Файл: Гендерные стереотипы в педагогической профессии социологический анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

86
 1. Выяснить мнения преподавателей относительно уровня сформированности компетенции будущих педагогов.
 2. Выявить уровень заинтересованности будущих выпускников в своей профессии.
 3. Разработать модель привлечения мужчин педагогов в дальнейшей профессиональной деятельности.
 4. Проанализировать рекомендации преподавателей относительно направлений подготовки будущих педагогов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Обоснования выборки: В соответствии с целью и типом исследования целесообразным является использование выборки в размере 10 человек. В исследовании приняли участие 7 женщин и 3 мужчин, имеющих опыт преподавания от 19 до 65 лет.
Метод исследования: экспертное интервью.
Этапы:
1.
Подготовительный этап: изучение темы, разработка инструментария.
2. Сбор социологической информации.
3. Анализ собранной информации.
В интервью приняли участие следующие респонденты:
Ольга Анатольевна – кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедры «История и философия» ТГУ. Стаж работы 35 лет.
Владимир Алексеевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры
«История и философия» ТГУ. Стаж работы 19 лет.
Ирина Анатольевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры
«История и философия» ТГУ. Стаж работы 31 год.
Елена Анатольевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры
«История и философия» ТГУ. Стаж работы 20 лет.
Галина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» ТГУ. Стаж работы 25 лет.

87
Валентина Мергазовна – кандидат биологических наук, доцент кафедры "Физическое воспитание" ТГУ. Стаж работы 30 лет.
Валерий Александрович – доцент кафедры «Адаптивная физическая культура» ТГУ. Стаж работы 37 лет.
Любовь Сергеевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры "Физическое воспитание" ИФКиИС. Стаж работы 40 лет.
Юрий Андреевич – доктор педагогических наук, профессор- консультант кафедры «Педагогика и методики преподавания» ТГУ. Стаж работы 65 лет.
Марина Олеговна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Педагогика и методики преподавания» ТГУ. Стаж работы 20 лет.

88
Приложение 5
Вопросы для интервью
1) Дайте, пожалуйста, характеристику современному студенту педагогических специальностей (обобщенный образ).
2)
Скажите, пожалуйста, насколько подготовленными к профессиональной деятельности педагога выходят из вузов выпускники?
3) Какими личностными и профессиональными качествами должны обладать молодые педагоги?
4) Как Вы думаете, с чем связан дефицит молодых кадров на уровне общего и среднего профессионального образования, и планируют ли Ваши выпускники работать по специальности?
5) Можете ли Вы предложить методы решения проблемы низкой заинтересованности будущих выпускников в профессиональной реализации полученной специальности?
6) В системе российского образования в целом существует дефицит педагогов мужского пола. Как Вы считаете, нужно ли решать эту проблему, и если да, то какими способами?
7) Ощущаете ли Вы в целом какие-либо отклонения в российской системе воспитания? Связано ли это с преобладанием в этом процессе представителей женского пола?
8) Каким образом введение федерального образовательного стандарта нового поколения повлияло на Вашу профессиональную деятельность?
9) Существуют ли какие-либо недостатки в новом стандарте?
10) Если бы Вы могли участвовать в разработке образовательного стандарта, по каким направлениям Вы бы разработали профиль педагогической специальности?


89
Приложение 6
Стенограмма интервью
1. Дайте пожалуйста характеристику современному студенту педагогических специальностей (обобщенный образ).
Ольга
Анатольевна, стаж 35 лет
Все делятся на определенные категории
1) замотивированные - понимающие ради чего они сюда пришли и где они хотят работать
2)ищущие- которые через гуманитарные профессии пытаются прежде всего себя понять
Ирина
Анатольевна, стаж 31 год хорошие
Елена
Анатольевна, стаж 20 лет
Отличаются от технических специальностей тем, что продолжают интересоваться проблемами развития, присутствует тяга к знаниям
Доброжелательные.
Владимир
Алексеевич, стаж 19 лет
Студенты разные, есть студенты которые занимаются на отлично, есть те, которые занимаются на хорошо и есть удовлетворительно.
Больше преобладают студенты, которые много читают, увлекаются предметом, преподают этот предмет, работают уже в детских дошкольных учреждениях.
В целом студенческий коллектив хороший, обладает достаточными умениями и навыками.
Галина
Александровна, стаж 25 лет
Эрудированные, подготовленные. В большинстве мы довольны своими студентами
Валентина
Мергазовна, стаж 30 лет
Уровень студентов, желающих получить знания действительно становится выше, во первых- студенты стали посещать занятия близко к
100%, их интересует очень много вопросов по будущей специальности, тем более так как рынок у нас конкурентоспособный и ребята стараются очень много времени проводить. Они очень много уделяют внимания нашумевшим направлениям, это как инструкторы фитнес залов, они берут очень много информации, стараются подобрать музыку, стараются пройти дополнительные мастер классы с известными специалистами, потому что в принципе они понимают что в перспективе выходя из университета мы даем хорошие знания и они стремятся быть хорошими специалистами. В связи с конкуренцией на рынке труда ребята стараются получить как можно больше информации и практики, для того чтобы работать. Студенты очень часто помогают организовывать мероприятия, делают разные проекты. Стараются везде участвовать. На сегодняшний день видно, что ребята поступают для того, чтобы в перспективе работать по этой специальности и это радует.
Валерий
Александрович, стаж 37 лет
Хорошие студенты, учатся хорошо, но вот в последние годы очень много сталкиваются с определенными трудностями, которые связаны с платой за обучение, они разрываются между работой и учебой, мало


