Файл: Гендерные стереотипы в педагогической профессии социологический анализ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29 сопротивлением профессионального ресурса, существующего у педагога. Но невозможно достичь роста профессиональных достижений педагога и соответствующего статуса и престижа без преодоления этого сопротивления.
Достаточно важным методологическим принципом исследования учительства является, с одной стороны, изучение его как самостоятельной, самодостаточной, автономной общности, с другой – выявление его связей, взаимодействий и отношений с родителями и их учащимися. В нашей жизни происходит столкновение с особенностью, которая заключается в обнаружении «парного» среза в анализе функционирования социальных общностей участников процесса образования. Социальная общность учащихся является «парой» для предмета учительства. Отличие в изучении учительства от других общностей заключается в том, что в учительство добавляется еще одна социальная общность в виде родителей. Родительская роль постоянно увеличивается по мере проявления заинтересованности в воспитании, образовании, социализации и другой помощи, в которой нуждаются дети.
От личности учителя, профессионального навыка, его квалификации, жизненной мудрости зависит, каким вырастет ученик – человек, которому светит возводить будущее нашего государства. По нашему мнению, государственная политика должна быть направлена на то, чтобы в российскую школу приходили и оставались трудиться наилучшие, самые грамотные кадры. Вследствие этого правительство ставит задачу модернизировать школы, совершенствовать материально-техническую основу, увеличивать степень комфорта и в обязательном порядке – увеличивать заработную плату учителям.
30
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Глава 2. Исследования гендерных различий профессии педагога
2.1. Социальные представления о гендерных различиях в профессии
педагога
Соотношение женщин и мужчин в структуре педагогического коллектива общеобразовательных учреждений, несомненно, является достаточно важным социально-экономическим и социально-культурным индикатором статуса и престижа учительской профессии в обществе. Особый научный интерес представляет определение социологического портрета учителя-мужчины и учителя-женщины.
Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, который влияет на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы отмечаются большей эмоциональностью, более конфликтны, чаще подвержены смене настроений, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной мере представлены педагоги-мужчины. Однако нужно принимать во внимание то, что женщины сами по своей природе заметно больше предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе способов и приемов педагогического воздействия.
Проблема феминизации педагогических коллективов является не новой. Она стала более актуальной в последние годы в связи с тем, что стал наблюдаться значительный отток мужской части педагогических коллективов в другие сферы деятельности, прежде всего по причинам материального характера.
Для того, чтобы выявить социальные представления о гендерных различиях в профессии педагога, было проведено данное исследование.
В качестве первого метода исследования выбрано анкетирование.
Используется выборочный метод исследования в объеме 200 человек. По типу выборка – квотная, пропорциональная. Объектом исследования
31 выступают жители г.о. Тольятти в возрасте с 18 до 30 лет, от 30 лет и старше, дифференцированные по полу.
Обработка полученных данных производилась в компьютерных программах Microsoft Office Excel 2007 и IBM SPSS Statistics 21.0.
В рамках данного исследования изучался ряд вопросов, позволяющих получить представление об отношении к профессии педагога, а именно:
- основные социально-демографические характеристики респондентов;
- оценка роли педагогов в обществе;
- влияние реформ образования;
-представления о профессиональных качествах педагогов в соответствии с гендерами;
- отношение респондентов к преобладанию женщин среди педагогов и к недостатку мужчин.
Также были выдвинуты следующие гипотезы:
- респонденты мужского пола склонны считать, что профессия педагога на сегодняшний день пользуется низким уровнем престижа;
- преимущественно женщины считают, что размер оплаты труда работникам образовательной сферы соответствует условиям и требованиям, предъявляемым к ним;
- респонденты женского пола в большей степени информированы о реформах проводимых государством в сфере образования;
- респонденты мужского пола положительно оценивают преобладание педагогов-женщин в образовательной сфере, при этом женщины относятся к данному явлению отрицательно;
- респонденты считают, что дисциплины естественно-научного профиля преимущественно должны преподавать педагоги-мужчины, тогда как педагогам-женщинам подходят предметы гуманитарного профиля;
- респонденты склонны считать, что женщины-педагоги в большей степени, чем мужчины-педагоги должны проявлять эмоциональность в
32 процессе профессиональной деятельности, тогда как мужчины-педагоги профессионализм во всех его проявлениях.
Перейдем к описанию основных социально-демографических характеристик респондентов, принявших участие в данном исследовании.
Из всех опрашиваемых 43% составляли мужчины и соответственно
57% женщины.
В ходе исследования были опрошены жители города Тольятти в возрасте 18-30 лет, это составило 75% (73,7% – мужчины, 76,7% – женщины) и 25% респондентов – в возрасте 30 лет и старше (26,3% – мужчины, 23,3% – женщины).
В социологическом исследовании приняли участие учащиеся 47% респондентов, которые имеют высшее образование, 11% незаконченное высшее, 16% среднее профессиональное, 21% составляют те, кто окончил школу и 5% составляют люди с начальным профессиональным образованием.
