Файл: Реферат по дисциплине История медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский государственный университет»


Кафедра патофизиологии и общей патологии





РЕФЕРАТ

по дисциплине «История медицины»

Тема: «Н.И. Пирогов - выдающийся русский хирург и ученый. И.Ф. Буш - основоположник первой русской хирургической школы.»

 


Выполнил (а):

Халилова А.Э.

Группа

501-24

Проверил (а):

к.п.н, доцент Коваленко Елена Ивановна

Сургут, 2023 г.

Оглавление


Биография Николая Ивановича Пирогова 3

Труды Н.И. Пирогова 5

Биография Ивана Федоровича Буша 10

Труды И.Ф.Буша 13

Заключение 16

Список литературы 17

В жизни каждого человека наступает момент выбора профессии. И не просто профессии, а своего будущего, своей дороги в самом широком смысле этого слова, пути развития и совершенствования, как себя, так и любимого дела.

Каждый человек должен видеть свою цель и идти к ней. А чтобы сделать открытие в избранной науке, мы должны знать историю профессии и руководствоваться примерами великих людей.

Не так давно я тоже наметила свою цель, которую непременно хочу достичь. Это овладение профессией врача. В связи с этим, я интересуюсь людьми, посвятившими себя медицине и биологии, и запечатленными в истории, изучаю их биографии. Несомненно, все великие заслуживают уважения и даже восхищения, их деяния внесли огромный вклад в развитие наук о жизни. Но в данном реферате хочу рассказать о Н.И. Пирогове и И.Ф. Буше.

Биография Николая Ивановича Пирогова


25 ноября 1810 г. в Москве родился Николай Иванович Пирогов - русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, был тринадцатым ребенком у своих родителей. Его отец, Иван Иванович, служил в военном ведомстве, был казначеем. Мать будущего доктора, Елизавета Ивановна Новикова, была типичной представительницей старинного купеческого рода. Мальчиков Пироговы устраивали учиться в престижные учебные заведения, девочек обучали на дому. Семья была очень дружной, в воскресенье и в великие праздники большое семейство отправлялось в церковь, с почтением относились к религиозным правилам и канонам.  Дом Пироговых всегда был открытым, здесь часто собирались гости, среди которых было много врачей. Умный и любознательный Николай с удовольствием общался докторами, которые часто рассказывали интересные истории из своей практики. Он был совсем небольшим мальчиком, когда решил, что будет только врачом, или военным, как отец. В ранние годы своей жизни Николай особенно подружился с семейным доктором Мухиным. Мальчик рос очень способным, рано научился читать, целые дни проводил за книгами в отцовской библиотеке. Когда ему исполнилось восемь лет, родители пригласили для ребенка учителей. Через три года Николай стал посещать частный пансион.


Но вскоре у отца будущего доктора начались проблемы на службе, появились проблемы с деньгами.  Пироговы забрали детей из пансионов, перевели их на домашнее обучение. Получить медицинское образование Николаю Пирогову помог друг семьи Мухин. В четырнадцать лет Николай Пирогов поступил на первый курс медицинского факультета Московского университета, прибавив себе два года. Пирогов учился легко, несмотря на то, что ему приходилось постоянно подрабатывать, чтобы помогать семье. Студент медицинского факультета смог поступить на должность прозектора в анатомический театр, и эта работа давала ему бесценный опыт изучения анатомии человека, и он обрёл уверенность в том, что хирургия - его призвание.

Пирогов в 14 лет поступил, а в 18 лет окончил Московский университет с отличными успехами, он направился в Юрьевский университет города Тарту, где находился одна из лучших в России хирургических клиник, где Николай Иванович работал пять лет над докторской диссертацией и в 22 года стал доктором наук. В 26 лет Николай Пирогов стал профессором хирургии. После пяти лет работы в Дерпте Николай Пирогов отправился учиться, в Берлин. Диссертация Пирогова была переведена на немецкий язык и прославленные хирурги, к которым он ехал учиться, почтительно склоняли головы перед новаторскими идеями русского хирурга.


