Файл: Анализ и оценка деятельности участников конкурентного рынка транспортных услуг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Ценовое давление на эксплуатационные расходы транспортной компании
Ценовое давление на эксплуатационные расходы транспортной компании рассмотрим на примере ОАО «РЖД».
В 2021 году ОАО «РЖД» получило чистую прибыль по МСФО в 50,7 млрд рублей против чистого убытка в размере 6,3 млрд рублей годом ранее, следует из отчетности компании.
Доходы РЖД выросли на 11%, превысив 2,5 трлн рублей.
Динамика показателей капитала, внеоборотных активов (итог первого раздела баланса) и общей величины активов (сальдо баланса) изображена на следующем графике (рис.2).
Рисунок 2 – Динамика показателей капитала, внеоборотных активов (итог первого раздела баланса) и общей величины активов (сальдо баланса) ОАО «РЖД»
Финансовые показатели, а также основные показатели рентабельности по годам отображены на рис.3.
Рисунок 3 – Финансовые показатели, а также основные показатели рентабельности ОАО «РЖД»
EBITDA выросла на 20%, до 503,9 млрд рублей.
По состоянию на 31 декабря 2021 годп объем долгосрочных заемных средств РЖД составлял 1,317 трлн рублнц (на 31 декабря 2020 года – 1,316 трлн рублей), краткосрочных – 289,99 млрд рублей (на 31 декабря 2020 года – 298,5 млрд рублей).
РЖД учреждены в 2003 году, единственный акционер компании – государство. Компания оказывает полный спектр услуг в сфере ж/д транспорта. Эксплуатационная длина железных дорог – 85,6 тысячи км, доля в грузообороте РФ – 47,2%, в пассажирообороте – 25%. РЖД эксплуатируют около 20 тысяч локомотивов, через дочерние структуры владеют 145,2 тысячи грузовых вагонов, 18 тысяч пассажирских вагонов дальнего следования. Пригородное сообщение обслуживают 24 пригородные пассажирские компании. В структурах РЖД работает около 900 тысяч человек
Уставный капитал РЖД на 31 декабря 2021 г. составлял 2 млрд 559 млн 35 тыс. 862 обыкновенных и 150 млн привилегированных акций номиналом 1 тыс. руб. каждая.
По данным РЖД, погрузка на сети по итогам 2021 г. составила 1282,9 млн т, что на 3,2% больше, чем годом ранее. Этот показатель незначительно выше и доковидных значений 2019 г., когда он составил 1278,1 млн т.
Драйверами роста традиционно стали погрузка угля (371,7 млн т, +5,2% к 2020 г.), лома черных металлов (16,4 млн т, +14,4% к 2020 г.), удобрений (65 млн т, +3,6%) и контейнерных грузов. Пока итоговых данных по контейнерам нет, но за 11 месяцев 2021 г. их было перевезено на 12,2% больше – 5,92 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера) во всех видах сообщения.
Годовая погрузка РЖД не достигла доковидных показателей по черным металлам (69,3 млн т, +4,3% к 2020 г., но в 2019 г. – 73,8 млн т), по нефти и нефтепродуктам (217,5 млн т, +4,2% к 2020 г. при погрузке в 2019 г. в 232 млн т), а также по лесным грузам (41,8 млн т, +2,7% к 2020 г. и 42 млн т в 2019 г.).
По итогам 2021 года объем перевозок грузов в контейнерах в транзитном сообщении впервые превысил 1 млн ДФЭ, а общий объем перевозок контейнеров увеличился более чем на 12%, до 6,5 млн ДФЭ. В прошлом году сильнее всего ощутил турбулентность сегмент морских перевозок, стоимость которых по сравнению с началом 2020 года выросла в 6 раз, а срок доставки – в 2–4 раза из–за заторов в портах на фоне возросшего спроса на логистические услуги.
Рост стоимости морских перевозок сделал Россию привлекательным маршрутом для перевалки контейнеров из Китая в Европу по железной дороге, но транзит сдерживается инфраструктурными ограничениями. Возможности для дальнейшего роста грузопотока по железной дороге связаны с нехваткой подвижного состава, недостаточной пропускной способностью основных железнодорожных магистралей, в особенности железнодорожных подходов к портам и пунктам пропуска через границу как на восточном, так и на западном направлении [25].
