Файл: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, инвесторы могут быть вознаграждены за владение портфелем с ценными документами наравне с ценностью владения интеллектуального капитала. Инвесторы подводят положительные оценки о ценности компании с инновационным и технологическим развитием, это может дать им конкурентное преимущество на рынке производства с более выгодными условиями. В будущем инвесторы смогут выделять значимость и устойчивость той части их активов, непосредственно относящихся к нематериальным активам. Управление нематериальными активами является одним из главных факторов для конкурентного преимущества и устойчивого развития [8].
1.2 Классификация нематериальных активов
Классификация нематериальных активов по способу их возникновения связана с особенностями их признания и оценки в учете и отчетности, таким образом, они делятся на созданные собственными силами и полученные иным путем [9].
В условиях открытой рыночной экономики в хозяйственный оборот вовлекается все, что способно приносить доход. Такой подход способствует повышению эффективности общественного производства. К числу объектов учета, принимающих участие в хозяйственном обороте, относятся и так называемые нематериальные, «неосязаемые» активы. В международных компаниях экономически развитых стран они получили широкое применение и их доля весьма высока в составе имущества. Нематериальные активы все активнее используются во всех сферах деятельности (способствуют инновационному развитию компании, отрасли и государства в целом) и активно рассматриваются отечественными и зарубежными учеными и экономистами для более точного определения их сущности и аспектов государственного регулирования [10]. Вопросы бухгалтерского учета и управления нематериальными активами становятся все более актуальными с развитием рыночных отношений и инновационной экономики. Наличие нематериальных активов в составе ресурсов компании увеличивает ее рыночную стоимость, повышает инвестиционную привлекательность.
Соответственно возникает потребность в уточнении экономической сущности нематериальных активов, исследовании различных подходов к классификации их видов, а также определении элементов, формирующих стоимость нематериальных активов.
Одна из наиболее распространенных классификаций составляющих нематериальных активов это разделение на:
– Организационные расходы.
– Деловая репутация предприятия.
– Интеллектуальная собственность:
а) изобретения;
б) полезные модели, промышленные образцы, программы ЭВМ,
в) базы данных.
В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
Таким образом, рассматривая нематериальные активы организации, как объект исследования и выявляя их сущностные основы — базовые наиболее характерные свойства и черты, позволяющие отделить их от других активов организации, а также выявить их место и функции в организации сделаны выводы, что к таковым основам относятся:
– Отсутствие материальной (физической) формы;
– Наличие стоимости - затрат на приобретение, создание, использование, модернизацию и т. д.;
– Создание стоимости — возможность их использования при производстве товара или услуги, в коммерческом обороте организации, в результате чего создается новая стоимость на продукт;
– Наличие знаний, используемых, например, в технологическом процессе, являющихся основой «ноу-хау», распространяемыми на условиях лицензионного соглашения;
– Особые формы хранения, которые не ограничиваются традиционными бумажными или магнитными носителями информации, а предусматривают инновационные - цифровые способы сохранения и личностные — психологические, касающиеся индивидуальных предпочтений потребителя, основанные на внутренних психологических мотиваторах — в первую очередь, когда речь идет о деловой репутации организации, товарном знаке или знаке обслуживания.
– Cпособность создавать инновационные продукты и инновационные технологии [11].
Эта классификация является довольно ограниченной, так как она не включает разнообразной природы нематериальных активов. Например, здесь отсутствует любой интеллектуальный капитал предприятия.
Заслуживают внимание последние исследования отечественных ученых экономистов, которые вносят свои предложения для улучшения и совершенствования существующей классификации. В частности, Сизоненко О.В. [12] уточняет и совершенствует однородные группы нематериальных активов, что позволит рационально вести синтетический и аналитический бухгалтерский учет этих экономических ресурсов.
По мнению Т.В. Полевой [13], для рациональной организации учета и
эффективного управления нематериальными активами необходимо классифицировать их по следующим признакам:
– видам прав;
– состоянию использования;
– сроку полезного использования;
– периоду получения ожидаемой экономической выгоды;
– степени риска вложений капитала в
– нематериальные активы;
– по направлениям выбытия.
И.Р. Богданова разработала классификацию нематериальных активов по
следующим характеристикам [14]:
– объекты права;
– функциональное назначение;
– средства приобретения, характер владения; использование в деятельности;
– срок полезного использования, средства оценки; уровень правовой охраны;
– возможность идентификации, источники приобретения;
– характер участия в производстве продукции, влияние на финансовый результат;
– степень риска вложений капитала в активы.
