Файл: Гендерные стереотипы в педагогической профессии социологический анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 чертами. Мужчины представляются как брутальные, крепкие, автономные, мудрые и творческие; женщины – как послушные, чувственные, ограниченные и некрепкие. Определение маскулинности как «мужского», а феминности лишь только как «женского» считается стереотипным, создающим неверные консервативные представления
29
Анализ половых различий в значимости тех или же других характеристик демонстрирует, что различия связаны с тем, что собственно женщины склонны выбирать работу с людьми и рассматривают качество производственных отношений как один из ведущих факторов выбора профессии, а мужчины придают основное значение свободе и автономии деятельности.
Половые стандарты, сопровождающие и нынешний процесс социализации, имеют все шансы дезориентировать, оказавшись неверными или же недостаточно отвечающими реальности, и всерьез деформировать личностное становление и межличностное взаимодействие. Не смотря на то, что сами стандартные представления имеют тенденцию оставаться стабильными на протяжении долгого времени как в личном, например и социальном сознании, перемена ценностей и культуры отношений людей закладывает базу для формирования новых общепризнанных мерок и правил поведения в современном мире.
Нередко стереотип преувеличивает половые различия, которые на самом деле не считаются устойчивой чертой отдельных личностей. В современном обществе есть большое количество женщин, которые благополучно промышляют бизнесом, и мужчин, которые обретают себя в творчестве и обычно чисто в женских профессиях
30
В обыденном сознании есть достаточно устойчивые представления о делении профессиональных занятий по полу. Само название профессии нередко имеет ее гендерную идентификацию. К примеру, почаще
29
Тартаковская И. Мужская работа, женская работа. – СПб.: «Феникс», 2012. – С. 32.
30
Хоткина З.А. Гендерные исследования в России. – СПб.: «Феникс», 2011. – С. 74.

20 употребляется в тексте «уборщица», но официальное заглавие – «уборщик».
«Прачка», «швея» у них нет мужской аналогии, а, к примеру, «прораб» – женской. В базе этого лежат классические представления о гендерных ролях и «естественном» разделении труда по признаку пола, которые включают различия между неоплаченным женским трудом (бытовым) и оплачиваемым трудом мужчины. Компетентная сегрегация по различиям полов в большой степени обоснована перенесением данных стандартов на сферу занятости –
«женские» профессии станут продолжением семейных обязательств и считаются связанными с защитой репродуктивной функции.
Русский гендерный порядок обуславливал отличие ролей мужчин – кормильца семьи, чей общественный статус определялся положением на работе, и женщины, не только работающей, но основную ответственность несущей за бытовое хозяйство. Половые идентичности русского времени до сих времен продолжают оказывать значительное воздействие на поведение людей в сфере занятости. Предубеждения по поводу гендерного деления труда характерны как нанимателям, так и самим сотрудникам, заставляя их выбирать соответствующее место в профессионально – квалификационной структуре экономики.
В сфере занятости стандарты предстают перед нами в облике
«гендерного вида рабочего места», которое имеет возможность определяться как «мужское», «женское» или же «гендерно-нейтральное». Буквально ни одно рабочее пространство не считается «гендерно-нейтральным», составление гендерной структуры трудового рынка в значимой степени обосновано воздействием классических стандартов, свойственных его главным субъектам: сотрудникам и нанимателям. Половые стандарты срабатывают как субъективные ограничения возможностей работников, оказывая воздействие на их мотивацию и степень требований. Впрочем общественная практика заменяет классические представления: люди все чаще определяют половые свойства личного рабочего пространства в согласовании с собственным полом, а не со стандартными представлениями


21 о работе. В то же время представления о «мужской» и «женской» работе довольно подвижны, общественные практики оказывают на них важное влияние. Занимая определенное рабочее пространство, вполне вероятно,
«нейтральное» для нанимателя, главная доля сотрудников просто присваивает собственной работе гендерный ярлычок, который буквально всякий раз соответствует их полу.
Взаимодействие двух ведущих акторов трудового рынка – работодателей и сотрудников – ещё один уровень, на котором происходит гендерная структуризация рынка труда. Работодатель определяет запросы к кандидатам на рабочие места, между ними пол играет важную роль. В советский период эта дискриминация имела, по последней мере, скрытый нрав. На многочисленных щитах «Требуются работники…» не полагалось обозначать их социально-демографические параметры. После развала советской системы наниматели, более неподвластные давлению идей, которые были связаны с осуществлением эгалитарной политики, равных условий в рабочей сфере, реализовали требования к полу и возрасту работников явными и общепринятыми. Представления работодателей создают картину гендерной сегрегации рынка вакансий
31
Таким образом, модели отношений в работе, поддерживаемые гендерными стандартами, тесно связаны феноменом гендерной сегрегации проявляющейся в асимметричном распределении представителей противоположного пола, причем, не только на служебном уровне, но и в и хозяйственном профессиональном. Отраслевая сегрегация заключается в том, что женщины в большей мере сконцентрированы в конкретных секторах экономики домашней работы: легкая, пищевая, лекарственная, швейная индустрия, воспитание, здравоохранение и др. Мужчины как правило работают в промышленности как тяжелой, так и добывающей, транспорте, строительно-монтажных работах и т.д. Разделение труда по половому признаку, как правило, увязано с образами о «мужской» и «женской» работе
31
Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований. – СПб.: «Питер», 2013. – С. 48.

