Файл: Курсовая работа особенности рыночной экономики Китайской Народной Республики Студент 2 курса группы 04. 1116.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[33, с.479], а сельского – 10,1%[33, с.479]. Среднедушевой доход населения к концу 2015 года составил 21,9 тыс.юаней[33, с.479]. Примерно в два раза повысился уровень базовой пенсии, которая к концу пятилетки составляла более 2000 юаней[33, с.481].Постоянное обеспечение больниц всеми необходимыми лекарствами стало одной из причин повышения средней продолжительности жизни до 76 лет[33, с.481]. С целью улучшения жилищных условий граждан в течение двенадцатой пятилетки было построено 20 миллионов новых многоэтажных домов[33, с.482].

За весь период с 2011 года по 2015 год, как и предполагалось правительством КНР,рост ВВП КНР не превышал 7-8%[33, с.484]. Так в 2012 году прирост составил 7,7%[33, с.484], в 2013 году – 7,7%[33, с.485], в 2014 году – 7,3%[33, с.486], в 2015- 6,9%[33, с.486].Результатами политики ориентации на внутреннее потребление и спрос стало снижение темпов роста экспорта и импорта. За период двенадцатой пятилетки общий прирост объема экспорта составил 7,4%[35], а импорта 8,84%[35], что на 5,92%[35] и 3,04%[35] соответственно ниже, чем за период одиннадцатой пятилетки. К концу 2015 года эти показатели составили 2362 млрд.долларов[35] и 2003,3 млрд. долларов[35].

Таким образом, за 2011-2015 годы былдостигнут прогресс в науке и технике, в развитии многих отраслей промышленности, большие успехи в повышении уровня жизни населения страны, в социальных и образовательных вопросах, в обретении необходимого глобального статуса и влияния в мировой экономике. Кроме того, КНР смогла преодолеть глобальный финансовый и энергетический кризис и решить проблемы социально-экономической ситуации с помощью новых стандартов экономического развития, новой модели развития страны[11, с.33].

На период тринадцатой пятилетки руководством КНР были поставлены задачи продолжения наращивания научно-технической базы Китая и применения собственных инновационных разработок в производстве, с целью снижения зависимости от иностранных поставок высоких технологий. Уделено внимание улучшению социально-экономического положения граждан, увеличению их доходов, развитию образования и распространению грамотности, повышению качества медицинского обслуживания. Дана директива разработки мер для решения проблем экологической безопасности промышленности. В планах тринадцатой пятилетки предполагалось продолжение проведения политики открытости рынка Китая для других государств.Одним из направлений реализации пятилетнего плана являлось снижение темпов роста ВВП до уровня 6-6,5%
[16, с.25].

В области инновационной деятельности за период с 2016 года по 2020 год были реализованы крупные проекты, а именно в области 5G, внедрение навигационной системы BeiDou, строительство и ввод в эксплуатацию радиотелескопа FAST компании China Sky Eye, запуск в космос первого экспериментального квантового научного спутника Mozi. Началось производство первого пассажирского самолета за счет собственных ресурсов, который успешно прошел первые испытания.Политика широкого распространения инноваций в первую очередь была направлена на улучшения не столько в количестве, сколько в качестве производимых изделий.В области расширения политики открытости экономики в 2020 г. КНР подписалдокументы о сотрудничестве по совместному строительству «Пояса и пути» со 138 странами и 31 международными организациями[16, с.26].

Наибольший удельный вес в объеме экспортируемых товаров принадлежал электромеханической продукции. К началу периода значение этого показателя было 50,52%[16, с.26], а к концу 2020 года он увеличился на 8,88%[16, с.26] и составил 59,4%[16, с.26]. Рост экспорта высокотехнологичных продуктов. Политика перехода Китая от высоких темпов экономического роста к более низким объясняется внешними и внутренними причинами. К внутренним можно отнести тот факт, что в связи с высокими темпами ВВП трудно достигнуть еще более высоких показателей, а также стремление к увеличению валового продукта не за счет количества, а за счет качества изготавливаемой продукции. Внешними причинами является замедление общих темпов роста экономики, вызванное, в том числе пандемией короновируса[16, с.28].

