Файл: Гендерные стереотипы в педагогической профессии социологический анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 отношение к телесным, плотским различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психические, общественные, культурные особенности»
16
Как только ученые попробовали применить новый термин, появились трудности. Понадобилось квалифицировать: есть ли «гендер» мыслительная система, т.е. элементарно новая научная дефиниция, определяющая общественные и культурные функции адепта такого или же другого пола.
Или же, «гендер» – это исконно свойственное качество для человека, в котором особенности, свойства и половые качества не просто тесно связаны, а соединены в одно целое с обозначенным обществом признанными стандартами, суждениями, мерками, взорами, и т.д.
Осознание гендера как культурного знака можно связать с таким направлением в социологии как символический интеракционизм, ключевым адептом которого, считается Джордж Герберт Мид. Парадигма символического интеракционизма, определяющим ставит взаимодействие индивидов с помощью символов – значений, которые приписываются социальным окружением каждому индивиду как носителю того или иного пола.
В этой связи, «гендер» является воплощением идеи о том, что женщина как представитель «слабого» пола и мужчина как представитель «сильного» пола должны обладать строго определенными характеристиками, носить соответствующие прически и одежду, выбирать подходящие профессии. В реальности между мужчинами и женщинами существует больше однообразия, чем различий, в связи с чем, Маргарет Мид замечает:
«…многие, если не все черты личности, которые мы считаем мужскими или женскими, так же слабо связаны с полом, как та одежда, манеры или
16
Костикова И.В. Введение в гендерные исследования. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2012. – С.72.

12 головной убор, которые общество в данный период предписывает каждому полу».
17
В развитых обществах общественная потребность в разделении труда по признаку половой дифференциации отпала. Современное российское общество претерпевает инновационные изменения, пронизывающие все сферы жизни последнего, в результате чего прогрессивные процессы в технологических, научных, социальных, политических и культурных отраслях, становятся достоянием общественности и освобождают индивида от выполнения некоторых рутинных действий.
В частности, женщине в современном обществе больше не отводится сугубо «домашняя» роль. Это стало возможным благодаря таким процессам, как снижение детской смертности, появление и увеличение числа детских садов (государственных и частных), доступность предметов детской гигиены и питания (влажные салфетки, одноразовые подгузники, искусственные смеси и пр.), увеличение количества бытовой техники, существенно сокращающей физическую и временную нагрузку на женщин, а также, что немаловажно закреплением в качестве социальной нормы феномена
«работающей и успешной женщины с детьми».
При этом в ряде работ утверждается, что сохраняются и традиционные представления: от женщин требуется сосредоточение в личной сфере, а от мужчин преуспевание в сфере социальной. При этом женские рабочие места и женские профессии формируются обычным перенесением на социальный уровень классических женских занятий в рамках семьи. Бытует мнение о том, что женское занятие не столь социально значимо, не престижно и вследствие этого оно менее оплачиваемое при сопоставлении с мужской занятостью в профессиональной сфере
18 17
Мид М. Пол и темперамент в трех примитивных обществах.
пер., примеч. и послесл. Ю.А. Асеева. – М.:
«Наука», 1935. – С.86.
18
Разумникова О.М. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как фактор выбора профессии. – М.: «Высшая школа», 2011. – С.99.


13
Американский социолог Ирвинг Гофман вводит в научный оборот совершенно новое понятие «гендерный дисплей». Это понятие он раскрывает как социально нормативные идентификационные проявления, которые свидетельствуют о принадлежности индивида к определенной категории пола. По его мнению, моделирование дисплея полностью зависит от шаблонов, стереотипов, помогающих конструировать женственность и мужественность подобно представителям идентификационной группы.
Кроме того, они позволяют ощущать свою непротиворечивость и сопричастность
19
Теория социальных ролей принадлежит автору Элис Игли. Исходя из теории Э. Игли, причины формирования гендерных стереотипов коренятся в различиях мужских и женских социальных ролей. То есть восприятие образов мужчины и женщины проистекает из выполняемых ими социальных ролей. В своей работе ученый анализирует эксперимент, проведенный К. До и Л. Льюис, в ходе которого мужчины и женщины поменялись выполняемыми ими социальными ролями. Результат эксперимента показал, что мужчины, исполнявшие женские роли, были оценены более женственно; а женщины, которые выполняли мужские роли, оценивались более мужественно, при сравнении с ситуациями, когда мужчины и женщины выполняют установившиеся традиционные роли. Исходя из этого, Э. Игли констатировал, что различные гендерные роли связаны с гендерными стереотипами
20
Традиционные роли заключаются в том, что женщины должны выполнять работу по хозяйству и воспитывать детей, а мужчины должны зарабатывать, тем самым обеспечивая семью. В случае, когда отношения между мужчиной и женщиной выливаются в случай «двухкарьерного контакта», то домашние обязанности делятся на «мужские» и «женские».
19
Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и стереотипизация: методологические подходы // Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России (региональные аспекты): материалы круглого стола. – М., 2001. – С.57.
20
Боровская Л.А. Теория стереотипов Липпмана и ее последующая трансформация в социальной науке//
Вестн. НАУ. Сер.: Философия. Культурология. 2005. №1(2). С. 104 -106.