Значительный контейнерный поток движется по Транссибирской магистрали, которая функционирует буквально на пределе. В 2022 году провозная способность Восточного полигона в соответствии с инфраструктурными мероприятиями, реализуемыми железнодорожниками в рамках КПМИ, должна увеличиться еще на 14 млн тонн – до 158 млн тонн.
По словам заместителя генерального директора – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексея Шило, специалисты стремятся повысить эффективность перевозок, снять действующие барьеры, а также обеспечить вывоз дополнительных объемов грузов. С января по ноябрь 2021 года компания провела 4 тыс. соединенных контейнерных поездов, это на 40% больше по сравнению с 11 месяцами предыдущего года.
На 37 направлениях внедрена новая технология техосмотра фитинговых упоров вагонов–платформ, при которой не нужно снимать контейнер. Кроме того, в ОАО «РЖД» технически подготовились к электронному оформлению перевозок по всему сухопутному маршруту Китай – Европа – Китай и уже организовали электронный обмен данными с 13 зарубежными перевозчиками. В ближайшее время работа будет направлена на увеличение длины поезда и стимулирование клиентов к использованию полной вместимости контейнерных платформ, добавляет Алексей Шило [25].
По его словам, контейнерные перевозки являются самым динамично развивающимся сегментом грузовых перевозок. Их рост в первую очередь происходит за счет перевозок в составе контейнерных поездов. Это привело к тому, что доля маршрутизации груженых контейнерных перевозок на сети достигла 78%, при этом в транзитном сообщении порядка 93% всех контейнерных перевозок осуществляется в составе контейнерных поездов.
Развитию данного сервиса уделяется большое внимание в части обеспечения скорости погрузки, точности и скорости доставки. Для организации перевозок контейнеров в составе контейнерных поездов в 2021 году действовало порядка 1 тыс. специализированных расписаний (в том числе 220 для международных контейнерных поездов). Аналогичное количество расписаний предусмотрено на 2022 год, и их число будет увеличиваться по мере поступления запросов со стороны организаторов контейнерных поездов.
В ОАО «РЖД» предлагают контейнерным операторам для повышения эффективности работы воспользоваться опытом авиаперевозчиков – по аналогии с код–шерингом. Как отмечает Алексей Шило, если бы контейнерные поезда на некоторых направлениях организовывались не одним, а несколькими операторами, это позволило бы снизить нагрузку на инфраструктуру и увеличить объемы перевозок [25].
По мнению эксперта, в транспортной отрасли в 2022 году могут сформироваться избыточные мощности железнодорожного подвижного состава и провозной способности флота, что будет оказывать ценовое давление на ставки на перевозку контейнерных грузов.
«Многие контейнерные компании показывают избыточные финансовые результаты, активно инвестируя дополнительные средства в транспортные активы... Но мы видим опасность такой политики, которая впоследствии приведет к профициту платформ, контейнеров, судов уже в среднесрочной перспективе», – отмечает Алексей Кравченко [25].
Таким образом, ценовое давление со стороны потребителей, которые становятся все более требовательными – один из основных трендов транспортного рынка. Клиент привыкает к сервисам, электронным услугам, удобствам. Поэтому спрос на технологии будет только расти. Технологическое оснащение становится одним из ключевых конкурентных преимуществ в логистике, прежде всего, имеются в виду информационные технологии.
4 Социально-экономическая эффективность развития транспортной инфраструктуры
В современном мире пассажирские перевозки являются не только средством доставки людей из одной точки в другую, но важным драйвером социально-экономического развития территории. На автомобильные дороги приходится наибольшая доля как грузопотоков, так и пассажиропотоков, при этом среди всех видов транспорта именно автодорожная сеть России находится на наихудших позициях в международных рейтингах.
Доля видов транспорта в перевозках пассажиров и грузов отображена на рис. 4.
