ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 433
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 6
Три мозга: от мышления через действие к бытию
Человеческий мозг удобно сравнивать с компьютером. В настоящее время у вас уже есть все необходимое оборудование, чтобы изменить себя и свою жизнь. Но как им воспользоваться и корректно установить новые программы?
Представьте себе два одинаковых компьютера. Один из них попадает в руки к «чайнику», а второй — к опытному пользователю. Новичку мало что известно о возможностях устройства, и, уж конечно, он не сможет их задействовать.
Во II части я поставил себе задачу снабдить вас своего рода
«руководством пользователя» мозга. И когда вы приступите к медитативному процессу, вы уже будете точно знать, что должно произойти с мозгом в ходе медитаций и для чего это нужно.
Перемены влекут за собой новые способы мышления,
действия и бытия
Если вы водите машину, вам уже приходилось встречаться с цепочкой
«мышление — действие — бытие». Сначала вам нужно было думать о каждой манипуляции и держать в голове правила дорожного движения.
Через какое-то время вы водили уже вполне уверенно, но только если внимательно отслеживали свои действия. И вот, наконец, вы стали
водителем. Сознательный разум скользнул на место пассажира, и с тех самых пор за рулем почти всегда сидит ваше подсознание. Вождение вошло в привычку и стало совершенно автоматическим. Эти три стадии
(мышление — действие — бытие) характерны практически для любого обучения, и в них задействованы три различных слоя мозга.
Но известно ли вам, что от мышления можно сразу перейти к бытию?
Вполне вероятно, что в вашей жизни уже есть подобный опыт. Медитация,
которая (а данную главу можно рассматривать в качестве введения)
поможет вам перейти от мыслей об идеальном Я прямиком к их воплощению в новой личности. В этом ключ к квантовому созиданию.
Любые изменения идут из головы: с каждой новой
мыслью в мозгу образуются новые нейронные связи и
цепочки. А для мозга нет лучшей стимуляции, чем обучение,
т. е. усвоение новой информации и впечатлений. Это —
афродизиак для мозга; он с упоением ловит каждый сигнал от
каждого из пяти органов чувств.
Мозг ежесекундно обрабатывает огромные массивы данных:
анализирует, исследует, распознает, экстраполирует, классифицирует и сохраняет информацию, которую затем выдает нам по мере надобности.
Поистине человеческий мозг — самый совершенный в мире компьютер.
Как вы помните, для понимания принципов изменения мозга мы обращались к понятию нейронной структуры — долгосрочных, стабильных связей между нейронами. Я рассказывал вам о правиле Хебба, гласящем:
«Нервные клетки, которые вместе активируются, связываются друг с другом». (Раньше нейрофизиологи полагали, что после выхода из детского возраста структура мозга теряет способность меняться. Однако в свете последних открытий становится очевидным, что структурные и функциональные изменения мозга и нервной системы — в том числе усвоение новой информации, развитие памяти и восстановление после черепно-мозговой травмы — происходят и во взрослом возрасте.)
Но ведь верно и обратное: «Нервные клетки, которые больше не активируются вместе, разъединяются». Все, что не используется, будет утеряно. Более того, мы можем сознательно направлять свою мысль на разрушение нежелательных нейронных связей. Таким образом, мы сможем избавиться от привычного «тона», которым были окрашены наши мысли,
действия и чувства. После изменения структуры мозга нейронные связи уже не смогут активироваться по старой схеме.
Нейропластичность (т. е. способность мозга к образованию новых нейронных связей в любом возрасте с помощью осознанного намерения и новой информации из окружающей среды) позволяет человеку достичь нового уровня разума. Фактически здесь действует старое доброе правило:
«Одно ушло, другое пришло». Нейрофизиологи называют этот процесс
усечением и прорастанием нейронов, я же описываю изменения в терминах
«научиться» и «разучиться». Нейропластичность дает нам возможность выйти за пределы ограничений и превзойти внешние и внутренние обстоятельства нашей жизни.
Создание нового Я подразумевает, что мы должны вернуть сознанию контроль над жизненным процессом, который стал практически бессознательным. Нам потребуется устранить разрыв между стремлениями
Рис. 6А. «Первый мозг» — это неокортекс, или мыслящий мозг (на рисунке обозначен белым цветом). «Второй мозг» — лимбический, или эмоциональный — отвечает за создание, поддержание и регуляцию химического фона организма (обозначен серым). «Третий мозг» — это мозжечок; он отвечает за все подсознательные процессы (обозначен темно- серым).
От мышления к действию: неокортекс обрабатывает
информацию и претворяет полученные знания в жизнь
За мыслительную деятельность отвечает неокортекс — внешняя часть коры головного мозга, напоминающая по виду грецкий орех. Это позднейшая по времени образования и самая совершенная нейроструктура,
которая руководит сознанием, самоосознанием и другими высшими
«эмоциональным».
В процессе переживания нового события органы чувств посылают в неокортекс информацию из внешнего мира, которая затем закрепляется в неокортексе в виде нейронной структуры, отражающей ощущение от события. Таким образом, новые ощущения обогащают мозг еще больше,
чем новые знания.
В момент активации новой нейронной структуры, соответствующей полученному ощущению, эмоциональный мозг вырабатывает пептиды.
Этот химический коктейль обладает строго определенным составом,
отражающим эмоции, которые вы испытываете в данный момент. Как вы уже знаете, эмоции есть результат события; новые события вызывают новые эмоции (которые затем подают новые сигналы новым генам). Таким образом, эмоции дают телу команду сохранить память о событии на химическом уровне, и мы становимся воплощением полученной информации.