22 на основании половых различий, которые используют гендерные стереотипы, все же продолжают опираться на «естественных» качествах, особенностях и способностях полов
32
Нужно обозначить, что вся профессиональная сегрегация, по различиям полов обусловлена представлением о женской работе как продолжении ее семейных обязательств и защиты репродуктивной функции, которая содействует распространению мнения, что женщины сами избирают наименее «требовательные» виды занятости. Этот вывод не предусматривают такого прецедента, что женщины, до этого всего, социализируются как будущие матери, в чей долг входит внимание о иных членах семьи, в то время как структура рынка не подразумевает подключения семейных обязательств. Вследствие этого, когда представительницы слабого пола избирают неполный рабочий день, они стремятся не к высокой оплате, а желанием объединить прямые обязанности в семье и на работе.
Подводя итоги, можно отметить то, что до сих пор одним их ключевых причин труда по различиям пола продолжает играть воздействие гендерных установок
33
, заявляющих, что биологические особенности женщин, связанные с репродуктивной функцией отрицательно воздействуют на их успешность в профессиональной сфере. Половые стандарты воздействуют на реализацию собственных актуальных требований мужчин и женщин, а труд, экономическая свобода – это как раз те элементы, которые дают возможность личности быть самостоятельной и способной воплощать собственные актуальные цели.
Одной из профессий, которая подвержена гендерной сегрегации, и которую на нынешний день элементарно нужно рассматривать с точки зрения гендерного расклада, считается специальность преподавателя.
Преподаватель – это широкая профессия, объединяющая людей, которые трудятся в школах учителями, педагогами в институтах и профессионально-
32
Тартаковская И. Мужчины на рынке труда. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2011. – С. 69.
33
Сафонова М.В. Гендерные стереотипы и их влияние на человека. – СПб.: «Феникс», 2010. – С. 155.


23 технических училищах
34
. То есть те люди, которые принимают участие в том, чтобы его ученик получил нужные знания в какой-нибудь области. Они желают предоставить учащимся качественное образование и воспитание.
Педагог – одна из самых древних профессий, давно уже настоятельно требует к себе особенного внимания, так как ее авторитет в конце XX – начале XXI века важно понизился. «Утраченное почтение к профессии воспитателя, педагога в русском обществе до сих времен не вернулось», – считает председатель жюри конкурса «Учитель года России», ректор МГУ имени Ломоносова В. Садовничий. «Чтобы не говорили тут (на конкурсе
«Учитель года России») преподаватели о кое-какой самодостаточности, но в случае если поддерживать разговор в целом, то не все сделано для того, чтобы привлекательность данной профессии была на высоком уровне», – заявил ректор.
Тем не менее, это одна из самых популярных профессий в мире: в РФ их больше 3 млн., и в пределах пятидесяти процентов из их – школьные учителя.
35
В пределах 26% россиян с высшим образованием имеют педагогическое образование, между женщинами данный показатель ещё больше – в пределах тридцати пяти процентов. К примеру, специальность учителя одна из самых популярных в Финляндии, по собственной популярности она уступает лишь только профессиям доктора и пожарного, при этом к преподавателю предъявляются высочайшие запросы, ключевые из них – высочайшее воспитание и чуть ли не ученая степень.
У всякой профессии есть собственные конкретные особенности, специальность преподавателя выделяется следующими характеристиками
36
:
1.
Эта работа носит преемственно-перспективный характер. Это значит, собственно что преподаватель, делая упор на навык прошлого, проектирует становление личности на перспективу, на будущее.
34
Костикова И. Перспективы гендерного образования в России. - СПб.: «Феникс», 2011.
– С. 75.
35
Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] // URL https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115829 (Дата обращения: 02.11.2016)
36
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. – М.: «Дельта», 2011. – С.
79.

