Героев в стихотворении четверо, а охарактеризовать их можно следующим образом:

Трезор – умный охотничий пес, знающий толк в обнаружении потенциальной добычи. Он действует инстинктивно, поэтому обнаружив птенчика, считая его дичью, грозно к нему направляется, дабы завладеть. Однако воробьиха, бросившаяся защищать детеныша, обескураживает собаку. Трезор отступает, поскольку понимает, что маленькой птицей движет благородное чувство

Воробей – маленькая птичка, смелая и решительная. Ради своего птенчика она готова пожертвовать жизнью, бросается его защищать. Родительница не думает о себе – она думает о детеныше, подвергающемся опасности. Воробьиха – заботливая мама, любящая свое потомство.

Охотник – лирический герой, от лица которого ведётся повествование, справедливый и умный человек. Он искренне удивляется отважным действиям птицы и поспешно уводит пса. Он охотник, но не обижает слабых живых существ, которые не могут убежать или спрятаться. Герой любит и понимает природу, поэтому не стремится уничтожать все живое, которое встречается на пути.

Птенец – маленький и беззащитный детеныш, который полностью зависит от своей мамы. Он еще не научился выявлять опасных недругов и избегать встречи с ними. Он чувствует себя в безопасности только рядом с мамой

  1. Средства выразительности

Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства.

Антитеза:(противопоставление)используется чтобы акцентировать внимание читателей на невероятной храбрости воробья. Огромный охотничий пес противопоставляется двум маленьким и беззащитным существам: морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк; молодой воробей с желтизнойоколо клюва – старый черногрудый воробей;маленькое тело – громадное чудовище.


Инверсия (перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний)усиливает эмоциональную выразительность текста: каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

Эпитеты помогают зрительно представить картину: молодой воробей; едва прораставшие крылышки; отчаянный жалкий писк; зубатая раскрытая пасть; маленькое тело; безопасная ветка; любовный порыв.

Олицетворение – автор использовал персонификацию, чтобы наделить пса человеческими качествами. Собака отступает от загнанной в угол добычи, преклоняясь перед силой любви.

Выразительность произведению придаютметафоры: ветер сильно качал, камнем упал, голосок одичал и охрип, сила сбросила его.

Автор использует эмоционально-экспрессивную лексикудля описания маленькой героической птицы (…весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два). Воробей не просто защищает, но и нападает.

Афоризм (краткое выразительное изречение): только любовью держится и движется жизнь; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Ритмический повтор частей сложного предложения: он ринулся спасать\ он заслонил собою свое детище…\ но все его тело трепетало от ужаса\голосок одичал и охрип\он замирал\он жертвовал собою! Выразительная роль глаголов, передающих все оттенки действий.

Восклицательные знаки и многоточие дают читателю возможность представить невыразимый ужас птицы.

Суффиксы передают отношение лирического героя к персонажу:-ышк-, -еньк- уменьшительно-ласкательный; -ищ- увеличительно- (детище), пренебрежительный (чудовище).
Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется).
«Незнакомка» Александра Блока – мое любимое стихотворение. Но больше всего мне нравятся строки:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Каждый вечер в уличном кабаке, среди шума и пьяных,поэт пытался залить вином свое одиночество. И вот в туманном окне возникает образпрекрасной дамs. Слова «девичий стан, шелками схваченный» говорят, что у девушки тонкая талия и она обеспеченная леди, раз носит шелковое платье. Ритм четверостишья и мелодичное повторение гласного звука [а] придают утончённость образа Незнакомки и говорят, что она движется медленно,как будто плывет. Образ тумана усиливает ее таинственность.Кто она – призрак или реальная женщина?Автор сомневается в реальности, ему кажется, что это ему снится. Это прекрасное видение, мечта, недоступный идеал, который можетпомочь поэту вернуться к жизни и встать на верный путь.