Файл: Гендерные стереотипы в педагогической профессии социологический анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.Как Вы считаете, есть ли различия в преподавании педагога-мужчины
и педагога-женщины?
1. Да
;
2. Нет.
10.Как Вы оцениваете преподавание педагогов-женщин? (отметьте,
пожалуйста, один вариант ответа)
1. Хорошо, создают благоприятную психологическую атмосферу
;
2. Хорошо, но они слишком эмоциональны
;
3. Нейтрально, мне всё равно преподает ли мужчина или женщина, всё зависит от человека
;
4. Плохо, они не проявляют должной строгости
;
5. Плохо, хуже, чем мужчины знают предмет
;
6. Другое (что именно) ________________________________________
11.Как Вы оцениваете преподавание педагогов-мужчин? (отметьте,
пожалуйста, один вариант ответа)
1. Хорошо, создают дружескую атмосферу и поддерживают дисциплину
;
2. Хорошо, но они слишком строги и требовательны
;
3. Нейтрально, мне всё равно преподает ли мужчина или женщина, всё зависит от человека
;
4. Плохо, они не считаются с чужим мнением
;
5. Плохо, не способны оказывать внимание каждому ученику
;
6. Другое (что именно) _______________________________________
12.Как Вы относитесь к тому, что в учебных заведениях в основном
работают женщины? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Положительно;
2. Скорее, положительно;

75 3. Скорее, отрицательно;
4. Отрицательно.
13.Как,
на
Ваш
взгляд, преобладание
женщин
влияет
на
образовательный процесс? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Положительно, женщины-педагоги более заинтересованы в обучении и воспитании;
2. Скорее положительно, участие женщин делает учебную среду гуманнее;
3. Скорее отрицательно, в женских коллективах менее благоприятный социально-психологический климат;
4. Отрицательно, так как ученики в школе, находятся в сфере преимущественно женского влияния.
14.Как Вы относитесь к недостатку мужчин в образовательной сфере,
именно, в качестве педагогов? (отметьте, пожалуйста, один вариант
ответа)
1. Положительно
;
2. Скорее положительно
;
3. Скорее отрицательно
;
4. Отрицательно.
15.Как Вы считаете, каковы причины небольшого количества мужчин в
роли преподавателей? (выберете несколько вариантов ответов)
1. Неудовлетворенность заработной платой
;
2. Высокие требования к педагогам
;
3. Относительно низкая престижность педагогической деятельности
;
4. Мужчинам присущи более «мужественные» профессии с затратой физических сил
;
5. Необходимость заполнять большое количество документов
;
6. Загруженность подготовкой к занятиям ( подготовка к занятиям, проверка работ и т.д.)
;
7. Высокие психологические нагрузки
;
8. Другое (что именно) _______________________________________
16.С Вашей точки зрения, каковы причины преобладания женщин среди
педагогов? (выберете несколько вариантов ответов)
1. Это чисто женская работа - обучение, воспитание детей
;
2. Женщины лучше находят контакт с детьми
;
3. Женщины не претендуют на высокую заработную плату
;
4. Женщины более управляемы и хорошо подстраиваются под любой режим работы
;
5. Относительно безопасные условия труда
;
6. Другое (что именно)_________________________________________


76
17.Укажите Ваш пол:
1. Мужской
;
2. женский.
18. Укажите Ваш возраст:
1. 18 – 30 лет
;
2. 30 лет и старше.
19. Укажите Ваше образование
1. Высшее (окончил ВУЗ)
;
2. Незаконченное высшее
;
3. Средне профессиональное(окончил техникум, колледж)
;
4. Начальное профессиональное (окончил технический лицей, ПТУ)
;
5. Окончил школу.
Благодарим за участие!