Одновременно лимбический мозг способствует формированию долгосрочных воспоминаний: событие запоминается тем крепче, чем легче воссоздаются эмоции, которые мы испытывали в момент его совершения.
(Благодаря неокортексу и лимбическому мозгу мы обладаем способностью к декларативной памяти, т. е. можем описать то, что узнали и испытали
[25]
.)
Подробнее о декларативной и недекларативной
(процедурной) памяти см. рис. 6Б[1].
Ситуации, связанные с эмоциональным напряжением, оставляют в нас глубокий след. Те из нас, кто не миновал уз брака, прекрасно помнят, где они находились и что делали в тот момент, когда получили (или сделали)
предложение. Возможно, одним прекрасным летним вечером вы сидели во внутреннем дворике любимого ресторана, наслаждаясь ужином и великолепным закатом; вас овевал легкий ветерок, на заднем плане негромко звучали струнные переливы Моцарта… и вот тут-то ваш спутник опустился на одно колено и протянул вам маленький черный футляр.
Совокупность всего, что было пережито в тот момент, вызвала крайне нетипичное для вас ощущение. То, что вы увидели, услышали и почувствовали, резко нарушило устоявшееся химическое равновесие, к которому вы успели привыкнуть. В каком-то смысле вы очнулись от транса, в который приводит нас нескончаемая череда рутинных внешних раздражителей, вызывающих предсказуемые мысли и чувства. Все неожиданное удивляет нас до такой степени, что мы начинаем отчетливее осознавать настоящее.
Если бы у лимбического мозга был свой девиз, он звучал бы примерно
Чтобы посмотреть, как все это осуществляется на практике,
представим, что вы недавно прочли несколько книг о сочувствии, которые натолкнули вас на определенные мысли. Среди прочих там была книга
Далай Ламы, биография Матери Терезы и очерк о св. Франциске
Ассизском.
Почерпнутая из книг информация вывела ваши мысли за пределы обыденной колеи. В процессе чтения в мыслящем мозге образовались новые синаптические связи. Вы узнали, что такое философия сочувствия
(хотя и не на своем, а на чужом опыте). Вы настолько увлеклись темой, что начали решать проблемы всех своих друзей, давая им советы и вынося справедливые суждения. Все это позволило вам еще больше укрепить вновь образовавшиеся связи, так как вы ежедневно повторяли усвоенный материал. Теперь вы настоящий философ и свободно разбираетесь в теме
— на уровне разума.
В один прекрасный вечер, когда вы возвращаетесь с работы, вам звонит жена и сообщает, что ее мама приглашает вас на ужин через три дня.
И, съезжая с дороги, вы тут же ловите себя на мысли о том, что вы терпеть не можете свою тещу с тех пор, как 10 лет назад она вас обидела. Вскоре у вас готов целый список претензий: вас бесит ее безапелляционный тон и вечная манера всех перебивать, и ее запах, и даже ее стряпня. Всякий раз,
когда вы к ней приближаетесь, у вас подскакивает пульс, сжимается челюсть, лицо и тело напрягаются. Вы жутко нервничаете и хотите только одного — убежать куда глаза глядят.
Все еще сидя в машине, вы вдруг припоминаете недавно прочитанные книги о философии сочувствия и все то, что вы из них извлекли. И тут вас осеняет: «А может, применить то, о чем я читал? Вдруг я смогу изменить
свое отношение к теще? Так-так, что из того, что я теперь знаю,
поможет спасти предстоящий вечер?»
И стоит вам применить свое новое понимание к ситуации с тещей, как начинают происходить форменные чудеса. Вы решаете, что больше не допустите типичных автоматических реакций на ее поведение. Вместо этого вы начинаете размышлять о том, каким человеком вы более не хотите быть и каким хотели бы стать. Вы спрашиваете себя: «Какие чувства я НЕ
ХОЧУ испытывать при встрече с ней? От каких действий я хочу
ВОЗДЕРЖАТЬСЯ?» Передняя кора начинает потихоньку дезактивировать нейронные сети, отражающие вашу прежнюю личность; старое Я
распадается на неврологическом уровне и больше не является вами. Мы можем сказать, что, поскольку мозг больше не активируется по старой схеме, вы перестаете воссоздавать неизменный уровень разума.
Затем вы анализируете, что из того, о чем говорилось в книгах,
поможет вам изменить мысли, чувства и действия по отношению к теще.
Вы снова задаете себе вопрос: «Как мне изменить поведение (действия) и
реакции, чтобы в результате получить новый опыт и почувствовать себя
иначе?» И вот вы представляете, как вы с ней здороваетесь, приветственно обнимаете ее, задаете вопросы о том, что, как вы знаете, ей действительно интересно, и делаете комплимент по поводу новой прически или очков.
Несколько следующих дней вы продолжаете мысленно репетировать свое идеальное Я и тем самым устанавливаете новое неврологическое оборудование. И когда встреча наконец состоится, вы уже будете оснащены комплексом новых программ, необходимых для эффективного общения.
Для большинства из нас перейти от мыслей к действиям
не проще, чем заставить улитку разогнаться. Мы хотим
пребывать в рамках привычной мировоззренческой и
философской системы; нам нравится отождествлять себя с
заученными, узнаваемыми чувствами привычного Я.
