Файл: Гендерные стереотипы в педагогической профессии социологический анализ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
38 большинство опрошенных (61 %) отрицательно относятся к нарастающей феминизации сферы образования. Следовательно, можно сделать вывод о том, что большей части опрошенных небезразлично положение дел в системе образования, и они осведомлены о тенденциях, происходящих в ней, поэтому обозначают недостаток педагогов-мужчин в образовательной сфере как негативный фактор, влияющий на образовательный процесс.
Важным для нашего исследования был вопрос о причинах диспропорционального соотношения женщин и мужчин в образовательной сфере. Большинство респондентов в качестве основной причины указывают неудовлетворенность заработной платой (67%). Далее следует относительно низкая престижность педагогической деятельности (44%). Характерно, что гендерный стереотип в представлениях респондентов проявился у 40 % при выборе такого варианта ответа как «мужественные» профессии с затратой физических сил» больше подходят мужчин, вследствие чего, они не идут работать в школу. Далее, по мнению 24 % опрошенных именно высокие требования к педагогам останавливают мужчин становиться учителями, а необходимость заполнять большое количество документов, загруженность подготовкой к занятиям и высокие психологические нагрузки как проблему снижения мотивации к профессиональной деятельности отмечается 21 % опрошенных.
О причинах численного превосходства женщин-педагогов в системе общего образования опрашиваемые высказались следующим образом.
Большинство отвечают что «женщины лучше находят контакт с детьми»
(52,5%), в представлениях 37% опрошенных снова «сработал» гендерный стереотип о «женских» обязанностях, в связи с чем, они считают, что это чисто женская работа. 35% опрошенных утверждают, что женщины выбирают данную профессию потому, что не претендуют на высокую заработную плату, а 38% полагают, что женщины более управляемые, чем мужчины. Здесь отчетливо наблюдается яркий пример гендерной и социально-профессиональной стратификации: российская общественность и
39 педагогическое сообщество давно уже свыклось с таким положением дел, при котором учитель в течение всей жизни вынужден быть зависимым от государства, министерства образования, руководства школой, родителей и учеников. И в этих условиях, мнение 24% опрошенных о том, профессия педагога относится к наиболее безопасным с точки зрения условий труда является сомнительным.
Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что проблема гендерных различий в профессии педагога существует и на сегодняшний день является актуальной. На недостаток в образовательной сфере мужчин-педагогов оказывает воздействие ряд факторов, в число которых входят престижность профессии, заработная плата, личностные качества и др. Сфера образования на данный момент является
«феминизированной» в ВУЗах, школах и других учебных заведениях налицо перевес в женском преподавательском составе. Мужчины же в образовании – это редкость, особенно, в школах.
Результаты исследования показали, что большинство мужчин и женщин придают большое значение профессии педагога для современного общества. Статус профессии педагога на сегодняшний день, исходя из результатов исследования, является низким, причиной тому является недостойная заработная плата педагога, которая не соответствует уровню требований к представителям этой профессии.
В ходе исследования мы выяснили представления о профессиональных качествах педагогов в соответствии с их гендерной принадлежностью. Мы утверждаем, что по мнению опрошенных, женщины-педагоги в большей степени, чем мужчины-педагоги проявляют эмоциональность в процессе профессиональной деятельности, тогда как мужчины-педагоги профессионализм во всех его проявлениях.
Кроме того, мы выяснили у респондентов, что дисциплины естественно-научного профиля преимущественно должны преподавать педагоги-мужчины, тогда как педагогам-женщинам подходят предметы гуманитарного профиля.
40
Несмотря на то, что большинство опрошенных принимают как должное факт преобладания женщин в образовательной сфере, многие опрошенные отмечают недостаток мужчин в образовательном процессе, что доказывает необходимость привлечения мужчин-педагогов в эту сферу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2.2. Образ профессии педагога глазами преподавателей
С целью изучения характерных особенностей профессиональной траектории будущих учителей нами было проведено экспертное интервью с преподавателями педагогических кафедр Тольяттинского государственного университета. В исследовании приняли участие 10 преподавателей со стажем работы от 19 до 65 лет; в интервью был использован заранее составленный список вопросов. Нами были выдвинуты гипотезы исследования:
Гипотеза 1. Информанты в большей степени склонны считать, что феминизация сферы образования негативно сказывается на качестве образовательного процесса в России.
Гипотеза 2. Преимущественный способ решения проблемы дефицита педагогов-мужчин в системе образования информанты усматривают в повышении уровня оплаты труда.
