Файл: Планыконспекты 2 занятий по информатике и икт, включающие раздаточные материалы, презентации и т п.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планы-конспекты 2 занятий по информатике и ИКТ, включающие раздаточные материалы, презентации и т.п.


Технологическая карта урока


Организационная информация

Предмет

Информатика

Группа

9 ИсИп

Тема

Раздел 3. Средства ИКТ

Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров.

Описание занятия

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок получения новых знаний

Время реализации занятия

2 часа

Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные)

  1. Цель занятия: дать представление о принципах работы основных компонентов персонального компьютера.

  2. Задачи занятия:

  1. образовательная: дать понятие о магистрально-модульном принципе. современной архитектуре ПК, основных модулях ПК и принципах их взаимодействия.

  2. развивающая: продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Основные характеристики компьютера, многообразие современных компьютеров».

  3. воспитательная: формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Предметные:

  • знание общего состава и структуры персональных компьютеров и вычислительных систем;

  • умение применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

  • способность организовать свое рабочее место в соответствии с выполняемыми задачами.

Личностные:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду;

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Личностные результаты реализации программы воспитания:

ЛР-4. Проявление и демонстрация уважения к людям труда, осознание ценности собственного труда. Стремление к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;

ЛР-7. Осознание приоритетной ценности личности человека; уважающего собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;

ЛР-10. Забота о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

Метапредметные:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

1. Дидактическая структура урока

Дидактическая структура урока:

  1. Организационный этап: перекличка (3 мин)

  2. Актуализация опорных знаний учащихся, мотивационный этап (7 мин):

  1. Изложение материала. Раздел 3. Средства ИКТ: Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров (65 мин):

  • Принципы фон Неймана.

  • Магистрально-модульный принцип.

  • Особенности современной архитектуры ПК.

  • Состав системного блока и характеристики его модулей.

  • Монитор.

  • Клавиатура.

  • Многообразие современных компьютеров.

  1. Закрепление материала (5 мин).

  2. Рефлексия (5 мин)

  3. Задание на дом (5 мин)




Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютерный класс с установленным интерактивным комплексом и локальной сетью. Предлагаемое программное обеспечение: Windows7 версия Проф.

Список учебной и дополнительной литературы

Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования /

М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,

2016. – 352с.

стр.128-148

Дидактическое обеспечение занятия

Интерактивный комплекс.

Презентация по теме «Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров»

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Индивидуальная и групповая работа

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/22252

http://www.metod-kopilka.ru/page-8-2-10.html

http://www.znanio.ru



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЬЮТЕРОВ. МНОГООБРАЗИЕ КОМПЬЮТЕРОВ

Цель деятельности учителя

Расширить представления студентов о сферах применения компьютеров; актуализировать и систематизировать представления об основных устройствах компьютера и их функциях; способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе.

Термины и понятия

Принципы фон Неймана, магистрально-модульный принцип, открытая архитектура, материнская плата, процессор, внутренняя память, внешняя память, адаптеры, монитор, клавиатура, виды современных компьютеров.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных средств; определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью преподавателя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии);

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: проявляют креативность мышления, инициативность, находчивость, активность.

I этап. Организация пространства (3 мин)

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные ресурсы

Презентация по теме, интерактивный комплекс

II этап. Актуализация опорных знаний учащихся (7 мин)

Цель деятельности

Совместная деятельность

Систематизировать

знания учащихся

(Ф) Устная работа:

  • Какие базовые понятия информатики вы знаете?

  • Что такое информация с субъективной точки зрения?

  • Что такое информация с точки зрения кибернетики?

  • Что такое информация с точки зрения информатики?.

  • Что такое алгоритм?

  • Какие виды алгоритмов вы знаете?

  • Что такое линейный алгоритм?

  • Что такое разветвляющийся алгоритм?

  • Что такое циклический алгоритм?

Целеполагание и мотивация

Итак, мы подошли к изучению последнего базового понятия информатики – это компьютер.

Тема нашего занятия: Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров.

Сегодня на уроке мы познакомимся с компьютером, узнаем, из каких устройств состоит компьютер и как эти устройства взаимодействуют между собой. Современный компьютер используется для многих целей – обрабатывать, хранить и передавать самую различную информацию, применяться человеком в разных видах деятельности.

