Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старую грусть.
Золотою лягушкою луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет Голубую Русь

Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.
1918г.
Вопросы для письменного анализа:

а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.

г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
Ответ:Лирическое стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом; было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной.В стихотворении нельзя выделить сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Композиция – линейная, поскольку автор не возвращается к уже упомянутому. Стих состоит из четырех строф, которые представлены в виде четверостиший, четыре последовательные части:

  1. Воспоминания о матери.

Поэт видит с родной дом и прощается с ним:старая мать Есенина у окна, смотрит на пруд, звезды над ним, березки –вспоминает о сыне.

  1. Тоска по отцу.

Здесь взгляд поэта обращен на то, какотражается луна в тихой воде, седину в бороде у отца.

  1. Осознание того, что расставание закончится нескоро.

Поэт видит зимнюю пургу и стоящий на страже старый клен, переживает о том, что он еще нескоро увидит родной край и близких людей.

  1. Сопоставление главного героя с образом старого клена.

Есенин рисует образ старого клена, своей листвой ассоциирующегося с пышной шевелюрой поэта.

Таким образом поэт охватывает взглядом всю свою Голубую Русь: от звезд на небе, отражения луны в пруду до каждого листочка на клене, видит постаревших родителей.

В стихотворении используются яркие образы, которые тесно перепледаются в произведении:


  1. Лирический герой скучает по своей малой родине, сравнивая разлуку с пургой. Его тревожит ностальгия по голубой Руси и смутное чувство вины за то, что его старики остались одни.

  2. Центральными выступают образы родителей: матери и отца.

  3. В конце произведения появляется образ «старого клена». Поэт как бы сравнивает себя с ним («старый клен головой на меня похож»), создавая символ надежды в то, что пока он будет вдали от дома, его малая родина не сильно изменится.

  4. Все стихотворение пропитано образом «голубой Руси». Это просторные поля, реки и озера, по которым так скучал автор. Образы луны, воды, пурги, дождя дополняют картину родной природы. Он назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба.

Сергей Есенин использовал в стихотворении множество художественных приемов. За счет этого читателю легко представить красочную картинку, описываемую автором:

  1. Метафоры: «березняк над прудом теплит… грусть», «Золотою лягушкой луна распласталась…», «седина у отца пролилась в бороде».

  2. Олицетворения. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит: «долго петь и звенеть пурге», Клён, оберегающий Русь, стоит лишь на одной ноге и является скорее мыслящим существом, нежели обычным деревом: «Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге».

  3. Сравнение: «Словно яблонный цвет, седина».

  4. Эпитеты: «родимый дом» «голубую Русь», «Золотою лягушкой», «на тихой воде». И старый в определении клена, это не только возраст дерева, а опыт сторожа.

  5. Поэт придумывает собственные формы слов, чтобы точнее передать свои мысли и эмоции: «яблонный», «теплит».

  6. С помощью еще одного приема – лексического повтора «не скоро, не скоро» автор хочет подчеркнуть, что еще долго ему тосковать вдали от родного дома.


Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.
Ответ:Одна из главных нравственных проблем войны– трудность и необходимость нравственного выбора. Очень часто нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни. Выбор между плохим и хорошим, добрым и низким.



Не избежал этой дилеммы и Григорий Мелехов – главный герой романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова. От многих других казаков его отличает благородное, чистое отношение к женщине. Он не принял участие в этом хамском изнасиловании женщины.Григорий делает выбор в пользу нравственности и тогда, когда, в отличие от брата своего Петра, гнушается отнимать на правах победителя что-нибудь, что пригодится в хозяйстве. Он брал лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам.

Сложно сделать Григорию выбор между Натальей и Аксиньей. Крепка любовь его к Аксинье, Степановой жене. Ради нее переступил Григорий свою казачью гордость, самолюбие и поступил в батраки. Обижает он, конечно, обеих женщин этими своими колебаниями, ибо любовь к нему и Аксиньи, и Натальи сильна и неколебима.

Колебания Григория между «красными» и «белыми» — своего рода поиск Григорием правды. И выбор он в конечном итоге делает в пользу нравственности, ибо нет правды ни на стороне красных, ни на стороне белых, поскольку ненавистна Григорию классовая борьба, являющая собой кровь, насилие, жестокость. Его выбор — в пользу другой жизни, состоящей из таких понятий, как мирный сельский труд, большая дружная семья, любовь и дети.