Известно, что существует множество разнородных по составу объектов нематериальных активов, которые по тем или иным признакам объектов можно классифицировать следующим образом:
1. В зависимости от степени участия в производстве:
– функционирующие (работающие) нематериальные активы, предприятие при их использовании получает доход в настоящем;
– нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким–либо причинам в настоящее время, но могут использоваться в будущем.
2. По степени отчуждения:
– отчуждаемые, которые полностью передаются при их продаже, передаче, аренде;
– неотчуждаемые, которые остаются в собственности предприятия владельца при частичной передаче прав на их использование.
3. По степени влияния на финансовые результаты организации:
– объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счета внедрения их в эксплуатацию;
– объекты нематериальных активов, которые опосредованно влияют на финансовые результаты.
4. По степени правовой защищённости:
– нематериальные активы, которые защищаются охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);
– нематериальные активы, не зачищенные охранными документами.
5. По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:
– единоличные – то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями организации;
– паевые – то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;
– приобретённые со стороны – то есть объекты нематериальных активов, полученные от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.
Таким образом, особенность нематериальных активов состоит в том, что они используются предприятием в хозяйственной деятельности с целью извлечения дохода в течение длительного периода времени и они не имеют вещественно–натуральной формы [15].
Объектом нематериальных активов является положительная репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.
Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.
Ценность организации может быть определена в виде разницы между покупной ценой организации и стоимостью и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Прочие нематериальные активы – лицензии на осуществление вида деятельности, на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.
В настоящее время понятие «нематериальные активы» не только вошло в теорию российского бухгалтерского учета, но и стало применяться на практике. На современном этапе развития общества нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета в нашей стране, требующий дальнейшего изучения [16].
1.3 Оценка нематериальных активов предприятия
Нематериальные активы (НМА) – это часть внеоборотных активов организации, не имеющие материального выражения, используемых длительное время (свыше 12 месяцев) и приносящих доход.
В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2000 (6, стр. 158) к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
– не имеет материально-вещественной (физической) структуры;
– может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;
– предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
– используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
– не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
– способно приносить организации экономическую выгоду;
– имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др.).
Выделяют 4 вида нематериальных активов:
– Интеллектуальная собственность
В соответствии со статьей 1225 ГК РФ [17], признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.);
– Имущественные права – права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами. Подтверждением таких прав служит договор аренды, лицензия и т.п;
– Отложенные, или отсроченные, расходы – издержки, представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и т.д.). Обычно все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия;
– Деловая репутация организации – это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации
1.2 Классификация нематериальных активов
Классификация нематериальных активов по способу их возникновения связана с особенностями их признания и оценки в учете и отчетности, таким образом, они делятся на созданные собственными силами и полученные иным путем [9].
В условиях открытой рыночной экономики в хозяйственный оборот вовлекается все, что способно приносить доход. Такой подход способствует повышению эффективности общественного производства. К числу объектов учета, принимающих участие в хозяйственном обороте, относятся и так называемые нематериальные, «неосязаемые» активы. В международных компаниях экономически развитых стран они получили широкое применение и их доля весьма высока в составе имущества. Нематериальные активы все активнее используются во всех сферах деятельности (способствуют инновационному развитию компании, отрасли и государства в целом) и активно рассматриваются отечественными и зарубежными учеными и экономистами для более точного определения их сущности и аспектов государственного регулирования [10]. Вопросы бухгалтерского учета и управления нематериальными активами становятся все более актуальными с развитием рыночных отношений и инновационной экономики. Наличие нематериальных активов в составе ресурсов компании увеличивает ее рыночную стоимость, повышает инвестиционную привлекательность.
Соответственно возникает потребность в уточнении экономической сущности нематериальных активов, исследовании различных подходов к классификации их видов, а также определении элементов, формирующих стоимость нематериальных активов.
Одна из наиболее распространенных классификаций составляющих нематериальных активов это разделение на:
– Организационные расходы.
– Деловая репутация предприятия.
– Интеллектуальная собственность:
а) изобретения;
б) полезные модели, промышленные образцы, программы ЭВМ,
в) базы данных.