Современный компьютер – это универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

III этап. Изучение нового материала (65 мин)

Цель деятельности

Совместная деятельность

Ввести понятие архитектуры. Применительно к компьютерам

Н ачнем мы с вами с понятия архитектуры ПК. На бытовом уровне термин «архитектура» у большинства людей прочно ассоциируется с различными зданиями и другими инженерными сооружениями. В других областях этот термин применяется достаточно редко, однако для компьютеров понятие «архитектура ЭВМ» (электронно-вычислительная машина) уже прочно устоялось и широко используется, начиная с 70-х годов прошлого века. Для того чтобы разобраться в том, каким образом происходит выполнение программ, сценариев на компьютере, необходимо в первую очередь знать, как устроена работа каждой из его составляющих.

Ввести понятие единства программной и аппаратной части

К омпьютер следует рассматривать, как совокупность двух составляющих:

  • аппаратной части (hardware);

  • программной части (software, soft).

Архитектура компьютера – это его устройство и принципы взаимодействия его основных элементов, каждый из которых выполняет свою задачу.

Основы учения об архитектуре вычислительных машин, которые рассматриваются на уроке, были заложены Джоном фон Нейманом. 

Объяснить принципы, заложенные в основу архитектуры компьютеров

П ринципы фон Неймана.

1. Принцип однородности памяти. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными.

2. Принцип адресуемости памяти. Основная память структурно состоит из пронумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти, так чтобы к хранящимся в них значениям можно было бы впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программы с использованием присвоенных имен.

3. Принцип последовательного программного управления. Предполагает, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.

Ввести понятие магистрали

В основе архитектуры современных ЭВМ лежит магистрально-модульный принцип.

Магистраль – это система проводов, кабелей, разъемов и портов, обеспечивающая сопряжение и связь устройств между собой.

Магистраль или системная шина компьютера включает в себя три многоразрядные шины:

  • шину данных;

  • шину адреса;

            • шину управления.

Шина данных используется для передачи различных данных между устройствами компьютера; шина адреса применяется для адресации пересылаемых данных, то есть для определения их местоположения в памяти или в устройствах ввода/вывода; шина управления включает в себя управляющие сигналы, которые служат для временного согласования работы различных устройств компьютера, для определения направления передачи данных, для определения форматов передаваемых данных и т. д.

Работа современного ПК опирается на принцип обмена информацией между модулями через магистраль.

Такой принцип справедлив для различных компьютеров, которые можно условно разделить на три группы:

  • стационарные;

  • компактные (ноутбуки, нетбуки и т. д.);

  • карманные (смартфоны и пр.).

Объяснить отличие архитектуры персональных компьютеров

Модульность означает, что компоненты ПК выполнены в виде законченных конструкций – модулей, имеющих стандартные размеры и средства подключения. Модульный принцип позволяет комплектовать нужную конфигурацию и производить необходимую модернизацию

Открытость означает возможность замены модулей их более современными версиями, а также возможность подключения дополнительных устройств к ПК с целью расширения функциональных возможностей.




Определить базовый состав ПК

Базовый состав персонального компьютера включает в себя системный блок, монитор, клавиатуру и мышь.




Ввести понятия основных компонентов системного блока и их характеристик

В системном блоке стационарного компьютера или в корпусе компактного находятся основные логические узлы – это материнская плата с процессором, блок питания, накопители внешней памяти и т. д.

Материнская плата — это сложная многослойная печатная плата, на которой устанавливаются основные компоненты персонального компьютера. Как правило, материнская плата содержит разъёмы (слоты) для подключения дополнительных контроллеров.

Микропроцессор – это центральный узел в системном блоке ПК, предназначенный для управления работой всех блоков компьютера и для выполнения арифметических и логических операций над информацией. Основная характеристика – частота генератора тактовых импульсов. Генератор тактовых импульсов генерирует последовательность электрических импульсов. Промежуток времени между соседними импульсами определяет время одного такта. Каждая операция выполняется за определенное количество тактов. Следовательно, чем выше частота, тем выше быстродействие ПК. Измеряется в Гигагерцах.

Следующая характеристика процессора – это его разрядность, т.е. количество битов данных, которое устройство может обработать или передать одновременно. Современные процессоры 64-х разрядные.

Основная память предназначена для хранения и оперативного обмена информацией с прочими блоками. Она состоит из: постоянного запоминающего устройства и оперативного запоминающего устройства.