1. Повесть В. Быкова «Сотников»–произведениео Великой Отечественной войне. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Старосте Петру приходилось выбирать: отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя.

2. М. Шолохов «Судьба человека» - произведение о Великой Отечественной войне.Его герой, Андрей Соколов, сталкивается с необходимостью выбирать. Первый раз: идти или не идти на войну. Андрей твердо решил воевать за Родину.

Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски. Выбор, сделанный Соколовым, не мог не заслужить уважения у любого человека, даже у коменданта концентрационного лагеря.


Андрею Соколову еще многое придется вынести: побег из плена, гибель семьи, смерть сына. Но не спивается, не жалуется на свою судьбу, работает шофером. Герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова – найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной.

3. В. Кондратьев «Сашка»произведение Великой Отечественной войне.Главным героем повести является Сашка. Он отличается от многих солдат тем, что в нём война не притупила самое важное качество – человечность. Один из главных эпизодов повести – это отказ Сашки расстреливать пленного немца. Перед ним нравственный выбор: комбат в горе и пьян – нельзя ослушаться и спорить, попадать под горячую руку; с другой стороны – Сашка проявляет характер, переживая за немца, которому обещана жизнь в плену (подтверждение тому – листовка в кармане у Сашки). Он справедлив, настойчив, медлит с выполнением приказа, отчаянно думает о происходящем, анализирует. Сашка не может слепо выполнять приказ, протестует его душа («Люди же мы, а не фашисты»). Комбат, к радости Сашки, отменяет приказ.

4. А.Фадеев «Разгром»произведение о Гражданской войне в Уссурийском крае. Главным героем романа Фадеева является командир партизанского отряда Осип Абрамович Левинсон, заслуживающий авторитет и уважение у подчиненных. Его отличают такие качества, как терпение, находчивость и мудрость.

Фадеев не боится показать Левинсона, совершающего жестокие поступки, находящегося в ситуации нравственного выбора. Таким мы видим его в эпизоде с корейцем, когда, конфисковав свинью, командир обрекает на голодную смерть всю его семью. Чувствуя за собой полтораста голодных ртов, Левинсон с болью в сердце забирает свинью корейца, понимая, что обрекает его и его семью на голодную смерть. Что тяжелее на весах человечности: жизнь одного или жизнь многих.

Вторым по значимости эпизодом становится приказ Левинсона дать яд смертельно раненому Фролову. Этот поступок продиктован желанием избавить товарища от мучений, ведь итог все равно будет один. Тогда уж лучше ему «помогут» свои, чем враги. Скупое и четкое решение Левинсона, лишенное эмоций, противопоставляется истерике Мечика, наблюдавшего за открытым отравлением партизана Фролова. Романтик и интеллигент, он поддается чувствам, и такой поступок для него тяжел и необъясним.Наверное, это неумение брать на себя ответственность и нерешительность приводят к тому, что Мечик становится предателем. Он не готов, как Морозка, пожертвовать своей жизнью ради других. Спасенный, он даже самому себе не сможет оправдать этого поступка.


5.В повести Гоголя «Тарас Бульба» – произведение о борьбе украинского народа против иноземных захватчиков. Тарас Бульба – мудрый полководец, который любит свою землю и может за неё постоять. У Тараса было два сына: Остап и Андрий. Андрий учился лучше брата,был склонен к обучению, но в отличие от Остапа не стремился стать настоящим казаком. Он был мягче, утончённее, гибче брата, хоть они и были ровесники.

Остап в произведении предстаёт перед нами настоящим героем, который до последнего сражался за свою родину. В конце ожесточённой схватки Остап был взят в плен. А в это же время один на один в поле сражались отец и сын «предатель».

Андрий находится на распутье между любовью и родиной. Он выбирает первое, навсегда отрекаясь от семьи и отчизны. Его выбор товарищи не приняли. Особенно горевал отец, ведь единственным шансом восстановить честь рода было убийство предателя. Боевое братство мстило за смерть своих близких и за притеснение веры, святую месть попрал Андрий, и за отстаивание этой идеи Тарас тоже сделал свой тяжелый, но необходимый выбор. Он убивает сына, доказывая однополчанам, что самое главное для него, как атамана, – это спасение родины, а не мелкие интересы. Так он навек скрепляет казацкое товарищество, которое будет бороться с «ляхами» и после его смерти.


Пермь - 2023