24
Преподаватель всякий раз заглядывает вперед: к чему, к какой жизни начинать готовить учащихся. Значит, преподавателю нужно мастерски обладать опытом прошлого, тем более отлично ориентироваться в современной жизни и предугадать контуры будущего, предвосхищать действия, которые имеют все шансы быть в будущей жизни.
2.
Объект педагогической работы (воспитанник) – каждый день развивающийся и меняющийся оживленный индивидуум (или группа). Он содержит собственные цели, мотивы работы, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, значит, преподавателю приходится «приспосабливать» собственную работу к особенностям данного объекта для того, чтобы он стал союзником, интенсивным соучастником учебного процесса. В идеале взамен субъектно-объектного отношения формируется субъектно-объектное взаимодействие между педагогом и учащимся.
3.
Педагогическая работа содержит коллективный характер. В школе и в иных учебно-воспитательных учреждениях, трудится не педагог- одиночка, а каждый из членов педагогического коллектива. Это более заметно в том классе, где трудится 8 – 10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть ещё воспитатели. Всякий из них добьется серьезных итогов лишь только за это время, когда будет выработана общая задача на перспективу.
На данную особенность педагогической профессии рассматривал преподаватель и публицист А.С. Макаренко
37
. Он думал, что в коллективе воспитателей любой наставник, педагог, будучи неподражаемой личностью, обогащает коллектив и обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть различные учителя: молодые и пожилые, женщины и мужчины, приверженцы различных видов искусства. В этом и есть весь смысл, так как,
37
Мысли, идеи, принципы А.С.Макаренко в современном образовании. Сборник докладов республиканских
Макаренковских педагогических чтений (Абакан, 21 декабря 2007 года). / Ред.- составитель В.В. Лушников.
– Абакан: «РОСА», 2007. – С. 55.


25 только коллективная сплоченность и разносторонность принесет большие плоды.
4.
Целенаправленная и санкционированная компетентная работа преподавателя протекает в природной и общественной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На юного человека, не считая воспитателя, оказывают воздействие и способы глобальной информации (СМИ)
38
. В данной случае, когда на становление личности в одно и тоже время влияет большое количество факторов, преподавателю приходится вести
«конкурентную борьбу» с негативными явлениями и находить сторонников в благоприятной среде.
5.
Креативный характер педагогической работы. Диагностируя и оценивая динамичную учебно-воспитательную деятельность, преподаватель каждый день корректирует действия, способы и воздействия, отыскивает новые, подходящие пути достижения цели. Преподаватель в своей работе не имеет возможность ограничиться только накопленным опытом профессиональной работы. Он каждый день отыскивает новое, пополняет и обогащает запас методов работы.
6.
Итоги профессиональной работы воспитателя отдалены во времени. Для сопоставления в пример возьмем садовода, каков станет его сбор по количеству урожая – он выяснит осенью, т.е. спустя 4 – 5 месяцев, хлебопек подводит выводы о собственной работе спустя час, а преподаватель сделает выводы о том, каким стал его ученик узнает только тогда, когда он повзрослеет. Оправдал ли надежды талантливый ученик, наставник выяснит лишь только большое количество лет спустя.
38
Гафизова Н.Б. Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин. – М.: «Академия», 2012. – С. 142.

26
В данной особенности заключена и положительная сторона: наставник остается в признательной памяти собственных учащихся. Тут уместно адресоваться к идее, которой, наверное, не 1 тыс. лет и о которой в работах напоминают специалисты по психологии А.В. и В.А. Петровские: у людей есть надобность запечатлеть себя в иных. Чаще всего наставник и не ставит перед собой особую задачу запечатлеть себя в собственных учащихся. Но это случается само собой, автономно от сознания учителя. Нет странного в том, что новобрачные зовут любимого учителя на свадьбу; молодая мать хочет поделиться с возлюбленным учителем готовностью по случаю рождения первенца. Студент первокурсник, который проходит обучение в далеке от родного дома, на первых же каникулах спешит к учителю для того, чтобы поведать об удачах в институте. Похожие невыдуманные примеры возможно неоднократно продолжать. Во всех случаях, как и вообщем в профессиональной работе воспитателя, парадокс, указанный А. В. и В.А.
Петровскими, имеет место быть ненамеренно, непреднамеренно и непредвзято: наставник конечно остается в памяти собственных учащихся.
7.
У преподавателя не существует права на оплошность – в его руках судьба человека. Образно говоря, работа учителя незамедлительно, без репетиций должна производится сразу на чистовик, без черновиков
(например, в отличие от театральных постановок). Воспитанники – это неподражаемые личности, живущие не в будущем, а в данный момент, сейчас. Естественно, было бы идеально, если бы практически в никакой деятельности промахов не было. Но к сожалению такого априори не бывает.
Но во множества случаях оплошность без нешуточных результатов возможно исправить. Другое дело, педагогическая работа: неприемлемо заподозрить малыша в каких-то нехороших делах, не имея на то необходимых причин: он будет скрытным, обидчивым, подозрительным ко всем и в первую очередь – к учителю. Учитель может допустить ошибку работая с детьми, которая может сказаться у же потом, у взрослого человека разочарованием во всем.
Такая ошибка уже будет на совести у учителя.