Тем не менее, отказавшись от застарелых мыслительных паттернов и прервав череду привычных эмоциональных реакций и автоматических моделей поведения, мы подставим в почерпнутую из книг формулу самих
себя и приступим к созданию нового разума, постоянно напоминая себе,
какими мы хотим быть.
Но есть и еще одна ступень.
Что произошло, когда вы начали наблюдать за заученными мыслями,
эмоциями и поступками своего «прежнего Я», которые вы раньше ошибочно связывали с тещей? Вы в каком-то смысле проникли в операционную систему подсознания, где хранятся эти программы, и стали
наблюдать за ними. Если нам удается отследить и проанализировать проявления своего Я, значит, мы начинаем осознавать бессознательное.
Как только вы начинаете погружаться в потенциальную ситуацию еще до того, как она стала реальностью (в нашем примере это предстоящий обед), нейронная структура модифицируется, словно событие уже произошло (вы уже проявили сочувствие к теще). Новые нейронные сети начинают активироваться вместе, и в мозгу создается картинка, образ,
модель или даже голограмма (многомерное изображение) того идеального
Я, на котором вы фокусировались. Появление картинки говорит о том, что вам удалось сделать мысль реальнее самой реальности. Мозг воспринял вашу мысль как событие и «модернизировал» структуру серого вещества.
Теперь она выглядит так, словно все, о чем вы думали, уже произошло.
Воплощение знания в личном опыте: как научить тело тому,
что уже знает разум
И вот наступает тот самый момент: вы лицом к лицу с «драгоценной мамочкой». Она ведет себя, как всегда, но вы уже не допускаете автоматических реакций. Напротив, вы сохраняете осознанность, помните обо всем, что узнали из книг, и решаете применить это на практике. Вы воздерживаетесь от осуждения, нападок и враждебности и избираете крайне нетипичную для себя линию поведения. Как рекомендуют книги, вы погружаетесь в момент, открываете свое сердце и действительно вслушиваетесь в то, что она говорит. Вы больше не ассоциируете ее с ее поведением в прошлом.
И — о чудо! — вам удается изменить поведение и сдержать импульсивные эмоциональные реакции, а значит, создать качественно новый опыт общения с тещей. Как следствие, лимбический мозг готовит новый коктейль веществ, которые создают новую эмоцию, и внезапно вы и в самом деле полны сочувствия к ней! Вы воспринимаете ее как она есть;
вы даже начинаете видеть в ней свои черты. Ваши мышцы расслабляются,
сердце словно бы раскрывается, вы дышите глубоко и свободно.
В тот вечер вы испытали столь прекрасное чувство, что хочется его продлить. Вы воодушевлены и свободны от предвзятости, и это позволяет вам осознать, что вы испытываете к теще истинную любовь. Объединяя зародившуюся в вас доброжелательность и любовь с конкретным человеком из вашего окружения, вы создаете ассоциативное воспоминание.
Теперь теща всегда будет ассоциироваться у вас с сочувствием.
Начав испытывать сочувствие, вы обучаете свое тело (на химическом уровне) всему тому, что уже знал ваш разум (в философском смысле). В
конечном итоге вы вызываете в себе изменения на генетическом уровне.
Вот вы и перешли от мышления к действию: ваше поведение не расходится с сознательными намерениями, поступки не противоречат мыслям, разум и тело в полном согласии и работают сообща. Вы проделали то же самое, что и герои прочитанных книг. Сначала ваш мозг и разум получили знание о сочувствии, затем вы проявили сочувствие в конкретной ситуации, а в результате эта возвышенная эмоция вошла в вашу плоть. Вы только что настроили тело на новый уровень разума, исполненный сочувствия. Разум и тело действовали вместе. Вы воплотили собой сочувствие, и в
Три мозга: от мышления через действие к бытию
Человеческий мозг удобно сравнивать с компьютером. В настоящее время у вас уже есть все необходимое оборудование, чтобы изменить себя и свою жизнь. Но как им воспользоваться и корректно установить новые программы?
Представьте себе два одинаковых компьютера. Один из них попадает в руки к «чайнику», а второй — к опытному пользователю. Новичку мало что известно о возможностях устройства, и, уж конечно, он не сможет их задействовать.
Во II части я поставил себе задачу снабдить вас своего рода
«руководством пользователя» мозга. И когда вы приступите к медитативному процессу, вы уже будете точно знать, что должно произойти с мозгом в ходе медитаций и для чего это нужно.
Перемены влекут за собой новые способы мышления,
действия и бытия
Если вы водите машину, вам уже приходилось встречаться с цепочкой
«мышление — действие — бытие». Сначала вам нужно было думать о каждой манипуляции и держать в голове правила дорожного движения.
Через какое-то время вы водили уже вполне уверенно, но только если внимательно отслеживали свои действия. И вот, наконец, вы стали
водителем. Сознательный разум скользнул на место пассажира, и с тех самых пор за рулем почти всегда сидит ваше подсознание. Вождение вошло в привычку и стало совершенно автоматическим. Эти три стадии
(мышление — действие — бытие) характерны практически для любого обучения, и в них задействованы три различных слоя мозга.
Но известно ли вам, что от мышления можно сразу перейти к бытию?
Вполне вероятно, что в вашей жизни уже есть подобный опыт. Медитация,
которая (а данную главу можно рассматривать в качестве введения)
поможет вам перейти от мыслей об идеальном Я прямиком к их воплощению в новой личности. В этом ключ к квантовому созиданию.