77
Приложение 3
Таблицы 1-4: «Оценка роли педагогов в обществе»
Таблица 1
1. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет профессия
педагога
в
современном
обществе?
(отметьте,
пожалуйста, один вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Большое, педагоги вносят неоценимый вклад в общество в целом
52,6%
23,3%
40,0%
2. Значительное, педагоги важны для обучения и воспитания подрастающего поколения
35,1%
48,8%
41,0%
3. Незначительное, учителя дают лишь основы знаний, а всему остальному люди учатся сами
10,5%
25,6%
17,0%
4. Абсолютно незначительное, всему можно научиться и без помощи учителей
1,8%
2,3%
2,0%
Таблица 2
2. Как Вы считаете, какой уровень престижа профессии
педагога на сегодняшний день? (отметьте, пожалуйста,
один вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Высокий
21,1%
9,3%
16,0%
2. Средний
38,6%
53,5%
45,0%
3. Низкий
35,1%
32,6%
34,0%
4. Очень низкий
5,3%
4,7%
5,0%
Таблица 3
3. Как Вы думаете, пользуются ли уважением и
авторитетом представители данной профессии в
обществе? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Да, безусловно
22,8%
18,6%
21,0%
2. Да, но эти показатели в последнее время быстро снижаются
24,6%
25,6%
25,0%
3. Пользуется, но не таким уровнем уважения и авторитета
45,6%
51,2%
48,0%

78 как хотелось бы
4. Нет, данная профессия одна из самых неуважаемых на сегодняшний день
7,0%
4,7%
6,0%
Таблица 4
4. Насколько сегодня заработная плата педагога, по
Вашему мнению, соответствует уровню требований к
представителям этой профессии? (отметьте, пожалуйста,
один вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Полностью соответствуют: заработная плата достойная
12,3%
16,3%
14,0%
2. Соответствует частично: повышение требований сопровождается некоторым ростом заработной платы
29,8%
32,6%
31,0%
3. Не соответствует: заработная плата низкая, а требования - высокие
57,9%
51,2%
55,0%
Таблицы 5-6: «Степень информированности о реформах образования»
Таблица 5
5. Насколько Вы информированы о реформах в сфере
образования? (отметьте, пожалуйста, один вариант
ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Информирован хорошо
38,6%
37,2%
38,0%
2. Информирован недостаточно
45,6%
51,2%
48,0%
3. Не информирован
15,8%
11,6%
14,0%
Таблица 6
6. Как реформы влияют на престиж профессии учителя в
обществе? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Положительно, они повышают статус учителя в глазах населения и общества в целом
26,3%
18,6%
23,0%
2. Нейтрально, реформы никак не влияют на восприятие учителя другими людьми
26,3%
37,2%
31,0%


79 3. Отрицательно, востребованность учителей снижается, падает уровень престижа и авторитета данной профессии
22,8%
18,6%
21,0%
4. Затрудняюсь ответить
24,6%
25,6%
25,0%
Таблицы 7-11: «Представления о профессиональных качествах педагогов в соответствии с гендерами»
Таблица 7
7. Какие предметы, по Вашему мнению, лучше преподают
педагоги-мужчины, а какие - педагоги-женщины?
(отметьте пожалуйста, вариант ответа в каждой строке)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
педагоги-мужчины
Технические науки
91,2%
95,3%
93,0%
Иностранные языки
24,6%
20,9%
23,0%
Точные науки (математика, физика)
78,9%
65,1%
73,0%
Физическая культура и спорт
80,7%
79,1%
80,0%
Русский язык, литература
24,6%
11,6%
19,0%
История, обществознание
50,9%
48,8%
50,0%
Экономика
61,4%
48,8%
56,0%
Право
57,9%
58,1%
58,0%
Предметы начальной школы
17,5%
11,6%
15,0%
Рисование, музыка
12,3%
16,3%
14,0%
педагоги-женщины
Технические науки
8,8%
4,7%
7,0%
Иностранные языки
75,4%
79,1%
77,0%
Точные науки (математика, физика)
21,1%
34,9%
27,0%
Физическая культура и спорт
19,3%
20,9%
20,0%
Русский язык, литература
75,4%
88,4%
81,0%
История, обществознание
49,1%
51,2%
50,0%
Экономика
38,6%
51,2%
44,0%
Право
42,1%
41,9%
42,0%
Предметы начальной школы
82,5%
88,4%
85,0%