Первый блок вопросов был направлен на изучение оценки роли педагогов в обществе.
Обратимся к анализу роли педагога в современном российском обществе. В ходе исследования было выяснено, что значительная часть респондентов (40%) придают большое значение профессии педагога для современного общества, 41% респондентов считают, что педагоги выполняют важную роль в процессе обучения и воспитания. Вызывает волнение тот факт, что не придают особенного значения профессии педагога
19% респондентов. При этом выяснилось, что мужчины намного выше оценивают роль профессии педагога в современном обществе, чем женщины
(52,6% против 23,3%).
Далее мы выяснили мнение респондентов о статусе профессии педагога на сегодняшний день. По результатам исследования высоко престижной данную профессию считают 16% опрошенных (21,1% – мужчины, 9,3% – женщины). На среднем уровне ее оценивают 45%
33 опрошенных(38,6% – мужчины, 53,5% – женщины). Считают, что профессия не престижная – 34% опрошенных, из которых 35,1% являются респондентами мужского пола, а 32,6% – женского. И 5% считают что уровень престижа очень низкий. Отметим, что большинство респондентов не считают профессию педагога достаточно престижной. Такие социальные представления циркулируют в современной России и это оказывает негативное влияние на сознание молодых людей, желающих и «видящих себя» в этой профессии.
Далее мы остановимся на анализе мнений респондентов о наличии уважения и авторитета к представителям данной профессии. Значительная часть респондентов (48%) отметили, что учитель пользуется недостаточным уважением в обществе (45,6% – мужчины и 51,2% – женщины). 25% опрошенных считают, что профессия педагога уважением пользуется, но эти показатели стремительно снижаются. При этом 21% считает, что данная профессия пользуется безусловным авторитетом и в настоящее время. И всего 6% считают, что данная профессия вообще не пользуется уважением и является одной из самых неуважаемых профессий на сегодняшний день.
Несомненным является тот факт, что необходимо привлекать внимание общественности к профессии школьного учителя и формировать представление о многомерности данной профессии и ее значимости для общества. Аналогичный вопрос был задан респондентам в ходе проведения социологического исследования Фондом «Общественное мнение» в период с августа 2001 года по октябрь 2014 года
42
. Динамика изменения мнений такова: Количество считающих, что профессия школьного учителя не пользуется уважением неуклонно снижается ( с 63% ( август 2001г.) до 37% ( октябрь 2014г.)). При этом, доля тех, кто считает, что данная профессия уважаема в обществе растет (с 32% ( август 2001г.) до 54% ( октябрь 2014г.)).
42
Фонд общественного мнения [Электронный ресурс] // URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11773 (Дата обращения: 15.01.2017)
34
Далее мы выяснили мнение респондентов о том, насколько сегодня заработная плата педагога соответствует уровню требований к представителям этой профессии. В ходе исследования выяснилось, что 55% опрошенных отмечают, что заработная плата совсем не соизмерима тем требованиям, которые предъявляются к современному учителю. Почти треть респондентов (31%) считает, что заработная плата соответствует лишь частично, а 14% считают заработную плату достойной. Если сравнивать респондентов по половому признаку, то женщины чаще отмечали соответствие заработной платы чем мужчины (16,3% против 12,3%). Данный факт подтверждает наше предположение о том, что число женщин, считающих заработную плату достаточной для представителей данной профессии. На наш взгляд, это связано с тем, что уровень притязаний к величине заработной платы у женщин намного ниже, чем у мужчин.
Обратимся к анализу вопроса о степени информированности о реформах проводимых государственной властью в сфере образования (см.
Приложение №3,таблицы № 5,6).
В ходе исследования выяснилось, что около половины опрошенных
(48%) информированы об этом недостаточно, 38% респондентов достаточно информированы, а остальные 14% вообще не располагают данной информацией. Что касается разделения по половому признаку, то респонденты женщины и мужчины в равной степени ответили на эти вопросы. Из этого следует, что наше предположение о том, что респонденты женского пола в большей степени информированы о реформах проводимых государством в сфере образования не подтвердилось.
Далее мы выяснили мнение респондентов о том, как реформы влияют на престиж профессии учителя в обществе. 23% респондентов отмечают положительное влияние проводимых реформ на повышение статуса учителя в глазах населения и общества в целом. О том, что реформы никак не повлияли на восприятие учителя другими людьми отметили 31%
35 опрошенных (26,3% – мужчины и 37,2% – женщины). Отрицательное влияние отметили 21% и затруднились ответить 25% респондентов.
В следующем блоке вопросов мы выясняли о том, какие существуют представления о профессиональных качествах педагогов в соответствии с их гендерной принадлежностью.