Труды Н.И. Пирогова


Хирургическую деятельность Пирогов начал с ринопластики: безносому цирюльнику выкроил новый нос.  За пластической операцией последовали неизбежные литотамии, ампутации, удаления опухолей. В Риге он впервые оперировал как учитель.

В Дерпте, Пирогов завершил одно из самых своих значительных сочинений - "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций". 

В труде врач начинает с очень скромной задачи: он берется изучить направление фасциальных оболочек. Познав частное, ход каждой фасции, он идет к общему и выводит определенные закономерности положения фасций относительно близлежащих сосудов, мышц, нервов, открывает определенные анатомические закономерности.

Все, что открыл Пирогов, нужно ему не само по себе, все это нужно ему, чтобы указать наилучшие способы производства операций, в первую очередь "найти правильный путь для перевязки той или иной артерии", как он говорит. Вот тут-то и начинается новая наука, созданная Пироговым - это хирургическая анатомия.

Пирогов говорил, что хирург должен заниматься анатомией не так, как анатом. Размышляя о строении человеческого тела, хирург ни на миг не может упускать из виду того, о чем анатом и не задумывается, - ориентиров, которые укажут ему путь при производстве операции.



Описание операций Пирогов снабдил рисунками. Ничего похожего на анатомические атласы и таблицы, которыми пользовались до него. Никаких скидок, никаких условностей - величайшая точность рисунков: пропорции не нарушены, сохранена и воспроизведена всякая веточка, всякий узелок, перемычка. Пирогов не без гордости предлагал терпеливым читателям проверить любую подробность рисунков в анатомическом театре. Он не знал еще, что впереди у него новые открытия, высшая точность...

Монотонная жизнь маленького провинциального городка и скромное положение профессора маленькой клиники провинциального университета не могли, разумеется, удовлетворить ту жажду кипучей и широкой деятельности, которую испытывал Пирогов. Поэтому он отправляется во Францию, куда пятью годами раньше, после профессорского института, его не пожелало отпустить начальство. В парижских клиниках он схватывает кое-какие занятные частности и не находит ничего неведомого.  

   В 1841 году Пирогов был приглашен на кафедру хирургии в Медико-хирургическую академию Петербурга. Здесь ученый проработал более десяти лет и создал первую в России хирургическую клинику. В ней он основал еще одно направление медицины - госпитальную хирургию.

Он приехал в столицу победителем. В аудиторию, где он читает курс хирургии, набивается человек триста, не менее: теснятся на скамьях не только медики, послушать Пирогова являются студенты других учебных заведений, литераторы, чиновники, военные, художники, инженеры, даже дамы. О нем пишут газеты и журналы, сравнивают его лекции с концертами прославленной итальянки Анжелики Каталани, то есть с божественным пением сравнивают его речь о разрезах, швах, гнойных воспалениях и результатах вскрытий.

Николая Ивановича назначают директором Инструментального завода, и он соглашается. Теперь он придумывает инструменты, которыми любой хирург сделает операцию хорошо и быстро. Его просят принять должность консультанта в одной больнице, в другой, в третьей, и он опять соглашается.

В тяжкие для Пирогова дни горя и отчаяния по случаю смерти его первой жены случилось великое событие - высочайше был утвержден его проект первого в мире Анатомического института.

16 октября 1846 года произошло первое испытание эфирного наркоза. И он быстро стал завоевывать мир. В России первую операцию под наркозом сделал 7 февраля 1847 года товарищ Пирогова по профессорскому институту, Ф.И. Иноземцев. Он возглавлял кафедру хирургии Московского университета.


Николай Иванович первую операцию с применением обезболивания сделал на неделю позже.  Иноземцев с февраля по ноябрь 1847 года сделал под наркозом восемнадцать операций, а Пирогов уже к маю 1847 года получил результаты пятидесяти. За год в тринадцати городах России было совершено шестьсот девяносто операций под наркозом. Триста из них пироговские!