90 того что у нас они разрываются на 3 части, потому что многие из них еще и занимаются спортом. Им конечно приходится тяжелее чем остальным.
Любовь
Сергеевна, стаж 40 лет
Трудолюбивые заинтересованные люди
Юрий
Андреевич, стаж 65 лет
Каждый студент по-разному подходит к учебе, одни пытаются получить много знаний и дополнительно занимаются самообразованием, а другие так сказать не очень заинтересованы в получении хороших знаний. Но сейчас большинство студентов ответственные и стараются получить хорошие знания. Такие студенты конечно преобладают.
Марина
Олеговна, стаж
20 лет
Большинство студентов очень ответственные, постоянно участвуют в каких-либо проектах, научных конференциях. Конечно есть и такие, кто не очень заинтересован, но таких студентов очень мало.
2. Скажите, пожалуйста, насколько подготовленными к профессиональной
деятельности педагога выходят из вузов выпускники?
Ольга
Анатольевна, стаж 35 лет
Индивидуально. Невозможно из преподавательской головы вложить знания в головы всех студентов. И если не складывается обоюдная заинтересованность направленного процесса студента и преподавателя, то вот здесь может быть разный результат. Поэтому одни выходят блестящими выпускниками, практически готовыми к профессиональной деятельности, а другие так инфантильными и остаются много лет.
Ирина
Анатольевна, стаж 31 год
Студенты выходят из вузов более менее подготовленными, но на мой взгляд не совсем достаточно
Елена
Анатольевна, стаж 20 лет
Знания, которые они получают здесь крепко закрепляются.
Владимир
Алексеевич, стаж 19 лет
Практической деятельности может быть и не хватает, с теорией все у них хорошо.
Галина
Александровна, стаж 25 лет
Каждый студент по разному подготовлен в зависимости от того как обучается, как относится к учебе, есть ответственные, есть менее ответственные, в основном студенты неплохие, хорошие.
Валентина
Мергазовна, стаж 30 лет
Ну все выпускники разные, по разному подготовлены, кто-то берет максимальное количество знаний и пытается уже практиковаться во время обучения в различных центрах реабилитации, в различных фитнес залах, а кто-то в принципе более равнодушен к этому, поэтому сказать что кто-то подготовлен лучше или хуже сказать очень сложно.
Кто-то выходить квалифицированным специалистом и он уже востребован на рынке труда, у него уже есть место куда его берут, кто- то выходит и подходит сразу к нам же и спрашивает есть ли где место, чтобы можно было устроиться.


91
Валерий
Александрович, стаж 37 лет
Подготовлены хорошо. Единственное есть вузы специального обучения, например академии спорта, например в Волгограде, они определяются именно по определенному виду спорта и готовятся тренера из них.
Разница между таким обучением и нашим большая. Здесь готовятся преподаватели общего профиля. Но хочу сказать, что за последние годы обучаемость намного выросла, студенты стали более ответственными.
Любовь
Сергеевна, стаж 40 лет
Ну я считаю что процентов на 90 уже выходят подготовленными.
Юрий
Андреевич, стаж 65 лет
Не мне их судить, а будущим работодателям. Но на мой взгляд, студенты в большинстве случаев выходят с достаточно приличным уровнем знаний.
Марина
Олеговна, стаж
20 лет
Выпускники у нас выходят достаточно подготовленными для будущей профессиональной деятельности.
3. Какими личностными и профессиональными качествами должны обладать
молодые педагоги?
Ольга
Анатольевна, стаж 35 лет
1)Прежде всего это трудолюбие, потому что педагог всю жизнь учится, и он должен отдавать себе отчет в том, что он будет учиться всю жизнь.
2)Дисциплина. Потому что нужно себя заставлять все время.
3) Человеколюбие, мудрость-понимание людей, умение контактировать с ними
Ирина
Анатольевна, стаж 31 год
Доброжелательность, терпение, оптимизм
Елена
Анатольевна, стаж 20 лет
Должны быть доброжелательными, любить детей, знать психологические особенности каждого ребенка, уметь быстро адаптироваться, уметь владеть аудиторией, обладать гибкостью в общении и должны быть уверенными в себе
Владимир
Алексеевич, стаж 19 лет
Я скажу просто и по военному - делай как я. Будущий педагог должен обладать двумя личностными качествами, первое качество – он должен быть примером, а второе – не обижать других людей.
Галина
Александровна, стаж 25 лет
Должен быть компетентным
Умение общаться
Умение грамотно выстраивать свою речь умение договариваться
Умение решать конфликты
Валентина
Мергазовна, стаж 30 лет
Конкурентоспособность
Профессионализм
Коммуникабельность
Валерий
Александрович,
Любовь к детям, которых обучают
Желание работать