Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 4. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Тостому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).


Писатель

Черты художественного мастерства

Доминантная черта стиля, примеры произведений

Ф. Достоевский


  1. Психологизм

  2. Многосюжетность

  3. Детективные сюжеты

  4. Полифонические романы




Доминантная черта – психологизм:

«Преступление и наказание»

«Идиот»

«Братья Карамазовы»

А.Чехов

  1. Умение коротко говорить о длинных вещах

  2. Авторская позиция не акцентирована

  3. Предметная детализация

  4. Испытание героя бытом

  5. Принцип совмещения комического и трагического

  6. «Мимический» психологизм

Доминантная черта – лаконичность:
«Толстый и тонкий»
«Смерть чиновника»

«Студент»

Л.Толстой

  1. «Диалектика души» (психологизм)

  2. Чуткость к движению истории

  3. «Мысль народная»

  4. Теория «опрощения»



Доминантная черта – «диалектика души» (психологизм):

«Детство» «Отрочество»«Юность»

«Анна Каренина» «Воскресение»

«Война и мир»

Б. Пастернак

  1. Сила и интенсивность контакта лирического героя с миром

  2. Звуковой колорит

  3. Философская направленность

  4. Смещение привычных значений предметов и понятий (экспрессионизм стиля)

  5. Лирический «напор»: стремительное и бурное движение стиха

  6. Метафорическая насыщенность стихотворений

Доминантная черта – метафорическая насыщенность:
«Февраль. Достать чернил и плакать»

«Когда разгуляется»

«Весна»

«Гамлет»

«Во всем мне хочется дойти»

«Снег идет»

А. Солженицын

  1. Нейтральность тона повествования

  2. Документальность

  3. Библейские мотивы

  4. Ассоциации с классическим эпосом

  5. Символичность композиции

  6. Авторская позиция не всегда выражена

  7. Внимание к богатствам русского языка

Доминантная черта – документальность:
«В круге первом»

«Архипелаг ГУЛАГ»

«Раковый корпус»

«Один день Ивана Денисовича»



Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.

Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

- Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно…

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

- Эй, кто там?

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…

- Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала она,- покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

- Самовар. Хозяйка тут или служишь?



- Хозяйка, ваше превосходительство.

- Сама, значит, держишь?

- Так точно. Сама.

- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

- И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.

- Надежда! Ты?- сказал он торопливо.

- Я, Николай Алексеевич,- ответила она.

- Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог

подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

- Вроде этого… Боже мой, как странно!

- Что странно, сударь?

- Но все, все… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

- Мне господа вскоре после вас вольную дали.

- А где жила потом?

- Долго рассказывать, сударь.

- Замужем… не была?

- Нет, не была.

- Почему? При такой красоте, которую ты имела?

- Не могла я этого сделать.

- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

- Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.

- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.
И. А. Бунин
Опорные вопросы для анализа текста

1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?

2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?

3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?

4. Что является главной темой произведения?

5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения?
Ответ:Бунин –выдающийсяпоэт и прозаик. Для его прозы характерны важные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность и ритмический строй. Автор присутствует во многих рассказах как очевидец и участник происходящего. Он является не только гениальным писателем, но и тонким психологом. Бунин – признанный мастер художественного психологизма. Очень ярко психологизм показан в сборнике «Темные аллеи».Бунин мастерски смог передавать глубину человеческих чувств, используя свои способы и приемы изображения внутреннего состояния героев.


Произведение (отрывок) написано в жанре рассказа, так как в нём показан небольшой временной отрезок и минимальное количество героев. Направление рассказа – реализм. Бунин хотел добиться максимально правдивого воссоздания реальной жизни. Читатель верит, что все события, описанные автором, могли произойти в реальной жизни.

Бунин считает, что любовь – это наиболее важная ценность для человека, бесценный дар.В этом рассказеавтор в очередной раз доказывает читателям, что настоящая любовь – это неискоренимое чувство.На примере отношений со стороны Надежды, которая не скрывает, что продолжает любить Николая, писатель говорит о чистых, верных чувствах, сохраненных на всю жизнь. Мы улавливаем тоску Бунина по прошлому,читаем мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы.

Главная темарассказа – тема любви, забытой, отвергнутой в прошлом. Любовь бывает не только счастливой, но и трагичной. После нанесенной обиды и расставания с любимым Надежда так и не смогла оправиться. Она не создала семьи, не вышла замуж, а Николай Алексеевич тоже не нашел счастья в жизни.Бунин показывает силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает.

Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» –предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: возможно, счастье уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.

Огромную роль писатель отводит художественным деталям, пейзажу, интерьеру. Они выполняют роль фона, через который наиболее ярко и точно раскрываются герои. При описании чувств и эмоций художник слова использует «тайный психологизм».

Рассказ начинается с небольшой пейзажной зарисовки: холодное ненастье с грязью и слякотью. С самого начала мы можем говорить о символизме времени и пространства. Дорога – жизненный путь героев, осень – их старость, время, когда можно оценить свою жизнь, взглянуть на нее со стороны, понять и признать свои ошибки. Мрачный пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет еще роль психологического параллелизма с настроением главного героя, настраивает на трагический исход истории любви героев.

Основное действие рассказа разворачивается на постоялом дворе. Здесь писатель использует антитезу. Тепло, уют и чистота в доме Надежды противопоставлены грязной осенней сырости. Случайная встреча возвращает старика-военного в самые счастливые, самые волшебные годы его жизни.


Портрет Николая Алексеевича: «стройный старик военный… в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый…оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы». Одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом, бледной худой рукой и усталым взглядом, говорит о несложившейся жизни.

Портрет героини:«темноволосая, тоже чернобровая... с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная... легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях».Автор любуется героиней и симпатизирует ей, она красива, спокойна, нет признаков старости, усталости.Через детали обстановки показано трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной Надежды.Надежда одинока, но нет такого чувства, что ее жизнь не удалась, не сложилась, прошла впустую.

Центр рассказа – это диалог главных героев – один из психологических приемов раскрытия характеров и чувств. Он выстроен так, что мы видим происходящее сразу с двух позиций, которые сталкиваются. Всего несколько реплик произносят герои, и их любовь, вся жизнь героини, как на ладони. Диалог переходит в спор. У героев разные взгляды на настоящую любовь. Любовь Надежды – это короткое счастье, которое обернулось трагедией. Она не смогла полюбить снова, выйти замуж, завести семью. Она всю жизнь любит и продолжает любить Николая Алексеевича. И именно любовь наполняет жизнь Надежды смыслом. Для героя это «история пошлая, обыкновенная. С годами все проходит».

Николаю Алексеевичу стыдно, что он когда-то бросил Надежду; все его движения, мимика, отражающая эмоции, передает смятенность чувств: «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел»; «- Боже мой, боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее» (здесь мы видим растерянность героя, стремление собраться с мыслями, овладеть собой); «Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить»; «Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал».

В приведенном отрывке рассказа «Темные аллеи» присутствует драматизм. Главный герой, построивший личную жизнь, увидел свою возлюбленную спустя много лет. Он с грустью вспоминает былые чувства. Невозможность счастья подчёркивают реплики главного героя: «всё проходит... Любовь, молодость, всё, всё». Главная героиня на протяжении многих лет любила Николая Алексеевича. Она хранила чувства о нем, несмотря на то, что они не могли быть вместе. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело» – заявляет Надежда.Таким образом, драматизм приведённого эпизода заключается в том, что оба героя так и не смогли обрести счастья.