14
Стоит отметить, что, несмотря на то, что в российском обществе, на наш взгляд, преобладает традиционный взгляд на разделение труда, несомненно, многие семейные пары предпочитают обмен гендерными ролями.
Обмен ролями возможен только тогда, когда этого требуют ситуативные обстоятельства. Случаи длительного обмена ролевыми установками на межличностном и институциональном уровнях, в российском обществе не находят должной поддержки и как правило данные явления рассматриваются как исключения (например нетрадиционная сексуальная ориентация). Таким образом, различные гендерные стереотипы, со стороны данной теории, зависят от перераспределения ролей. Если мужчины и женщины будут занимать эквивалентные социальные позиции, то их взгляды и поведение станут схожими, а значит гендер и гендерные стереотипы потеряют свою многозначность как следствие их поведения.
Джудит Батлер была одной из первых ученых, которая обозначила телесные характеристики пола и гендера. В первую очередь, она обращала внимание на то, что гендер никак не может являться следствием биологического пола и не имеет своей целью внешне зафиксировать пол.
Гендер конструируется культурой на анатомически разных телах
21
. Поэтому нельзя считать, что все дисплеи совершенно идентичны и всегда определенно точно могут охарактеризовать конкретный пол, потому что необходимо брать в учет индивидуальные особенности, представления о женственности и мужественности, сексуальную ориентацию. Индивиды оценивают друг друга исключительно по внешним признакам и, как правило, не подозревают о половой сущности собеседника или теряются в догадках о его половой принадлежности.
21
Батлер Дж. Гендерное беспокойство// Антология гендерной теории: сб.пер. / Сост. Е.И. Гапова,
А.Р.Усманова. Минск: «Пропилеи», 2000. – С. 305.


15
Формирование гендерных стереотипов происходит с очень раннего возраста в ходе процесса социализации и усвоения культурных ценностей, обычаев, норм и взглядов о необходимом полоролевом поведении.
Значимость чужого мнения в процессе социализации отмечают
П. Бергер и Т. Лукман. Согласно их теории, человек, живя в обществе с другими людьми, входит в объективный мир общества. Значимые другие являются агентами социализации и играют функцию поддерживания субъективной реальности индивида, её легитимации
22
. Значит, содержание стереотипов отвечает общепринятым нормам более старшего поколения, в котором проходила первичная социализация индивида. И в период вторичной социализации индивида, происходящей благодаря обществу, воспроизводится создание и формирование понятий мужественности, женственности, гендерных ролях.
Важное замечание, которое необходимо отметить, заключается в том, что если социализация индивида происходит в двух разных поколенченских группах, то это создает ситуацию противоречия в том случае, когда полоролевое поведение не отвечает представлениям и сознательным установкам. В качестве примера можно привести переход от модели семьи традиционной к эгалитарной. Большое количество молодых семейных пар продолжают следовать патриархальному типу взаимоотношений: это прослеживается в разделении домашних обязанностей, ответственности за принятие решений и пр., при этом, как правило, один из супругов отчетливо желает равноправия в отношениях с супругом
23
Отсюда следует то, что построение гендера и гендерных ролей выполняется не только уровне сознания, но и бессознательно, автоматически, когда роли воспроизводятся неосознанно и не дают вырваться желаемому поведению. В труде У. Липпмана, создателя теории социальной
22
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.:
«Медум», 1995. – С. 89.
23
Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева //
Социологические исследования. – 2003. – №7. – С. 92-100.