80
Рисование, музыка
87,7%
83,7%
86,0%
Таблица 8
8. Какими качествами, по Вашему мнению, чаще
обладают педагоги-мужчины, а какими педагоги-
женщины? (отметьте пожалуйста, вариант ответа в
каждой строке)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
педагоги-мужчины
доброта
31,6%
41,9%
36,0% терпеливость
54,4%
51,2%
53,0% знание преподаваемого предмета
68,4%
55,8%
63,0% честность
70,2%
53,5%
63,0% ответственность
56,1%
41,9%
50,0% умение руководить
73,7%
65,1%
70,0% объективность
68,4%
67,4%
68,0% эмоциональная уравновешенность
66,7%
72,1%
69,0% интерес к жизни воспитанников
26,3%
23,3%
25,0% умение слушать и выслушивать
29,8%
30,2%
30,0% отзывчивость
31,6%
32,6%
32,0% трудолюбие
45,6%
37,2%
42,0% дисциплинированность
57,9%
53,5%
56,0% любовь к детям
22,8%
20,9%
22,0%
педагоги-женщины
доброта
68,4%
58,1%
64,0% терпеливость
45,6%
48,8%
47,0% знание преподаваемого предмета
31,6%
44,2%
37,0% честность
29,8%
46,5%
37,0% ответственность
43,9%
58,1%
50,0% умение руководить
26,3%
34,9%
30,0% объективность
31,6%
32,6%
32,0% эмоциональная уравновешенность
33,3%
27,9%
31,0%

81 интерес к жизни воспитанников
73,7%
76,7%
75,0% умение слушать и выслушивать
70,2%
69,8%
70,0% отзывчивость
68,4%
67,4%
68,0% трудолюбие
54,4%
62,8%
58,0% дисциплинированность
42,1%
46,5%
44,0% любовь к детям
77,2%
79,1%
78,0%
Таблица 9
9. Как Вы считаете, есть ли различия в преподавании
педагога-мужчины и педагога-женщины?
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Да
89,5%
86,0%
88,0%
2. Нет
10,5%
14,0%
12,0%
Таблица 10
10. Как Вы оцениваете преподавание педагогов-женщин?
(отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Хорошо, создают благоприятную психологическую атмосферу
47,4%
20,9%
36,0%
2. Хорошо, но они слишком эмоциональны
29,8%
25,6%
28,0%
3. Нейтрально, мне всё равно преподает ли мужчина или женщина, всё зависит от человека
17,5%
48,8%
31,0%
4. Плохо, они не проявляют должной строгости
0%
0%
0%
5. Плохо, хуже, чем мужчины знают предмет
5,3%
4,7%
5,0%
6. Другое (что именно)
Таблица 11
11. Как Вы оцениваете преподавание педагогов-мужчин?
(отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Хорошо, создают дружескую атмосферу и поддерживают дисциплину
43,9%
34,9%
40,0%
2. Хорошо, но они слишком строги и требовательны
24,6%
16,3%
21,0%


82 3. Нейтрально, мне всё равно преподает ли мужчина или женщина, всё зависит от человека
22,8%
41,9%
31,0%
4. Плохо, они не считаются с чужим мнением
7,0%
2,3%
5,0%
5. Плохо, не способны оказывать внимание каждому ученику
1,8%
4,7%
3,0%
6. Другое (что именно)
Таблицы 12-16: «Отношение респондентов к преобладанию женщин среди педагогов и к недостатку мужчин»
Таблица 12
12. Как Вы относитесь к тому, что в учебных заведениях в
основном работают женщины? (отметьте, пожалуйста,
один вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Положительно
29,8%
14,0%
23,0%
2. Скорее, положительно
42,1%
55,8%
48,0%
3. Скорее, отрицательно
24,6%
27,9%
26,0%
4. Отрицательно
3,5%
2,3%
3,0%
Таблица 13
13. Как, на Ваш взгляд, преобладание женщин влияет на
образовательный процесс? (отметьте, пожалуйста, один
вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Положительно, женщины-педагоги более заинтересованы в обучении и воспитании
29,8%
30,2%
30,0%
2. Скорее положительно, участие женщин делает учебную среду гуманнее
45,6%
39,5%
43,0%
3. Скорее отрицательно, в женских коллективах менее благоприятный социально-психологический климат
12,3%
11,6%
12,0%
4. Отрицательно, так как ученики в школе, находятся в сфере преимущественно женского влияния
12,3%
18,6%
15,0%