27 8.
Особенностью профессии учителя является гуманизм: вера в доброе начало в любом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, сочувствие и помощь в затруднительной ситуации.
9.
Учитель не только обучает других людей, но и сам каждый день обучается, совершенствуя профессионализм. В случае если он не станет пополнять собственные запасы знаний, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Тем самым, непрерывное совершенствование профессионализма считается особенностью педагогической профессии.
В России 2010 год был оглашен Годом Учителя, в следствие этого приоритетными задачами считались: увеличение престижа профессии учителя, становление креативного и профессионального потенциала воспитателей.
Данный год стал периодом подведения промежуточных результатов, а еще периодом начала работы новых программ и планов. Планы проведения разработаны и утверждены уже сегодня, продолжаться конкурсы на получения педагогами денежных поощрений, традиционные конкурсы
«Классный руководитель года», «Учитель года», «Сердце отдаю детям»,
«Воспитатель года» и многие другие.
Специалисты обеспокоены тем, что в большинстве средних учебных заведений преподают детям
39
в основном женщины. Заниматься благородным делом за маленькую заработную плату с абсолютной отдачей, смогут позволить только те, у кого супруги имеют отлично оплачиваемую работу. Среди преподавателей много людей пенсионного возраста. Работая и получая пенсию, они в состоянии гарантировать для себя сравнительно приличную жизнь. Почти всем приходится трудиться по совместительству сразу в нескольких школах. Стоит заметить, что в РФ до революции в городских гимназиях преподавали только мужчины, молодые выпускницы педагогических училищ устраивались работать только в сельские средние
39
Роль системы образования в выравнивании прав для женщин и мужчин. // Гражданские свободы и образование на рубеже веков и континентов. Материалы конференции, Екатеринбург, 2015. – С. 142.

28 учебные заведения. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место.
В последние годы идет старение педагогических сотрудников, каждый
10 наставник – преподаватель пенсионного возраста и для того, чтобы удержать молодых педагогов в учебных заведениях, предпринимается ряд мер, к примеру, для молодых воспитателей предусматривается 25% прибавка к заработной плате в течении трех лет. Не считая того, что молодые преподаватели, пришедшие в среднее учебное заведение после института, получают единовременное пособие в объеме 4 окладов. Даже, несмотря на это, приблизительно 20 процентов начинающих учителей уходят из школ в первый год работы и этому есть ряд причин, среди них жилищная проблема, неготовность взаимодействовать с современными детьми
40
В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский и Е.А. Шуклина считали, что суть социологического подхода к педагогической деятельности состоит в том, чтобы определить, какие социальные задачи и насколько успешно решаются с ее помощью.
41
Они могут быть сформулированы как достижение равновесия между потребностями общества и учительского труда.
Соответствующей квалификации учителей требует переход к обществу, основанном на знаниях и навыках субъектов деятельности. На сегодняшний день значительная часть преподавателей не обладают такой квалификацией.
Смысл состоит в том, чтобы учитель мог быть способным помочь ученикам приобрести знания и умения, которые реально востребованы рынком труда и обществом. Речь идет о новых компетенциях учителя, которые кардинально отличаются от тех, что ему были даны во время процесса его педагогической подготовки. Необходим совершенно другой капитал умений и знаний учителя, чем имевшийся до сих пор. Этот капитал «сталкивается» с большим
40
Роль системы образования в выравнивании прав и возможностей для женщин и мужчин. // Гражданские свободы и образование на рубеже веков и континентов. Материалы конференции, Екатеринбург, 2015.
41
Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Учительство как социально-профессиональная общность
// Социологические исследования. – 2015. – № 2. С. – 114-123.