ПЗУ служит для хранения неизменяемой (постоянной) программной и справочной информации, позволяет только оперативно считывать хранящуюся в нем информацию. Изменить информацию в ПЗУ нельзя. Выполнено в виде микросхем на системной плате. В эту память при изготовлении компьютера занесена служебная управляющая информация – программы BIOS (BaseInputOutputSystem), которые управляют устройствами ввода-вывода. В BIOS находиться программа тестирования оборудования и программа начальной загрузки, обеспечивающая запуск ПК. Вся записанная в ПЗУ информация хранится постоянно и не уничтожается при выключении ПК.

ОЗУ предназначено для оперативной записи, хранения и считывания информации (программ и данных), непосредственно участвующих в информационно-вычислительном процессе, выполняемом ПК в текущий момент времени. Главное достоинство ОЗУ – высокое быстродействие и возможность обращения к каждой ячейке отдельно. Однако в ОЗУ невозможно сохранить информацию после выключения питания или после закрытия программы. Измеряется емкость ОЗУ в Гигабайтах.

Внешняя память используется для долговременного хранения любой информации. Внешняя память содержит разнообразные виды запоминающих устройств. Основным является накопитель на жестком магнитном диске. Он предназначен для хранения больших объемов информации, записи и выдачи информации в ОЗУ. На нем хранится все программное обеспечение компьютера. Винчестер имеет самую высокую скорость обмена информацией с другими устройствами. Объем памяти жесткого диска измеряется Терабайтами.

Дополнительные устройства внешней памяти используется для долговременного хранения любой информации.

Видеокарта. Совместно с монитором видеокарта образует видеосистему компьютера. Видеокарта (видеоадаптер) выполняет все операции, связанные с управлением экраном монитора и содержит видеопамять, в которой хранятся данные об изображении.

Звуковая карта выполняет операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки. Звук воспроизводится через колонки (наушники), подключаемые к выходу звуковой карты. Имеется также разъём для подключения микрофона. Основным параметром ЗК является разрядность, чем выше разрядность, тем меньше погрешность, связанная с оцифровкой, тем лучше звучание.

Объяснить назначение и характеристики мониторов

Монитор

Это универсальное устройство для вывода информации на экран. Монитор подключается к компьютеру через разъем системного блока к видеокарте.

Существует два режима работы монитора: текстовый и графический.

Характеристиками качества монитора являются: разрешающая способность (количество точек – пикселов, «умещающихся» на экране) по горизонтали и вертикали, цветовая палитра (цветные и монохромные), размер экрана по диагонали. Различают мониторы следующих типов:

  • монитор на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ),

  • жидкокристаллические (LCD),

  • плазменный — на основе плазменной панели,

  • светоизлучающий диод (LED),

  • органический светоизлучающий диод (OLED)

Объяснить назначение клавиатуры

Клавиатура

Компьютерная клавиатура — устройство, позволяющее пользователю вводить информацию в компьютер (устройство ввода). Представляет собой набор клавиш (кнопок), расположенных в определённом порядке .

Объяснить назначение мыши

Мышь

Мышь – устройство управления манипуляторного типа. Обеспечивает перемещение курсора по экрану монитора при перемещении манипулятора по ровной поверхности. Тем самым осуществляет управление объектами, изображенных на экране: окон, пиктограмм, меню и т. д.

Мышь содержит две или три кнопки, а также может содержать ролик.

Показать, что компьютер является моделью человека

Функция

Человек

Компьютер

Хранение информации

Память

Устройства памяти

Обработка информации

Мышление

Процессор

Прием (ввод) информации

Органы чувств

Устройства ввода

Передача (вывод) информации

Речь, двигательная система

Устройства вывода



IV этап. Закрепление полученных знаний (5 мин.)

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закрепить знания, полученные на уроке

(Ф/И) Ответьте на следующие вопросы:

  • Какие задачи решает персональный компьютер?

  • Перечислите основные устройства базовой конфигурации ПК и укажите их назначение.

  • Какое устройство необходимо компьютеру для хранения и запоминания информации?

  • Какие виды памяти вы знаете?

  • Какое устройство необходимо для управления компьютером?

  • Перечислите основные характеристики монитора.

Отвечают на поставленные вопросы и приводят примеры.

V этап. Итоги урока. Рефлексия (5 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Что понравилось на уроке, что нового вы узнали?

Обсуждают урок.

VI этап. Задание на дом (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Поясняет выполнение домашнего задания

Подготовиться к тестированию по теме «Устройство ПК»