Файл: Explore! иучастника проекта Кроличья нора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 432

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
любая попытка проанализировать проблемы с позиций привычных чувств вызывает лишь очередной виток мыслей, зацикленных на выживании.
Кроме того, как вы помните, человек способен активировать стресс- реакцию одной только мыслью. Стрессовые мысли усиливают стрессовое состояние мозга и тела, которое затем вновь вызовет те же самые мысли.
Круг замыкается. Мы уподобляемся змее, пожирающей собственный хвост.
Длительное преобладание высокочастотных бета-волн приводит к выработке коктейля вредоносных веществ, которые нарушают нормальную работу мозга. Он становится похож на плохой оркестр, где все музыканты играют кто в лес, кто по дрова. Нарушается нормальное взаимодействие между отделами мозга; все области работают обособленно и друг против друга. Прекращается свободный и упорядоченный информационный обмен; мозг начинает напоминать дом, в котором все помещения изолированы друг от друга. Под воздействием стрессовых веществ мыслящий мозг (неокортекс) начинает действовать как бы независимо от других частей, и тогда мы ведем себя как человек, страдающий множественным расстройством личности, — за тем исключением, что различные персонажи проявляются в нас одновременно, а не по очереди.
А бессвязные, некогерентные сигналы мозга наводняют организм разноречивыми и замутненными электрохимическими посланиями и,
разумеется, выводят его из равновесного состояния (гомеостаза), что создает почву для заболеваний.
Долгое пребывание в состоянии стресса и полного разлада чревато проблемами с сердцем
(аритмии, повышение давления), с
пищеварительным трактом (несварение желудка, отрыжки и прочие симптомы) и с иммунитетом (простуды, аллергии, ревматоидный артрит и даже рак).
И все это — следствия разбалансировки нервной системы под воздействием стрессовых веществ и высокочастотных бета-волн, которые утверждают внешний мир в качестве единственно возможной реальности.
Хроническое воздействие высокочастотных бета-волн
мешает сосредоточиться на внутреннем мире
Стресс, о котором мы говорили, есть продукт нашей зависимости от
Большой Тройки. Проблема не в самом факте обостренного сознания, но в том, что на высоких бета-частотах внимание почти целиком направлено на внешний мир (на людей, предметы и места), на части тела и

физиологические функции («Хочу есть… Я слишком слаб… У меня
дурацкий нос… Я намного толще ее…») и на время («Скорее, скорее! Время
уходит!»).
Когда мозг работает на высоких бета-частотах, внешний мир кажется реальнее внутреннего. Наше внимание и сознание поглощены элементами внешней среды. Нам куда проще идентифицировать себя с материальными объектами: мы критикуем знакомых, недовольны своею внешностью,
зациклены на проблемах; мы цепляемся за вещи и боимся потерять их, мы занимаем себя посещением различных мест и постоянно беспокоимся из-за времени. Из-за этого у нас практически не остается энергии на изменения,
о которых мы так мечтаем. Мы не даем себе возможности заглянуть в себя и понаблюдать за своими мыслями, эмоциями и моделями поведения.
Пока мы одержимы внешним миром, сосредоточиться на внутренней реальности трудно. Мы вообще с трудом концентрируемся на том, что не относится к Большой Тройке. Мы не можем распахнуть разум шире определенной отметки и не столько ищем решения, сколько пережевываем свои проблемы. Почему же так сложно углубиться в себя? Потому что мозгу трудно перейти от высокочастотных бета-волн к альфа-волнам,
которые отвечают за мир воображения. Рисунок мозговой волны приковывает нас к элементам окружающей среды, заставляя считать их единственной реальностью.
Высокий бета-диапазон затрудняет обучение:
если нервная система закостеневает в определенном
состоянии, она практически не воспринимает информацию,
которая противоречит доминирующей эмоции.
А на самом деле проблемы, которые мы столь упорно анализируем,
попросту не имеют решения в рамках эмоции, вынудившей нас к анализу.
Почему? Да потому, что чем больше мы анализируем, тем выше становится частота волны. А мышление в таком режиме приводит к перегрузке мозга;
наши логические способности ослабевают, в мыслях нет ясности.
Эмоции вынуждают нас мыслить категориями прошлого или предсказывать будущее — опять же на основании прошлого. Мозг не способен обрабатывать настоящее. В нашем мире нет места новому,
неизвестному. Мы отделены от квантового поля и не можем и помыслить иного исхода нашей ситуации. Мозг далек от режима созидания, так как зациклен на выживании и обеспокоен грядущими катастрофами. В таком состоянии мы практически не усваиваем информацию, которая не
соответствует «чрезвычайному состоянию». Когда все вокруг ощущается как кризис, приоритетом становится выживание, а не обучение.
Ключ к проблемам — вне довлеющих над нами эмоций и навязчивых мыслей. Ведь эти мысли и эмоции как раз и приковывают нас к прошлому
— известному и привычному. А решить проблемы можно, преодолев привычные чувства и отказавшись от судорожных скачков внимания между элементами Большой Тройки в пользу более упорядоченного мышления.
Некогерентное высокочастотное бета-излучение вызывает
путаницу мыслей
Когда мозг функционирует на высоких бета-частотах и поглощен обработкой сенсорной информации (о внешней среде, теле и времени),
может возникнуть путаница.
Важно понимать, что мозговые электроимпульсы имеют не только количественную характеристику (число колебаний в секунду), но и качественную. Рассказывая о квантовом созидании, я упоминал, что информация о желаемом будущем, которую мы посылаем в поле, должна быть когерентной. То же требование относится и к мышлению, и к мозговым волнам.
Когда мозг работает в бета-диапазоне, фокус внимания все время перемещается между элементами Большой Тройки. Если мы боимся опоздать, акцент смещается на время, и под воздействием этой мысли по неокортексу прокатывается высокочастотная волна. Разумеется, вы одновременно осознаете и тело, и внешнее окружение, а значит, опять-таки посылаете по неокортексу соответствующие сигналы, только частота их будет чуть ниже.
Волна, относящаяся ко времени, выглядит примерно так:


