Файл: Формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях изодеятельностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для исследования либо используется специальная форма, либо экспериментатор предлагает испытуемому задания. Инструкции даются заранее.

Инструкции: "В каждой строке вы найдете одно слово перед скобками, а затем 5 слов в скобках. Все слова в скобках имеют какое-то отношение к тому, что находится перед скобками. Выберите только два и нарисуйте их."

Слова в заданиях подобраны таким образом, что испытуемый должен продемонстрировать свою способность улавливать абстрактный смысл определенных понятий и отказаться от более простого, бросающегося в глаза, но неправильного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимулирующий материал:

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, грязь, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, крупный рогатый скот, стены).

5. Чтение (глазами, книгой, картинкой, печатью, словом).

6. Газета (правда, приложение, газета, редактор).

7. Игра (карты, игроки, пенальти, наказания, правила).

Ключ

1. Растение, земля.

2. Берег, вода.

3. Здание, улица.

4. Крыша, стены.

5. Глаза, печать.

6. Статья, редактор.

7. Игроки, правила.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Коммуникативные действия

, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (cooperation)

Задание "Носки" (Г.А. Цукерман)

Оцененные УУД: коммуникативные действия для координации усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (cooperation)

Возраст: начальная стадия (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценки): учащиеся работают в парах в классе.

Метод оценки: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению носка и просят украсить их так, чтобы они составляли пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкции: "Дети, перед вами два раскрашенных носка и карандаши. Носки следует украсить так, чтобы получилась пара - для этого они должны быть одинаковыми. Вы можете сами придумать узор, но сначала вам нужно договориться между собой, какой узор нарисовать, а затем начинать рисовать."

Материал: Каждая пара учеников получает изображение носков (на правой и левой ноге) и одинаковый набор карандашей.


Критерии оценки:

• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на носках;

• умение детей вести переговоры, приходить к общему решению, умение убеждать, спорить и т.д.;

• взаимный контроль в ходе занятия: замечают ли дети отклонения друг друга от первоначального плана, как они на них реагируют;

• взаимопомощь в процессе рисования,

• эмоциональное отношение к совместной деятельности: положительное (они работают с удовольствием и интересом), нейтральное (они взаимодействуют друг с другом по необходимости) или отрицательное (они игнорируют друг друга, ссорятся и т.д.).

Показатели уровня выполнения задачи:

1) низкий уровень – в шаблонах явно преобладают различия или сходства вообще отсутствуют; дети не пытаются договориться или не могут прийти к соглашению, настаивают на своем;

2) средний уровень – частичное сходство: некоторые особенности (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но есть и заметные различия;

3) высокий уровень – носки украшены одинаковым или очень похожим рисунком; дети активно обсуждают возможный вариант рисунка; приходят к соглашению о способе раскрашивания носков; сравнивают способы действий и координируют их, выстраивая совместное действие; контролируют выполнение принятого плана.

ЛИЧНЫЕ УУД

"Лестница"

Цель: определить уровень развития самооценки.

Оцениваемые UDS: личные UDS, самоопределение.

Возраст: 1-4 класс.

Форма (ситуация оценки): фронтальный письменный опрос.

Учащимся предлагается следующее обучение:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступеней (психолог показывает на доске).

На самой низкой ступени находятся худшие ученики, на второй ступени немного лучше, на третьей - немного лучше и т.д., Но на верхней ступени находятся лучшие ученики саами. Оцените себя, на какой шаг вы себя поставите? И на какую ступень поставит вас ваш учитель? И на какой шаг тебя поставят твои мама и папа?
Критерии оценки: 1-3 классы – низкая самооценка;

этапы 4-7 – адекватная самооценка;