Далее мы задали вопрос о том, какие учебные дисциплины преимущественно подходят педагогам-мужчинам и педагогам-женщинам. И женщины и мужчины практически в равном соотношении отметили, что дисциплины естественнонаучного профиля преимущественно подходят педагогам-мужчинам (93%). Респонденты считают, что физкультуру (80%), точные науки (73%), право (58%), экономику (56%) стоит доверять проводить именно мужчинам. Среди предметов, более подходящих для женщин-педагогов выделили изобразительное искусство и музыку (86%), предметы начальной школы (85%), русский язык и литературу (81%), а так же иностранные языки (77%). Стоит отметить, что история и обществознание подходят, как и для мужчин-педагогов, так и для женщин-педагогов (50%).
Такую дисциплину как экономика опрашиваемые определили в разряд предметов наиболее подходящих для мужчин-педагогов (56%). При этом стоит отметить, что респонденты мужского пола склонны считать этот предмет «мужским» в больше степени, чем женщины (61,4% и 48,8% соответственно). Таким образом, наше предположение о том, что респонденты считают, что дисциплины естественнонаучного профиля преимущественно должны преподавать педагоги-мужчины, тогда как педагогам-женщинам подходят предметы гуманитарного профиля подтвердилось.
Далее мы спросили респондентов о качествах, которыми должны обладать педагоги-мужчины и педагоги-женщины. Итак, респонденты наделили педагогов-мужчин такими качествами: умение руководить (70%), эмоциональная уравновешенность (69%), объективность (68%), знание преподаваемого предмета (63%), честность (63%). Педагогов женщин
36 респонденты наделили следующими качествами: любовь к детям (78%), интерес к жизни воспитанников (75%), умение слушать и выслушивать
(70%), отзывчивость (68%), доброта (64%) и трудолюбие (58%). Как показывает статистика, ответственностью обладают в равной степени и мужчины-педагоги и женщины-педагоги. Что касается терпеливости и дисциплинированности, то эти качества тоже отнесли к мужчинам, но не с большой разницей, 53% и 56% соответственно. Таким образом, это подтверждает нашу гипотезу №6 (См. Приложение № 1).
Обратимся к анализу данных о различиях в преподавании между педагогами-мужчинами и педагогами-женщинами. Как показали результаты, большинство респондентов ответили, что различия имеются (88%), остальные 12% опрошенных различий не заметили.
Немаловажным для нас было узнать, как респонденты оценивают преподавание педагогов-женщин. 36% выбрали ответ «хорошо, создают благоприятную психологическую атмосферу». Если рассматривать по половому признаку, то 47% мужчин выбрали именно этот вариант, и 20% женщины. 28% респондентов считают уровень преподавания оптимальным, но отмечают их высокую эмоциональность. 31% респондентов ответили, что для них не имеет значения гендерная принадлежность учителя. Всего лишь
5% отметили, что качество преподавания педагогов-женщин находится на низком уровне по сравнению с педагогами-мужчинами.
Что касается оценки качества преподавательской деятельности, реализуемой педагогами-мужчинами, то ответ «хорошо, создают дружескую атмосферу и поддерживают дисциплину» выбрали 40% респондентов. 21% опрошенных считают, что педагоги-мужчины ведут свои предметы достаточно профессионально, но они слишком строги и требовательны. Для
31% респондентов не имеет значения гендерная принадлежность учителя. И всего 5% отметили, что качество преподавания педагогов-мужчин «оставляет желать лучшего», так как они не считаются с чужим мнением и кроме того,
3% отметили, что они не желают уделять внимание каждому ученику. Из
37 этого следует то, что к мужчинам педагогам в целом относятся приемлемо, но им не хватает тех качеств, которыми обладают женщины: желание помочь каждому ученику и считаться с чужим мнением.
Следующий блок вопросов был направлен на изучение отношения респондентов к преобладанию женщин в социально-профессиональной структуре образовательной системы и к недостатку педагогических кадров мужского пола.
Итак, мы спросили респондентов о том, как они относятся к тому, что в школах в основном работают женщины. Данные показывают, что положительно к этому факту относятся 71% опрошенных. Относительно различий респондентов по половому признаку, отметим, что то мужчины чаще выбирали именно этот вариант ответа, чем женщины (29,8% и 14% соответственно). Из этого следует вывод о том, что респонденты обоих полов положительно оценивают преобладание женщин в образовательной системе, что подтверждает наше предположение № 4 (См. Приложение 1). Около 30 % опрошенных отрицательно воспринимают преобладание женщин в учебных заведениях России, что доказывает необходимость привлечения мужчин- педагогов в образовательный процесс.
О роли женщин-педагогов в образовательном процессе значительная часть респондентов (43%) высказывается весьма позитивно, так как считает, что участие женщин в нем делает образовательную среду гуманнее. 30% респондентов полагают, что женщины-педагоги более заинтересованы в обучении и воспитании подрастающего поколения. Около 15% считают преобладание женщин в школах отрицательным явлением, потому что ученики не должны находиться в сфере преимущественно женского влияния, и 12% отмечают, что в женских коллективах менее благоприятный социально-психологический климат.
Следующим в нашей анкете был вопрос: «Как Вы относитесь к недостатку мужчин в образовательной сфере, именно, в качестве педагогов?». 39 % опрошенных не видят в этом особой проблемы, тогда как