COVID-19 и связанные с ним ограничительные меры привели экономику практически всех стран к кризису. Однако, по всем показателям национальное хозяйство Китая меньше всех пострадала от его негативных последствий и к концу тринадцатой пятилетки показала рост в 2,3%[38].Ученые считают, что именно долгосрочное планирование и государственный контроль являются наиболее важными причинамиустойчивости экономики КНР к экономическому кризису, вызванному пандемией короновируса. Кроме того, к началу распространения COVID-19 Китай обладал достаточно устойчивой структурой промышленности, которая удовлетворяла практически все внутренние потребности страны. А введенные ограничительные меры были положительным толчком на пути к ослаблению зависимости от импорта и стимулирования внутреннего спроса[38]

.

Таким образом, этот период (2016-2020 гг.) стал важным промежуточным этапом в развитии Китая. Были намечены перспективы дальнейшего экономического развития страны, основным планом которого было ослабление зависимости от внешнего мира путем развития внутренних возможностей [11, с.16].

В период тринадцатой пятилетки несмотря на сложную обстановку в мире Китаю удалось достигнуть уровня одного из самых крупных экономических государств мира и усилить свои позиции на международных рынках, обозначив тем самым верное направление внешнеполитической деятельности. Проводимая политика открытости экономики давала свои положительные результаты и положила начало в первую очередь качественному развитию национального хозяйства КНР. Кроме того, в период тринадцатой пятилетки были предприняты шаги по внедрению достижений научно-технического прогресса в промышленность, что обеспечивало бы производство Китая собственными инновационными разработками.

Среднегодовой прирост ВВП, как и предполагалось, за весь период с 2016 по 2020 год не превысил 6,5%[35] и к концу этапа составил 14687,7 млрд. долларов[35]. Экспорт и импорт, несмотря на экономический кризис, вызванный пандемией короновируса и его последствиями, также на 19%[35] и 17,5%[35] и к концу тринадцатой пятилетки составили 2723,3 млрд. долларов[35] и 2357,1 млрд. долларов[35] соответственно. Положительным моментом явился тот факт, что правительство КНР смогло сдержать уровень безработицы населения на уровне 4,1%[37].

Таким образом, экономическое развитие и становление китайской модели претерпевало как взлеты, так и падения.Накопленный опыт выживания в условиях кризиса сделал из Китая крупную державу, имеющую вес на международной арене и занимающий одну из лидирующих позиций по всем макроэкономическим показателям. Грамотная политика по государственному регулированию экономики, проводимая правительством КНР, обеспечила страну высоким потенциалом для становления самой процветающей страной в мире.
2. 2.Перспективы развития экономики КНР

Развитие экономики Китая происходит в соответствии с планами пятилетки, в которых правительство выдвигает основные направления формирования экономического благополучия страны. Приоритетными задачами экономического развития КНР в соответствии с пятилетними планами 2010 года и 2015 года стало развитие в области инноваций, стимулирование науки и образования, широкое использование высоких технологий.


В следующем плане пятилетки, а именно 2021-2025 годы, важными целями, к достижению которых стремиться правительство Китая стали:

- наращивание научно-технических возможностей с целью дальнейшего выхода на первое место в мире по этим показателям;

- окончательно разорвать зависимость от мирового рынка высокотехнологичных продуктов;

- расширение внутреннего и внешнего рынков;

- повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивости социально-экономического развития;

- углубление структурных реформ;

- политика «двойной циркуляции»;

- усиление экономической безопасности страны[25, с.190].

