Файл: Гендерные стереотипы в педагогической профессии социологический анализ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
46 например: «Наши выпускники, половина из которых мужского пола уже
работают по специальности в школах. Но так же важна высокая зарплата,
чтобы они оставались дальше там работать» (Елена Анатольевна).И один педагог ответил, что данную проблему решать не нужно, потому что человек, прежде всего, должен работать по призванию.
Далее мы спросили преподавателей о том, ощущают ли они в целом какие-либо отклонения в российской системе воспитания и связано ли это с преобладанием в этом процессе представителей женского пола. Почти все опрошенные ответили, что отклонения в системе воспитания действительно присутствуют, это следует из того, что некоторые семьи являются неполными и ребенок не получает полноценное воспитание. Приведем некоторые высказывания: «Воспитание получается хорошим, если семья
полная, если присутствует и мужское воспитание и женское» (Елена
Анатольевна); «Я хочу сказать, что в первую очередь в нашей стране
хромает воспитание в семье. Изначально ребенок, который собственно
говоря, получает минимальные знания и адаптируется в окружающей среде
это семья. Второе, конечно, хотелось бы, чтобы сами воспитатели и
преподаватели были заинтересованы в том, чтобы грамотно дать
максимальное количество знаний. Нужно с самого раннего возраста
формировать у ребенка тягу к знаниям. Нужно заниматься и физическим
воспитанием, и культурным, эстетическим. Начинать нужно с дошкольного
возраста»(Валентина Мергазовна). А на вопрос связано ли это с преобладанием женского пола в педагогическом коллективе мнения разделились. Некоторые считают, что никакой разницы в том, кто преподает предметы нет, а другие считают, что преимущества мужского стиля воспитания работают только в тандеме с женщиной, все должно быть сбалансировано. Современный исследователь-социолог Г.З. Ефимова в связи с этим точно подмечает: «также как полной семьей, которая наиболее эффективна в воспитании ребенка, является семья с отцом и матерью, также
47 и в школе соотношение полов среди педагогов должно быть приближено к соотношению 1:1»
45
Исходя из ответов, можно сделать вывод о том, что основной моделью привлечения мужчин педагогов в дальнейшую профессиональную деятельность является повышение заработной платы и действительно в нашей системе образования должны присутствовать в равной степени мужчины преподаватели и женщины, чтобы все было сбалансировано.
Обратимся к анализу рекомендаций, данных преподавателями относительно направлений подготовки будущих педагогов. Для начала мы попросили респондентов ответить на вопрос: «Каким образом введение
федерального образовательного стандарта нового поколения повлияло на
Вашу профессиональную деятельность?». Больше половины преподавателей отвечают, что федеральный образовательный стандарт нового поколения негативно повлиял на их работу, приведем ряд высказываний: «Больше
приходится заниматься какими-то бумажными работами, переводить это
все во все те стандарты, которые диктует нам министерство» (Елена
Анатольевна); «Ухудшило. Сократили часы, за это время невозможно дать
хорошие знания студенту» (Владимир Алексеевич); «Да практически никак
не повлияло, только требования увеличились, загруженность увеличилась, а
возможность
дать
рост
самовоспитанию
и
самообразованию
уменьшилась» (Любовь Сергеевна). Но так же были и положительные ответы, например: «Очень много стало компетенций, компетенций которые
действительно заставляют нас задуматься, как работать со студентами,
какие навыки давать студентам. Составляем новые программы по
компетенциям, на них затрачивается очень много времени и сил, но, по
крайней мере, это организовывает нас» (Валентина Мергазовна); «Мы
пересматриваем программы, подходы в обучении, в основном ориентируемся
на практику» (Галина Александровна); «Мы больше стали уделять внимание
45
Ефимова Г.З. Учителя-мужчины и учителя-женщины: общее и различное в социологических портретах //
Интернет-журнал «Науковедение» http://naukovedenie.ru Том 7, №5 (сентябрь - октябрь 2015) (Дата обращения: 05.05.2017)
48
практическим видам занятий и вот с этого года у нас уже широко
внедряется проектная деятельность» (Ольга Анатольевна). Таким образом, федеральный стандарт нового поколения значительно повлиял на профессиональную деятельность педагогов. С положительной стороны мы видим увеличение внимания к практическим видам деятельности, а с другой стороны уменьшение часов, которое негативно влияет на обучение студента.