В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
Таким образом, рассматривая нематериальные активы организации, как объект исследования и выявляя их сущностные основы — базовые наиболее характерные свойства и черты, позволяющие отделить их от других активов организации, а также выявить их место и функции в организации сделаны выводы, что к таковым основам относятся:
– Отсутствие материальной (физической) формы;
– Наличие стоимости - затрат на приобретение, создание, использование, модернизацию и т. д.;
– Создание стоимости — возможность их использования при производстве товара или услуги, в коммерческом обороте организации, в результате чего создается новая стоимость на продукт;
– Наличие знаний, используемых, например, в технологическом процессе, являющихся основой «ноу-хау», распространяемыми на условиях лицензионного соглашения;
– Особые формы хранения, которые не ограничиваются традиционными бумажными или магнитными носителями информации, а предусматривают инновационные - цифровые способы сохранения и личностные — психологические, касающиеся индивидуальных предпочтений потребителя, основанные на внутренних психологических мотиваторах — в первую очередь, когда речь идет о деловой репутации организации, товарном знаке или знаке обслуживания.
– Cпособность создавать инновационные продукты и инновационные технологии [11].
Эта классификация является довольно ограниченной, так как она не включает разнообразной природы нематериальных активов. Например, здесь отсутствует любой интеллектуальный капитал предприятия.
Заслуживают внимание последние исследования отечественных ученых экономистов, которые вносят свои предложения для улучшения и совершенствования существующей классификации. В частности, Сизоненко О.В. [12] уточняет и совершенствует однородные группы нематериальных активов, что позволит рационально вести синтетический и аналитический бухгалтерский учет этих экономических ресурсов.
По мнению Т.В. Полевой [13], для рациональной организации учета и
эффективного управления нематериальными активами необходимо классифицировать их по следующим признакам:
– видам прав;
– состоянию использования;
– сроку полезного использования;
– периоду получения ожидаемой экономической выгоды;
– степени риска вложений капитала в
– нематериальные активы;
– по направлениям выбытия.
И.Р. Богданова разработала классификацию нематериальных активов по
следующим характеристикам [14]:
– объекты права;
– функциональное назначение;
– средства приобретения, характер владения; использование в деятельности;
– срок полезного использования, средства оценки; уровень правовой охраны;
– возможность идентификации, источники приобретения;
– характер участия в производстве продукции, влияние на финансовый результат;
– степень риска вложений капитала в активы.
Известно, что существует множество разнородных по составу объектов нематериальных активов, которые по тем или иным признакам объектов можно классифицировать следующим образом:
1. В зависимости от степени участия в производстве:
– функционирующие (работающие) нематериальные активы, предприятие при их использовании получает доход в настоящем;
– нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким–либо причинам в настоящее время, но могут использоваться в будущем.
2. По степени отчуждения:
– отчуждаемые, которые полностью передаются при их продаже, передаче, аренде;
– неотчуждаемые, которые остаются в собственности предприятия владельца при частичной передаче прав на их использование.
3. По степени влияния на финансовые результаты организации:
– объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счета внедрения их в эксплуатацию;
– объекты нематериальных активов, которые опосредованно влияют на финансовые результаты.
4. По степени правовой защищённости:
– нематериальные активы, которые защищаются охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);
– нематериальные активы, не зачищенные охранными документами.
5. По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:
– единоличные – то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями организации;
– паевые – то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;
– приобретённые со стороны – то есть объекты нематериальных активов, полученные от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.
Таким образом, особенность нематериальных активов состоит в том, что они используются предприятием в хозяйственной деятельности с целью извлечения дохода в течение длительного периода времени и они не имеют вещественно–натуральной формы [15].
Объектом нематериальных активов является положительная репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.
Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.
Ценность организации может быть определена в виде разницы между покупной ценой организации и стоимостью и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Прочие нематериальные активы – лицензии на осуществление вида деятельности, на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.
В настоящее время понятие «нематериальные активы» не только вошло в теорию российского бухгалтерского учета, но и стало применяться на практике. На современном этапе развития общества нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета в нашей стране, требующий дальнейшего изучения [16].
1.3 Оценка нематериальных активов предприятия
Нематериальные активы (НМА) – это часть внеоборотных активов организации, не имеющие материального выражения, используемых длительное время (свыше 12 месяцев) и приносящих доход.
В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2000 (6, стр. 158) к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
– не имеет материально-вещественной (физической) структуры;
– может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;
– предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
– используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
– не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
– способно приносить организации экономическую выгоду;
– имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др.).
Выделяют 4 вида нематериальных активов:
– Интеллектуальная собственность
В соответствии со статьей 1225 ГК РФ [17], признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.);
– Имущественные права – права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами. Подтверждением таких прав служит договор аренды, лицензия и т.п;
– Отложенные, или отсроченные, расходы – издержки, представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и т.д.). Обычно все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия;
– Деловая репутация организации – это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации