Файл: Формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях изодеятельностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Занятие № 13 Тема: «Красоту нужно уметь замечать».

Задание: Детям предлагается сделать бесплатный рисунок. Обсуждение в паре работ друг друга. Назвать преимущества и недостатки работы друг друга.

Занятие № 14 Тема: «Узоры на крыльях».

Задание: Детям предлагается нарисовать бабочку. Левая сторона бабочки окрашена в цвет. Дети должны нарисовать бабочку цветом в соответствии с рисунком.

Занятие № 15 Тема: «Красивая рыба. Украшение рыбы».

Задание: Детям предлагается разукрасить рыбок по шаблонам с изображением различных рыб, используя различные линии и формы, и поместить их в аквариум, который висит на доске.

Занятие № 16 Тема: «Украшение птиц».

Задача: Работайте в парах. После изготовления сказочной птицы детям предлагается придумать сказку о своей птице.

Занятие №17 Тема: «Шаблоны, созданные людьми».

Задание: Детям предлагается шаблон с орнаментом. Ребята должны продолжить работу по шаблону pattern.

Занятие № 18 Тема: «Как человек украшает себя».

Задание: Детям предлагается создать украшение в паре и подготовить его презентацию.

Занятие № 19 Тема: «Мастер декора помогает сделать праздник».

Задание: Детям предлагаются иллюстрации с видами городских или сельских улиц. Групповая работа. Составление коллективной панели

Занятие № 20 Тема: «Здания в нашей жизни».

Задание: Детям предлагаются два рисунка, изображающие здания. Дети должны найти пять отличий.

Занятие № 21 Тема: «Рисуем домик для сказочных животных».

Задание: Детям предлагаются различные геометрические фигуры, из которых они должны сделать домик для сказочного животного. Работать в парах. Вы можете предложить нарисовать обитателя этого дома.

Занятие № 22 Тема: «Дома, которые построила природа».

Задание: «Узнай владельца дома»

Занятие № 23 Тема: «Дом снаружи и внутри».

Задание: Детям предлагается разделиться на пары, основываясь на имеющихся у них знаниях по изготовлению орнамента, чтобы сделать орнамент для обоев, которым они украсили бы свою комнату. Выставка и дискуссия.

Занятие № 24 Тема: «Строительство города».

Задача: Работайте в группе. Создание макета города из различных пакетов. Придумайте название для города. Защита проекта.

Занятие № 25 Тема: «Все имеет свою собственную структуру».

Задача: Работайте в группе. Распределите обязанности. Создайте изображение животного в виде аппликации. Подготовьте презентацию.


Занятие № 26 Тема: «Построение объектов».

Задача: Работайте в парах. Коробки (пакеты) раздаются детям. Создайте подарочный пакет, выполнив правильный порядок обучающих действий. Выставка.

Занятие № 27 Тема: «Город, в котором мы живем». (экскурсия с гидом)

Задача: Сделать набросок города на основе впечатлений после экскурсии. Коллективное обсуждение работ.

Занятие № 28 Тема: «Совместная работа трех братьев-мастеров».

Задача: Работайте в группе. Детям предлагаются иллюстрации различных зданий. Определите задачу, которую автор решил, создавая это здание.

Занятие № 29 Тема: «Весенний праздник. Конструирование птиц из

бумаги.»

Задание: После создания птицы дети должны обсудить свою работу в парах. Детям предлагается вслух рассказать о преимуществах и недостатках продукта. Далее мы заполняем ветку. Детям предлагается повесить своих птиц на ветку, заранее подготовленную учителем.

Занятие №30 Тема: «Разноцветные жуки».

Задача: Работайте в парах. Мы заканчиваем рисовать жука.

Занятие № 31 Тема: «Сказочная страна».

Задача: Командная работа. Создание коллективного панно «Сказочный мир».

Занятие № 32-33 Тема: «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников».

Задача: Работайте в парах. Составление устного рассказа о летних каникулах.

Задача: Работайте в парах. Обсудите предложенную

иллюстрацию с другом. Основываясь на имеющихся знаниях, опишите работу.

Приложение – Методы исследования
Техника «Рисования точками».

Цель: уровень ориентации на заданную систему требований, возможность сознательно контролировать свои действия.

Оцененные УУД: регулирующие УУД, способность контролировать свою деятельность

Форма (ситуация оценки): фронтальная письменная работа.

Методика включает в себя 6 заданий, каждое из которых размещено на отдельном листе специальной брошюры, выданной испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 являются неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехконечная звезда.:



Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: «Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня». (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)



Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: «Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, «треугольник» экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?» Получив ответ «нет», экспериментатор говорит: «Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его».

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).


Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

Цель: определить объем внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрацию - по количеству допущенных ошибок.

Оцененные УУД: регулирующие УУД, способность контролировать свою деятельность

Форма (ситуация оценки): предварительная письменная работа

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству допущенных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет составляет 400 знаков и выше, концентрация – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрация – 5 ошибок и менее.


Время работы составляет 5 минут.

Инструкции: "На фирменном бланке с буквами зачеркните первый ряд букв. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть те же буквы, что и первые, просматривая ряды букв слева направо.

Работать нужно быстро и аккуратно. Время работы составляет 5 минут."

Пример:

КОГНИТИВНЫЕ УУД
Тест “Найди несколько отличий?”

Цель: выявить уровень развития операции логического мышления – анализа и сравнения.

Оцененный УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Прежде чем показывать рисунки, ребенка просят найти несколько отличий между двумя рисунками и отметить их значком (V).

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.
Методика "ВЫЯВЛЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ"

Цель: выявить уровень развития операции логического мышления – выявление существенных особенностей.

Оцененный УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: младшие школьники.

Критерии оценки: высокий уровень – 6-7. (правильные ответы)

Средний уровень - 3-5.

Низкий уровень 1-2 .

За два правильно выбранных слова дается один балл, а за одно правильно выбранное слово - 0,5 балла.

Методика раскрывает способность испытуемого отделять существенные признаки объектов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда идентичных по характеру заданий позволяет нам судить о последовательности рассуждений испытуемого.