Файл: Гендерные стереотипы в педагогической профессии социологический анализ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
64
Пол – описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо- физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендерная идентичность – внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории.
Гендерная идентификация – процесс, результатом которого является гендерная идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.
Гендерная роль – совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время.
Гендерные исследования – междисциплинарная научная область, сформировавшаяся под влиянием феминистских движений и в тесном сотрудничестве с ними.
Эта область изучает гендер и сексуальность в литературе, языке, географии, истории, политологии, соци ологии, антропологии, теории кино,медиа, психологии, праве и медицине.
Гендерная роль – совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру.
Гендерная социализация – это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.
Маскулинность и феминность – нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
65
Операционализация понятий
Выяснить, какое значение, по мнению респондентов, имеет
профессия педагога в современном обществе, нам поможет шкала:
1. Большое, педагоги вносят неоценимый вклад в общество в целом;
2. Значительное, педагоги важны для обучения и воспитания подрастающего поколения;
3. Незначительное, учителя дают лишь основы знаний, а всему остальному люди учатся сами;
4. Абсолютно незначительное, всему можно научиться и без помощи учителей.
Выяснить, какой уровень престижа имеет профессия педагога на
сегодняшний день, нам поможет шкала:
1. Высокий;
2. Средний;
3. Низкий;
4. Очень низкий.
Узнать, пользуется ли уважением и авторитетом представитель
данной профессии в обществе, нам поможет шкала:
1. Да, безусловно;
2. Да, но эти показатели в последнее время быстро снижаются;
3. Пользуется, но не таким уровнем уважения и авторитета как хотелось бы;
4. Нет, данная профессия одна из самых неуважаемых на сегодняшний день.
66
Выяснить насколько сегодня заработная плата педагога, по
мнению
респондентов,
соответствует
уровню
требований
к
представителям этой профессии, нам поможет шкала:
1. Полностью соответствуют: заработная плата достойная;
2. Соответствует частично: повышение требований сопровождается некоторым ростом заработной платы;
3. Не соответствует: заработная плата низкая, а требования – высокие.
Узнать, насколько информированы респонденты о реформах в
сфере образования, нам поможет шкала:
1. Информирован хорошо;
2. Информирован недостаточно;
3. Не информирован.
Узнать мнение респондентов о том, как реформы влияют на
престиж профессии учителя в обществе, нам поможет шкала:
1. Положительно, они повышают статус учителя в глазах населения и общества в целом;
2. Нейтрально, реформы никак не влияют на восприятие учителя другими людьми;
3. Отрицательно, востребованность учителей снижается, падает уровень престижа и авторитета данной профессии;
4. Затрудняюсь ответить.
Узнать, какие предметы, по мнению респондентов, лучше
преподают педагоги-мужчины, а какие - педагоги-женщины, нам
поможет таблица:
Технические науки
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Иностранные языки
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Точные науки
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
67
(математика, физика)
Физическая культура и спорт
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Русский язык, литература
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
История, обществознание
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Экономика
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Право
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Предметы начальной школы
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Рисование, музыка
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Узнать, какими качествами, по мнению респондентов, чаще
обладают педагоги-мужчины, а какими педагоги-женщины, нам
поможет таблица:
доброта 1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины терпеливость
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины знание преподаваемого предмета
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины честность 1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины ответственность 1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины умение руководить
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины объективность 1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины эмоциональная уравновешенность
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины интерес к жизни воспитанников
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины умение слушать и выслушивать
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины отзывчивость
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины трудолюбие
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины дисциплинированность
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины любовь к детям
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Узнать, есть ли различия в преподавании педагога-мужчины и
педагога-женщины, нам поможет шкала:
1. Да;
68 2. Нет.
Узнать, как оценивают респонденты преподавание педагогов-
женщин, нам поможет шкала:
1. Хорошо, создают благоприятную психологическую атмосферу;
2. Хорошо, но они слишком эмоциональны;
3. Нейтрально, мне всё равно преподает ли мужчина или женщина, всё зависит от человека;
4. Плохо, они не проявляют должной строгости ;
5. Плохо, хуже, чем мужчины знают предмет;
6. Другое (что именно) ________________________________________
Узнать, как оценивают респонденты преподавание педагогов-
мужчин, нам поможет шкала:
1. Хорошо, создают дружескую атмосферу и поддерживают дисциплину;
2. Хорошо, но они слишком строги и требовательны;
3. Нейтрально, мне всё равно преподает ли мужчина или женщина, всё зависит от человека;
4. Плохо, они не считаются с чужим мнением;
5. Плохо, не способны оказывать внимание каждому ученику;
6. Другое (что именно) _______________________________________
Узнать, как респонденты относятся к тому, что в учебных
заведениях в основном работают женщины, нам поможет шкала:
1. Положительно;
2. Скорее, положительно;
3. Скорее, отрицательно;
4. Отрицательно.
69
Узнать, как по мнению респондентов, преобладание женщин
влияет на образовательный процесс, нам поможет шкала:
1. Положительно, женщины-педагоги более заинтересованы в обучении и воспитании;
2. Скорее положительно, участие женщин делает учебную среду гуманнее;
3. Скорее отрицательно, в женских коллективах менее благоприятный социально-психологический климат;
4. Отрицательно, так как ученики в школе, находятся в сфере преимущественно женского влияния.
Узнать, как респонденты относятся к недостатку мужчин в
образовательной сфере, именно, в качестве педагогов, нам поможет
шкала:
1. Положительно;
2. Скорее положительно;
3. Скорее отрицательно;
4. Отрицательно.