83
Таблица 14
14. Как Вы относитесь к недостатку мужчин в
образовательной сфере, именно, в качестве педагогов?
(отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Положительно
17,5%
11,6%
15,0%
2. Скорее положительно
24,6%
23,3%
24,0%
3. Скорее отрицательно
40,4%
48,8%
44,0%
4. Отрицательно
17,5%
16,3%
17,0%
Таблица 15
15. Как Вы считаете, каковы причины небольшого
количества мужчин в роли преподавателей? (выберете
несколько вариантов ответов)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Неудовлетворенность заработной платой
64,9%
69,8%
67,0%
2. Высокие требования к педагогам
26,3%
20,9%
24,0%
3. Относительно низкая престижность педагогической деятельности
47,4%
39,5%
44,0%
4. Мужчинам присущи более «мужественные» профессии с затратой физических сил
17,5%
25,6%
40,0%
5. Необходимость заполнять большое количество документов
21,1%
20,9%
21,0%
6. Загруженность подготовкой к занятиям ( подготовка к занятиям, проверка работ и т.д.)
17,5%
25,6%
21,0%
7. Высокие психологические нагрузки
22,8%
18,6%
21,0%
8. Другое (что именно)
Таблица 16
16. С Вашей точки зрения, каковы причины преобладания
женщин среди педагогов? (выберете несколько вариантов
ответов)
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)


84 1. Это чисто женская работа - обучение, воспитание детей
31,6%
45,2%
37,4%
2. Женщины лучше находят контакт с детьми
50,9%
54,8%
52,5%
3. Женщины не претендуют на высокую заработную плату
38,6%
31,0%
35,4%
4. Женщины более управляемы и хорошо подстраиваются под любой режим работы
42,1%
33,3%
38,4%
5. Относительно безопасные условия труда
29,8%
16,7%
24,2%
6. Другое (что именно)
Таблицы 17-19: «Социально-демографические характеристики»
Таблица 17
17. Укажите Ваш пол:
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Мужской
43,0%
2. женский
57,0%
Таблица 18
18. Укажите Ваш возраст:
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. 18 – 30 лет
73,7%
76,7%
75,0%
2. 30 лет и старше
26,3%
23,3%
25,0%
Таблица 19
19. Укажите Ваше образование
Мужчины(%) Женщины(%) Данные по массиву в
(%)
1. Высшее ( окончил ВУЗ)
33,3%
65,1%
47,0%
2. Незаконченное высшее
12,3%
9,3%
11,0%
3. Средне профессиональное(окончил техникум, колледж)
17,5%
14,0%
16,0%
4. Начальное профессиональное (окончил технический лицей,
ПТУ)
7,0%
2,3%
5,0%
5. Окончил школу
29,8%
9,3%
21,0%

85
Приложение 4
Программа социологического исследования методом интервью по
теме: «Социально-профессиональный портрет педагогической
профессии»
Обоснование проблемы исследования.
Проблемы профессиональной ориентации, профессиональных планов и профессионального трудоустройства молодежи в условиях современной России стали особенно острыми и актуальными. В рамках этих общих проблем весьма специфический характер приобретают вопросы, связанные с профессиональными намерениями и планами выпускников педагогических специальностей.
В последнее время, как известно, сильные педагогические вузы преобразуются в многопрофильные социально-гуманитарные университеты, готовящие кадры для различных сфер общественной жизни. Однако подготовка будущих педагогов по-прежнему остается одной из основных их функций. Результаты всей огромной учебно-воспитательной работы профессорско-преподавательских коллективов в конечном счете выражаются не только в уровне педагогической компетентности выпускников, но и в их профессиональных планах, в готовности и желании реализовать полученные в университете умения и знания в практической работе.
Предмет
исследования
– особенности направленности профессиональной траектории выпускников педагогического профиля.
Объект
исследования

преподаватели как социально- профессиональная общность.
Целью данного исследования является анализ экспертных оценок преподавательского сообщества о профессионализме и жизненных планах выпускников педагогических профессий.
Задачи исследования: