Файл: Выпускной (квалификационной) работы Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 612

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

96 52. Малиненко
М.К.
Становление и развитие института прокурорского надзора на стадии предварительного расследования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 8. С. 126-131.
53. Мезинов Д.А. Прокурорский надзор в РФ: вопросы особенной части. / Д.А. Мезинов. – Томск.: Изд-во НТЛ., 2011. – 132 с.
54. Мельников Е.А. Уголовное преследование в условиях действия системы разделения властей (досудебное производство): автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук / Мельников Е.А – Москва, 2018.
– 36c.
55. Муравьев Н.В. Общие основания прокурорской деятельности по уголовным делам // Дореволюционные юристы о прокуратуре: сборник статей / науч. ред.: С.М. Казанцев. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. – 128 с.
56. Основные показатели работы прокуратуры Томской области
[Электронный ресурс] / Прокуратура Томской области. Официальный сайт. –
Электрон дан.

URL
: http://prokuratura.tomsk.gov.ru/pravovaja_statistika/osnovnwe_pokazateli_rabotw
_prokuraturw_tomskoj_oblasti/ (дата обращения: 10.05.2020).
57. Прокурорский надзор в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для бакалавриата и специалитета / О. С. Капинус [и др.] ; под общей редакцией
О. С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2018. — 211 с.
58. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. /
В.И. Рохлин. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2013.
– 356 с.
59. Серебрянникова М.В. Прокурорский надзор за уголовно- процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование: диссертация кандидата юридических наук
/
Серебрянникова М.В – Москва, 2013. – 203 с.

97 60. Спирин
А.В.
Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: вопросы теории, практики, законодательного регулирования: автореф. дис…/
А.В. Спирин. – Екатеринбург, 2014. – 22 с.
61. Спирин
А.В.
Проблемы юридической науки и правоохранительной практики: взгляд молодых ученых / Какими должны быть полномочия прокурора по истребованию уголовных дел и материалов проверок // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. - № 1(31). – С. 199.
62. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / А.Я.
Сухарев – М.: изд-во НОРМА., 2005. – 480 с.
63. Терёхин А.А. Акты прокурорского реагирования в российском уголовном судопроизводстве: автореф. Дис… / А.А. Терёхин. – Омск, 2013. –
257 с.
64. Турчин
Д.А. Выводы из ближайшей истории органов прокуратуры и следствия в России /Д.А. Турчин// Правоведение. №2. 1998.
С.166-172.
65. Тушев А.А. К вопросу о функциях прокурора в уголовном процессе // Материалы Международной научно-практической конференции
«Уголовно- процессуальный кодекс
Российской
Федерации: год правоприменения и преподавания». – М.: МГЮА, 2004. – С. 107-110.
66. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.1. / Под ред. А.В. Смирнова – СПб.: Альфа, 1996. – 607 с.
67. Шобухин В.Ю. Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России/ В.Ю Шобухин // История государства и права. 2007. №14. С. 15-18.


98
Приложение
СПРАВКА по результатам изучения практического материала к магистерской диссертации Жданова Игоря Андреевича
«Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
В процессе написания магистерской диссертации были проанализированы статистические данные из открытых источников (на примере Томской
106
и Волгоградской
107
области), включающие общую информацию за последние три года (2017-2019 года), Изученные статистические данные включают в себя информацию о законности возбуждения уголовных дел, их приостановления и прекращения в Томской области, а также данные по рассмотрению в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в
Волгоградской области.
Относительно прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел изучены статистические данные по количеству отмененных постановлений следователя о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела.
Согласно статистическим показателям в
Томской области прокурорами выявляется минимальное количество нарушений закона следователями и дознавателями при вынесении ими постановлений о возбуждении уголовного дела. В то же время, в ходе осуществления надзора в стадии возбуждения уголовного дела нарушений закона следователями и дознавателями при вынесении постановлений об отказе в возбуждении
106
Основные показатели работы прокуратуры Томской области [Электронный ресурс] / Прокуратура
Томской области.
Официальный сайт.

Электрон дан.