Любые изменения идут из головы: с каждой новой
мыслью в мозгу образуются новые нейронные связи и
цепочки. А для мозга нет лучшей стимуляции, чем обучение,
т. е. усвоение новой информации и впечатлений. Это —
афродизиак для мозга; он с упоением ловит каждый сигнал от
каждого из пяти органов чувств.
Мозг ежесекундно обрабатывает огромные массивы данных:
анализирует, исследует, распознает, экстраполирует, классифицирует и сохраняет информацию, которую затем выдает нам по мере надобности.
Поистине человеческий мозг — самый совершенный в мире компьютер.
Как вы помните, для понимания принципов изменения мозга мы обращались к понятию нейронной структуры — долгосрочных, стабильных связей между нейронами. Я рассказывал вам о правиле Хебба, гласящем:
«Нервные клетки, которые вместе активируются, связываются друг с другом». (Раньше нейрофизиологи полагали, что после выхода из детского возраста структура мозга теряет способность меняться. Однако в свете последних открытий становится очевидным, что структурные и функциональные изменения мозга и нервной системы — в том числе усвоение новой информации, развитие памяти и восстановление после черепно-мозговой травмы — происходят и во взрослом возрасте.)
Но ведь верно и обратное: «Нервные клетки, которые больше не активируются вместе, разъединяются». Все, что не используется, будет утеряно. Более того, мы можем сознательно направлять свою мысль на разрушение нежелательных нейронных связей. Таким образом, мы сможем избавиться от привычного «тона», которым были окрашены наши мысли,
действия и чувства. После изменения структуры мозга нейронные связи уже не смогут активироваться по старой схеме.
Нейропластичность (т. е. способность мозга к образованию новых нейронных связей в любом возрасте с помощью осознанного намерения и новой информации из окружающей среды) позволяет человеку достичь нового уровня разума. Фактически здесь действует старое доброе правило:
«Одно ушло, другое пришло». Нейрофизиологи называют этот процесс
усечением и прорастанием нейронов, я же описываю изменения в терминах
«научиться» и «разучиться». Нейропластичность дает нам возможность выйти за пределы ограничений и превзойти внешние и внутренние обстоятельства нашей жизни.
Создание нового Я подразумевает, что мы должны вернуть сознанию контроль над жизненным процессом, который стал практически бессознательным. Нам потребуется устранить разрыв между стремлениями
разума («Я больше не хочу быть злым») и позывами тела («Давай
продолжать злиться и купаться в привычных веществах») и привести их в соответствие друг другу. А для этого нужно мыслить, чувствовать и действовать по-новому.
Итак, для изменения жизни мы должны будем сначала изменить мысли и чувства, затем опробовать новое поведение (т. е. совершить определенное
действие, которое позволило бы получить новый опыт и, следовательно,
новую эмоцию) и наконец заучить новые чувства до такой степени, чтобы попасть в новое состояние бытия, где мозг и тело становятся единым целым. Чтобы все это получилось, нам надо освоить еще ряд понятий. Мы уже поговорили о нейропластичности, а сейчас вы узнаете, что вам предстоит работать даже не с одним мозгом, а с целыми тремя.
(Для наших целей материал этой главы ограничен теми функциями
«трех мозгов», которые напрямую относятся к освобождению от привычки быть собой. От себя замечу, что исследование работы мозга и других составляющих нервной системы — процесс бесконечно увлекательный. В
моей первой книге «Развивайте свой мозг» об этом рассказано гораздо подробнее, чем здесь; дополнительную информацию см. на моем сайте www.drjoedispenzs.com. И, разумеется, те из вас, кто захочет побольше узнать о человеческом мозге, разуме и теле, всегда смогут найти множество других достойных публикаций и веб-ресурсов на эту тему.
Три мозга
продолжать злиться и купаться в привычных веществах») и привести их в соответствие друг другу. А для этого нужно мыслить, чувствовать и действовать по-новому.
Итак, для изменения жизни мы должны будем сначала изменить мысли и чувства, затем опробовать новое поведение (т. е. совершить определенное
действие, которое позволило бы получить новый опыт и, следовательно,
новую эмоцию) и наконец заучить новые чувства до такой степени, чтобы попасть в новое состояние бытия, где мозг и тело становятся единым целым. Чтобы все это получилось, нам надо освоить еще ряд понятий. Мы уже поговорили о нейропластичности, а сейчас вы узнаете, что вам предстоит работать даже не с одним мозгом, а с целыми тремя.
(Для наших целей материал этой главы ограничен теми функциями
«трех мозгов», которые напрямую относятся к освобождению от привычки быть собой. От себя замечу, что исследование работы мозга и других составляющих нервной системы — процесс бесконечно увлекательный. В
моей первой книге «Развивайте свой мозг» об этом рассказано гораздо подробнее, чем здесь; дополнительную информацию см. на моем сайте www.drjoedispenzs.com. И, разумеется, те из вас, кто захочет побольше узнать о человеческом мозге, разуме и теле, всегда смогут найти множество других достойных публикаций и веб-ресурсов на эту тему.
Три мозга
Рис. 6А. «Первый мозг» — это неокортекс, или мыслящий мозг (на рисунке обозначен белым цветом). «Второй мозг» — лимбический, или эмоциональный — отвечает за создание, поддержание и регуляцию химического фона организма (обозначен серым). «Третий мозг» — это мозжечок; он отвечает за все подсознательные процессы (обозначен темно- серым).
