Файл: Киевская Русь по дисциплине История.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Институт гуманитарного образования

Кафедра историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: « Киевская Русь »



по дисциплине: История


Выполнил: студент

Группа И- ZПД221

Кирилова Дарья Евгеньевна__

Ф.И.О.
Проверил:

профессор кафедры историко-правовых
дисциплин_________________________

Орлов Дмитрий Сергеевич___________
Оценка___________________________

«______»_____________2023 г.

подпись________________
Бийск 2023

Содержание

Введение

1. Международное положение Киевской Руси

2. Внешняя политика Киевской Руси

2.1 Русь и Византия

2.2 Русь и Степь

2.3 Русь и Европа

Заключение

Список использованной литературы


Введение
Актуальность исследования. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древне русская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

В Киеве, а дальше в Новгороде и других городах Руси складывались летописи, в которых описывалось славное прошлое, а так же анализировалась современная жизнь. Древнерусский народ творил свою устную историю в виде переводов и легенд, песен жен и былин, других фольклорных достопримечательностей. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры их азарские хапаны. На протяжении пол тысячелетие Древнерусское государство заслоняло собой европейский мир и Византию от кочевников. Киевская Русь сделала огромный взнос к мировой истории ИХ-ХИИИ ст., поэтому интерес к ней не стихает среди ученых современного мира. Таким образом, целью данного исследования является анализ внешней политики и международного положения Киевской Руси.


Объектом исследования является Киевская Русь

Предметом исследования является международное положение и внешняя политика.

1. Международное положение Киевской Руси

В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь. Вокруг стержня важного торгового пути «из варяг в греки» объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города Новгород и Киев.

С самого начала своего существования Русь имела обширные внешнеполитические связи с соседними народами. Княжеская власть скрепившая новое государство активно использовала разнообразные дипломатические приемы, международный опыт, опираясь при этом на традиции и устои восточнославянских племен.

Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Ее образование стало итогом сложного и длительного процесса формирования феодальных отношений, подготовленным всем ходом развития полутора десятков восточнославянских племенных союзов.

Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд и расправу. Дружинники помогали князю управлять его домом и хозяйством, строили

Города-крепости, созывали воинов; отправлялись в другие страны послами князей, торговали княжескими товарами. Зависимость отдельных племенных союзов от киевского князя часто ограничивалась лишь уплатой дани.

Историки выделяют следующие особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси[1]:

1. Процессы социально-классовой дифференциации шли медленнее, чем в Западной Европе той эпохи. Крупная частная собственность на землю (вотчина) не играла ведущей роли в экономике Руси; основана она была на труде рабов (челяди, холопов) и полусвободных.

2. Основной единицей хозяйственного и общественного устройства оставалась свободная земледельческая община — коллективный собственник, организующий все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культовую. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: коллективное принятие решений, выборность старейшин.

3. Князь в Киевской Руси не был государем в полном смысле слова. Государственное устройство держалось на договоре («ряде») земель отдельных союзов племен и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства.

По определению А.Н. Сахарова, «раннее Киевское государство с политической точки зрения — федерация княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с социально-экономической точки зрения — совокупность территориальных общин с элементами родовых отношений».



4. Господствовал идеал «народоправства» («вечеправства»).Народное собрание (вече) решало важнейшие вопросы в жизни городов, волостей: вопросы войны и мира, денежных сборов и т.д.

5. Древнюю Русь скандинавские саги называли «гардарик»(«страна городов»). Но города Руси — это не только центры торговли, ремесла. Это — и своеобразные города-государства (центры, к которым тяготела округа).

6. Рядовое население Киевской Руси было вооружено, организовано по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Это народное ополчение было решающей силой в походах, войнах; подчинялось оно не князю, авечу. Подобная традиция сложилась под влиянием постоянной внешней опасности, прежде всего — со стороны кочевой Степи[2].

Важной проблемой является развитие законодательства в Киевской Руси. Усиление государственности на Руси вызвало установление и развитие правовых норм.

Ряд историков полагает, что в Древней Руси кроме обычного права, существовало законодательство, так называемый «Закон русский».Составление же сложного юридического памятника, опиравшегося на нормы обычного права и прежнего законодательства, — «Русской Правды» — традиция связывает с именем Ярослава Мудрого (1019-1054) [3].

Ярославу Мудрому принадлежат 17 первых статей «Русской правды» («Правда Ярослава»). Он ограничивал кровную месть кругом ближайших родственников (если мстить было некому, виновный платил штраф-виру — великому князю). Если же убийца скрывался, виру должна была заплатить община — вервь, на территории которой произошло убийство («общая» или «дикая» вира).Тем самым вводилось общее поручительство, общая ответственность в деревне.

Законы Ярослава Мудрого разбирали споры между свободными людьми, прежде всего — в среде княжеской дружины. «Правда» различала разбойничество (убийство) и убийство в ссоре, в пылу (непреднамеренное убийство).Разбойников с семьей отдавали князю «на поток» (изгнание). «Правда Ярослава» разбирала и сложные вопросы о наследовании имущества.