Интервьюирование в социологическом исследовании предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.
Применение данного метода обусловлено возможностью выявления дополнительных, более глубинных сведений по изучаемой нами теме.
Первым блоком проведенного интервью явилось выявление мнений
преподавателей относительно уровня сформированности компетенции
будущих педагогов.
В первом же вопросе о характеристике современного студента педагогических специальностей, мнения преподавателей были во многом идентичны. Опрошенные отмечают, что в целом студенты ответственны и
41 заинтересованы в получении хороших знаний. Приведем ряд высказываний:
«Больше преобладают студенты, которые много читают, увлекаются
предметом, преподают этот предмет, работают уже в детских
дошкольных учреждениях» (Владимир Алексеевич); «Эрудированные,
подготовленные. В большинстве мы довольны своими студентами» (Галина
Александровна); «Уровень судентов, желающих получить знания
действительно становится выше, во-первых, студенты стали посещать
занятия близко к 100 %, их интересует очень много вопросов по будущей
специальности» (Валентина Мергазовна). Один из информантов высказал иную точку зрения на этот вопрос: «Хорошие студенты, учатся хорошо, но
вот в последние годы очень много сталкиваются с определенными
трудностями, которые связаны с платой за обучение, они разрываются
между работой и учебой» (Валерий Александрович).
Исходя из данных высказываний, мы можем констатировать, что все преподаватели весьма положительно отзываются о своих студентах, и считают, что большинство студентов заинтересовано получить хорошие знания по своей специальности.
О проблеме качества подготовки выпускников часть опрошенных ответила, что выпускники выходят с хорошими знаниями, но все зависит индивидуально от каждого студента, аргументируя это следующими высказываниями: «Каждый студент по-разному подготовлен в зависимости
от того как обучается, как относится к учебе, есть ответственные, есть
менее ответственные, в основном студенты неплохие, хорошие» (Галина
Александровна); «Индивидуально. Невозможно из преподавательской
головы вложить знания в головы всех студентов. И если не складывается
обоюдная заинтересованность направленного процесса студента и
преподавателя, то вот здесь может быть разный результат. Поэтому
одни выходят блестящими выпускниками, практически готовыми к
профессиональной деятельности, а другие так инфантильными и остаются
42
много лет»(Ольга Анатольевна);«Ну я считаю, что процентов на 90 уже
выходят подготовленными» (Любовь Сергеевна).
Другая часть опрошенных считает, что студенты выходят из вуза не достаточно подготовленными, представим несколько ответов: «Студенты
выходят из вузов более менее подготовленными, но, на мой взгляд, не совсем
достаточно»(Ирина Анатольевна);«Практической деятельности, может
быть и не хватает, с теорией все у них хорошо.»(Владимир Алексеевич).
Следует отметить, что ответственность за качество подготовки будущих профессиональных учителей возложена на всех участников образовательного процесса, немаловажное значение имеет не только профессионализм профессорско-преподавательского состава, но и стремление к самообразованию будущих педагогов.
Проанализируем мнения информантов о личностных и профессиональных качествах, которыми должны обладать молодые педагоги.
Чаще всего в ответах встречались такие качества как доброжелательность, терпение, любовь к детям, уверенность в себе, целеустремленность, коммуникабельность. Так же встречались и более развернутые ответы, приведем несколько примеров: «Прежде всего это трудолюбие, потому что
педагог всю жизнь учится, и он должен отдавать себе отчет в том, что он
будет учиться всю жизнь. Второе качество – это дисциплина. Потому что
нужно себя заставлять все время повышать свой уровень знаний,
самосовершенствоваться. И последнее это человеколюбие и мудрость –
понимание людей, умение контактировать с ними» (Ольга Анатольевна);
«Должны быть доброжелательными, любить детей, знать психологические
особенности каждого ребенка, уметь быстро адаптироваться, уметь
владеть аудиторией, обладать гибкостью в общении и должны быть
уверенными в себе» (Елена Анатольевна); «Я скажу просто и по-военному –
делай как я. Будущий педагог должен обладать двумя личностными
качествами, первое качество – он должен быть примером, а второе – не
обижать других людей» (Владимир Алексеевич).Всеми опрошенными
43 респондентами отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность саморазвития, самосовершенствования, терпения и целеустремленности в процессе учебно-воспитательной деятельности молодого учителя.
Неоспоримым является тот факт, что профессия педагога требует душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям, всесторонних знаний. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в других разных областях, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Следующий блок вопросов интервью мы посвятили изучению уровня заинтересованности будущих выпускников в своей профессии.