От мышления к действию: неокортекс обрабатывает
информацию и претворяет полученные знания в жизнь
За мыслительную деятельность отвечает неокортекс — внешняя часть коры головного мозга, напоминающая по виду грецкий орех. Это позднейшая по времени образования и самая совершенная нейроструктура,
которая руководит сознанием, самоосознанием и другими высшими
формами нервной деятельности. (Лобная доля мозга, о которой мы говорили раньше, является одной из четырех составных частей неокортекса.)
Неокортекс выполняет функции дизайнера или архитектора мозга.
Именно он позволяет нам узнавать новое, запоминать, рассуждать,
анализировать, планировать, творить, взвешивать варианты, изобретать и общаться с людьми. Поскольку именно в этой зоне хранятся все данные,
получаемые от органов чувств, можно сказать, что неокортекс подключает нас к внешней реальности.
В целом неокортекс отвечает за обработку информации и ощущений.
Сначала мы получаем новые знания в виде фактов или семантической
информации
(сюда относятся философские или теоретические представления и идеи, которые мы усваиваем с помощью рассудка), в результате чего в неокортексе образуются синаптические связи и сети.
Затем мы решаем персонализировать полученные знания, т. е.
применить на практике все, что было усвоено. В этом случае неизбежно приобретается новое ощущение, и под его воздействием в неокортексе образуются новые нейронные сети, в которых закрепляются знания,
полученные интеллектуальным путем.
Если бы у неокортекса был свой девиз, он звучал бы примерно так:
«Знание — разуму!»
Проще говоря, знание есть предтеча ощущения. Неокортекс отвечает за обработку идей, которые еще не были даны нам в ощущениях и существуют в виде потенциала, который может быть реализован. Новый образ мышления подталкивает нас к необходимости изменить поведение,
чтобы при наступлении удобного случая мы могли бы действовать по- новому и получать новые результаты. А когда мы отказываемся от привычных поступков и моделей поведения, в нашей жизни сразу же материализуется событие, выходящее за рамки устоявшейся рутины.
От новых событий к новым эмоциям: лимбический мозг
производит вещества, способствующие закреплению
ощущений
Лимбический мозг (или мозг млекопитающих) расположен под неокортексом и является наиболее развитой и специализированной частью мозга всех млекопитающих, кроме дельфинов, высших приматов и людей.
Лимбический мозг можно также назвать
«химическим» или
Неокортекс выполняет функции дизайнера или архитектора мозга.
Именно он позволяет нам узнавать новое, запоминать, рассуждать,
анализировать, планировать, творить, взвешивать варианты, изобретать и общаться с людьми. Поскольку именно в этой зоне хранятся все данные,
получаемые от органов чувств, можно сказать, что неокортекс подключает нас к внешней реальности.
В целом неокортекс отвечает за обработку информации и ощущений.
Сначала мы получаем новые знания в виде фактов или семантической
информации
(сюда относятся философские или теоретические представления и идеи, которые мы усваиваем с помощью рассудка), в результате чего в неокортексе образуются синаптические связи и сети.
Затем мы решаем персонализировать полученные знания, т. е.
применить на практике все, что было усвоено. В этом случае неизбежно приобретается новое ощущение, и под его воздействием в неокортексе образуются новые нейронные сети, в которых закрепляются знания,
полученные интеллектуальным путем.
Если бы у неокортекса был свой девиз, он звучал бы примерно так:
«Знание — разуму!»
Проще говоря, знание есть предтеча ощущения. Неокортекс отвечает за обработку идей, которые еще не были даны нам в ощущениях и существуют в виде потенциала, который может быть реализован. Новый образ мышления подталкивает нас к необходимости изменить поведение,
чтобы при наступлении удобного случая мы могли бы действовать по- новому и получать новые результаты. А когда мы отказываемся от привычных поступков и моделей поведения, в нашей жизни сразу же материализуется событие, выходящее за рамки устоявшейся рутины.
От новых событий к новым эмоциям: лимбический мозг
производит вещества, способствующие закреплению
ощущений
Лимбический мозг (или мозг млекопитающих) расположен под неокортексом и является наиболее развитой и специализированной частью мозга всех млекопитающих, кроме дельфинов, высших приматов и людей.
Лимбический мозг можно также назвать
«химическим» или
«эмоциональным».
В процессе переживания нового события органы чувств посылают в неокортекс информацию из внешнего мира, которая затем закрепляется в неокортексе в виде нейронной структуры, отражающей ощущение от события. Таким образом, новые ощущения обогащают мозг еще больше,
чем новые знания.
В момент активации новой нейронной структуры, соответствующей полученному ощущению, эмоциональный мозг вырабатывает пептиды.
Этот химический коктейль обладает строго определенным составом,
отражающим эмоции, которые вы испытываете в данный момент. Как вы уже знаете, эмоции есть результат события; новые события вызывают новые эмоции (которые затем подают новые сигналы новым генам). Таким образом, эмоции дают телу команду сохранить память о событии на химическом уровне, и мы становимся воплощением полученной информации.
Одновременно лимбический мозг способствует формированию долгосрочных воспоминаний: событие запоминается тем крепче, чем легче воссоздаются эмоции, которые мы испытывали в момент его совершения.
(Благодаря неокортексу и лимбическому мозгу мы обладаем способностью к декларативной памяти, т. е. можем описать то, что узнали и испытали
[25]
.)
Подробнее о декларативной и недекларативной
(процедурной) памяти см. рис. 6Б[1].