Одним из главных направлений экономического развития на данный момент правительство КНР видит в наращивании научно-технических возможностей страны с целью занять первое место в мире в области изобретений. Это станет возможным благодаря наличию эффективной инновационной политики, основными положениями которой являются:

- рост инвестиций в основополагающие науки, развитие творческих способностей работников, совершенствование системы контроля и структуры распределения бюджета на научные исследования;

- модификация комплекса оценок исследований и стимулирования ученых, способов финансирования, открытие международных и региональных научных центров инноваций в ближайшей перспективе;

- приток финансовых вложений в продукцию собственного производства, имеющую конкурентное преимущество перед иностранной продукцией;

- формирование группы ученых для проведения научных исследований и разработок в области инноваций, оказание политической и финансовой поддержки в случае успешного и своевременного исполнения проекта;

- применение налоговых вычетов для компаний на расходы на НИОКР, специальные налоговые льготы для высокотехнологичных предприятий, усиление поддержки отраслей, которые обеспечивают национальную безопасность и подвержены ограничениям со стороны иностранных компаний, создание инновационных платформ, содействие переходу на новый этап автоматизации и информатизации экономической деятельности и государственного управления,изменение привычных цепочек поставок.

Были разработаны основные показатели социально - экономического развития Китая. За 2021-2021 годы планируется увеличить и поддерживатьВВП на уровне 2,3%
[25, с.193]. В соответствии с планом четырнадцатой пятилетки рост производительности труда должен составить 2,5%[25, с.193], степень урбанизации – 60,6%[25, с.193]. Расходы на НИОКР предполагается повысить не менее чем до7%[25, с.194]. Доля добавленной стоимости основных отраслей цифровой экономики от ВВП должна составить к 7,8%[25, с.194], рост располагаемых доходов на душу населения - 2,1%[25, с.194] к концу 2025 года.

В соответствии с ростом ВВП колебания уровня безработицы среди городского происходит в пределах 5,2%< 5,5%[25, с.195]. Среднее число лет образования, полученного лицами трудоспособного возраста должно составить к концу 2025 года 10,8[25, с.195]. Число сертифицированных врачей (ассистентов) на 1 тыс. чел. населения 2,9 - 3,2[25, с.195]. Охват населения базовым пенсионным страхованием – 91%[25, с.196]. Среднюю продолжительность жизни планируется увеличить до 77,3 лет[25, с.196].

Одной из приоритетных задач развития национальной экономики Китая является ослабление и полная ликвидация зависимости научно-технических возможностей от мирового рынка. С этой целью планируется увеличивать расходы на НИОКР быстрее темпов роста экономики. Показатель затрат на научные разработки в области инноваций должен достигнуть к концу четырнадцатой пятилетки 580 млрд. долларов[25, с.197]. Основное вложения планируется направить на углубленное изучение основополагающих наук, которые имеют ключевое значение для сокращения зависимости от импорта передовых технологий. К сферам науки, на развитии которых сосредоточены усилия специалистов, относятся искусственный интеллект, интегральные микросхемы, квантовые вычисления, освоение космоса, а также медицина (клиническая медицина, наука о мозге, геномика и биотехнологии). Большим прорывом в этом направлении стал выпуск в 2021 году автомобилей на новых источниках энергии[25, с.197].

Идея превращения КНР в инновационную державу давно возникла и обсуждалась в правительственных кругах.С этой целью несколько десятилетий подряд постепенно совершенствовались условия для создания высокотехнологичных продуктов,увеличивались капиталовложения в соответствующие отрасли.Политика реформирования инновационной сферы промышленности началась в 80х годах прошлого столетия и заключалась в стимулировании и государственной поддержке развития научно-исследовательских центров,имеющих промышленное значение.За этот период подготовки было создано более 114 зон высоких технологий,включающих в себя 550 высших учебных заведений, около 2000 научно-исследовательских институтов 550 технических институтов, более 400 центров по инженерным и техническим исследования и разработкам[34].