Волна, относящаяся к внешней среде, выглядит примерно так:
Волна, относящаяся к телу, выглядит примерно так:

Фрагментация внимания, возникающая из-за попытки одновременно сосредоточиться на всех элементах Большой Тройки, вызывает примерно следующий рисунок мозговых волн:
Как видите, при совмещении трех волновых рисунков, возникающих в период стресса, создается некогерентный высокочастотный бета-сигнал. И
если вы хоть в чем-то похожи на меня, то вам знакомо состояние мыслей,
отображенное на последней иллюстрации. Назовем его путаницей.
Когда мы подключены ко всем трем измерениям: к внешней среде,
телу и времени, — мозг стремится совместить соответствующие им сигналы. А на это уходит очень много времени и энергии. Если б нам удалось устранить из сферы внимания хотя бы один из этих факторов,
результирующие волны были бы более когерентны, и нам проще было бы обрабатывать их.
Различие между когерентным и некогерентным сигналами

Рис. 8Г. На первом рисунке энергия упорядочена, целенаправлена и имеет заданный ритм. Упорядоченные волны, совпадающие по фазе,
гораздо мощнее. Примером синхронного когерентного излучения является лазерный луч. На втором рисунке энергетические волны хаотичны,
разнонаправлены и не совпадают по фазе. Примером некогерентного и,
следовательно, менее мощного излучения является свет от лампочки накаливания.
Двери в подсознание открывает не анализ, но осознанность
Как распознать бета-состояние?
Если вы постоянно что-то
анализируете (или, как я говорю, становитесь аналитиком), это несомненный признак бета-излучения. В этом состоянии доступ в подсознание закрыт.
Здесь вполне уместно выражение «аналитический паралич». Именно так можно описать состояние, провоцируемое бета-диапазоном. И этот паралич «отпускает» нас только во сне, когда мозговое излучение переходит в диапазон дельта.
Вы, наверное, задаетесь вопросом: «Но вы же сами говорили, что нам
необходима осознанность, что мы должны изучить свои мысли, чувства,
типичные реакции и т. п. Разве все это не требует анализа?»
На самом деле осознанность лежит вне анализа. В состоянии осознанности вы думаете так: «Я испытываю злость». Это констатация факта. Анализ простирается гораздо дальше: «Почему эта страница так
долго грузится? Какой идиот делал этот сайт? Мне надо срочно
посмотреть, что идет в кино! Почему этот чертов Интернет все время
тормозит именно тогда, когда я спешу?» Осознанность же (в том понимании, в каком будем практиковать ее мы) подразумевает, что мы просто подмечаем ту или иную мысль или чувство и двигаемся дальше.
Рабочая модель медитации
Итак, вы знаете о диапазонах мозгового излучения у детей и взрослых
— пора перейти к построению рабочей модели медитации (см. следующие пять иллюстраций). Эта модель поможет разобраться в медитативном процессе
[28]
Начнем с рис. 8Д. Исследования характера мозгового излучения у детей показывают, что сразу после рождения мы находимся во власти подсознания.
Разум новорожденного