Рисунок 4 – Доля видов транспорта в перевозках пассажиров и грузов [5]
Международный рейтинг конкурентоспособности, разрабатываемый Всемирным экономическим форумом, дает комплексную оценку инфраструктуры страны, учитывая несколько показателей: связность дорожной сети, аэропортов и судоходных путей, качество автодорожного покрытия, плотность железнодорожных магистралей, эффективность железнодорожных, водных и авиаперевозок.
По качеству автодорожной инфраструктуры Россия идет следом за Эфиопией и находится на 104 месте в 2021 г. (поднявшись со 123 места), при этом по связности дорожной сети – Россия на 38 месте, а по инфраструктуре в целом Россия занимает 51 позицию. Это означает, что в России критически мало дорог высших технических категорий и высока протяженность дорог в ненормативном состоянии, особенно это касается региональной и местной сети.
Еще один серьезный вызов для транспортной системы России связан с задачами по развитию человеческого капитала. Это связано с тем, что возможность быстрого и удобного перемещения людей из точки в точку является одним из основных драйверов развития экономки.
Средний уровень автомобилизации в развитых странах Европы составляет сегодня порядка 500–550 автомобилей, что является для России целевым ориентиром. в региональном разрезе по России дифференциация уровня была достаточно велика в 2000–2010 гг. Сегодня же неравномерность уровня автомобилизации снизилась в 2 раза.
По нашим прогнозам, учитывая статистические данные по России [5], предполагаемая «полка насыщения» может быть достигнута к 2050 г. За период с 2000 по 2017 г. был взрывной рост уровня автомобилизации, что позволило в 2,5 раза нарастить данный показатель. Ожидается, что к 2035 г. уровень автомобилизации достигнет уровня 440–450 автомобилей. Среднегодовые темпы прироста уровня автомобилизации в России будут равняться в среднем 2,2 % за период 2021–2035 гг.
Ключевыми факторами, влияющими на выбор пассажиров, являются стоимость проезда, время в пути, частота сообщения (для общественного транспорта), комфортность поездки. Эти факторы воздействуют на общую подвижность населения. При существенном улучшении условий перевозки возникает индуцированный спрос – дополнительная потребность в поездках, которая формируется благодаря возможности добраться до нужного места существенно дешевле или быстрее.
В будущем соотношение между видами транспорта будет меняться. Как ожидается, значение автобусного транспорта будет снижаться, а доля личного автомобиля будет возрастать. Также значительный рост покажут перевозки авиационным транспортом. В случае с пригородными поездами – они сохранят важное значение в крупнейших городских агломерациях, но на остальной территории их роль будет снижаться. Будущее поездов дальнего следования в настоящее время видится менее определенным. В своем традиционном виде они не смогут выдерживать конкуренцию со стороны воздушного транспорта. В связи с низкой базой развития у пассажирского транспорта имеется большой потенциал для дальнейшего развития.
Согласно федеральной статистике, объем грузовых перевозок на территории России в 2020 г. составил 8133 млн т без учета железнодорожного транспорта необщего пользования, который, в основном, имеет отношение только к перевозке грузов внутри промышленных предприятий. Общий объем грузовых перевозок за последние 6 лет сократился на 1,6 %, при этом его снижение пришлось на 2014–2015 гг., тогда как для 2019–2021 гг. был характерен слабый рост на 1,7 % в 2021 г. и на 1,4 % в 2019 г. [6].
Перевозки грузов, как правило, сильно коррелируют с показателями изменения объема экономики и промышленного производства страны. В наибольшей степени это характерно для автомобильного и железнодорожного транспорта, который отражает экономическую активность населения и промышленных предприятий.
Проблемы логистики товаров по территории России являются одними из ключевых в развитии транспортной системы страны. Существенные недостатки логистических схем приводят к значительному удорожанию процесса перевозки грузов. Основными критериями оценки уровня развития логистики в стране являются: эффективность таможенного и пограничного оформления, качество торговой и транспортной инфраструктуры, простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам, качество и компетентность логистических услуг, отслеживание прохождения и своевременность поставок грузов. Наиболее полноценным и признанным в мире является индекс эффективности логистики – LPI (Logistics Performance Index).