На вопрос о существовании каких-либо недостатков в новом стандарте практически все опрошенные ответили, что недостатки присутствуют, приведем несколько ответов: «Я думаю, что основной недостаток это то,
что пока мы не готовы работать в новом направлении и на это мы тратим
очень много личного времени, это основной недостаток, потому что
слишком много требует адаптация к новому стандарту» (Валентина
Мергазовна); «Сейчас приходиться больше отписываться по бумагам, чем
работать со студентами» (Валерий Александрович); «Достоинств нет,
недостатки: первое – отсутствие постановки цели работы, второе –
применение проектной деятельности нарушает теоретическую базу,
студенты не имеют достаточной теоретической базы» (Ирина
Анатольевна); «Сокращение часов. Однозначно это негативно влияет на
подготовку будущего специалиста, мы просто не успеваем дать все знания»
(Юрий Андреевич). Остальные опрашиваемые затрудняются ответить на этот вопрос. Здесь мы наблюдаем крайне негативную оценку нового стандарта, преподаватели не довольны сокращением часов, большим объемом бумажной работы, вследствие чего, они не успевают давать полные знания своим студентам.
В заключение интервью мы задали вопрос: «Если бы Вы могли
участвовать в разработке образовательного стандарта, по каким
направлениям Вы бы разработали профиль педагогической специальности?»
Почти все респонденты выдвигают следующие направления для улучшений: восстановление достаточного объема часов, необходимых для полноценной теоретической подготовки, руководства курсовыми проектами и выпускными
49 квалификационными работами, материальное мотивирование студентов на хорошую учебу, поощрение активности студентов на туристические поездки, изучение возрастной психологии, переориентация на практическое ведение занятий. Приведем самые развернутые ответы на этот вопрос: «Наверное, в
первую очередь это возрастная психология, потому что преподаватель
должен уметь общаться с детьми разного возраста, и он должен знать
особенности каждого возраста. Очень большое внимание уделить истории
педагогики, потому что у нас достаточно много известных педагогов. И в
принципе в последнее время идет тенденция на сокращение программ,
нужных для студента. То есть вернуть обратно советскую систему
образования, потому что тогда выходили специалисты действительно
высокого класса, они понимали как вести занятия, были информированы.
Сейчас тех часов которые у нас есть просто не хватает нашим студентам
для того чтобы они стали специалистами высокого класса» (Валентина
Мергазовна); «Восстановление часов, которые были по советскому
стандарту. Нужно заканчивать с этой Болонской системой, нужно
выходить к нашей, которую, между прочим, взяли на образование финны, и
финны нормально преуспели. Больше студентов поощрять, например, в
туристические поездки. Должны быть государственные стандарты,
которые бы предусматривали определенный контракт для тех, кто учится
на бюджете. То есть выпускник должен после окончания университета
работать по своей специальности, так как государство на него
затрачивало свои средства» (Владимир Алексеевич).
Исходя из анализа представленных выше высказываний информантов, мы можем подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что феминизация сферы образования негативно сказывается на качестве образовательного процесса в России. Для того, чтобы процесс обучения стал более качественный и сбалансированный, необходимо, чтобы в образовательном процессе присутствовали в равной степени мужчины-педагоги и женщины- педагоги.
50
Кроме того, исходя из полученных ответов, мы можем подтвердить гипотезу о том, что преимущественный способ решения проблемы дефицита педагогов-мужчин в системе образования усматривается в повышении уровня оплаты труда. Так как главной причиной, по которой молодые педагоги-мужчины не идут работать в образовательную сферу является низкая заработная плата, которая не соответствует уровню предъявляемых требований к представителям данной профессии.
Таким образом, судя по многочисленным высказываниям информантов, мы можем утверждать, что современные выпускники педагогических направлений достаточно подготовлены для своей профессиональной деятельности, кроме того, большинство из них планируют связать свою деятельность с образовательной сферой.
51
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Заключение
Итак, проанализировав основные понятия «пол», «гендер», «гендерные отношения», «гендерные стереотипы», мы пришли к следующим выводам.
Гендер – социальные роли, выполняемые мужчинами и женщинами в обществе, модели социального поведения. Следует разграничивать такие понятия как «пол» и «гендер», так как «пол» описывает отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях. Гендер – это социальная конструкция, обозначающая особенности поведения мужчин и женщин, это своего рода социальный пол, который формируется в процессе социализации, в то время как биологический пол дан с рождения. Гендерные отношения возникают в процессе взаимодействия мужчин и женщин, они представлены во всех сферах жизнедеятельности.
Многомерное, развивающееся, по-всякому толкуемое многочисленными учеными понятие «гендер» в последнее время стало центральной категорией междисциплинарной научной области под названием «гендерные исследования».
«Гендерные исследования» как независимая волна научных и образовательных интересов считается собирательным значением для передовых гуманитарных доктрин – финансовых, общественных, политических, лингвистических и иных, или же по другому интерпретирующих проблему отношений полов и использующих новое ее обозначение – «гендер».