URL
: http://prokuratura.tomsk.gov.ru/pravovaja_statistika/osnovnwe_pokazateli_rabotw_prokuraturw_tomskoj_oblasti/
(дата обращения: 10.05.2020).
107
Ведомственная статистика прокуратуры Волгоградской области [Электронный ресурс] / Прокуратура
Волгоградской области.
Официальный сайт.

Электрон дан.

URL
: https://volgoproc.ru/activities/statistic/vedomstvennaya-statistika/ (дата обращения: 10.05.2020).

99 уголовного дела стабильно много. Соответствующие данные отражены в схемах 1 и 2.
1   2   3   4   5   6   7

Схема 1.
Относительно прокурорского надзора за законностью приостановления и прекращения уголовного дела изучены статистические данные Томской области о количестве отмененных прокурором постановлений о приостановлении предварительного расследования и
4
6
10
0 2
4 6
8 10 12 2017 2018 2019
Количество отмененных постановлений
о возбуждении уголовного дела
Отменено постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовного дела
8105 6051 4841 1084 726 764 0
1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10000 2017 2018 2019
Количество отмененных постановлений об отказе в
возбуждении уголовного дела
Возбуждено уголовных дел по результатам отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела
Отменено постановлений следователей и дознавателей об отказе в возбуждении уголовного дела
Схема 2.

100 отмененных постановлений о прекращении уголовных дел.
Соответствующие данные можно увидеть на схеме, приведенной ниже.
Схема 3.
Кроме того, были также изучены данные прокуратуры Томской области, касающиеся количества нарушений закона следователями и дознавателями на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Схема 4.
20841
19580
18686
14478
13394
12367
6363
6186
6319
0 5000 10000 15000 20000 25000 2017 2018 2019
Выявлено прокурором нарушений законов
В том числе при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении
В том числе при производстве следствия и дознания
2498
1924
1938
113
109
93
0 500 1000 1500 2000 2500 3000 2017 2018 2019
Количество отмененных постановлений о
прекращении и приостановлении уголовного дела
Отменено постановлений прокурором о прекращении уголовного дела
Отменено постановлений прокурором о приостановлении уголовного дела

101
Реагируя на нарушения законов, прокуратура вносит либо требования об устранении нарушений закона, когда решаются сиюминутные задачи, а устранить нарушения нужно немедленно, либо представления об устранении нарушений закона, когда в одном акте прокурорского реагирования собираются в группы несколько нарушений, а то и десятков нарушений и формируются требования по устранению этих нарушений и привлечению к ответственности виновных в нарушениях лиц.
Количество вынесенных требований об устранении нарушений законодательства в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, а также вынесенных представлений и информаций об устранении нарушений закона можно увидеть на схеме ниже.
Схема 5.
Что касается мер, применяемых руководством СУ СК РФ по Томской области к сотрудникам, допустившим нарушения, то к таковым относятся и замечание, и выговор, и строгий выговор. Также применяется предупреждение о неполном служебном соответствии занимаемой должности.
Количество привлеченных лиц к дисциплинарной ответственности по мерам прокурорского реагирования представлено в следующей схеме.
962 1547 1633 349 315 274 0
200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2017 2018 2019
Направлено требований об устранении нарушений законодательства в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК
РФ
Внесено представлений и информаций об устранении нарушений закона


102
Схема 6.
В соответствии со статистическими данными прокуратуры
Волгоградской области за период 2017 – 2019 гг., суды согласны с позицией прокурора при решении вопросов, затрагивающих конституционные права и свободы личности. Однако прокуроры не всегда поддерживают ходатайства следователей, и часть не поддержанных прокурором ходатайств суд удовлетворяет. Соответствующие данные можно увидеть на схемах, приведенных ниже.
838
896
1003
750 800 850 900 950 1000 1050 2017 2018 2019
Привлечено лиц к дисциплинарной
ответственности по мерам прокурорского
реагирования
Привлечено лиц к дисциплинарной ответственности по мерам прокурорского реагирования