Ситуации, связанные с эмоциональным напряжением, оставляют в нас глубокий след. Те из нас, кто не миновал уз брака, прекрасно помнят, где они находились и что делали в тот момент, когда получили (или сделали)
предложение. Возможно, одним прекрасным летним вечером вы сидели во внутреннем дворике любимого ресторана, наслаждаясь ужином и великолепным закатом; вас овевал легкий ветерок, на заднем плане негромко звучали струнные переливы Моцарта… и вот тут-то ваш спутник опустился на одно колено и протянул вам маленький черный футляр.
Совокупность всего, что было пережито в тот момент, вызвала крайне нетипичное для вас ощущение. То, что вы увидели, услышали и почувствовали, резко нарушило устоявшееся химическое равновесие, к которому вы успели привыкнуть. В каком-то смысле вы очнулись от транса, в который приводит нас нескончаемая череда рутинных внешних раздражителей, вызывающих предсказуемые мысли и чувства. Все неожиданное удивляет нас до такой степени, что мы начинаем отчетливее осознавать настоящее.
Если бы у лимбического мозга был свой девиз, он звучал бы примерно
так: «Ощущения — телу!»
Если знания предназначены для мозга, а ощущения — для тела,
значит, применяя новые знания и создавая новые ощущения, мы учим тело всему тому, что уже усвоили разумом. Знание без ощущения есть чистая философия, тогда как ощущение без знания есть невежество. Вот необходимая последовательность действий: сначала мы получаем знания, а затем проживаем их, т. е. выводим на эмоциональный уровень.
Итак, для успешного изменения жизни нужно сперва получить необходимую информацию, а затем перейти к активным действиям по формированию новых событий, которые вызовут в нас новые чувства.
Далее вам потребуется заучить новое чувство и переместить накопленные знания из сферы сознания в сферу бессознательного, а все необходимые для этого ресурсы находятся в третьем мозге, о котором мы сейчас и поговорим.
От мышления через действие к бытию: мозжечок —
хранилище привычных мыслей, чувств и моделей поведения
Помните, мы говорили о том, что зачастую мы не можем сознательно припомнить номер телефона, пин-код или комбинацию замка, однако мы так часто набирали эти цифры, что они сохранились в памяти тела и теперь пальцы сами отыскивают нужную последовательность? Все это может показаться мелочью. Но вот что важно: если тело помнит о чем-то так же хорошо, как сознание, или даже лучше, если вы можете воспроизвести то или иное действие практически без сознательных усилий, значит, вы настолько хорошо заучили то или иное действие (модель поведения,
отношение или эмоциональную реакцию), что оно превратилось в навык или в привычку.
На этом уровне развития навыки становятся состоянием бытия. И
здесь задействована третья зона мозга, играющая важнейшую роль в деле изменения жизни, — мозжечок, обитель подсознания.
Мозжечок — самая активная зона мозга, которая
расположена в задней части черепа. Это центр памяти и
микропроцессор мозга. Каждый нейрон мозжечка может
образовать минимум 200 000 (до миллиона) связей с другими
нервными клетками.
Мозжечок отвечает за поддержание равновесия, координацию
Если знания предназначены для мозга, а ощущения — для тела,
значит, применяя новые знания и создавая новые ощущения, мы учим тело всему тому, что уже усвоили разумом. Знание без ощущения есть чистая философия, тогда как ощущение без знания есть невежество. Вот необходимая последовательность действий: сначала мы получаем знания, а затем проживаем их, т. е. выводим на эмоциональный уровень.
Итак, для успешного изменения жизни нужно сперва получить необходимую информацию, а затем перейти к активным действиям по формированию новых событий, которые вызовут в нас новые чувства.
Далее вам потребуется заучить новое чувство и переместить накопленные знания из сферы сознания в сферу бессознательного, а все необходимые для этого ресурсы находятся в третьем мозге, о котором мы сейчас и поговорим.
От мышления через действие к бытию: мозжечок —
хранилище привычных мыслей, чувств и моделей поведения
Помните, мы говорили о том, что зачастую мы не можем сознательно припомнить номер телефона, пин-код или комбинацию замка, однако мы так часто набирали эти цифры, что они сохранились в памяти тела и теперь пальцы сами отыскивают нужную последовательность? Все это может показаться мелочью. Но вот что важно: если тело помнит о чем-то так же хорошо, как сознание, или даже лучше, если вы можете воспроизвести то или иное действие практически без сознательных усилий, значит, вы настолько хорошо заучили то или иное действие (модель поведения,
отношение или эмоциональную реакцию), что оно превратилось в навык или в привычку.
На этом уровне развития навыки становятся состоянием бытия. И
здесь задействована третья зона мозга, играющая важнейшую роль в деле изменения жизни, — мозжечок, обитель подсознания.
Мозжечок — самая активная зона мозга, которая
расположена в задней части черепа. Это центр памяти и
микропроцессор мозга. Каждый нейрон мозжечка может
образовать минимум 200 000 (до миллиона) связей с другими
нервными клетками.
Мозжечок отвечает за поддержание равновесия, координацию
движений, осознание положения тела в пространстве и за совершение контролируемых движений. В мозжечке хранятся определенные типы простейших действий и навыков, а также зафиксированные на нейронном уровне эмоциональные реакции, мнения, повторяющиеся действия,
привычки и обусловленные модели поведения. А еще там коренятся бессознательные рефлексы и навыки, приобретенные и заученные в течение жизни. Являясь грандиозным хранилищем памяти, мозжечок с легкостью «загружает» различные виды усвоенной информации в запрограммированные состояния разума и тела.