Еще одним из более весомых выводов считается то, что гендерное различие оказывает важное воздействие практически на все сферы жизнедеятельности человека, а в особенности, на его профессиональную занятость. Под воздействием гендерных стандартов оказываются представители множества профессий, в особенности, на наш взгляд, социально-значимых: воспитателей, учителей, преподавателей, врачей. В
52 период ускоренных преобразований мы наблюдаем тенденции к трансформации гендерных ролей: феминность и маскулинность как качества, присущие только мужчине или только женщине отныне не являются примордиальными, вследствие чего мужчины и женщины задействованы в различных профессиональных областях. К примеру, женщины добились невиданных профессиональных высот в сфере бизнеса, а мужчины все чаще демонстрируют себя в роли истинных «отцов семейства». При этом остались некоторые профессии, в которых большую роль играют полоролевые стандарты, по количественному составу в них превалирует наличие большинства мужчин или большинства женщин.
Одной из таких профессий является преподаватель. Область образования на этот момент считается «феминизированной», в детских садах, школах, институтах и иных учебных заведениях налицо перевес в женском преподавательском составе. В свою очередь мужчина в системе образования редкое явление, особенно в школах. В процессе работы, нами были обнаружены основные характеристики преподавателя, особенности данной профессии в общем.
С целью проанализировать социальные представления о гендерных различиях в профессии педагога и охарактеризовать образ педагогической профессии, нами было проведено социологическое исследование.
Исходя из результатов анкетного опроса и экспертного интервью, можно сказать, что профессия педагога на сегодняшний день является одной из значимых профессий в российском обществе.
На основании анализа научной литературы и результатов проведенного социологического исследования сформулируем следующие рекомендации:
1. На законодательном уровне осуществить принятие Положения о дополнительном материальном стимулировании и поддержке молодых специалистов (педагогов), начинающих профессиональную карьеру в общеобразовательном учреждении;
53 2. Привлечение в образовательную сферу специалистов с непрофильным педагогическим образованием, при этом высокопрофессиональных кадров в отдельных отраслях производства с целью создания условий для практико-ориентированного обучения;
3. Формирование позитивного образа учителя в российском обществе с помощью СМИ. Для этого необходимо производить выпуски программ с участием выдающихся педагогов, рассказывающих биографические моменты жизни, вспоминающих яркие события, связанные с учениками, кроме того, делящихся инновационными приемами и методиками профессиональной деятельности;
4. Значительное повышение уровня оплаты труда педагогам с целью прихода в образовательную сферу учителей-мужчин, и вместе с тем, данная мера будет способствовать выравниванию в данной сфере «мужского» и
«женского» стилей воспитания;
5. Сформировать требования к уровню профессиональной и личностной компетентности педагогов и осуществлять строгий профессиональный отбор для занятия соответствующих должностей в общеобразовательных учреждениях нашей страны.
Научно-практическая и теоретическая значимость квалификационной работы определяется высокой актуальностью и противоречивостью проблем, связанных с восприятием особой роли педагога в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения России,
а также под влиянием синтеза социально-экономических, политических и социокультурных факторов, усложняющих ситуацию в данной сфере.
Теоретическая ценность полученных результатов определяется возможностью дальнейшего углубленного изучения данной проблематики и выработки мер по реализации стратегии повышения престижа педагогической профессии в российском обществе.
54
Список используемой литературы и источников
1.
Абубикирова Н. И. Что такое «гендер»? / Н.И. Абубикирова. – М.:
«Прогресс», 2012. – 474 с.
2.
Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины /
Ю.Е. Алешина, А.С. Волович – М.: «Дельта», 2011. – 559 с.
3.
Бабаева Л. В. Женщины в России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады – М.: «РОНФ», 1996. – 223 с.
4.
Барчунова Т., Здравомыслова Е. Гендер для чайников. – М.: «Звенья»,
2006. – 262 с.
5.
Баскакова М. Е. Российский механизм реализации политики равных прав и равных возможностей в сфере занятости. – М.: «МЦГИ», 2001. – 169 с.
6.
Батлер Дж. Гендерное беспокойство// Антология гендерной теории: сб.пер. / Сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. Минск: «Пропилеи», 2000. – 305 с.
7.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности:
Трактат по социологии знания. / пер. Е.Руткевич – М.: «Медум», 1995. – 124 с.
8.
Блохина Н. Понятие гендера: становление, основные концепции. –
СПб.: «Питер», 2011. – 386 с.
9.
Боровская Л.А. Теория стереотипов Липпмана и ее последующая трансформация в социальной науке// Вестник НАУ. Сер.: Философия.
Культурология. – 2005. – №1(2). – 156 с.
10.
Брандт Г.А. Природа женщины как проблема. (Концепции феминизма).
/ Г.А. Брандт – М.: «Просвещение», 2012. – 430 с.
11.
Бреслав Г.М. Половые различия и современное школьное образование.
/ Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан – М.: «Академия», 2011. – 456 с.
12.
Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов. – М.:
«Академия», 2013. – 490 с.