103
Схема 7.
Схема 8.
11782 12908 14185 5521 5252 6440 0
2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 16000 2017 2018 2019
Заключение под стражу подозреваемых
органами следствия
В суде первой инстанции с участием прокурора рассмотрено постановлений следователя об избрании, о продлении меры пресечения и производстве следственных действий (ст. 106–109, 165 УПК РФ)
Из них о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей
96 79 101 0
11 9
0 20 40 60 80 100 120 2017 2018 2019
Судом первой инстанции удовлетворено ходатайство следователя, не поддержанное прокурором
Прокурором не поддержано ходатайств следователя о заключении под стражу
1.74%
1.5%
1.57%

104
Для сравнения приведу статистические данные прокуратуры
Волгоградской области за период 2017 – 2019 гг. по рассмотренным прокурором постановлениям дознавателей о возбуждении перед судом ходатайств об избрании, о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей.
Схема 9.
Таким образом, в среднем количество не поддержанных ходатайств следователя о заключении под стражу и продлении содержания под стражей в 2 раза больше, чем отказов прокурора в возбуждении перед судом таких ходатайств. Данная тенденция может объясняться более качественным подходом прокурора в решении вопроса об избрании меры пресечения, чем руководителем следственных органов.
На основании изученного материала были сделаны следующие выводы:
102 110 120 1
1 2
0 20 40 60 80 100 120 140 2017 2018 2019
Заключение под стражу подозреваемых
органами дознания
В суде первой инстанции с участием прокурора рассмотрено постановлений следователя об избрании, о продлении меры пресечения и производстве следственных действий (ст. 106–109, 165 УПК РФ)
Отказано прокурором в возбуждении перед судом ходатайства о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей
0.98%
0.9%
1.6%


105
Органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь принимает предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Предварительное следствие существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться такие меры процессуального принуждения как задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и др. Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законодательством.
Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений — немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
Среди актов прокурорского реагирования существует два акта тесно связанных друг с другом. Реагируя на нарушения законов, прокуратура вносит либо требования об устранении нарушений закона, когда решаются сиюминутные задачи, а устранить нарушения нужно немедленно, либо представления об устранении нарушений закона, когда в одном акте прокурорского реагирования собираются в группы несколько нарушений, а то и десятков нарушений и формируются требования по устранению этих нарушений и привлечению к ответственности виновных в нарушениях лиц.
Ввиду огромной нагрузки и необходимости расследованиях всех уголовных дел, находящихся в их производстве, следователи допускают нарушения законов, поэтому меры прокурорского реагирования на допущенные

106 нарушения не повышают уровень эффективности надзора и уровень законности в целом. Считаю, что необходимо улучшить кадровую работу в следственных органах, поскольку достаточно большое количество уголовных дел необходимо расследовать одному следователю, не считая материалов проверок сообщений о преступлениях. Следовательно, необходимо увеличить количество сотрудников следственных органов для уменьшения нагрузки, приходящей на каждое должностное лицо.
Одним из самых обсуждаемых вопросов является лишение прокурора возможности возбуждать уголовные дела и менять обвинительный тезис.
Однако, изучив подробно данные вопросы, хотелось бы отметить, что, по моему мнению, возвращение прокурору права возбуждать уголовные дела и предоставление ему полномочия по изменению обвинительного тезиса является преждевременным. Поскольку использование соответствующих полномочий в рамках действующего
УПК
РФ, без введения соответствующих процессуальных механизмов, невозможно. Возвращение прокурору полномочия по возбуждению уголовных дел предполагает наделение его правом проведения проверки сообщения о преступлении, осуществления следственных и иных процессуальных действий, что приведет к значительному расширению его полномочий, отвлечению от основной функции надзора. Кроме того, подобные изменения повлекут дублирование полномочий между прокурором и следователем.
Следовательно, наделение прокурора рассматриваемым правом невозможно без внесения значительного количества иных изменений.
Относительно изменения обвинительного тезиса до направления уголовного дела в суд стоит отметить, что постановления о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, хотя и выносятся в связи с необходимостью переквалификации обвинения на менее тяжкое и исключения отдельных пунктов обвинения, однако помимо данного основания постановление содержит в себе указание на необходимость производства дополнительного следствия и устранения выявленных