Узнать какие причины небольшого количества мужчин в роли
преподавателей выделяют респонденты, нам поможет шкала:
1. Неудовлетворенность заработной платой;
2. Высокие требования к педагогам;
3. Относительно низкая престижность педагогической деятельности;
4. Мужчинам присущи более «мужественные» профессии с затратой физических сил;
5. Необходимость заполнять большое количество документов;
6. Загруженность подготовкой к занятиям ( подготовка к занятиям, проверка работ и т.д.) ;
7. Высокие психологические нагрузки;
70 8. Другое (что именно) _______________________________________
Узнать каковы причины преобладания женщин среди педагогов,
нам поможет шкала:
1. Это чисто женская работа – обучение, воспитание детей;
2. Женщины лучше находят контакт с детьми;
3. Женщины не претендуют на высокую заработную плату;
4. Женщины более управляемы и хорошо подстраиваются под любой режим работы;
5. Относительно безопасные условия труда;
6. Другое (что именно)_________________________________________
Выяснить пол респондентов, нам поможет шкала:
1. Мужской;
2. Женский.
Выяснить возраст респондентов, нам поможет шкала:
1. 18-30 лет;
2. 30 лет и старше.
Выяснить образование респондентов, нам поможет шкала:
1. Высшее (окончил ВУЗ) ;
2. Незаконченное высшее;
3. Средне профессиональное(окончил техникум, колледж) ;
4. Начальное профессиональное (окончил технический лицей, ПТУ) ;
5. Окончил школу.
71
Методологический раздел
Обоснование выборки социологического исследования
При исследовании отношения к профессии педагога с позиций гендерных различий используется выборочный метод исследования в объеме
200 человек. По типу выборка – квотная, пропорциональная, где единицами отбора выступили индивиды в возрасте 18 – 30 лет, 30 лет и старше. Такие единицы отбора обусловливаются целью и задачами исследования.
Методы социологического исследования
Для получения результатов исследования будет проведен анкетный опрос респондента в присутствии анкетера.
План-график исследования
Первый этап составляет подготовка к социологическому исследованию: разработка программы, составление инструментария.
На втором этапе будет проведен конкретно сам анкетный опрос.
Затем – сбор полученных результатов, обработка, первичный анализ.
На третьем – на основе полученных данных пишется научный отчет, подтверждаются или опровергаются гипотезы, составляются рекомендации.
72
Приложение 2
Анкета
Уважаемые респонденты!
Кафедра социологии Тольяттинского государственного университета проводит
социологическое исследование на тему: «Гендерные различия отношения студентов
гуманитарных специальностей к профессии педагога».
Просим Вас по возможности ответить на все вопросы анкеты, выбрав вариант ответа,
более точно отражающий Ваше мнение. Некоторые вопросы предполагают несколько
вариантов ответа. Если Вы не согласны ни с одним из предложенных вариантов,
допишите, пожалуйста, свой ответ на свободной строчке. Ваши ответы будут
использоваться только в обобщенном виде.
Заранее благодарим Вас за участие в социологическом исследовании!
1.Какое значение, на Ваш взгляд, имеет профессия педагога в
современном обществе? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Большое, педагоги вносят неоценимый вклад в общество в целом
;
2. Значительное, педагоги важны для обучения и воспитания подрастающего поколения
;
3. Незначительное, учителя дают лишь основы знаний, а всему остальному люди учатся сами
;
4. Абсолютно незначительное, всему можно научиться и без помощи учителей.
2.Как Вы считаете, какой уровень престижа профессии педагога на
сегодняшний день? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Высокий
;
2. Средний
;
3. Низкий
;
4. Очень низкий.
3.Как
Вы думаете, пользуется ли уважением и авторитетом
представители данной профессии в обществе? (отметьте, пожалуйста,
один вариант ответа)
1. Да, безусловно
;
2. Да, но эти показатели в последнее время быстро снижаются
;
3. Пользуется, но не таким уровнем уважения и авторитета как хотелось бы
;
4. Нет, данная профессия одна из самых неуважаемых на сегодняшний день.
4.Насколько сегодня заработная плата педагога, по Вашему мнению,
соответствует уровню требований к представителям этой профессии?
(отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Полностью соответствуют: заработная плата достойная
;
2. Соответствует частично: повышение требований сопровождается некоторым ростом заработной платы
;
3. Не соответствует: заработная плата низкая, а требования – высокие.
73
5.Насколько Вы информированы о реформах в сфере образования?
(отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Информирован хорошо
;
2. Информирован недостаточно
;
3. Не информирован.
6.Как реформы влияют на престиж профессии учителя в обществе?
(отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Положительно, они повышают статус учителя в глазах населения и общества в целом
;
2. Нейтрально, реформы никак не влияют на восприятие учителя другими людьми
;
3. Отрицательно, востребованность учителей снижается, падает уровень престижа и авторитета данной профессии
;
4. Затрудняюсь ответить.
7.Какие предметы, по Вашему мнению, лучше преподают педагоги-
мужчины, а какие – педагоги-женщины? (отметьте пожалуйста,
вариант ответа в каждой строке)
Технические науки
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Иностранные языки
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Точные науки
(математика, физика)
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Физическая культура и спорт
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Русский язык, литература
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
История, обществознание
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Экономика
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Право
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Предметы начальной школы
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
Рисование, музыка
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
8.Какими качествами, по Вашему мнению, чаще обладают педагоги-
мужчины, а какими педагоги-женщины? (отметьте пожалуйста,
вариант ответа в каждой строке)
доброта 1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины терпеливость
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины знание преподаваемого предмета
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины честность 1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины ответственность 1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины умение руководить
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
74 объективность 1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины эмоциональная уравновешенность
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины интерес к жизни воспитанников
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины умение слушать и выслушивать
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины отзывчивость
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины трудолюбие
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины дисциплинированность
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины любовь к детям
1.педагоги-мужчины
2. педагоги-женщины
1 2 3 4 5 6 7 8 9