При сыновьях Ярослава Мудрого — Изяславе, Святославе и Всеволоде — около 1072 г., после массовых народных волнений, прокатившихся по Киевской Руси в 1068_1072 гг., «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей». Была отменена кровная месть. «Правда Ярославичей» усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения Киевской Руси, выразив заботу о защите жизни, собственности и имущества феодалов. Так, за убийство старшего дружинника, княжеского дворецкого («огнищанина»), подъездного (сборщика налогов) платился штраф в 80 гривен; за убийство свободных людей (мужей, смердов) — 40 гривен; жизнь зависимых крестьян (закупов, рядовичей) и рабов оценивалась в 5 гривен.


В состав Пространной редакции «Русской Правды» входил «Покон вирный» — он устанавливал размеры денежных и продуктовых поборов в пользу вирника — княжеского боярина, взимавшего с общины и общинников судебные пошлины в пользу князя (виры и продажи). Здесь же помещался и «Урок мостникам» — правила для мостовщиков, строителей, ремонтников деревянных мостовых в городах (или мостов на реках).

Владимир Мономах (1113-1125), ставший великим князем после восстания в Киеве 1113 г., издал еще один юридический документ — «Устав Владимира Мономаха», также вошедший в «Русскую Правду». Устав регламентировал запись в холопство (рабство), определив «источники» холопства: женитьба на холопке; рожденный от холопа; купленный «хоть за полгривны».Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками (установив верхний предел — 50%годовых; и максимальный срок уплаты процентов — 3 года), улучшил правовое положение купечества («застраховав» их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении и т.д.). Владимир Мономах большое внимание уделил правовому положению закупов (взявших у феодалов в долг «купу» — деньги, часть урожая, скот — и зависимых от них до выплаты долга). Закупу предоставлялось право ухода с господского двора, если он шел на поиск денег для уплаты долга, жаловаться князю или судье. За несправедливое наказание закупа, «обиду» хозяин платил штраф в казну князя. В случае продажи закупа феодал обязан был заплатить штраф в 12 гривен; сам закуп получал свободу, освобождался от всех долгов. Закуп получал право свидетельствования в небольших судебных делах.

Столь большое внимание к правовому статусу закупов в Уставе Мономаха говорит о том, что закабаление смердов шло быстрыми темпами, и закупничество стало очень распространенным институтом[4].

В целом же «Устав Владимира Мономаха» считают завоеванием восставших масс, вызвавшим определенные уступки и некоторое улучшение экономического и юридического положения городских ремесленников, купечества и крестьян.

При князях Владимире I и Ярославе Мудром были созданы «церковные уставы», которые определили в пользу церкви «десятину» (десятую часть) судебных и торговых пошлин и «от всякого стада и от всякого жита».

К 60-ым годам X века сложились предпосылки выхода Руси на широкую мировую арену. К тому времени Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Европы[5]


2. Внешняя политика Киевской Руси

2.1 Русь и Византия

Особое место в международных отношениях Древнерусского государства занимала Византия.


Источники сообщают об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. в княжение Олега (882-912). После него был заключен письменный договор в 911 г. между Византией и Русью, выгодный для последней. Кроме торговых в договоре были и статьи, предусматривавшие службу русских у византийских императоров, помощь греческим кораблям при морских катастрофах, наказание за убийство греком русина или наоборот и т.д.

В княжение Игоря (912_945) в 941 г. был предпринят еще один поход на Царьград. Русы опустошили приморские провинции Византии, но поход закончился неудачей — ладьи русов были сожжены «греческим огнем». Новый поход 944 г. был предотвращен дарами императора. В итоге был возобновлен договор с Византией, менее выгодный для Руси, но признававший ее суверенным государством.

По договору 944 г. киевский князь соглашался защищать византийское владение в Крыму — Херсонес (Корсунь) от нападений со стороны кочевавших в Приазовье «черных булгар».

Святослав (964-972), сокрушив Хазарский каганат, включив в состав Руси земли Тамани, ясов, касогов, обезов (предки современных осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев), в 968 г. начал поход на Дунай. Полагают, что целью его похода было создание русско-болгарского государства.

Восточная Болгария была завоевана, что привело к началу военных действий Византии против Руси. Святослав опустошил Фракию, вышел к Андрианополю, но затем отвел войска на север.

Весной 971 г. император Иоанн Цимисхий, блестящий полководец, вернувшись из Сирии, вторгся в Болгарию и занял ее столицу Преслав.

Святослав, окруженный с моря и суши, в конце июля 971 г. Был вынужден пойти на переговоры и заключение мирного договора с Византией.

По договору он обязался покинуть Болгарию. Византия же обязалась снабдить всем необходимым для возвращения домой каждого из 22 тыс. воинов Святослава и «как к друзьям» относиться к русам, прибывающим в Константинополь по торговым делам.

Во время возвращения в Киев, у днепровских порогов, Святослав был убит кочевникам и печенегами (возможно, они были натравлены Византией).

Последнее военное столкновение с Византией отмечено в княжение Ярослава Мудрого (1019_1054). В 1043 г. произошла в Византии ссора греческих купцов с русскими, один русич был убит. Ярослав немедленно отправил войско во главе со старшим сыном Владимиром. Разбив флотилию греков, Владимир вернулся в Киев. Часть же воинов, передвигавшаяся по суше с воеводой Вышатой, попала в плен. Мирный договор Руси и Византии был заключен через три года после этого инцидента; скреплен он был браком сына Ярослава Мудрого — Всеволода — и греческой царевны.