Рис. 8Д. Пусть этот круг обозначает разум. У новорожденных детей активно исключительно подсознание.
А теперь посмотрите на рис. 8Е. Плюсы и минусы отображают идущий по мере взросления процесс формирования положительных и отрицательных идентификаций и ассоциаций, из которых затем вырастают привычки и модели поведения.
Приведу пример положительной идентификации. Испытывая голод или дискомфорт, младенец начинает криком привлекать внимание матери.
Это единственный доступный ему способ коммуникации. В ответ мама накормит малыша или поменяет ему подгузник. В этот момент ребенок делает очень важный вывод о взаимосвязи внешнего и внутреннего миров.
Достаточно всего нескольких повторений, и у малыша возникнет прочная ассоциация между плачем и получением еды или комфорта. Так
формируется поведение.
А вот отличный пример отрицательной идентификации. Допустим,
двухлетний ребенок дотронулся до горячей плиты. В этом случае он очень быстро установит связь между внешним объектом (плитой) и внутренним ощущением боли. Сделав еще несколько попыток, он извлечет из этого опыта полезный урок.
Разум в развитии
Рис. 8Е. Со временем мы начинаем устанавливать связи между внешним и внутренним мирами, получая информацию от органов чувств в процессе взаимодействия с окружающей средой.
В обоих случаях происходит одно и то же: когда ребенок чувствует изменение внутреннего химического состояния, его мозг активизируется и подмечает, что во внешней среде причинило телу боль или доставило удовольствие. На основе подобных идентификаций и ассоциаций формируются навыки, привычки и модели поведения.
Как вы уже знаете, годам к 6–7 частоты мозгового излучения меняются на альфа, и начинается формирование аналитического ума или

критического мышления. У большинства детей этот процесс завершается между 7 и 12 годами.
Медитация выводит нас за пределы аналитического ума
прямиком в подсознание
Посмотрите на рис. 8Ж. Горизонтальная черта в верхней части круга
— это аналитический ум, который служит границей между сознанием и подсознанием.
Аналитический ум взрослых обожает рассуждать,
оценивать, предвосхищать, предсказывать, сравнивать новую информацию с имеющейся и противопоставлять известное и неизвестное. В часы бодрствования он не утихает ни на минуту, и поэтому мозговое излучение взрослых почти все время колеблется в бета-диапазоне.
Между 6 и 7 годами начинается формирование аналитического ума. Он служит границей между сознанием и подсознанием. К 7–12 годам аналитический ум, как правило, полностью сформирован.
Аналитический ум


Рис. 8Ж.
А теперь взгляните на рис. 8З. Над чертой — аналитическим умом —
лежит сфера сознающего разума, который управляет нами всего на 5 %.
Это оплот логического мышления, ответственного за силу воли,
формирование веры, формулировку намерений и за творческие способности.
Оставшиеся 95 % приходятся на долю подсознания. В нем-то и заложены все эти положительные и отрицательные идентификации и ассоциации, из которых формируются привычки и модели поведения.
Сознающий разум и подсознание

Рис. 8З. Деятельность человека на 5 % управляется сознающим разумом и на 95 % — подсознанием. Инструменты сознающего разума —
это логика и рассуждения. С их помощью мы развиваем волю, формируем веру и формулируем намерения. Логическое мышление задействовано и в процессе творческого созидания. А подсознание вмещает в себя мириады положительных и отрицательных ассоциаций, из которых формируются привычки, навыки, убеждения, модели поведения и взгляды на жизнь.
Теперь обратимся к рис. 8И. Стрелочкой обозначена главная цель медитации: вывести нас за пределы аналитического ума. В состоянии
«аналитического паралича» изменения невозможны. Сколько бы мы ни анализировали прежнее Я, это не поможет нам удалить старые программы и установить новые.
Медитация открывает двери из сознания в подсознание. Мы практикуем медитацию именно для того, чтобы получить доступ в операционную систему подсознания, где хранятся нежелательные привычки и модели поведения, и заменить их на программы, которые помогут нам преуспеть в жизни.
Медитация — выход за пределы аналитического ума

Рис. 8И. Одной из ключевых целей медитации является выход за пределы сознающего разума и переход в сферу подсознания. Проникнув в подсознание, мы сможем изменить саморазрушительные привычки, модели поведения, убеждения, эмоциональные реакции, взгляды на мир и неосознаваемые состояния бытия.
Медитация позволяет нам переключиться с бета-частот на
частоты альфа и тета
Сейчас мы разберем технологию «переключения передач», т. е.
изменения частот мозгового излучения для последующего разрыва ассоциативных связей с телом, внешней средой и временем. В наших силах естественным образом вывести себя из состояния обостренной бдительности и спуститься по диапазону до более спокойных,
упорядоченных и систематизированных мозговых колебаний.
Мы можем сознательно изменять частоту колебаний и от высокочастотных бета переходить к альфа и тета (со временем вы научитесь свободно передвигаться по диапазону мозговых волн). Этот