В 1847 году Пирогов отправился на Кавказ, где ввёл в практику эфирный наркоз, причём, учитывая нашу человеческую психологию, приглашал на операции других раненых, чтобы они могли убедиться сами в действенности и безопасности метода. Всего великий хирург провел около 10 000 операций под эфирным наркозом.

Как-то раз, проходя по рынку, Пирогов увидел, как мясники распиливают на части коровьи туши. Ученый обратил внимание на то, что на срезе хорошо видно расположение внутренних органов. Через некоторое время он испробовал этот способ в анатомическом театре, распиливая специальной пилой замороженные трупы. Сам Пирогов это называл "ледяной анатомией». Так родилась новая медицинская дисциплина - топографическая анатомия.

С помощью изготовленных подобным образом распилов Пирогов составил первый анатомический атлас, ставший незаменимым руководством для врачей-хирургов. Теперь они получили возможность оперировать, нанося минимальные травмы больному. Этот атлас и предложенная Пироговым методика стали основой всего последующего развития оперативной хирургии.
Когда в 1853 году началась Крымская война, Николай Иванович счел своим гражданским долгом отправиться в Севастополь. Он добился назначения в действующую армию.  Пирогов, подсмотрев, как работает скульптор, начал применять гипсовые повязки при переломах вместо гораздо менее эффективных лубочных или крахмальных — и спас множество раненых офицеров и солдат от ампутации.  

Важнейшей заслугой Пирогова является внедрение в Севастополе сортировки раненых: одним операцию делали прямо в боевых условиях, других эвакуировали вглубь страны после оказания первой помощи. По его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи - появились сестры милосердия. Таким образом, именно Пирогов заложил основы военно-полевой медицины.

После падения Севастополя Пирогов вернулся в Петербург, где на приеме у Александра II доложил о бездарном руководстве армией князем Меньшиковым. Царь не захотел прислушаться к советам Пирогова, и с этого момента Николай Иванович впал в немилость.


Он ушел из Медико-хирургической академии. Назначенный попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Пирогов пытается изменить существующую в них систему школьного образования. Естественно, его действия приводят к конфликту с властями, и ученому приходится оставить свой пост.

На некоторое время Пирогов поселился в своем имении "Вишня" неподалеку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий.

В мае 1881 года в Москве и Петербурге торжественно отмечали пятидесятилетие научной деятельности Пирогова. С приветствием к нему обратился великий русский физиолог Сеченов. Однако в это время ученый уже был неизлечимо болен, и летом 1881 года он умер в своем имении.

Незадолго до смерти ученый сделал еще одно открытие - предложил совершенно новый способ бальзамирования умерших. До наших дней в церкви села Вишни хранится набальзамированное этим способом тело самого Пирогова.

Последние годы Пирогов писал свою исповедь — последнюю и самую удивительную книгу, во многом непонятую до сих пор - «Вопросы жизни: Дневник старого врача»: писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтёт и кто другой».  Пирогов, будто сам удивляется своим открытиям: «Я всё толкую в моём мировоззрении о мировом уме, о мировой мысли. Да где же мировой мозг? Мысль без мозга и без слов! Разве это не абсурд в устах врача?..   Вольно нам называть мыслию только одну человеческую, мозговую, словесную и человечески сознательную мысль! А она для меня есть только проявление общей мысли, распространённой всюду, творящей и управляющей всем».

И, тем не менее, 70-летний, умудрённый огромным опытом, прошедший огонь и воду, совершивший десятки тысяч операций хирург, эмпирик до мозга костей, приходит к мысли о том, что этот самый мозг не единственный проводник мысли, что жизнь гораздо шире и глубже и не ограничивается только лишь биологическим организмом: «Жизнь — это осмысленная, безгранично действующая сила, управляющая всеми свойствами вещества (то есть его силами), стремясь притом непрерывно к достижению известной цели: осуществлению и поддержке бытия». В этом Пирогов стал предтечей русских космистов — Циолковского, Вернадского.