Проанализировав мнение преподавателей об уровне сформированности компетенций будущих педагогов в целом, мы сочли необходимым узнать, насколько заинтересованы выпускники работать по своей профессии.
На вопрос «Как Вы думаете, с чем связан дефицит молодых кадров на уровне общего и среднего образования, и планируют ли Ваши выпускники работать по специальности?» все опрошенные ответили, что данный дефицит в первую очередь связан с низкой заработной платой, но, несмотря на это большинство выпускников, собираются работать по специальности.
Представим некоторые высказывания:«Начнем с того, что проводится
неправильная социальная политика в плане заработной платы, человек
должен посвящать все свое время этой деятельности, а заработная плата
находится на низком уровне, это большой минус в нашей работе. А
большинство моих выпускников планируют работать по специальности,
так что у нас дефицита не наблюдается»(Любовь Сергеевна);«Дефицита
как такого нет, у нас большинство студентов собираются работать по
44
специальности, к нам уже приходят заявки на определенных студентов,
которых хотят пригласить на постоянную работу»(Марина Олеговна);
«Большинство планируют и уже работают, и есть заявки от школ
направить наших студентов к ним на работу. Почему не идут, надо
смотреть на индивидуальные особенности. Смотря кто, какую цель перед
собой ставит. Наша политика мало прислушивается к молодым педагогам,
не доплачивают»(Галина Александровна).
По данным Федеральной службы государственной статистики средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в организациях государственной и муниципальной форм собственности в Самарской области за январь-декабрь 2016 года составила
25,788 тысяч рублей. При этом средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности в
Самарской области за январь-декабрь 2016 года составила 27,749 тысяч рублей
43
. Принимая во внимание тот факт, что данная величина включает размер подоходного налога, реальная заработная плата педагогов, на наш взгляд, гораздо ниже. В связи недостаточной оплатой труда учителей феминизация сферы образования продолжает оставаться на прежнем уровне.
А.Е. Серова точно подметила, что «женщинам предстоит пройти еще длинный путь для того, чтобы добиться равного уровня заработной платы с мужчинами во многих профессиях, тем более что при равных условиях работодатель, как правило, продолжает отдавать предпочтение мужчинам в продвижении по карьерной лестнице»
44
Причины низкой заинтересованности будущих выпускников в профессиональной реализации полученной специальностиинформанты
43
Федеральная служба государственной статистики
[Электронный ресурс]
//
URL http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor4-16.html
(Дата обращения:
06.04.2017)
44
Серова А.Е. Феминизация образования в контексте проблемы гендерного неравенства // Власть. – 2011. –
№12. – 96 с.
45 усматривают в том, что сами студенты выбрали не подходящую им специальность. Приведем некоторые ответы: «Низко заинтересованы те
студенты, которые изначально выбрали не ту специальность. Потому что
многие абитуриенты еще не готовы выбирать специальность, и они идут
туда, куда им легче всего поступить. Основная проблема я считаю это
отсутствие профориентационной работы. Многие просто не знают, на
какую специальность идти, и не мешало бы их профессионально
ориентировать» (Валентина Мергазовна); «Нужно начинать работать с
детьми почти с первого курса и человек убеждается насколько правильно он
выбрал род своей деятельности» (Любовь Сергеевна). Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод, что проблема мотивации в профессиональной деятельности педагогов является на данный момент актуальной и злободневной. Необходимо на государственном уровне поднимать уровень престижа данной профессии, материально мотивировать молодых педагогов, а также на уровне выпускающих педагогических кафедр университетов регулярно вести профориентационную работу по привлечению молодых людей в профессию.
Перейдем к анализу мнений информантов о привлечении мужчин-
педагогов в сферу образования. Ни одним из информантов не отрицается наличие дефицита в системе российского образования в целом педагогов мужского пола. Половина опрошенныхзаявила,что данную проблему нужно решать путем повышения заработных плат и дополнительного стимулирования. Приведем некоторые примеры из интервью:«Здесь, прежде
всего зарплата, потому что мужчины являются добытчиками и семья
держится в основном на мужчинах. Есть у нас единицы мужского пола»
(Галина Александровна); «Нужно. Способ различный. Сделать прерогативу
для ребят, кто учится на педагогических, социологических, психологических
дисциплинах, сделать им военную кафедру, и тогда ребята пойдут на эту
специальность. Второй способ это материально заинтересовать»
(Владимир Алексеевич).Трое информантов ответили, что дефицита нет,