16 стереотипизации, описаны подобные исследовательские результаты.
У.Липпман предполагал, что индивид при столкновении с новым стереотипом, выбирает одно из двух: первое, не желает менять прежние стереотипы и как следствие игнорирует впечатления, второе, изменяет свою картину мира
24
. Здесь есть одна особенность: люди более гибки к изменениям собственных установок в детском и юношеском возрасте. Люди старшего возраста не придают особой значимости новым стереотипам и как следствие гендерным. Исходя из теории, написанной У. Липпманом, с точки зрения конструктивизма, при изменении собственных убеждений, человек способен перестроить и собственные манеры (поведение), внешность под воздействием стереотипов в рамках своей гендерно-идентификационной группы.
В трудах М. Киммел отмечается, «в обществе всегда есть два фактора, влияющих на гендерное поведение: требование социальной ситуации и предшествующий опыт бытия девочкой/мальчиком, женщиной/мужчиной…»
25
. В частности, следуя за изменением гендерных взаимоотношений, происходит трансформация гендерных стереотипов положения мужчин и женщин в обществе. В эпоху, когда общество информационно насыщенно все изменения в социальной сфере подвергаются репрезентации со стороны масс-медиа, которые, несомненно, играют значительную и двойственную роль в построении гендерного поведения.
По идеям С. Кокберн, в целом мужчины оказались более способными к трансформации собственных физических качеств в общественное и финансовое превосходство над представительницами слабого пола: они организовали собственную занятость так, чтобы вскоре получать выгоду от тех различий, которые они сами и сконструировали. Атрибуты силы и профессионализма обширно применяются в конкуренции между мужчинами
24
Lippman W. Public opinion. N.Y., 1922. P.88 25
Киммел М. Гендерное общество / пер.с англ. М.: «РОССПЭН», 2006. – С. 126.


17 при разработке ими собственной иерархии, которая разрешает им властвовать над женщинами
26
Ф. Райт, известный мыслитель начала 19 века, решилась высказать предположение, что «до тех пор, пока же женщины не займут подобающего места в обществе, определенного здравым смыслом и хорошим намерениями, человек не станет быстро совершенствоваться». По ее воззрению, «напрасны старания, сдерживающие добрую половину семейства человеческого…
Какое бы место ни занимали женщины на пути становления семейства человеческого, они этот путь определяют. Они развиты? – означает то, что общество еще не закоснело в невежестве и грубости. Они невежественны? – означает то, что и общество вульгарно. Они мудры? – означает, все вокруг процветает. Глупы? – за это время все идет вверх дном. Они свободны? – облагораживается людская природа. Порабощены? – означает, человечество находится в упадке»
27
Таким образом, исходя из описанных выше теорий, сформулируем собственное видение понятия гендера как социокультурного феномена. На наш взгляд, гендер – это социальный пол, который определяет поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив.

1.2. Гендерные стереотипы в профессиональных сферах
Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности иных социально-демографических параметров (возраст, раса, класс, национальность). Гендерная стратификация – это процесс, при помощи которого гендер делается почвой общественной стратификации
28 26
Кокберн С. Пространство между нами. Обсуждение гендерных и национальных идентичностей в конфликтах. М.: «Идея-прес», 2002. – С.75.
27
Брандт Г.А. Природа женщины как проблема. Концепции феминизма. – М.: «Просвещение», 2012. – С. 43.
28
Блохина Н. Понятие гендера: становление, основные концепции. – СПб.: «Питер», 2011. – С. 54.

18
Обратимся к определению базовых понятий нашей темы. Итак, под социальным стереотипом мы будем понимать схематический, стандартизированный тип общественного явления или же объекта, как правило, эмоционально окрашенного и обладающего большой стабильностью. Он выражает обычное отношение человека о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту. Зачастую является синонимом архаичных и тенденциозных представлений, связанных с предрассудками.
Под гендерным стереотипом мы понимаем схематизированные, относительно устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые на всех представителей той или иной гендерной общности. Гендерные стереотипы огромное влияние оказывают на формирование гендерной идентичности личности. Гендерная идентичность – отождествление себя индивидом с тем или иным гендером. Гендерная идентичность включает в себя гендерную самооценку, структуры поведения мужчин и женщин, принятых в данном обществе.
При этом полоролевая идентичность как у женщин, так и у мужчин складывается и меняется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стандартов, прививаемых средствами массовой информации. Не обращая внимания на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в приобретении одной или же другой профессии, исторически образовавшиеся стандартные представления о
«мужских» или же «женских» специальностях существуют между значительной частью населения.
И. Тартаковская считает, что на фоне происходящих в настоящее время политических, социальных и финансовых перемен во всем мире, содержание гендерных ролей подвергается модификации. Впрочем во множестве культур женщины и мужчины воспринимаются как владеющие взаимоисключающими, противоположными личностными и поведенческими