Попадая в определенное состояние бытия, мы начинаем запоминать нейрохимический фон новой личности. В этот момент в дело и вступает мозжечок.
Он закладывает в подсознание новые программы,
соответствующие новому состоянию. Именно мозжечок отвечает за
недекларативную (процедурную) память. О процедурном запоминании мы говорим в тех случаях, когда какое-либо действие повторяется столько раз,
что становится второй натурой и совершается без участия сознания; мы выполняем его автоматически и затрудняемся объяснить или описать, как именно мы это делаем. В какой-то момент вы почувствуете, что ощущение счастья (равно как и любой другой эмоции, черты характера, модели поведения и способности, на которой вы концентрировались и в которой практиковались в мыслях или в действиях) появляется автоматически.
Иначе говоря, вам удалось заучить соответствующую программу, и теперь это неотъемлемая часть вашей новой личности.
Сейчас мы на жизненном примере проследим за тем, как три вида мозга ведут нас от мышления через действие к бытию. Сначала мы разберем, как в процессе осознанных мыслительных репетиций мыслящий мозг (неокортекс) использует полученные знания для активации новых нейронных сетей, из которых затем сложится новый разум. После этого мысль создает событие, вызывающее новую эмоцию посредством лимбического (эмоционального) мозга, роль которого мы также изучим.
Затем мыслящий мозг и лимбическая система вместе подстраивают тело под новый уровень разума. И наконец, если нам удается достигнуть точки слияния разума и тела, мы передаем бразды правления мозжечку, который обеспечивает заучивание новых нейрохимических программ и закладывает в подсознание новое состояние бытия.
Три мозга в действии: пример из жизни
привычки и обусловленные модели поведения. А еще там коренятся бессознательные рефлексы и навыки, приобретенные и заученные в течение жизни. Являясь грандиозным хранилищем памяти, мозжечок с легкостью «загружает» различные виды усвоенной информации в запрограммированные состояния разума и тела.
Попадая в определенное состояние бытия, мы начинаем запоминать нейрохимический фон новой личности. В этот момент в дело и вступает мозжечок.
Он закладывает в подсознание новые программы,
соответствующие новому состоянию. Именно мозжечок отвечает за
недекларативную (процедурную) память. О процедурном запоминании мы говорим в тех случаях, когда какое-либо действие повторяется столько раз,
что становится второй натурой и совершается без участия сознания; мы выполняем его автоматически и затрудняемся объяснить или описать, как именно мы это делаем. В какой-то момент вы почувствуете, что ощущение счастья (равно как и любой другой эмоции, черты характера, модели поведения и способности, на которой вы концентрировались и в которой практиковались в мыслях или в действиях) появляется автоматически.
Иначе говоря, вам удалось заучить соответствующую программу, и теперь это неотъемлемая часть вашей новой личности.
Сейчас мы на жизненном примере проследим за тем, как три вида мозга ведут нас от мышления через действие к бытию. Сначала мы разберем, как в процессе осознанных мыслительных репетиций мыслящий мозг (неокортекс) использует полученные знания для активации новых нейронных сетей, из которых затем сложится новый разум. После этого мысль создает событие, вызывающее новую эмоцию посредством лимбического (эмоционального) мозга, роль которого мы также изучим.
Затем мыслящий мозг и лимбическая система вместе подстраивают тело под новый уровень разума. И наконец, если нам удается достигнуть точки слияния разума и тела, мы передаем бразды правления мозжечку, который обеспечивает заучивание новых нейрохимических программ и закладывает в подсознание новое состояние бытия.
Три мозга в действии: пример из жизни
Чтобы посмотреть, как все это осуществляется на практике,
представим, что вы недавно прочли несколько книг о сочувствии, которые натолкнули вас на определенные мысли. Среди прочих там была книга
Далай Ламы, биография Матери Терезы и очерк о св. Франциске
Ассизском.
Почерпнутая из книг информация вывела ваши мысли за пределы обыденной колеи. В процессе чтения в мыслящем мозге образовались новые синаптические связи. Вы узнали, что такое философия сочувствия
(хотя и не на своем, а на чужом опыте). Вы настолько увлеклись темой, что начали решать проблемы всех своих друзей, давая им советы и вынося справедливые суждения. Все это позволило вам еще больше укрепить вновь образовавшиеся связи, так как вы ежедневно повторяли усвоенный материал. Теперь вы настоящий философ и свободно разбираетесь в теме
— на уровне разума.
В один прекрасный вечер, когда вы возвращаетесь с работы, вам звонит жена и сообщает, что ее мама приглашает вас на ужин через три дня.
И, съезжая с дороги, вы тут же ловите себя на мысли о том, что вы терпеть не можете свою тещу с тех пор, как 10 лет назад она вас обидела. Вскоре у вас готов целый список претензий: вас бесит ее безапелляционный тон и вечная манера всех перебивать, и ее запах, и даже ее стряпня. Всякий раз,
когда вы к ней приближаетесь, у вас подскакивает пульс, сжимается челюсть, лицо и тело напрягаются. Вы жутко нервничаете и хотите только одного — убежать куда глаза глядят.
Все еще сидя в машине, вы вдруг припоминаете недавно прочитанные книги о философии сочувствия и все то, что вы из них извлекли. И тут вас осеняет: «А может, применить то, о чем я читал? Вдруг я смогу изменить
свое отношение к теще? Так-так, что из того, что я теперь знаю,
поможет спасти предстоящий вечер?»
И стоит вам применить свое новое понимание к ситуации с тещей, как начинают происходить форменные чудеса. Вы решаете, что больше не допустите типичных автоматических реакций на ее поведение. Вместо этого вы начинаете размышлять о том, каким человеком вы более не хотите быть и каким хотели бы стать. Вы спрашиваете себя: «Какие чувства я НЕ
ХОЧУ испытывать при встрече с ней? От каких действий я хочу
ВОЗДЕРЖАТЬСЯ?» Передняя кора начинает потихоньку дезактивировать нейронные сети, отражающие вашу прежнюю личность; старое Я
распадается на неврологическом уровне и больше не является вами. Мы можем сказать, что, поскольку мозг больше не активируется по старой схеме, вы перестаете воссоздавать неизменный уровень разума.
Затем вы анализируете, что из того, о чем говорилось в книгах,
поможет вам изменить мысли, чувства и действия по отношению к теще.
Вы снова задаете себе вопрос: «Как мне изменить поведение (действия) и
реакции, чтобы в результате получить новый опыт и почувствовать себя
иначе?» И вот вы представляете, как вы с ней здороваетесь, приветственно обнимаете ее, задаете вопросы о том, что, как вы знаете, ей действительно интересно, и делаете комплимент по поводу новой прически или очков.
Несколько следующих дней вы продолжаете мысленно репетировать свое идеальное Я и тем самым устанавливаете новое неврологическое оборудование. И когда встреча наконец состоится, вы уже будете оснащены комплексом новых программ, необходимых для эффективного общения.
Для большинства из нас перейти от мыслей к действиям
не проще, чем заставить улитку разогнаться. Мы хотим
пребывать в рамках привычной мировоззренческой и
философской системы; нам нравится отождествлять себя с
заученными, узнаваемыми чувствами привычного Я.
Тем не менее, отказавшись от застарелых мыслительных паттернов и прервав череду привычных эмоциональных реакций и автоматических моделей поведения, мы подставим в почерпнутую из книг формулу самих
себя и приступим к созданию нового разума, постоянно напоминая себе,
какими мы хотим быть.
Но есть и еще одна ступень.
Что произошло, когда вы начали наблюдать за заученными мыслями,
эмоциями и поступками своего «прежнего Я», которые вы раньше ошибочно связывали с тещей? Вы в каком-то смысле проникли в операционную систему подсознания, где хранятся эти программы, и стали
наблюдать за ними. Если нам удается отследить и проанализировать проявления своего Я, значит, мы начинаем осознавать бессознательное.
Как только вы начинаете погружаться в потенциальную ситуацию еще до того, как она стала реальностью (в нашем примере это предстоящий обед), нейронная структура модифицируется, словно событие уже произошло (вы уже проявили сочувствие к теще). Новые нейронные сети начинают активироваться вместе, и в мозгу создается картинка, образ,
модель или даже голограмма (многомерное изображение) того идеального
Я, на котором вы фокусировались. Появление картинки говорит о том, что вам удалось сделать мысль реальнее самой реальности. Мозг воспринял вашу мысль как событие и «модернизировал» структуру серого вещества.
Теперь она выглядит так, словно все, о чем вы думали, уже произошло.
Воплощение знания в личном опыте: как научить тело тому,
что уже знает разум
И вот наступает тот самый момент: вы лицом к лицу с «драгоценной мамочкой». Она ведет себя, как всегда, но вы уже не допускаете автоматических реакций. Напротив, вы сохраняете осознанность, помните обо всем, что узнали из книг, и решаете применить это на практике. Вы воздерживаетесь от осуждения, нападок и враждебности и избираете крайне нетипичную для себя линию поведения. Как рекомендуют книги, вы погружаетесь в момент, открываете свое сердце и действительно вслушиваетесь в то, что она говорит. Вы больше не ассоциируете ее с ее поведением в прошлом.
И — о чудо! — вам удается изменить поведение и сдержать импульсивные эмоциональные реакции, а значит, создать качественно новый опыт общения с тещей. Как следствие, лимбический мозг готовит новый коктейль веществ, которые создают новую эмоцию, и внезапно вы и в самом деле полны сочувствия к ней! Вы воспринимаете ее как она есть;
вы даже начинаете видеть в ней свои черты. Ваши мышцы расслабляются,
сердце словно бы раскрывается, вы дышите глубоко и свободно.
В тот вечер вы испытали столь прекрасное чувство, что хочется его продлить. Вы воодушевлены и свободны от предвзятости, и это позволяет вам осознать, что вы испытываете к теще истинную любовь. Объединяя зародившуюся в вас доброжелательность и любовь с конкретным человеком из вашего окружения, вы создаете ассоциативное воспоминание.
Теперь теща всегда будет ассоциироваться у вас с сочувствием.
Начав испытывать сочувствие, вы обучаете свое тело (на химическом уровне) всему тому, что уже знал ваш разум (в философском смысле). В
конечном итоге вы вызываете в себе изменения на генетическом уровне.
Вот вы и перешли от мышления к действию: ваше поведение не расходится с сознательными намерениями, поступки не противоречат мыслям, разум и тело в полном согласии и работают сообща. Вы проделали то же самое, что и герои прочитанных книг. Сначала ваш мозг и разум получили знание о сочувствии, затем вы проявили сочувствие в конкретной ситуации, а в результате эта возвышенная эмоция вошла в вашу плоть. Вы только что настроили тело на новый уровень разума, исполненный сочувствия. Разум и тело действовали вместе. Вы воплотили собой сочувствие, и в